На первый взгляд, правило «сила наказания должна соответствовать тяжести преступления» не было соблюдено в случае отказа войти в землю Кнаан и завоевать ее. В самом деле, ведь люди не собирались бунтовать против Б-га. Они лишь испугались ожидающих их в будущем трудностей. А приговор им был вынесен очень суровый: смерть в пустыне. И все поколение должно было погибнуть за сорок лет блужданий!
Но нужно учесть, что каждое творение обязано исполнять свое предназначение в этом мире. Сыновья Израиля были выведены из Египта, чтобы завоевать землю Кнаан, прийти в Йерушалаим, построить Храм и проявить Б-жественное Присутствие во всем мире. Поколение, стоявшее у горы Синай, забыло о своем предназначении, забыло о значении земли Израиля. И, вынося приговор тем, кто отказался вступить в борьбу с кнаанскими племенами, Вс-вышний сказал: «И младенцев ваших, о которых вы говорили,
что они станут добычей врага, приведу Я их Сюда, и узнают они землю, к которой вы отнеслись с пренебрежением» (Бемидбар, 14:31). Вс-вышний обещал не только привести будущее поколение в землю Израиля, но и дать понять ему, что это за земля. Им откроются ее свойства, они поймут, что это земля, на которой человеку дается пророчество. Из этой земли и из ее центра, Йерушалаима, выйдет свет для всех народов.
Так же и в нашем поколении, поколении возвращения в землю Израиля и национального возрождения, следует постигать свойства Святой земли, говорить о них, изучать их. И не следует ограничиваться только изучением ее географии и истории. Нам необходимо понять и нашу духовную связь с землей, на которой мы живем. При этом следует учесть, что объяснения на рациональном уровне не могут раскрыть нашей связи с этой землей. Для того, чтобы постичь ее, необходимо опереться на веру,
веру в избранность сыновей Израиля и их особое предназначение в мире.
Подход к проблемам земли Израиля с точки зрения «политических реалий» не может привести к успеху. Он только все больше и больше запутывает ситуацию. Для того, чтобы решить накопившиеся проблемы, необходимо оперереться на традицию и вспомнить, что закон Торы запрещает передачу даже клочка земли Израиля в руки других народов. Хотелось бы чтобы и политики, и командный состав Армии обороны Израиля познакомились поглубже со свойствами земли Израиля. Это даст им силы по-другому
управлять страной и бороться с врагами, которые мечтают изгнанть нас с нашей земли. И тогда слова Калева бен Яфунэ станут руководством к действию для всех, кто призван управлять народом:«Взайдем поднимемся, и овладеем ею (землей), ибо обязательно одолеем ее, ибо земля эта хороша очень».
Рав Дов Бегон
ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ
Через год после исхода сыновья Израиля подошли к границе Святой земли, и Моше обратился к народу со словами: «Смотри, положил Б-г Вс-сильный твой перед тобой землю эту. Иди и овладей ею, как сказал тебе Б-г Вс-сильный отцов твоих. Не пугайся и не страшись» (Дварим, 1:21). Но сыновья Израиля перед тем, как выступить на ее завоевание, попросили Моше отправить разведчиков, которые узнают «дорогу, по которой нам следует подниматься, и города, куда мы придем» (Дварим, 1:22).
Моше отобрал двенадцать праведных людей, каждый из которых занимал высокое положение в своем колене, и отправил их на разведку.
Но десять из них, увидев сильные народы и укрепленные города, испугались. И только двое, Йеошуа и Калев, поверили в то, что Б-г отдаст сыновьям Израиля эту землю, несмотря на то, что племена, проживающие в ней, представляются непобедимыми. Десять из двенадцати разведчиков, вернувшись в стан, напугали весь народ рассказами о том, что они увидели «землю, пожирающую живущих на ней», что там живут великаны, а стены крепостей достигают небес. И только Калев и Йеошуа пытались
успокоить людей. Но их чуть не закидали камнями. За отказ выступить на завоевание земли все сыновья Израиля были наказаны сорока годами блуждания по пустыне.
Один из аргументов, который привели разведчики, убеждая сыновей Израиля отказаться от войны за землю, заключался в следующем: «И все люди, которых мы видели в ней (в земле этой), – люди очень большие. И там мы видели исполинов, детей великанов… И были мы в наших глазах как кузнечики. И так же мы выглядели в их глазах» (Бемидбар, 14:32-33). Грех разведчиков оставил след в душах всех поколений, и до сих пор не удалось уничтожить его последствия.
Для того, чтобы исправить грех разведчиков, надо перестать смотреть на себя как на кузнечиков, а почувствовать свою силу. И не надо говорить, что мы в глазах своих недругов похожи на мелких насекомых. Еще со времен расступившегося моря, пропустившего сыновей Израиля и поглотившего египетские колесницы, все наши недруги дрожат перед нами. И в песне, которую произнес народ на берегу моря Суф, говорится: «Задрожали тогда князья Эдома, богатырей Моава охватила дрожь, растаяло
сердце всех жителей Кнаана» (Шмот, 15:15). И свидетельствовала жительница земли Кнаан того времени: «Знаю я, что отдал вам Б-г эту землю, ибо напал на нас страх перед вами, и растаяло сердце всех жителей земли перед вами. Ибо слышали мы, что осушил Б-г воды моря Суф перед вами, когда вы вышли из Египта…» (Йеошуа).
Кузнечиком видит себя только тот, кто не верит, что с нами Б-г. Можно даже сказать, что по-своему они правы: мы малы, слабы и даже смешны, если не учитывать, что нас ведет Б-жественное Проведение, наполняющее нас силой, дающее нам разум и способность побеждать врагов и преобразовывать землю. И Тора предупредила: «Не говори в сердце твоем: «Сила моя и крепость руки моей дали мне все эти победы». Вспомни Б-га Вс-сильного твоего, Который дает тебе силы побеждать, чтобы утвердить
союз Его, поддерживать который он поклялся отцам твоим…» (Дварим, 8:17,18).
Так что мы, действительно, малы и слабы, но призваны помнить, что с нами Б-г, дающий нам силы.
На доводы разведчиков, утверждавших, что нельзя победить великанов и овладеть неприступными крепостями, Йеошуа и Калев сказали: «Земля, которую мы обошли, чтобы разведать ее, хороша очень-очень. Если расположен будет к нам Б-г, то приведет нас в землю эту и отдаст нам землю, которая течет молоком и медом» (Бе-мидбар, 14:9). На сегодняшний день евреи не только во всем мире, но и в самом Израиле разделились на тех, кто верит в то, что Б-г с нами, и на тех, кто отказывается
поверить в это. На тех, кто видят себя кузнечиками и считают, что так же они выглядят в глазах врагов, перед которыми они обязаны заискивать, и на тех, кто уверен в том, что Б-г поможет нам преодолеть все трудности и победить многочисленных противников. «Кузнечики» боятся не только потерпеть поражение – еще больше они боятся, когда сыновья Израиля побеждают, так как любая победа происходит чудом и доказывает, что с нами Б-г, а принять этот факт и признаться в том, что они были изначально неправы, «кузнечикам»
не хочется. Ведь тогда придется отвечать за все свои ошибки, за свое неверие, за свое безбожие. Вот «кузнечики» и упорствуют. Они объявляют победы поражением, передают завоеванные земли врагу; изгоняют собственный народ из районов, превращенных самоотверженностью сыновей Израиля, их молитвой и упорным трудом, из пустыни в цветущий край; привозят бандитов в Святую землю и вооружают их, дают им деньги и борются за их права. Когда возникает необходимость выйти на войну, они предпочитают скрыть ту силу, которую
дал нам Б-г, не использовать ее, а подставлять своих солдат, как живые мишени под пули врагов. «Кузнечики» так-же стараются воспитать будущее поколение так, чтобы людям можно было внушить, что они такой же народ, как и все остальные народы, что не Б-г привел их в эту землю, а униженные, обездоленные и преследуемые собрались здесь, найдя убежище от катастрофы. «Кузнечики» стремятся отказаться от изучения Торы и книг пророков в школах, так как эти книги наполняют людей Б-жественным духом, превращая их из насекомых,
пугающихся шелеста листа, в гордых борцов за проявление Б-жественного Присутствия во всем мире. «Кузнечиков» поддерживают не только те, кто отказался от традиции отцов. Среди тех, кто молится по утрам, налагает тфилин, соблюдает правила кашрута и законы субботы, также есть не мало людей, которые отказываются увидеть свое величие и силу. Это объясняется тем, что борьба за землю Израиля – это испытание, выявляющее истинность веры. Перед этим испытанием Б-г ставит всех, но не все его выдерживают. И значительная
часть населения, соблюдающая субботу и другие основные законы Торы, никак не хочет поверить в то, что Б-г с ними, и Он привел их в эту землю, чтобы отдать ее им. Ради того, чтобы иметь возможность продолжать тот образ жизни, который привычен для галутного еврея, эта часть религиозного населения готова поддерживать «кузнечиков», укрепляющих врага и отдающих ему Святую землю. Они с пренебрежением и насмешкой относятся к тем, кто борется за каждый клочок земли Израиля, рискуя своей жизнью, подвергаясь репрессиям
со стороны «кузнечиков». Многие из религиозных пособников «кузнечиков» не готовы признать заслуги тех, кто служит в армии, защищая границы Святости.
Так же и те, кто предан земле Израиля становятся перед испытанием, которое выявляет, насколько крепка их вера в то, что не «сила моя и крепость руки моей дали мне все эти победы». Речь идет о тех случаях, когда «кузнечики» вместо того, чтобы обрушить всю силу армии Израиля на ее врагов, направляют солдат на разрушение поселений. И религиозный солдат становится перед необходимостью ответить самому себе: «Кто я? Кузнечик или человек, несущий в себе Б-жественный Образ и Подобие?»
Ведь если ты человек, то не имеешь права исполнять приказ, который противоречит Б-жественной воле и играет на руку тем, кто борется с проявлением Б-жественного Присутствия в мире.
Хотелось бы, чтобы слова Йоава, полководца Давида, одержавшего множество побед над многочисленными врагами стали девизом народа, борящегося за свою землю: «Укрепляйся и укрепимся ради народа нашего и городов Вс-сильного нашего, а Б-г сделает то, что хорошо в Его глазах» (Шмуэль 2, 10:12).
Рав Зеев Мешков
Ну а это зачем?
Центральное место в недельном разделе занимает история разведки Эрец Исраэль. Затем следуют указания о некоторых деталях жертвоприношений, о жертвах за ошибку, об отделении части хлеба для коэнов. В конце раздела описывается казнь нарушевшего шабат и дается совсем странное указание: «И говорил Ашем Моше, говоря: скажешь сынам Исраэля и говори им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих
во всех поколениях своих и вставляли в цицит края (одежды) нить тхэлет (сине-голубую). И будет она у вас в цицит, и, глядя на неё, вы вспомните все заповеди Ашем и исполните их, и не будете следовать сердцу вашему и глазам вашим, которые влекут вас к блуду, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были выделены Эло’им вашему. Я Ашем, Эло’им ваш, который вывел вас из земли Египетской, чтобы быть вам Эло’им. Я Ашем, Эло’им ваш» (Бамидбар 15,
37-41). Ничто так не выделяет еврея из массы народа, как нити, болтающиеся из под пиджака. Обрезания не видно, головной убор может быть вполне «цивильным», но эти то «кисточки» зачем? И это то, от чего «современные», эмансипированные евреи избавляются в первую очередь, а если и не избавляются, то прячут глубже, под рубашку, лишая себя возможности «глядеть на неё». А заповедь между тем столь важна, что мудрецы включили её в текст молитвы «Шма», которую мы произносим дважды в день! Подумать только!
Не запреты убийства и воровства, не уважение к родителям, а вот это – узелочки, ниточки болтающиеся – составляет треть молитвы. И ладно бы что-то красивое, скажем золотой венец Главного Коэна тоже напоминал о власти Творца, но цицит производят часто впечатление незаконченности, неряшливости, беспорядка в одежде. И что такое я смогу увидеть и вспомнить «глядя на неё»?
Первое, что мы вспоминаем, глядя на цицит, на всю их нелогичность и необычность – имея цицит, я выполняю заповедь Всевышнего и именно в выполнении заповедей – цель и смысл моего существования, моя национальная принадлежность, особость и избранность. Я выполняю заповеди не потому, что понимаю логически всю их пользу (например, благотворительности, мытья рук перед едой, воздержания от воровства и убийства, почитания родителей),
но только и исключительно потому, что заповеди – дар Того, которого я люблю, а в подарке любимого важно не что, а от кого.
Четыре кисти цицит – символ четырех сторон света, всего материального мира, а их «растрепанность», «недоделанность» напоминает о необходимости нашей постоянной партнерской работы с Творцом по исправлению мира и превращению его в достойное Его вместилище. Пять узлов на кистях – это и пять книг Торы, и наши пять органов чувств. Восемь нитей каждой кисти – выход за грань рационального. Семь – полнота материального
мира (шесть направлений пространства и время, семь дней недели и семь дней до обрезания, семь цветов и семь нот, первое простое число превышающее первое совершенное), а восемь – уже за гранью мира и поэтому восьмая нить – сине-голубая (цвета «тхелет»). Восьмерка выводит из ограниченности в бесконечность. Не случайно математический знак «бесконечность» - лежащая восьмерка.
В апреле, обсуждая главу «Шмини» мы говорили об умении разделять. Здесь – еще одно упражнение в этом навыке: утро наступает, когда мы можем отделить на глаз цвет восьмой нити от семи. Наконец гиматрия (числовое значение) слова «цицит» - 600, а с восемью нитями и пятью узлами получается 613 – общее число заповедей.
Начинается наш раздел с того, что разведчики находят множество причин, чтобы не входить в Эрец Исраэль. Примерно, как и сегодня: и арабский террор, и иранская бомба, и жара, и безработица, и маленькое социальное пособие. А надо было совсем немного: посмотреть на цицит и вспомнить, Кто дал заповедь войти в Эрец Исраэль…
В книге пророка Зехарьи описывается эпоха Машиаха, эпоха спасения еврейского народа и возвращения его в Эрец Исраэль. Сегодня большинство этих событий, предсказанных свыше 2000 лет тому назад – сбылись. Собрались миллионы евреев из «страны северной», с «запада» и с «востока». Уже отстроен Иерусалим, и на лавочках в его садах и парках «отдыхают старики», а «площади наполнены играющими мальчиками и девочками».
Но одно пророчество еще ждет своего часа: «Так сказал Ашем Цваот: в те дни схватятся десять человек из всех народов разноязычных и держаться будут за цицит иудея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Эло’им» (Зехарья 8, 23).
Молитва Моисея
После того, как евреи, выйдя из Египта, не решились даже начать завоевание Земли Израиля, их должно было постичь тяжелое наказание: И сказал Господь Моисею: "Доколе будет гневить Меня народ сей? Поражу его мором и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его". И ответил Моисей: "Если умертвишь Ты сынов
Израиля, то скажут народы так: Из-за недостатка силы у Господа привести народ сей в землю, которую Он клятвою обещал им, погубил Он их в пустыне... А потому прости грех народа этого по великой милости Твоей". И сказал Господь: "Простил Я по слову твоему" (Бамидбар 14:11-21).
Молитва Моисея и принятие ее Богом указывают нам причину, по которой мы, несмотря на многие грехи наши и постигшие нас за них беды и катастрофы, смогли выжить в течение более трех тысяч лет. Моисей видит основание для своей просьбы о спасении евреев в том, что представления человечества о Боге в большой степени формируются под впечатлением того положения, в котором
находятся евреи. Когда народы мира видят евреев в галуте, в униженном состоянии, они начинают пренебрежительно относиться к "Богу евреев", и тем самым Имя Всевышнего оскверняется. А полное уничтожение евреев вообще было бы воспринято всем человечеством как крах Божественных планов исправления мира. И наоборот, когда евреи поднимаются, когда они одерживают победу, когда "Господь приводит их в Землю Израиля",- то в глазах человечества это связывается с подтверждением Откровения и исполнением Божественного обещания.
Ясно поэтому, что отношение западного (христианского) мира к евреям и их государству было и продолжает формироваться под влиянием теологического аспекта проблемы- даже если сами израильтяне ведут
себя как убежденные атеисты и прагматики. Это явно проявляется в поведении Ватикана, который до сих пор- исключительно по религиозным соображениям- отказывается
признать Государство Израиль. В других христианских странах, и прежде всего США, подсознательное теологическое противостояние Израилю также играет немаловажную роль в формировании внешней политики. В частности, христиане продолжают всячески сопротивляться еврейской юрисдикции над Иерусалимом и держат свои посольства в Тель-Авиве. Они готовы покровительствовать нам как "государству беженцев (из Европы)", столица которого- Тель-Авив,- олицетворяющий "сионизм по Герцлю", цель которого-
создание "правоохраняемого убежища для гонимого еврейского народа". Однако они всегда будут противодействовать еврейскому государству как возрождению былого Государства ТаНаХа, символом которого является Иерусалим, поскольку возрождение такого государства означает в их глазах (и в этом они абсолютно правы!) прославление еврейского понимания Бога и фактический крах христианских концепций, базирующихся на замене "ветхого завета" ("старого союза с Богом") на "новый".
То, что противодействие, которое оказывает Государству Израиль западный мир, порождается теологическими причинами, должно заставить нас самих внимательнее отнестись к духовным основам нашего собственного существования. Мы должны помнить о том, что Бог прощает наш народ за то, что на нас "наречено Его Имя"; и осознать, что прославление Божественного Имени через еврейское государство достигается только тогда, когда мы строим это государство как наследие Праотцов ТаНаХа, как государство-возвращение,
как конец веков унижения и восстановление "Славы Имени Всевышнего, нареченного на нас", а отнюдь не как "правоохраняемое убежище". И эта причастность к прославлению Божественного Имени может спасти нас- как в галуте, так и в Земле Израиля.