← Сентябрь 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
13
|
14
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
20
|
23
|
24
|
||
25
|
26
|
28
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.apologetika.ru
Открыта:
27-09-2005
Статистика
0 за неделю
Новости Центра апологетических исследований
НОВОСТИ 21-27 сентября 2006 года
Больница получила распоряжение перелить Свидетельнице Иеговы кровь
Сегодня Верховный Суд вмешался, чтобы спасти жизнь серьезно больной африканке, приказав дублинской больнице сделать женщине спасительное переливание крови. 23-летняя конголезка, у которой после рождения здорового ребенка началось обширное кровотечение, отказалась от переливания крови по религиозным мотивам, сославшись на свою принадлежность к Свидетелям Иеговы. По всей видимости, это первый подобный случай со взрослым пациентом в Ирландии. Суд постановил, что больница Кумби должна прежде всего считаться с интересами ребенка и спасти жизнь матери. Не которым сведениям , женщина потеряла 80% крови . — Irish Examiner Breaking News , 21.09.2006 Свидетели Иеговы намерены подать в суд Муж Свидетельницы Иеговы, которой в четверг вопреки ее желанию было сделано переливание крови, пытался помешать процедуре, но его не пустили на территорию больницы. Теперь община Свидетелей Иеговы намерена подать в суд на государство или на больницу Кумби. Свидетели утверждают, что муж той женщины, недавно приехавший в Ирландию из Конго, побывал в больнице сразу после обеда в четверг в сопровождении «старейшины». Решение о переливании крови было принято после срочного заседания Верховного Суда. Судья Генри Эбботт постановил, что больница вправе вмешаться, поскольку у новорожденного младенца «насколько известно, нет никого в этой стране, кто мог бы о нем позаботиться» в случае смерти матери. Женщина, которую все называют «миссис К.», не говорит по-английски и общалась с персоналом больницы по-французски. По некоторым сведениям, сначала она не хотела называть мужа своим ближайшим родственником, не будучи уверена в законности его пребывания в стране. В больнице узнали о его существовании, лишь когда он попытался войти на территорию больницы. Когда медсестра попросила у него удостоверение личности, мистер К. попросил своего коллегу сходить к нему домой за документами, но переливание было сделано прежде, чем он успел убедить руководство больницы в своем правомочии. Выяснилось также, что женщина, которая до перевода в Кумби была пациенткой в больнице Матер, физически сопротивлялась переливанию, и ей пришлось ввести успокоительное. Придя в себя, она выдернула из руки капельницу с физиологическим раствором, думая, что ей переливают кровь. Представитель Свидетелей Иеговы сообщил, что женщина показала персоналу больницы заранее подписанную карточку, которую члены этой организации носят с собой, чтобы уведомить врачей, что их религия не позволяет им принимать чужую кровь. Как правило, в таких карточках содержатся сведения о ближайших родственниках. Источник в Кумби сообщает, что при поступлении миссис К. в больницу ее муж назвался католиком. Теперь Свидетели Иеговы, которые насчитывают в Ирландии более 5 тыс. членов, пытаются определить, были ли нарушены конституционные права пациента. «Мы уже давно ждали подобного случая в Ирландии», — говорит их представитель. — «С какой стороны ни посмотри, права пациента были попраны. Мы можем подать гражданский иск от имени матери или общественный иск от имени Свидетелей Иеговы». Адриан Лоулор, надзиратель местного собрания Свидетелей, заявил, что этот случай отбросил права человека «назад в Темные Века». Свидетели Иеговы сравнивают произошедшее с изнасилованием. В 2002 году Свидетели уже собирались подавать в суд от имени родителей ребенка, которому было сделано переливание крови. Двухлетний ребенок пострадал в автомобильной аварии — машина влетела во двор дома, где он играл. Свидетели Иеговы утверждали, что в той ситуации были нарушены права родителей как опекунов ребенка. — The Sunday Times, 24.09.2006 Некоторые больницы переливают детям кровь вопреки возражениям родителей Три четверти больниц, в которых существует особая политика в отношении пациентов из числа Свидетелей Иеговы, завили, что они будут делать детям переливание крови, даже если родители станут возражать против такой процедуры, ссылаясь на свои убеждения. Опрос в 64 больницах в марте провел Тецуро Кагава, анестезиолог из детской больницы Кобе в префектуре Хиого. В 40 больницах есть особая политика в отношении Свидетелей Иеговы. 30 из них завили, что сделают переливание крови, а 3 — что не сделают. Остальные сказали, что у них нет конкретных правил в отношении детей. Исследование показало, что в 2005 году врачи в 12 больницах сделали 23 операции пациентам младше 18 лет, принадлежащим к Свидетелям Иеговы. Кагава не спросил, прислушались ли в этих больницах к протестам родителей против переливания крови. Некоторые больницы сформулировали правила после того, как в 2000 году Верховный Суд признал, что отказ Свидетелей Иеговы от переливания крови — их личное дело. Обычно считается, что во многих больницах нет никаких особых правил относительно Свидетелей Иеговы, который в Японии насчитывается около 220 000. Однако по результатам исследования Кагавы некоторые эксперты выразили беспокойство, защищено ли надлежащим образом право детей на получение медицинской помощи. — The Japan Times, 25.09.2006 ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ
Женщины-мормонки со всего мира готовятся к конференции Общества милосердия Суббота — очень важный день для женщин-мормонок всего мира. Вечером в субботу в Конференц-центре СПД состоится конференция Общества милосердия. На конференцию соберутся 20 000 женщин, и еще сотни тысяч будут следить за ходом конференции из разных стран мира. Темой завтрашней конференции является строчка из Книги Мормона: «Окружен навеки любовью Его». Как сообщила представителям канала ABC 4 президент Общества Бонни Д. Паркин, «наша тема означает, что женщины должны каждый день чувствовать любовь Господа в своей жизни». Как правило, конференция Общества милосердия устраивается за неделю до Генеральной конференции. — ABC4, 22.09.2006 Мормоны в армии Святые в военной форме сталкиваются на поле боя с необычными духовными проблемами. Церковь СПД предпринимает шаги, чтобы помочь им сохранить веру и крепость во время войны. Капеллан Национальной гвардии штата Юта полковник Линн Хамфриз преподает в Институте Логана курс «Как жить по Евангелию на военной службе», цель которого — помочь членам церкви СПД привести в равновесие свою жизнь как солдат и членов церкви — от курса молодого бойца до боевых действий и в промежутке между ними. По словам Хамфриза, в штате, военная история которого восходит к первому президенту церкви СПД Иосифу Смиту, который по совместительству был первым командующим мормонской армии, подразделения на 95 % состоят из членов церкви. Хотя в местных подразделениях мормоны и составляют большинство, тут же вставляет ротный командир капитан Ларри Краучер, в американской армии в целом мормоны остаются меньшинством. «В моей группе из 1000 солдат нас, мормонов, было только двое», — говорит он о своей шестимесячной командировке в Боснию. — «Перед моим отъездом президент кола дал мне призвание лидера группы, так что я отвечал за проведение воскресных собраний для нас двоих, когда такая возможность представлялась, что бывало нечасто».
Ввиду множества испытаний и искушений, непохожих на испытания и искушения гражданской жизни, с которыми мормоны сталкиваются в армии, церковь предоставляет им специальные ресурсы, которые призваны духовно укрепить солдата. Подразделение церкви по взаимоотношениям с армией, созданное специально для этой цели, отслеживает местонахождение мормонов-военных и готовит для них необходимые ресурсы. Таким образом, у военнослужащих-мормонов есть все, чтобы вырваться из стресса зоны боевых действий — хотя бы на несколько минут в неделю, — все, начиная от записей заседаний Генеральной конференции и выступлений руководства до компактных писаний и причастных принадлежностей. Наличие этих ресурсов и специального подразделения церкви, несомненно, объясняет удивительные цифры, которые называет Хамфриз: «50 процентов тех, кто решает пойти в армию, возвращаются к активной жизни в церкви. Иными словами, из 100 не слишком активных мормонов, которые идут на военную службу, 50 по возвращении станут активными членами церкви». — The Herald Journal Мормоны отпразднуют двухсотлетие со для рождения одного и своих основателей
Члены церкви СПД соберутся в 11 утра в субботу в городском парке, чтобы отпраздновать двухсотлетие со дня рождения одного из основателей церкви. Оливер Каудери, родившийся в г. Уэллс в октябре 1806 года, был первым «вторым старейшиной» церкви мормонов и подчинялся одному лишь основателю церкви, Иосифу Смиту.
«Я взволнован», — говорит Том Сойер, президент местного прихода мормонов. — «У нас в штате Вермонт не так уж много героев, родившихся в маленьких города. Память одного из них у нас есть возможность почтить. Если вы интересуетесь историей Вермонта , ваше место здесь ». «Иосиф Смит не был так хорошо образован, как Оливер Каудери», — говорит Сойер. — «Оливер Каудери мог писать вместо Иосифа. Он был Аароном для Моисея-Смита — Аарон был устами, Моисей был пророком». Каудери был одним из самых важных персонажей ранней истории мормонов, но Сойер не удивляется тому, что его имя не так хорошо известно за пределами церкви, как имена других ее основателей: «Иосиф Смит был первым президентом церкви. Бригам Янг был вторым президентом церкви. Кто был вице-президентом у Джона Адамса? Большинство людей в церкви помнит Оливера Каудери. Большинство людей вне церкви его не помнит». Церемония предполагает выступления Майкла Сешшенса, руководителя церкви СПД в Вермонте, и Фреда Вудса из Университета им. Бригама Янга. По словам Сойера, церковь также сделает городу подарок: «Кто-то нашел в Библиотеке Конгресса дагерротипный портрет Оливера Каудери. Мормонский исторический фонд заказал портрет на основании этой фотографии, и копия этого портрета будет подарена городу». — Rutland Herald, 20.09.2006
Телепроповедник утверждает, что быть богатым — не грех
Телепроповедник Крефло Доллар (имя настоящее) — один из растущего числа известных на всю страну проповедников преуспевания — в пятницу поделился своими убеждениями с несколькими тысячами слушателей в Окланде. Конференция «Изменение» (одно из серии выступлений Доллара по всей стране) должна научить слушателей, как улучшить свою личную жизнь и профессиональную карьеру — прежде всего за счет финансового благополучия. «Эта конференция должна изменить ваш образ мышления; вы не будете жить в покое и счастье, если у вас нет денег», — заявил Доллар двум с половиной тысячам слушателей: «Некоторым христианам нужно научиться жить, наслаждаться жизнью с избытком и перестать относиться ко всему так серьезно». «Купи себе катер или водный мотоцикл. Нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться жизнью».
Проповедь преуспевания звучит с 1980-х годов, но по мере того, как проповедники строят мегацеркви и завоевывают известность благодаря телевизионным шоу, она выходит на новый уровень. Популярность этого учения растет, но есть у него и критики. «Стержнем этих церквей является, главным образом, проповедник и его личность», — говорит Джеймс Коун, профессор богословия из нью-йоркской Богословской семинарии «Юнион». — «Показателем качества христианской веры становится не степень сочувствия и сострадания к бедным, слабым и отверженным, а размер общины. Это не по-настоящему. Это развлечение». У Доллара есть церкви в штате Джорджия и в Нью-Йорке, он ведет собственное телевизионное шоу, которое транслируется на весь мир, и возглавляет объединение из 1000 церквей. Он не первый и не самый популярный из проповедников преуспевания, но он привлекает внимание руководства традиционных афроамериканских церквей.
«Проповедь процветания — это не чисто негритянское движение, но его результаты в негритянском сообществе необычны», — говорит Милмон Харрисон, профессор отделения афроамериканских исследований Калифорнийского университета в Дэвисе. — «Негритянские церкви имеют склонность выходить за рамки религии, но то, как это делается, и акцент на личном благосостоянии — это нечто новое». Доллар известен тем, что проповедует евангелие, подчеркивающее материальное благополучие, и использует Писание, чтобы доказать, что именно это угодно Богу. Он настаивает, что преуспевание не сводится к деньгам: «Я говорю о преуспевании, и большинство людей думает о деньгах, но это преуспевание касается не только денег, но и духа, души, физического тела и семейных отношений». В пятницу, на всем протяжении своего 90-минутного выступления, Доллар подчеркивал важность безусловной любви, но снова и снова возвращался к деньгам. «Вы должны понять, почему в вашей жизни все не так», — говорил он. — «Плохо, когда у вас нет денег, чтобы сделать то, что вам нужно сделать в жизни». «Мне не важно, что говорит ваш любимый проповедник. Я передаю вам то, что говорит Господь. Господь говорит, что мы должны иметь жизнь с избытком». Хотя на Западном Побережье проповедь процветания не пользуется таким успехом, как на Юге, она постепенно приобретает поклонников. На конференцию в пятницу собрались люди всех возрастов, рас и слоев общества. Многие принесли с собой Библии, а также ручки и бумагу, чтобы делать заметки по ходу проповеди». «Он говорит так понятно, правильно и просто!» — объясняет 52-летняя Ширли Джонс, которая в течение всей проповеди стояла и размахивала руками. — «Он говорит именно то, что мне хотелось услышать». Харрисон говорит, что проповедь преуспевания находит отклик у представителей среднего класса и у людей, воспитанных на вере в то, что праведная жизнь будет вознаграждена на небесах. «Теперь же они говорят, что ты можешь получить награду уже сейчас, а потом еще и пойти на небеса», — объясняет он. Доллар не скрывает вознаграждения, которые получил он сам — свой «Роллс-Ройс», свои сшитые на заказ костюмы, свой частный самолет. В его церкви 35 000 членов, и он, не стесняясь, призывает их жертвовать деньги и подчеркивает, что все блага происходят от даяния. Доллар призывает прихожан жертвовать 10 процентов дохода и часто ссылается на стих из Псалмов, где сказано, что Господу нравится, когда Его раб преуспевает. Проповедники, говорит он, это служители:
«У денег есть своя миссия, и церковь производит хороших людей. Бог вложил тебе в руку деньги, чтобы увидеть, используешь ли ты их с любовью к Нему. Неужели ты позволишь, чтобы мелкая монета или долларовая купюра стала между тобой и явлением Бога? Жертвуя, не давай богу чаевые или символическую сумму, пожертвуй значительную сумму. Если посеяно значительное зерно, ты пожнешь значительный урожай». «Может быть, Бог призовет тебя выписать чек на 10 000 долларов». Помимо пожертвований Доллар также получает доходы от продажи книг и дисков. На конференции столы были полны этой продукции, и торговля шла бойко. Слушатели не могли наслушаться речей проповедника-южанина. Дж. Альфред Смит, пастор баптистской церкви в Окланде, говорит, что он придерживается иных убеждений, нежели Доллар. «Я проповедую Евангелие нищим на пустырях Восточного Окленда. Традиция, к которой я принадлежу, делает акцент на справедливости, мире и стремлении ответить на нужды бедных. Я не верю, что цель Церкви — превратить нас в капиталистов». — San Francisco Chronicle, 23.09.2006
Сельскохозяйственный терроризм
Не было никакого взрыва, никаких сирен, газетных заголовков, криков о помощи. Только люди, которые один за другим, поодиночке, тихо звонили врачу или обращались в больницу с расстройством кишечника. Поэтому власти нескоро поняли, что происходит нечто необычное. Все заболевшие недавно употребляли в пищу свежую зелень . Это было пищевое отравление . Но только через год служба здравоохранения установила, что это был акт биологического терроризма. Речь идет не о событиях сентября 2006 года, когда кишечная палочка в пакетах со свежим шпинатом вызвала эпидемию по всей Америке. Мы говорим о событиях сентября 1984 года, когда пресса даже не знала выражения «биологический терроризм». Это была первый в истории Америки биологический теракт. Он был совершен в маленьком городке Даллес в штате Оклахома. И совершила его самая необычная группа — последователи Бхагвана Шри Раджниша, гуру с длинной волнистой бородой и страстью к покупке «Роллс-Ройсов». Последователи Раджниша поселились в Даллесе совершенно открыто — они построили огороженный поселок (в котором впоследствии найдут большой запас оружия) и провели пресс-конференцию. Они хотели завоевать город обычным демократическим путем — победив на выборах. Однако они избрали настолько необычную стратегию предвыборной борьбы, что даже политические консультанты из Вашингтона не додумались бы до подобного: чтобы уменьшить общее число избирателей и обеспечить членам секты большинство, последователи Бхагвана отправились в местные рестораны и заразили сальмонеллой продукты в салат-барах. Менее чем через неделю 751 жителю города был поставлен диагноз: сальмонеллез. «В то время в больнице было 125 коек, и все койки были заняты пострадавшими», — рассказывает журналист Джинни Сениор, которая много писала о секте и ее поселении. — «Было очень грустно беседовать с представителями службы здравоохранения, которые приехали, чтобы изучить эпидемию». Сениор пыталась привлечь внимание специалистов из Центра по контролю за эпидемиями и эпидемиологов штата, но они отказались признать возможность намеренного заражения. Специалисты заявили, что виной всему кухонные работники, и покинули город. Однако осенью 1985 года при обыске в медицинской лаборатории Раджниша была найден колба с сальмонеллой, и эта культура оказалась такой же, как та, что поразила город годом раньше. В 1986 году двух лидеров культа, которые так и не признали своей вины, осудили на 20 лет тюрьмы. Они отсидели только по четыре года и были отпущены за хорошее поведение, после чего бежали в Европу. Бхагван, осужденный на 10 лет условно и уплативший штраф в 400 000 долларов, также бежал в Европу. — Capitol Hill Blue, 20.09.2006 Савеловский суд Москвы 19 октября рассмотрит иск к "Комсомольской правде" о защите чести "целителя" Грабового Савеловский суд Москвы назначил на 19 октября рассмотрение в досудебном порядке иска к газете "Комсомольская правда" о защите чести и достоинства адвокатов "целителя" Григория Грабового, обвиняемого в мошенничестве. Как сообщили "Интерфаксу" в понедельник в суде, адвокаты Г.Грабового настаивают на выплате своему подзащитному компенсации в размере 1200 млн. рублей. По мнению адвокатов, представители "Комсомольской правды" неоднократно заявляли, в том числе и в СМИ, о том, что, благодаря публикациям, появившимся в газете, Г.Грабовой был привлечен к уголовной ответственности. — Интерфакс, 25.09.2006 В Москве продолжают судить Грабового Слушания по делу сектанта Григория Грабового, обвиняемого в мошенничестве, продолжились во вторник в Таганском суде Москвы. Суд должен огласить решения по нескольким ходатайствам защиты - об изменении Григорию Грабовому меры пресечения, о возвращении уголовного дела в прокуратуру на доработку и о передаче уголовного дела в другой суд для рассмотрения по существу. Ходатайства были заявлены в ходе предварительных слушаний 25 сентября. Дело против Григория Грабового было возбуждено в апреле 2006 года. «Целителя» обвинили по ч.4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в крупном размере») по фактам хищения денежных средств граждан под видом «воскрешения» погибших родственников потерпевших или излечении их от тяжелых заболеваний. В правоохранительные органы с жалобами обратились жители из разных городов России, в том числе и жители Беслана, где Грабовой проводил свои семинары, обещая воскресить погибших детей. По данным следствия, Грабовой также обучал «целительству» людей за деньги, а затем предлагал им заключать с ним договора на самостоятельную организацию филиалов и обучение людей в разных регионах России. С каждого из филиалов он получал доход в размере 10%. Одно семинарское занятие обходилось «семинаристу» в 2 тысячи рублей, курс индивидуальных занятий – в 39100 рублей. 18 сентября Таганский суд Москвы продлил срок содержания Григория Грабового под стражей на 6 месяцев. Если вина Грабового будет доказана, ему может грозить до 10 лет лишения свободы и штраф до 1 миллиона рублей. — АНН, 26.09.2006 Дело Грабового могут вернуть в прокуратуру Таганский суд Москвы в среду вынесет решение по ходатайству о возврате в прокуратуру уголовного дела в отношении Григория Грабового, обвиняемого в мошенничестве. Об этом РИА Новости сообщил адвокат подсудимого Вячеслав Макаров. "Мы просим вернуть дело для устранения недостатков, поскольку в обвинительном заключении содержатся ошибки", – отметил защитник. Он не стал уточнять, какие именно недостатки адвокаты нашли в деле. "Также в ходе предварительных слушаний мы заявили ряд дополнительных ходатайств, в том числе о вызове на процесс около 80 свидетелей защиты", – добавил Макаров. Ранее адвокаты просили суд немедленно освободить Грабового из-под стражи, тем самым изменив ему меру пресечения на любую другую, не связанную с лишением свободы. Кроме того, адвокаты настаивают на том, что это дело должен рассматривать не Таганский, а Останкинский суд столицы. Решения по всем этим ходатайствам также станут известны в среду. Об этом сообщает "РИА Новости" — Religare, 27.09.2006 Дело против Грабового возвращено в прокуратуру Таганский суд Москвы сегодня вернул в прокуратуру уголовное дело в отношении псевдоэкстрасенса Григория Грабового, обвиняемого в мошенничестве. Как сообщили в суде, «дело возвращено для устранения нарушений, допущенных в обвинительном заключении». Таким образом, суд удовлетворил ходатайство защиты Грабового, которые просили вернуть дело в прокуратуру Центрального административного округа столицы. Дело в отношении псевдоцелителя было возбуждено в апреле этого года по факту мошеннических действий работников «Фонда Григория Грабового». В рамках него Грабовой был арестован. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в крупном размере по фактам хищения средств граждан под видом «воскрешения» погибших родственников или излечения их от тяжелых заболеваний. По данным столичной прокуратуры, Грабовой создал своеобразную «пирамиду», обучая за деньги людей, и затем предлагал заключать договора с обучавшимися на то, что они организуют дальнейшее преподавание в регионах России. С каждого из филиалов, по версии следствия, он получал доход в размере 10%. Стоимость семинарских занятий, где собирались до 500 человек, составляла 2 тыс. рублей с человека, а курс индивидуальных занятий - 39 тыс. 100 рублей. В окончательной формулировке Грабовому предъявлено обвинение по 11 эпизодам. Если его вина будет доказана, ему может грозить до 10 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей, сообщает ИТАР-ТАСС. — Взгляд, 27.09.2006 Грабовой чудом оказался в суде В понедельник в Таганском суде Москвы начался процесс над псевдоцелителем Григорием Грабовым, обещавшим за деньги воскресить бесланских детей, погибших в школе № 1. Уголовное дело по статье "Мошенничество" против "мессии" прокуратура возбудила после серии публикаций "Известий". В понедельник поддержать своего учителя к суду пришла целая толпа последователей Грабового с цветами и лозунгами: "Мы всегда с вами!". О том, что после трагедии в бесланской школе № 1 в городе появилась некая секта, предлагающая матерям за 39 тысяч рублей воскресить их погибших детей, "Известия" написали в ноябре 2004 года. Мы провели собственное расследование и выяснили, что руководителем этой секты был Григорий Грабовой. Секта быстро росла и со временем превратилась в партию ДРУГГ ("Добровольные распространители учения Григория Грабового"). Среди ее последователей оказался и комитет "Матери Беслана". 5 апреля этого года Григория Грабового задержали в московской гостинице "Космос" во время его очередного "спиритического сеанса". Это произошло после проверки прокуратуры, признавшей действия "целителя" незаконными. 15 июня ему предъявили обвинение в мошенничестве по фактам "хищения денежных средств граждан под видом "воскрешения" погибших родственников потерпевших или излечения их от тяжелых заболеваний". Всего Грабовому вменяется 11 эпизодов. - Он стремился помочь нам вернуть душевный покой, - заявила "Известиям" член комитета "Матери Беслана" Залина Бадоева. - Обращаться к целителям или экстрасенсам - наше право. В понедельник разбираться в "чудесах" Грабового начал Таганский суд Москвы. Предварительные слушания прошли в закрытом режиме, однако к зданию суда поддержать своего "учителя" приехали многочисленные последователи Грабового, которые дружно скандировали "Мы всегда с вами!". Когда подсудимого вели по коридору, несколько женщин пытались вручить ему гвоздики, но были остановлены конвоем. Сам Грабовой выглядел слегка осунувшимся и очень серьезным. - Мы заявили отвод прокурору и Таганскому суду в целом, - заявил "Известиям" адвокат Григория Грабового Вячеслав Макаров. - Суд нам в этом отказал. Однако сдаваться мы не собираемся и будем бороться дальше. - Вы должны вытащить его оттуда! - выкрикивали поклонники учения Грабового. - Он избранный. Великие открытия тоже не сразу воспринимали, ученые становились изгоями, теперь такая же участь постигла Грабового. Между тем на днях, 21 сентября, в Москве в конференц-зале гостиницы "Узкое" состоялся очередной съезд партии ДРУГГ. На нем собралось около 200 человек - это примерно в 10 раз меньше, чем в былые времена. Ни одного представителя комитета "Матери Беслана" не было ни на сцене, ни в зале. Перед последователями "второго пришествия" выступили его адвокаты и новый председатель партии - Ольга Цаплина. Накануне съезда она сменила на этом посту вольного "психотерапефта" (именно так написано это слово на ее личном сайте) Нину Бурневскую. В рядах "воскресителей" явно наметился раскол. Что же касается бывшей верхушки секты - Георгия Рыжакова (президента фонда Грабового), Александра Вадютина (начальника "контртеррористического управления") и Алексея Калашникова (издателя всех книг "второго пришествия"), то их местонахождение неизвестно. Миссионерская деятельность секты сегодня сместилась в регионы. В Москве из трех бывших ее офисов не действует ни один. Большинство книжных магазинов России по этическим соображениям перестали продавать книги Грабового. Партийная газета "Прогноз" в последнем номере ни разу не упомянула фамилию своего учредителя. Посещаемость сайта "воскресителей" упала в несколько раз. Но самый серьезный удар по репутации Грабового нанес он сам, передав через адвокатов официальное заявление о том, что передумал идти в президенты. Эта новость смутила умы даже самых ярых его последователей: "...Быть президентом России мне нецелесообразно, так как это локальная работа с точки зрения всего мира, - говорится в обращении лидера секты к своим сторонникам. - Сейчас мое заявление о том, что в событийном плане я буду баллотироваться в президенты России в 2008 г., отработало с точки зрения событийного доказательства того, что я Второе Пришествие Господа Бога Иисуса Христа. Поэтому я баллотироваться в президенты России в 2008 году не буду". Еще пару месяцев назад он же заявлял, что нет таких обстоятельств, при которых бы не сбылся его прогноз о том, что он станет президентом в 2008 году. Значит, обманул. Или, что еще хуже, ошибся. В Екатеринбурге каждый четвертый школьник - атеист 24 процента екатеринбургских старшеклассников не верят в существование бога. Таковы результаты социологического опроса, проведенного на днях редакцией газеты «Школьная жизнь», в ходе которого было опрошено 616 учащихся 10-11 классов из разных школ города. Из всех опрошенных православие исповедует 62 процента школьников, ислам – 7%, католицизм – 2%, иудаизм – 1%, буддизм – 1%, другую религию – 3%. — Just Media. Украинские ученые призывают к равноправному изложению в школьных учебниках всех теорий происхождения жизни на Земле
Ряд украинских ученых призывают к равноправному изложению в школьных учебниках всех теорий происхождения жизни на Земле и заявляют о неравноправии разных мировоззрений в образовательной сфере Украины. В частности, на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс-Украина" научный сотрудник Киевского национального университета им. Т.Шевченко Богдан Рудый отметил необходимость исправления ситуации в образовании, а также создания Института проблем возникновения жизни и Вселенной. Он раскритиковал учебник для 6-го класса "История Древнего мира" (автор С.Голованов) и ряд других учебников, в которых, по словам Б.Рудого, изложена детально лишь эволюционная теория, и мало сказано о библейской теории происхождения живого на нашей планете. Б.Рудый считает, что в учебниках следует освещать все концепции, описывать их сильные и слабые стороны и приводить аргументированные факты. По словам ученого, "нужно дать студентам и школьникам возможности рассматривать разные точки зрения на проблему возникновения жизни на Земле". Доктор физико-математических наук, завотделом Института ядерных исследований НАНУ Владислав Ольховский считает, что "в сфере образования и науки продолжается давление постсоветского атеизма". В.Ольховский считает, что современная христианская философия не противоречит науке. "Бог создал законы природы, а наука изучает их действие", - отметил он. "Нельзя писать только научные взгляды на проблемы происхождения жизни на нашей планете, так как наука не дает полные ответы на эти вопросы", - добавил он. Доктор медицинских наук, старший научный сотрудник Института эпидемиологии и инфекционных заболеваний АМНУ Валентин Жалко-Титаренко отметил, что в основном в учебниках подается в устаревшем виде эволюционная теория Дарвина, которая сейчас понимается совсем по-другому. "В течение последних десятилетий выяснилось, что строение клеток организма человека намного сложнее любого современного ракетно-космического комплекса", - подчеркнул он. В свою очередь кандидат юридических наук, профессор Национального педагогического университета Ростислав Огирко отметил, что, давая преимущество эволюционно-материалистической философии в системе образования, министерство науки и образования нарушает 35-ю статью Конституции Украины, где каждому гарантирована свобода мировоззрения. По его словам, государство должно проводить соответствующую политику в этой сфере. Между тем присутствовавший на пресс-конференции один из авторов критикуемых учебников Сергей Голованов заявил, что в его учебнике упомянуты все основные теории происхождения жизни на планете Земля. Он объяснил, что изложил научный подход к теориям возникновения жизни и Вселенной. "Богословие и наука несовместимы, и в нашей стране школа отделена от церкви", - сказал С. Голованов. — Интерфакс, 21.09.2006
Агентство безопасности против мунистов и Свидетелей Иеговы Казахский Комитет национальной безопасности готовит «черный список» организаций, которые попадут под официальный запрет. Наряду с Аум Сенрикё, в этом списке окажутся саентологи, Свидетели Иеговы, мунисты и другие группы. Законопроект будет представлен парламенту в конце года, но даже сотрудники КНБ признают, что будет непросто доказать негативное влияние перечисленных групп на общество. — News Briefing Central Asia, 22.09.2006 Атеизм остался уделом сверхблагополучных стран Рост религиозности, по крайней мере декларируемой, в России очевиден. Десять лет назад, по данным "Левада-центра", россияне поровну (44% против 43%) делились на тех, кто объявлял себя верующим и считал себя атеистом. Сейчас соотношение изменилось до 62% против 28%. По мировым меркам, однако, религиозность россиян невелика. В составленном американским Pitzer College "рейтинге атеизма" за 2005 год Россия занимает 12-ю позицию из 50. Исследователи проанализировали целый ряд работ и статистических данных и пришли в выводу, что до 48% россиян – атеисты или агностики. По этому показателю их опережают только страны Северной Европы (где уровень атеизма доходит до 80%), Япония, Южная Корея, Франция, Германия, Чехия. Эксперты Pitzer College констатируют, что развитые европейские государства наименее религиозны, причем процесс секуляризации продолжается и даже ускоряется. Их выводы подтверждаются опросами, проведенными в разные годы World Values Survey. К примеру, за период с 1990 по 2000 годы число тех, кто говорил, что вера для него очень важна, сократилось в Великобритании с 16% до 14,4%, в Испании – с 18,6% до 15,7%, во Франции – с 9,6% до 8,5%. Показательно сокращение числа верующих в такой традиционно религиозной стране, как США. По данным Harris Interactive, в 1994 году 95% американцев заявляли, что верят в Бога. В 2005 году таких оказалось 82%. "В мире никогда еще не было так много атеистов, как сейчас",– констатируют эксперты Pitzer College. Однако сокращение числа верующих в развитых странах входит в противоречие с общемировой тенденцией. Мир в целом становится более религиозным. Большую часть населения планеты составляют жители развивающихся государств, где религиозность намного выше и продолжает расти. Например, по данным Pew Research, в 2002 году доля глубоко верующих в Европе составляла около 20%, в Латинской Америке – 60-80%, а в Африке – около 100%. И население в религиозных странах быстро увеличивается, в отличие от атеистической Европы. Подъем религиозного самосознания принято ассоциировать в первую очередь с исламскими странами. В действительности многие страны, например, в Латинской Америке переживают настоящий "религиозный ренессанс". Просто религиозное самосознание здесь не принимает форм фанатизма, и потому процесс не так заметен. Например, в Мексике доля тех, кто заявляет, что вера для него очень важна, выросла с 1990 по 2000 годы почти в два раза – с 44% до 82,5%. В XX веке распространение атеизма связывалось с влиянием научно-технического прогресса, ростом уровня образования и популярностью социалистических теорий. Рост религиозности в последние 15 лет свидетельствует о смене тенденции. Эксперты склонны указывать на его социальные корни. "Большая социальная и личная безопасность порождает более атеистические настроения в обществе",– считают авторы доклада Pitzer College. А кризисная социальная ситуация (как, например, в Мексике 1990-х) ведет к росту религиозности. Прослеживается некоторая связь между уровнем неравенства и религиозностью. По крайней мере, население стран, где неравенство выросло в последние десятилетия, демонстрирует растущую склонность к религии. Еще одно популярное объяснение – рост религиозности является ответом на глобализацию. Именно поэтому он совпал с крушением биполярной модели мира даже в тех странах, которые не входили в социалистический блок. Поворот к религии – своеобразная реакция на слишком быстрые изменения и экспансию мультикультурализма. Еще один важный фактор "религиозного ренессанса" – возвращение религиозных организаций в общественную и политическую жизнь. "С конца 1970-х религия стала возвращаться в общественную, в публичную жизнь",– говорит профессор Центра изучения религий РГГУ Александр Агаджанян. Лидером этих процессов стал мусульманский мир, а точкой отсчета, по его мнению, можно считать исламскую революцию 1979 года в Иране. Затем последовало несколько знаковых событий по всему миру: всплеск конкурентной борьбы католиков и протестантов в Латинской Америке в 1980-х, выход индуистской партии на арену большой политики Индии в 1990-е. Девальвация идей социализма, выполнявших роль "оппозиционной религии" – идейной платформы оппозиции, привела к тому, что религиозные организации вновь стали актуальны, особенно в неблагополучных государствах. Во многом благодаря этому был обеспечен "религиозный ренессанс" в развивающихся странах. Однако возвращение религии в политику характерно не только для них, но и для мировых лидеров – например, США. И весьма возможно, волна десекуляризации политики еще далека от своего пика. — Коммерсантъ № 176 (№ 3507), 21.09.2006
Дмитрий Таевский: Двойственность современного религиозного сектантства в кривом зеркале российской журналистики
Ситуация с отображением вопросов религиозного сектантства, и сугубо вероучительных, и связанных с другими конфессиями и светским обществом, в современной российской журналистике крайне неоднозначна и сложна. Во многом это связано с непростой российской историей, как дореволюционной, так и постсоветской. Проблем в этой области не существовало лишь в советский период, когда журналистика являлась верным орудием правящей партии и рупором ее идей. <...> Прямым следствием отсутствия у РПЦ способов воздействия на широкие массы населения, наряду с полной религиозной безграмотностью населения, стало появление на заре российского капитализма таких резко радикальных коммерческих сект, как "Белое братство", "Богородичный центр", "Новый век" и т.д. Логично используя полное отсутствие информации у населения, сложную экономическую ситуацию, ощущение "потерянности", отсутствия перспектив развития, нестабильности общества, эти секты провели мощную агитационную компанию, сумев привлечь в свои ряды тысячи людей - и, соответственно, получить миллионы долларов прибыли. Одной из наиболее значимых причин успеха этих сект стало однобокое освещение их деятельности журналистским сообществом. Вместо исследования истинных социальных причин, способствовавших возникновению агрессивных коммерческих культов, журналисты занимались исключительно освещением событий в "желтом" свете, то есть описанием сенсационных сцен и подробностей происшествий, связанных с этими сектами. Последовавшая за этим репрессивная реакция властей на деятельность этих сект, не имеющая никакого отношения к свободе вероисповедания, еще более подлила масла в огонь. Общая некомпетентность журналистов того периода в сложных религиозных вопросах в сочетании с необходимостью грамотной критики сект привела российскую журналистику на позиции полного отрицания права на существование сектантства как такового - то есть на позиции РПЦ. Отсутствие профессиональной подготовки журналистов в области религиоведения играло и играет до сих пор крайне негативную роль в восприятии населением всех религиозных конфессий в целом. Связано это, безусловно, с отсутствием религиоведческого образования в советский период и недостатком соответствующей специальной подготовки у современных журналистов. В советское время в гуманитарных вузах изучался исключительно научный атеизм, занимавшийся критикой даже не столько основных мировых религий, сколько вообще религиозного восприятия действительности, и практически не затрагивавший вопросы сектантства. В постсоветское время вузы столкнулись с отсутствием профессиональных преподавательских кадров, способных внятно изложить целостную, непротиворечивую и объективную картину современного религиозного мира, и фактически отказались от серьезного рассмотрения этой области человеческой деятельности вообще. Не следует игнорировать и определенную специфику современного российского религиоведения, во многом повторяющего заблуждения политизированной советской науки, а в некоторых вопросах ставящего науку на службу политике. Широко распространено, например, использование ошибочной терминологии в отношении ряда исламских экстремистов, зачастую неверно называемых ваххабитами, в то время как в России к аравийскому ваххабизму не имеет отношения практически ни одна этноконфессиональная группа, и даже экстремальные чеченские боевики исповедуют не ваххабизм, а пуританский салафизм. Не менее показательным примером является отнесение монгольской, тувинской, бурятской и калмыцкой разновидностей буддизма к некоему несуществующему религиозному течению, обычно называемому ламаизмом. В подобной ситуации журналист, разрабатывающий специфические и узкоспециальные вопросы и при этом слабо в них ориентирующийся, имеет две возможности для создания более-менее объективных репортажных и аналитических материалов: использование специальной литературы и опыт экспертов. В случае с религиозным сектантством, однако же, подобный подход срабатывает редко. Проблема заключается в том, что объективных материалов по сектантству практически нет. Все работы, написанные в советское время, грешат откровенно антиклерикальным подходом, и при этом почти не касаются сект нового периода. Материалы дореволюционного времени, хотя и отличаются фундаментальным подходом, однако созданы преимущественно православными исследователями и рассматривают все явления религиозной жизни исключительно с позиций государственного православия. Объективность исследований сект новейшего времени также весьма сомнительна, так как такими исследованиями занимаются преимущественно специально созданные структуры РПЦ, которые в своих работах более или менее успешно совмещают критику всех конкурирующих конфессий с прямыми фантазиями на темы сатанизма, экуменизма и тоталитаризма. Наглядным примером подобной деятельности является скандальный "Справочник по сектам и деструктивным культам", не оставляющий практически никаких шансов всем религиозным организациям, за исключением РПЦ. Еще более сложен вопрос общения журналиста с экспертом. Очевидно, что в освещении любого религиозного вопроса необходимо мнение не одного эксперта, а как минимум приверженца соответствующей деноминации и независимого ученого. При этом крайне желательно было бы выслушать и сторону, интересы которой задеваются в материале - то есть в случае с расследованием деятельности сект необходимо услышать мнение руководства секты, мнение альтернативной организации (как правило, РПЦ), и мнение независимого внеконфессионального эксперта. К сожалению, большинство российских журналистов опять-таки идет по линии наименьшего сопротивления и занимает однозначную позицию критики любой сектантской организации, независимо от ее вероисповедальной доктрины и специфики культа. Ситуация для журналиста достаточно беспроигрышна, так как конфликт с сектой, и без того имеющей, как правило, непростые взаимоотношения с окружающим миром, для него безопасен, а "горячая" тема опасности сект и "смелости" журналиста всегда найдет отклик у читателей. Еще более беспроигрышными и безопасными являются журналистские фантазии на религиозные темы, к примеру, ссылки на некие несуществующие в природе секты сатанистской ориентации и якобы связанные с этими сектами криминальные происшествия. Между тем подобный подход журналистов приводит руководство большинства религиозных конфессий в состояние полного замыкания внутри общины, неприятия любого общения с журналистами и какого-либо отсутствия публичности, что еще более усиливает межконфессиональную напряженность в обществе и непонимание широкими слоями населения сущности альтернативных религиозных сообществ. В среде журналистов, пишущих на религиозные темы, за последние пятнадцать лет сформировался своеобразный стереотип подачи материала, позволяющий, с одной стороны, представить любой случай, связанный с сектой, как сенсацию, а с другой - обезопасить журналиста от судебного преследования. Этот стереотип был сформирован в центральных СМИ в конце 90-х годов и, по мнению экспертов, основывается на разработках соответствующих структур РПЦ и спецслужб, занимающихся воздействием на общественное мнение. Со временем интерес читателей федерального уровня к таким материалам угас, после чего они перекочевали в региональную прессу, хотя периодически "всплывают" и в таких изданиях, как "Комсомольская правда", "Известия", "Труд-7" и т.д. Все материалы подобного характера основаны, как правило, на одном, как бы случайном, примере из жизни человека, обратившегося в секту. Практически все журналисты не утруждают себя задачей получения интервью с самим героем очерка или с лидером его секты, довольствуясь общением с близкими и родственниками сектанта. Материал подается на контрасте "жизнь до секты - жизнь в секте", причем независимо от реальной жизни "до секты", со слов родственников этот период описывается исключительно в идиллических тонах. Соответственно, жизнь "в секте", с точки зрения родственников, друзей и соседей, является крайне несоответствующей общебытовым, обывательским представлениям о нормальном сосуществовании, и потому подвергается жесткой критике. Не понимая мотивов поступков сектанта, его нетипичное поведение объясняют исключительно в терминах "зомбирование", "психологическое воздействие", "гипноз" и т.д. Подобный контраст призван убедить неискушенного читателя в том, что любой человек может быть насильно втянут в секту, и все описанное в материале может в любой момент, спонтанно, случиться с самим читателем, его родственниками, детьми и знакомыми. Апогеем подобных журналистских работ является, как правило, тезис о возможных материальных потерях семьи вследствие ухода человека в секту, и вероятной передачи в собственность секты части имущества, недвижимости и денег. В силу сложности общего материального положения большинства россиян и кризисной ситуации вокруг недвижимости, этот тезис воспринимается всегда крайне негативно, независимо от контекста. Широко распространенным приемом в публикациях на темы сектантства является проецирование отдельных частных случаев на всю секту в целом. К примеру, факт попадания любого руководителя секты под следствие или суд, причем даже по вопросам, никак не связанным с религиозной деятельностью, подается как очерняющий всю секту и ставящий ее вне закона. Прецедент совершенно цивилизованного судебного рассмотрения финансовых или организационных проблем сектантской организации, независимо от решения суда, приравнивается к необходимости запрета секты. Широко используются и примеры деятельности других сект, не связанные с рассматриваемой сектой, с целью создания ее негативного имиджа. Наиболее часто в этом аспекте упоминается случай самоубийства членов секты "Ветвь Давида" и газовая атака в токийском метро, произведенная членами секты "Аум Синри-ке". Как правило, при этом проводится аналогия между этими сектами и сектой, которую посещает герой материала - безо всякой реальной вероучительной или организационной связи между ними. Подобная однобокая подача материала практически всеми российскими СМИ, безотносительно истинных мотивов таких публикаций, усиливает социальную напряженность в обществе, порождает ксенофобию и религиозную нетерпимость, и фактически дискредитирует саму идею свободы вероисповедания в демократическом государстве. Двусмысленность существования современного российского сектантства заключается в том, что формально все религиозные деноминации не просто разрешены, но и являются равными перед обществом и законом - естественно, в случае, если они напрямую не нарушают закон. Фактически же в обществе, во многом благодаря действиям журналистов, сохраняется интуитивное восприятие примата православия в форме РПЦ над другими религиями, причем независимо от традиционных для данной местности вероучений. За исключением особо агрессивных, близких к экстремизму, религиозных деноминаций, большая часть так называемых сект на самом деле оказывает на общество крайне благоприятное воздействие, нивелируя негативную роль капиталистической "культуры", ориентированной исключительно на достижение максимального количества материальных благ, на деньги и власть. Религиозные общины являются убежищем для людей бедных, одиноких, потерявших смысл и цель жизни, внутренне готовых к суициду, преступлению, алкоголизму и наркомании. Безусловно и естественно то, что такие люди, попав в некую специфическую среду религиозной общины, радикально меняются внешне и внутренне, у них изменяются жизненные ценности и приоритеты, что не может не беспокоить их родственников. Однако любой дееспособный человек имеет право на подобные действия в отношении себя, даже если это идет вразрез с моральными установками общества. К сожалению, очень часто в такой ситуации журналисты оказываются орудием сведения счетов, разрешения неких семейных и материальных проблем. Нередки случаи, когда уход человека в секту является на самом деле следствием, а не причиной семейного разрыва, однако оскорбленная сторона подает ситуацию в выгодном для себя свете, стремясь либо "вернуть" в семью когда-то близкого человека, либо "отобрать" у него детей, либо решить свои материальные вопросы. В случае, если журналист идет на профессионально некомпетентные действия, не стремясь рассмотреть все аспекты конфликта и выслушать все стороны, он лишь усугубляет ситуацию, возможно даже до критического состояния, и, по большому счету, дискредитирует свою профессию. С другой стороны, журналисту крайне сложно быть объективным при рассмотрении подобных вопросов. Как уже говорилось выше, журналист, как правило, не обладает специальными знаниями по вопросам религий и способен как искренне впасть в заблуждение, так и оказаться под впечатлением более сильной личности, владеющей материалом, т.е. оказаться просто неспособным противостоять убеждениям заинтересованных сторон. Поэтому перед российским журналистом, пишущим на темы религиозного сектантства, на данный момент стоит альтернатива: либо принимать сторону РПЦ и усиливать тем самым ксенофобию в обществе, либо пытаться быть объективным и погружаться в дебри религиозных проблем, т.е. поступать профессионально, не идя на поводу у желания на скорую руку сообщить "жареные факты" или выплеснуть эмоции, а изучая материал по всем правилам журналистской профессии. Впрочем, у журналиста всегда остается вариант - вообще не писать на подобные темы. Вопрос лишь в том, выиграет ли от этого общество. — БАБР.RU, 21.09.2006 Петр Образцов: Создатель в небесах с алмазами: американские астрофизики обнаружили новое послание человечеству от Бога
Такие сообщения будоражат человечество время от времени. Оставляя за скобками скрижали Завета, продиктованные Создателем пророку Моисею, самой ранней "шифровкой" можно считать великую пирамиду Хеопса, из сопоставления параметров которой выводили мировые константы. А недавно появилось предполагаемое послание Создателя, записанное им в виде распределения интенсивности реликтового излучения космоса. Божественная "шутка юмора"? Астрофизики S. Hsu из Университета штата Орегон и A. Zee из Калифорнийского университета в Сан-Диего по снимкам со спутника составили карту реликтового излучения космоса - самого "древнего" излучения, по характеристикам которого ученые судят о ранних стадиях возникновения Вселенной. Оказалось, что это излучение неоднородно, на карте хорошо видны "горячие" и "холодные" области (впрочем, и те и другие соответствуют температурам вблизи абсолютного нуля - минус 273 С). Вообще-то карта Hsu и Zee сенсационна сама по себе. Согласно современной теории образования Вселенной реликтовое излучение должно быть совершенно одинаковым всюду, и обнаружение "горячих" и "холодных" областей требует пересмотра классических представлений. Но американские астрофизики, как и большинство западных ученых, - прекрасные пиарщики. Они предложили считать реликтовое излучение зашифрованным в виде двоичного кода посланием Создателя. Осталось малое - расшифровать его. Количество информации, содержащейся в реликтовом излучении, астрофизики оценили в 100 тысяч бит, или немного более 10 килобайт, причем утверждают, что такого объема информации хватит для описания всех открытых и еще не открытых законов Вселенной. Астрофизики обсуждают и другие "дискеты", на которых Создатель мог бы записать всю информацию о Вселенной. К ним относятся: генетический код, чередование скальных пород в Гранд-каньоне и знаки после запятой в числе "пи". Однако единственно верным носителем информации авторы сочли свою теорию о реликтовом излучении - cosmic microwave background (CMB). Однако... стоит ли увлекающимся читателям бросать все дела и срочно начинать расшифровку карты CMB? На непроизносимую фамилию одного автора (Hsu) и произносимую другого (Zee) интернет дает сотни ссылок. Большая часть из них - на ту самую работу про CMB как Божью шифровку, но есть и ссылки на работы по квантовой механике. Если Hsu и Zee вообще существуют, то последние статьи подтверждают их высокий научный статус. Но публикация о божественном CMB, в которой приведены полторы нехитрые формулы и три страницы остроумных, но совершенно ненаучных рассуждений, все же дает повод для сомнений. И опубликовано все не в уважаемом научном журнале, а на сайте, куда можно поместить что угодно... Еще большие сомнения вызывает странное число 10 кБ - обычная компьютерная дискета имеет объем памяти в 14 раз больше, и на ней не разместишь даже фотографии Hsu и Zee. Забавно, что "оппоненты" Hsu и Zee на полном серьезе пишут о завышенной величине 10 кБ: надо, мол, намного меньше... И, наконец, хохмачи Hsu-Zee однажды проговариваются (явная подсказка), называя свое любимое реликтовое излучение не "космическим" (cosmic), а "комическим" (comic). Шутки и приколы в научном мире - вещь нередкая. Известная книжка "Физики шутят" наполовину составлена из фальсификаций, опубликованных крупными учеными в серьезных изданиях, не заметивших подвоха. Что ж, Hsu и Zee удалось провести сотню СМИ, переписавших их "шутку юмора". Однако вопрос о зашифрованных посланиях - не важно, Создателя или инопланетян, - все равно волнует человечество. И его стоит обсудить. Тайна большой пирамиды и маленького "пи" Энтузиастам криптографии давно известно, что в великой пирамиде Хеопса зашифрованы все мировые константы и открытые и неоткрытые законы природы. Высота пирамиды, умноженная на площадь основания, дает нам расстояние от Земли до Солнца (или до Сириуса - всего не упомнишь). В день весеннего солнцестояния тень от пирамиды в точности равна высоте Эйфелевой башни минус высота Триумфальной арки. Вес пирамиды в тоннах равен числу академиков РАН, умноженному на миллион... Шутки шутками, но энтузиасты нашли не одну сотню якобы совпадений разных параметров пирамиды с важными физическими величинами. Самый простой ответ этим "пирамидиотам" (термин придуман директором Египетского музея древностей) - это невероятное соотношение: 1,49 (стоимость четвертинки водки в 60-е годы прошлого века), возведенное в степень 2,87 (стоимость поллитровки водки в те же годы), дает нам 3,141... - число "пи" с точностью до третьего знака после запятой! Кстати об этом числе. "Пи", отношение длины окружности к ее диаметру, является безусловно универсальной вселенской константой. Это число не просто нерациональное (то есть не может быть выражено в виде дроби из целых чисел), но даже трансцендентное (то есть не является корнем алгебраического уравнения с рациональными коэффициентами). Количество знаков после запятой в этом числе бесконечно, и время от времени появляются сообщения о вычислении "пи" вплоть до какого-то там рекордного знака - сейчас, с помощью компьютеров, уже где-то за миллион. Неудивительно, что в последовательности этих знаков энтузиасты ищут Послание. Некоторые находят, но разве санитарам Кащенко что-нибудь объяснишь? Грубые, неотесанные мужланы. Хотя и серьезные ученые удивляются, например, тому, что где-то в районе тысячного знака после запятой вдруг появляется последовательность из четырех семерок. К чему бы это? Так до сих пор никто и не знает, содержится ли в числе "пи" информация о тайнах Вселенной. Однако зададимся вопросом: а сможем ли мы понять эти тайны? Уравнение хроноблямки Вряд ли мы когда-нибудь прочтем Послание, содержащее недостающие нам законы природы. Хотя очень ли нужен московскому гастарбайтеру из Душанбе или учительнице из Торжка, думающей, как дотянуть до зарплаты, уже открытый закон несоблюдения четности в нуклонных процессах? По большому счету, конечно, нужен, но это отдельный разговор. А вот с неизвестными законами хуже - новый закон наверняка будет содержать неизвестные параметры. Скажем, что означало бы: "квазибрюка прямо пропорциональна произведению хроноблямки на мегалазку при граничном условии - равенстве хрюки одному, и только одному, брюку"? Даже простой закон Ома ("напряжение равно произведению силы тока на сопротивление проводника") не поняли бы в относительно недавние времена Петра I - его современникам непонятны были бы 5 слов из 8. Какие тайны космоса человечеству действительно удалось на сегодня извлечь - так это только "Люси в небесах с алмазами". Самое древнее человекообразное существо, обнаруженное в Эфиопии... Люди любят сами себя шифровать В качестве домашнего задания читатели могут попытаться расшифровать наше, человеческое, послание внеземным цивилизациям, отправленное в 1974 году по программе поиска SETI. В нем люди попытались сказать все самое главное о себе. ВНИМАНИЕ: Центр
апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки Центр
апологетических исследований |
В избранное | ||