"И взял Корах, сын Иц'ара, сына Кэ'ата, сына Леви, и Датан и Авирам сыны Элиава, и Он, сын Пэлэта, сыны из колена Реувена. И предстали пред Моше..." (Бемид-бар, 16:1,2). Первое из этих предложений неполное - в нем не разъясняется, что именно взял Корах. Поставив глагол "и взял" на первое место и не указав, что было взято, Тора дала нам понять, что главное желание Кораха - брать, присваивать, владеть самому и не давать другим. Из этой испорченности души проистекают все его действия, причиной
которых является жадность, самолюбие и зависть, прикрываемые высокими и красивыми словами, в которых слышится забота об общем благе и желание преобразовать общество, уравняв права всех его членов. Прежде всего, завистник хочет присвоить власть. Корах хочет занять место Моше и Аарона, став во главе еврейского народа. Его слова выдают намерения, которые он тщательно скрывает от всех. "Хватит с вас..." - говорит Корах, обращаясь к Моше и Аарону. Раши поясняет: "Слишком большого уважения к себе требуете
вы". Т.е. на первое место выдвигается не конструктивная сторона и конкретные претензии, а нетерпимость к чужому величию, независимо от того, заслуженное оно или нет. Бунт, который поднял Корах против руководителей народа, всегда приводится в пример как "спор не во имя Небес" - не во имя истины и правды, не ради общего блага; спор, в основе которого лежит зависть или ненависть. Продолжение истории Кораха призвано научить нас, что подобные споры приводят к трагедии, и, прежде всего, тех, кто их
начинает: "И открыла земля рот ее, и проглотила их, и их дома, и всех людей, которые вместе с Корахом, и все их имущество" (Бемидбар, 16:32). Моше является полной противоположностью Кораха - он не искал величия. Когда Вс-вышний обратился к нему у горящего куста, Моше просил сделать посланником, который станет во главе народа и выведет его из Египта, кого-нибудь другого. Став - по приказу Вс-вышнего - руководителем огромного числа людей, он никогда не позволял себе воспользоваться чьей-то услугой. "Осла
не брал ни у одного из них" (Бемидбар, 16:15) - заявляет Моше перед лицом Вс-вышнего. И Сам Творец свидетельствует о нем: "И муж этот - Моше - намного скромнее любого из людей на земле" (Бемидбар, 12:3). Моше убегает от славы. Это слава гонится за ним. Не подлежит сомнению, что нам следует извлечь урок из трагедии Кораха и его сообщников. Человек должен следить за собой и проверять свои чувства, помыслы и устремления, чтобы ни в коем случае не оказаться в такой ситуации, когда основным мотивом
его поведения станет зависть, личный интерес и стремление к наживе. Особенно тщательного самоанализа требует деятельность на общественном поприще - она ни в коем случае не должна быть направлена на достижение личных интересов. Нельзя допустить, чтобы жизнь общества управлялась материальными потребностями людей, прячущимися за высокими идеями. В противном случае, мы придем к настоящему кризису как в личной жизни, так и в общественном и национальном деле. Рав Кук отмечал, что мы живем в поколении, когда материальная
сторона жизни и материалистические взгляды довлеют над всем остальным. Однако, несмотря на это, он писал: "Известно, что восстание духа против материи будет поднято в земле Израиля и в среде народа Израиля в то время, когда начнется пробуждение нации и ее возрождение. Материальное благополучие, достигнутое той частью народа, которая видит в этом свою цель, не даст ей возможности развиваться духовно. Их стремление к высоким и святым идеалам начнет угасать само собой и исчезнет совсем" (Орот 4). Но произойдет
революция. Она примет форму глубоко раскаяния, которое вдохнет новые жизненные силы в народ и приведет к свободе, которую уже нельзя будет отнять. В основе этого раскаяния будет лежать - подобное пророческому - видение истинной стороны вещей, которое дается человеку свыше (на основе Орот 97). Рав Дов Бегон
ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ
Обвинение
Бунт Кораха против Моше и Аарона вспыхнул сразу же после того, как разведчики испугали людей своими рассказами о великанах и высоких крепостях и сыновья Израиля отказались исполнить то, ради чего Вс-вышний вывел их из Египта: выступить войной против идолопоклонников, заселивших землю Кнаан и овладеть ею. Все поколение было обречено на сорок лет блуждания в пустыне. И только тем, кому было меньше двадцати было обещано, что они смогут войти в землю, отданную Б-гом праотцам, и завоевать ее. Вместо того, чтобы
раскаяться, большая часть народа переложила ответственность на Моше: мол обещал привести в землю, текущую молоком и медом, а оказалось, что у него нет на это сил, и все, кто пошел за ним, обрекли себя на гибель в пустыне. Какой смысл был оставлять привычную жизнь в Египте? Выразителями этих настроений стали Датан и Авирам: «И послал Моше позвать Датана и Авирама, сыновей Элиава, а те сказали: «Не придем. Мало того, что он увел нас из земли, текущей молоком и медом (Египта), чтобы мы умерли в пустыне,
так он еще и захватил власть над нами и собирается править. Разве привел он нас в землю, текущую молоком и медом и дал нам наделы – поля и виноградники – разве глаза людей выколешь ты? Не пойдем» (Бемидбар 16, 12 -14). Не для всех, видимо, Египет был домом рабства. Были и такие, которые неплохо устроились и занимали высокие должности. Их с трудом можно было отличить от Египтян. Зачем они пошли за Моше? Чудеса, сделанные Моше, произвели на них впечатление и они решили, что, присоединившись к
нему, они удостоятся лучшей жизни, чем в Египте, который после обрушившихся на него казней придет в упадок. Надеясь получить все даром, они не были готовы ни к трудностям, ни к самоотверженной борьбе за Землю. Поэтому они не захотели возложить ответственность за постигшую весь народ беду ни на самих себя, ни на сыновей Израиля, проявивших слабость веры в Б-га, испугавшихся великанов и высоких крепостей, и отказавшийся вступить в войну с племенами Кнаана, а обвинили Моше в том, что он не сотворил чудеса, как
он, якобы, обещал, не поразил семь народов и не обратил их в бегство, чтобы их владения и имущество разделить между сыновьями Израиля. Моше, любивший святую землю и стремившийся в нее всей душой, Моше, который был готов возглавить завоевание Кнаана и идти перед всем войском, он оказался с точки зрения Датана и Авирама виновен в неудаче, постигшей народ. Позиция Датана и Авирама напоминает позицию части еврейского религиозного мира: часть евреев уверены, что возвращение на родину должно произойти чудом и, отказываясь
принимать участие в процессах, происходящих в стране, отказываясь от службы в армии, не признавая, что труд, направленный на преобразование земли является Божественным повелением и важнейшим делом, фактически отказываются от борьбы за Израиль. Эта часть еврейского народа заняла такую позицию еще сто двадцать лет назад, когда только начиналось движение за возвращение на родину. Для подобных людей нет большой разницы, где жить – лишь бы была материальная база, позволяющая обеспечить «духовный рост».
И они открыто заявляют об этом. Некоторые из них считают Америку благословенной землей, а Нью Йорк – обладающим не меньшей святостью, чем Йерушалаим, а некоторые доходят даже до того, что утверждают, будто в наше время запрещено жить на святой земле. При этом они направляют обвиняющий перст в сторону религиозных людей, которые борются за завоевание и освоение святой земли, отдавая на это все свои силы и рискуя жизнью. «Смотрите – говорят они – у вас ничего не получается. Все ваши достижения
недолговечны: вы создали поселения, а их разрушают. Вас выбросили из сектора Газы, разрушив созданные вами цветущие поселения, разорив и унизив тысячи тружеников и воинов, преданных делу освоения Земли, и точно так же выбросят вас из Йеуды и Шомрона. И это хорошо и правильно. В ваших домах следует поселить арабов потому, что не пришел еще время овладеть землей Израиля. Вы боретесь за возведение Храма, а политики делят Йерушалаим, отдавая часть города арабам. Вы служите в армии, а она остается далекой от идеала,
а вас не пускают на командные посты и вы только обслуживаете чужие интересы». При этом люди, направляющие обвиняющий перст в тех, кто стремится сделать Израиль сильным не только в экономическом и военном отношении, но и в духовном, забывают о том, что они, обвинители, сами являются частью народа, на который возложена задача завоевания и преобразования Святой Земли. Но они утверждают, что спасение народа Израиля произойдет чудом, а до тех пор, пока этого не случилось, можно жить в странах изгнания, текущих
молоком и медом, или в еврейском государстве, если можно воспользоваться его материальными благами в виде отчислений налогоплательщиков на осуществление «духовного роста», и воспользоваться спокойствием в стране, который обеспечивает сильная современная армия. И до тех пор, пока значительная часть народа будет оставаться в стороне от борьбы за святую землю и созидательного процесса, направленного на ее преобразование, трудно добиться решающих успехов, которые могли бы превратить Израиль в страну,
способную преобразовать весь мир. А все обвинения, прежде всего, следует обратить таким людям в свой адрес. Возникшая ситуация напоминает ситуацию, когда два человека должны поднять тяжелый камень, но один из них считает, что излишнее напряжение повредит ему и отказывается принять участие в этом деле. Его товарищ, понимая важность стоящей перед ними задачи, пытается справиться с ней в одиночку, а тот, кто оставил его, стоит с ним рядом и приговаривает: «Я же тебе говорил, не надо было браться за это дело.
Вот видишь, у тебя ничего не получается, оставь напрасные усилия и подождем, пока все сделается само собой». Но тот, кто прикладывает усилия, обязательно добьется успеха, так как ношу, которую он собирается взвалить на себя, поддержит Б-г Всесильный, и поможет отнести ее на нужное место. А там, кто знает, может быть этот камень окажется первым в фундаменте третьего Храма. Рав Зеев Мешков
Геометрия букв
В предыдущих шести комментариях к разделу «Корах» (2003 – 2009 гг.) мы подробно разобрали все аспекты «восстания во имя демократии». Сегодня мы проиллюстрируем черты характера Кораха, опираясь на необычайные свойства нашего языка. Анализируя пасук «Это родословная неба и земли при создании их» (Берешит 2,4), мудрецы заметили, что он может быть переведен и так: «Это родословная неба и земли, посредством ה (хэй) сотворил Он их»,
т.е. Всевышний сотворил мир при помощи буквы «хэй» и именно в ней заключена суть сотворенной реальности. Три линии буквы ה олицетворяют три области реальности, в которых протекает наша жизнь: верхняя – мир мысли, правая – мир речи, левая – мир действия. Речь берет свое начало в мире идеала и формирует реальность слов, которая является непосредственным продолжением реальности мысли. Когда же мы пытаемся приложить наши идеалы к сфере действия, мы сталкиваемся
с зазором – изначальной несовместимостью идеала и реальности. Этот зазор между мыслью и действием – неотъемлемая часть реальности сотворенного мира. Это не иллюзия. Предусмотрено Творцом, чтобы граница между мыслью и действием была реальной и неотъемлемой чертой нашего существования. Именно эта дихотомия между идеалом и реальностью, этот разрыв заставляет нас прикладывать силы, чтобы его преодолевать, побуждает нас творить, придает нашей жизни полноту, смысл и гармонию. Имя «Корах»
состоит из трех букв: ח - хет ר - рэйш ק – куф. Каждая из них напоминает букву ה , и в каждой есть сущностное отличие. На первый взгляд эти буквы более гармоничны. Несоответствие между мыслью и высказыванием с одной стороны и действием – с другой, находит в каждой из них некоторое разрешение: у «хет» отсутствует зазор, «рейш» - обходится без действия, а у «куф» - мысль и речь лишь приложение к доминанте
действия. Мир, где господствует ק – куф – мир реалистов. «Несомненно, у меня есть идеалы и я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Я обсуждаю эти идеалы с единомышленниками, стараюсь передать их детям», - заявляет сторонник такого отношения к жизни. «Но я не настолько наивен, чтобы полагать, что эта истина может относиться к миру действия. То, что уместно в субботней молитве, неприемлемо в бизнесе». Иное – сверхидеалист. Вся его энергия
направлена на размышления и рассуждения. Он принципиально устраняется от практических действий и подобен а этом смысле букве ר – рэйш. Другой вариант идеалиста символизирует буква ח – хет. Этот идеалист не абсолютизирует действие и не отрицает его. Он отрицает наличие «зазора». В его понимании материальное ничуть не менее свято, чем духовное, действие столь же чисто, как и высказывание. Обе «ножки» соединены с верхней чертой и в равной мере могут служить
для трансляции идеального в реальное, тем самым отрицая любую иерархию выделенности. Мы не видим Кораха при подготовке Исхода. Как реалист (из мира «куф») он прекрасно понимает всю бессмысленность сопротивления фараонам во имя неясных идеалов и необходимость разумного поведения в египетской данности. Сейчас в пустыне Корах отрицает особость коэнов, отрицает иерархию выделенности, установленную Творцом, отрицает «зазор», т.е. проявляет себя идеалистом из мира «хет».
С другой стороны не случайно бунт Кораха происходит сразу после истории с разведкой земли Кнаан. Подобно большинству разведчиков, Корах хочет остаться в идеальном мире пустыни, не требующем материальных действий – мире «рейш». Не желая иметь дела с миром в том виде, в котором он создан Творцом, все три типа людей, олицетворяемых именем Корах, порождают вокруг себя хаос и конфликты. С другой стороны, отношение к жизни, заданное структурой буквы «хэй»,
есть путь к истинной гармонии. Область действия обособлена от области, где существует высказывание и мысль, однако последние определяют границы, в которых разворачивается действие. Разрыв между идеалами и реальностью не означает, что наши действия не способны менять мир и приближать его к нашим идеалам. Разрыв – источник дисгармонии и напряжения, но это конструктивное напряжение и оно заставляет нас бросать миру вызов и бороться, изменяя мир и себя в лучшую сторону. Признание разрыва между тем, что мы
есть, и тем, чем нам следует быть, превращает нас в сознательно сопричастных деятельности Создателя.
Партия, дай порулить!
«По какому праву вы нас ведете? Мы все – весь народ – одинаково святы! Хватит!» («Бамидбар», 16:3). Такое обвинение бросает в адрес Моше и Аарона не кто-нибудь – а Корах Бен Ицхар из того же колена Леви. С ним видные деятели колена Реувена: Датан Бен Элиав, Авирам Бен Элиав, Он Бен Пелет. Вожаки. И еще люди – итого 250 человек, все старейшины родов, уважаемые евреи. Все – поборники демократии. Они становятся против Моше
и бросают ему публичный вызов: легальный, ибо свободы слова никто не отменил. И действительно, если все люди сотворены равными, значит, и права у всех одинаковы? А если права у всех одинаковы, то почему Моше тянет за ниточки, а остальные безропотно идут за ним? По какому праву? Мне кажется, что русскоязычный читатель раскусит Кораха легче, чем кто-либо иной. Именно такая – искуснейшая! – демагогия была основой русских бунтов, бессмысленных и беспощадных, от Пугачева
до революционных матросиков и дальше. И не к демократии она ведет. Она ведет как раз к анархии. Между прочим, кто вообще заставлял народ идти за Моше из Египта неполных два года назад? Даже Сам Творец не заставлял – чудеса «казней египетских» были направлены против египтян. Евреи (и туча вышедших с евреями египтян и других неевреев!) сами пошли за единственным лидером, который что-то предлагал. За Моше. Евреи получили заповеди из рук Моше. Стали народом согласно схеме, рассказанной Моше. И
теперь гнать поганой метлой кого? Моше. Да не демократ ты, Корах! Ты обыкновенный амбициозный политикан, который возбуждает волну народного гнева и недовольства, чтобы потом на этой волне самому прийти к власти! И тебе лично, Корах, мечтается не о тяжелой и неблагодарной должности пророка и вождя – тебе, Корах, хочется одеяний Великого Когена! Недаром ты Аарона включил в свою обвинительную речь! За всеми красивыми словами для знавшего еврейскую политику того дальнего
времени стоит прозрачное: вы, Моше-Аарон, из колена Леви – и я из колена Леви. Вы в колене Леви из семьи Кхат – и я из семьи Кхат. Вы сыновья Амрама – а я сын Ицхара. А вы забрали себе и гражданскую, и духовную власть. Поделитесь! Подтасовка нам ясна без дополнительных комментариев, и мы можем ответить на вопрос Кораха и компании достойно: лидер не равнее других. Он лидер по тому праву, что за ним пошли. Он лидер по тому праву,что он дает народу конструктивную
силу, и, наконец, потому, что с ним Б-г, а Б-г имеет право выбирать себе людей. Потому что люди не равны. Люди рождаются равными, да, но к зрелости каждый из них проделал уже некий путь и достиг положения, каждый – своего. И те, кто достигли власти, - заслужили ее. Даже фараона Бог и Моше приперли к стенке, но не выводили евреев из Египта без его разрешения. Не могли? Да нет, могли, конечно, но уважали власть фараона! Только он сам мог отпустить евреев из своей страны!
Моше – человек не советский; скромный и неискушенный в дрязгах. Он, слыша слова Кораха и компании, падает перед ними ниц, закрыв лицо руками. Ему плохо. Он: «сказал Кораху и всем сообщникам его, говоря: Завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят, того да приблизит к Себе; и кого изберет, того и приблизит к Себе. Принесите каждый из вас благовония в курильнице. Чью жертву пожелает Творец, тот из вас и будет когеном. Оставьте меня. Завтра утром поглядим» («Бамидбар», 16:5).
Потом он сказал (до него постепенно доходило): «Слушайте – разве мало вам, что вас, сыновей Леви, отделил Всевышний, для того чтобы вы работали с Мишканом, с переносным Храмом? Вы еще и когенами быть захотели? Так это не к нам претензии – это к Б-гу, причем тут Аарон? Бог решил, что он должен приносить жертвы». …Датана с Авирамом, вождей из колена Реувена, уже не было поблизости, как сквозь землю провалились. Им внутрилевитские проблемы –
кто что будет делать в Храме –были неинтересны. Им (как отмечает рав Гирш) было интересно учредить такое равноправие, при котором они могли бы заменить Моше. А что делает Моше, человек, по слову которого чернеет полуденное небо и расступается вода морская? Он посылает к Датану и Авираму парламентариев! Он покорно и униженно просит их продолжить переговоры! Вот это - настоящая свобода. Лидер уважает права граждан – не за счет собственных прав. А что Датан, что Авирам?
Они посылают ответ: «Не придем». И дальше - знакомое объяснение: «Разве мало, что ты нас вывел из земли, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне, тебе надо еще и еще навластвоваться?» («Бамидбар», 16:13). ( «Землей, текущей молоком и медом» в лексиконе Моше называется Ханаан; Датан и Авирам теми же словами называют Египет!) Не хотят вести переговоры, хотят играть в войну. Это была последняя капля. Моше воскликнул: «Господи! Не принимай их жертвы!
Я же не трогал ни одного осла из них!» Что он имел в виду ослов, принадлежащих тем людям, или самих их в сердцах обозвал ослами? Его можно понять. Конец истории: Кораха и его команду поглотила земля. 250 лидеров сгорели в небесном огне. Жестоко. Справедливо. Потому что процесс должен продолжаться, и тормозить его бесконечно, ради удовлетворения чьих-то эго, нельзя. Путь к Земле обетованной продолжался. Он продолжается и сейчас.