Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ТОРА и Заповеди Ноаха

  Все выпуски  

За субботним столом....


ГУД ШАБЕС!

29 швата 5770 года         

 

Первая трапеза

 

ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ

            В этой главе описываются законы и правила суда. Задачей суда далеко не всегда является установление справедливости. Его цель – претворение в жизнь закона. Судьи призваны выяснить на основании слов свидетелей ход событий и все обстоятельства, имеющие отношения к делу, а затем определить, как следует поступить в соответствии с законом.

            Суд не сочетается с милостью. Так, если выяснилось, что в соответствии с законом, бедняк должен вернуть деньги или спорное имущество богатому человеку, суд обяжет его сделать это; а вдова или сирота, проиграв спор о том или ином имуществе, будут обязаны вернуть его истцу, даже, если тот является миллиардером. Но царь обладает пререгативой судить не по закону, а в соответствии с духом Торы: богатого он может заставить не только отказаться от своих требований к неимущему, сироте или вдове, но и обязать его оказать им помощь. И решение он может выносить, не опираясь на показания свидетелей, а исходя из того, что услышал от тяжущихся сторон или обвиняемого. Но для того, чтобы выносить такие решения, нужно обладать безошибочной интуицией.

            Моше считал, что руководитель народа должен лично разбирать тяжбы людей, так как каждое принятое им решение устанавливает нормы взаимоотношений в среде сыновей Израиля. И об этом говорится: «И сел Моше, чтобы судить народ, и стоял народ перед Моше с утра до вечера» (Шмот, 18:17). Без установления норм справедливости невозможно было подвести народ к горе Синай, чтобы он услышал голос Вс-вышнего. А о пророчице Дворе, основной задачей которой было вдохнуть новые силы в сыновей Израиля и вывести народ на войну против остатка племен Кнаана, говорится: «А она сидит под финиковой пальмой между Рамой и Бейт Элем, на горе Эфраима, и приходили к ней сыновья Израиля на суд» (Шофтим, 4:5). Невозможно начинать борьбу с врагом не восстановив внутренний порядок, не утвердив законы Торы и не добившись справедливости во взаимоотношениях между людьми.

            Пророки говорили о царе, которого в будущем Вс-вышний пошлет сыновьям Израиля, чтобы исправить мир, как о человеке, наделенном Б-жественной мудростью и способном судить благодаря четкому пониманию намерений людей и воли Вс-вышнего: «И (будет) покоиться на нем  дух Б-га, дух мудрости (дающий знание о мире и природе вещей) и понимания (способность делать правильные выводы), дух совета (способность найти правильное решение) и силы (действовать в соответствии с принятым решением), дух знания (способность различать между хорошим и плохим поступком) и трепета перед Б-гом. И будет (он) чувствовать (истину) благодаря трепету перед Б-гом, и не по тому, что видят глаза его, будет судить, и не по тому, что слышат уши его, будет он решать дела. И будет (он) по правде судить бедных и решать по справедливости дела притесняемых (жителей) страны; и будет бичевать (бунтующую) страну (словами) рта своего и духом уст своих (вселит) смертный страх в злодеев. И будет справедливость опоясаньем его, и верность (Б-гу) – пояс его» (Йешаягу, 11:2 -5).

            В книге Мелахим рассказывается о суде Шломо, который просил у Вс-вышнего, чтобы ему было дано судить, не опираясь на показания свидетелей, но при этом никогда не ошибаться, а видеть истинную картину вещей. Вс-вышний дал ему такую способность только один раз: «…пришли две развратные женщины к царю и предстали перед ним». Речь идет о женщинах, принадлежавших к остаткам племен Кнаана, проживавших в Земле Израиля. Никто из дочерей Израиля не мог зарабатывать на жизнь столь постыдным ремеслом, так как запрет Торы гласит: «Пусть не будет у тебя женщины, посвященной для разврата». «И сказала одна женщина: «Послушай, господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме, и родила я (когда была) вместе с ней в доме. И было на третий день после моих родов и родила также и эта женщина; а мы вместе, нет чужого человека с нами в доме, кроме нас двоих в доме. И умер сын этой женщины ночью, потому что она легла на него (повернулась во сне и не почувствовала, что перекрыла ребенку доступ воздуха). И встала она среди ночи, и забрала сына моего у меня, а рабыня твоя спала; и положила его между рук своих, а сына своего мертвого положила между рук моих». И встала я утром, чтобы покормить грудью сына моего, и вот он мертв. И вгляделась я в него утром, и не был это мой сын, которого я родила». И сказала другая женщина: «Нет, ибо сын мой жив, сын твой – мертв». И говорили они перед царем». Так как Шломо – надеясь, что люди уловят в их словах что-то, что станет ключом к решению проблемы, – позволил им спорить, стоя перед его троном. «И сказал царь: «Эта говорит: «Сын мой живой, а сын твой мертвый», а эта говорит: «Нет, ибо сын твой мертвый, а мой живой». Шломо не нужно было вслушиваться в их слова, так как он сразу определил, которая из женщин говорит правду. Но он хотел показать, что кроме интуиции, он обладает мудростью, позволяющей по характеру речи и по поведению человека определить, что у того на сердце. И Шломо подчеркнул, что одна из женщин начинает с того, что ее сын жив, и это гораздо важнее для нее, чем то, что сын другой – мертв, а другая акцентирует внимание на том, что один из детей мертв, и это то, что волнует ее прежде всего. Исходя из этого легко определить, кто является настоящей матерью ребенка. «И сказал царь: «Возьмите для меня меч», и принесли меч (и держали его) перед царем». Это повеление создало напряженную обстановку: ведь можно было подумать, что тот, кто будет изоблечен во лжи, будет убит на месте. «И сказал царь: «Рассеките живого ребенка надвое и дайте половину одной и половину второй». Постановление царя было неожиданным. Несмотря на то, что закон предполагает делить спорное имущество пополам, никто и никогда не предполагал, что это правило может быть применено к живому человеку.

«И сказала царю женщина, сын которой был живым, ибо охватило ее чувство жалости к сыну ее, и сказала она: «Пожалуйста, господин мой, отдайте ей новорожденного живого, а убивать не убивайте его». А эта говорит: «Ни мне, ни тебе не будет. Рубите!» И отозвался царь, и сказал: «Отдайте ей ребенка живого, а убивать не убивайте его – она мать его».

Добавляет мидраш: «Слова «она мать его» прозвучали из уст Вс-вышнего, и все, присутствовашие на суде, услышали их». «И услышал весь Израиль суд, который произвел царь. И убоялись царя, ибо увидели, что Б-жественная мудрость (пребывает) внутри него, чтобы творить суд». Люди осознали, что царь сразу понял, кто мать ребенка, и видел это настолько же отчетливо, как и Вс-вышний.

Рав Зеэв Мешков

 

Вторая трапеза

Недельная глава Мишпатим

«А если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другу его» (Мишпатим, 21:35)

Непримиримую войну вел рабейну Авраам Ибн Эзра, благословенна память праведника, против атеистов и караимов, извращающих еврейское учение и отрицающих традицию, передававшуюся из поколения в поколение, начиная с горы Синай. Один из примеров этому дан в нашей главе, пасуке «А если чей-нибудь бык забьет до смерти быка, принадлежащего другу его». По объяснению наших мудрецов, благословенна память праведников, это толкуется просто: бык некоего человека забодал быка другого человека. Вымудрился атеист по имени Бен Зута и «объяснил»: «бык друга своего», то есть один бык забодал своего друга быка… Рабейну Авраам Ибн Эзра показывает его ошибку: как выражение «бык человека» означает «бык, принадлежащий человеку», так и выражение «бык друга его» означает «бык, принадлежащий другу его», и он не остановился, пока не постановил: «Нет у быка друга, только один Бен Зута»…

Эти слова похожи на насмешку, но не такой человек был раби Авраам Ибн Эзра, чтобы насмехаться. Когда вдумаемся в его слова, увидим, что эти слова, как и все слова Торы — мир со всем его наполнением.

Каждый, кто верит в Книгу книг, святую Тору и ее законы, знает, что человек — венец творения, а все творение в целом, включая животных — это поле деятельности, средство в судьбоносной игре, определяющей его характер и вечную судьбу.

Но атеисты, по своим взглядам, видят в человеке вид животного. Разновидность обезьяны, более отсталый по многим параметрам, но более развитый умственно. «Какое различие между тобой и собакой?», — спрашивал раби Акива злодея Турнуруфуса, — «ты ешь и пьешь, и она ест и пьет, ты производишь потомство и она производит потомство, она умирает и ты умрешь»… И если таково мировоззрение атеистов, тогда в самом деле «собака — добрый друг человека». И если таково мировоззрение, тогда логично мнение Бен Зуты, что он — друг быка.

И на основе такого мировоззрения они хотят запретить испытание на животных лекарств, предназначенных для спасения человека. Вроде: «разве твоя кровь краснее». Следуя их мнению, нужно запретить опрыскивание муравьев и тараканов. Может быть, они даже запретят средства, умертвляющее микробов.

И это еще не так страшно. Есть те, кто поднимает собак до уровня человека, открывают для них парикмахерские и педикюрные, вяжут им свитера и балуют разными лакомствами… Но у этого мировоззрения есть два направления. Когда они поднимают собаку на уровень человека, то унижают человека до уровня собаки. Оголяются, доходят в своем поведении до скотского состояния. «Тот, кто ест на улице, похож на собаку» (Трактат Кидушин, 40), а их жаргон больше похож на лай.

Человек человеку волк, и злодеи похожи на лесных зверей (Трактат Бава Меция, 83).

А это уже вызывает дрожь. И само собой приходит восхваление: «Благословен наш Б-г, создавший нас для Славы Своей и отделивший нас от заблуждающихся». Пусть будет Бен Зута другом быка, пусть видят они себя разновидностью животных, а мы будем венцом творения! (Мааян ашавуа)

 

Третья трапеза

Сердце

У каждого органа в теле человека есть не только физиологические функции. У него имеется духовный прообраз, с которым связаны духовные «функции» этого органа.

Понять эти духовные «функции» мы можем, в том числе, основываясь и на физиологических функциях органа, поскольку физиологические и духовные функции неразрывно связаны. Говорит Иов (19, 26): «…и в плоти моей я вижу Б-га», т.е. мы можем понять что-то в духовном мире, если задумаемся о физиологических функциях нашего тела.

В Большом Толковом Словаре о сердце и его функции говорится так: «Центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам». Распределяя кровь по всем органам тела, сердце обеспечивает их жизнь.

В духовном плане кровь человека связана с его нэфэш (душой), как сказано в Торе (Дварим 12:23): «…кровь есть душа». Поэтому жизнь и сердце тесно связаны также в духовном плане. И так говорит Царь Шломо (Мишлей 4:23): «Больше всего хранимого береги сердце твоё, потому что из него источники жизни».

Каббалисты[1] пишут, что сердце — жилище духа (руах). Из этого можно сделать вывод, что сердце отождествляется с самим человеком в большей мере, чем другие органы.

Поэтому сердце также орган чувств[2], ведь чувства человека в наибольшей мере отождествляют с ним самим, его сущностью (интересно, что сердце является именно жилищем духа[3]руах; это слово на святом языке означает также «ветер», назначение которого — приводить в движение другие предметы). Об этом же сказано в книге Мишлей (14, 10): «Сердце знает свою горечь, и в радость его не вмешается чужой».

Тора говорит (Дварим 4, 39): «Познай же ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого». Т.е. существует возможность убедиться в существовании Всевышнего рациональным путём, но этого недостаточно, наша задача сделать веру также нашим чувством («и положи на сердце твоё»).

И ещё сказали мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 61а), что сердце — источник понимания. Это объясняется тем, что понимание зависит от чувства: чтобы понять что-либо, недостаточно внешнего знания, важно «прожить» это. Царь Давид восхвалял Всевышнего за то, что Тот дал женщине (в отличие от животных) «грудь напротив понимания», т.е. — напротив сердца (Брахот 10а).

В соответствии с этим можно понять, почему в Танахе мысль описывается как сказанное в сердце и не связывается с мозгом[4]. Существует два «вида» человеческой мысли: теоретическая мысль, место которой в мозгу, и мысль, которая выражает внутренние чувства человека. Место такой мысли — в сердце, т.к. сердце источник чувств.

Ещё сказано у каббалистов[5], что строение человека заключает в себе все силы духовных миров, а сердце человека, центр его тела, заключает в себе всё и соответствует Храму, центру мира, основе мироздания. Написано в Зоаре (Шалах 161, 1): «Посмотри: когда создал Всевышний человека в своём мире, устроил Он его по образцу высокому и достойному и дал ему силу и мощь в центре тела, где расположено сердце. И так же создал Всевышний этот мир, и сделал его единым телом… Океан окружает этот мир, а весь населённый мир с семьюдесятью народами окружает Иерусалим, а Иерусалим находится в центре всего населённого мира… А Храм окружает Святую Святых, где находится Шхина (Б-жественное присутствие), и покрывало, и керувы (херувимы на крышке Ковчега), и Ковчег завета, и это сердце…»

[1] Нэфеш а-Хаим 1, 14, а также во многих других каббалистических книгах.

[2] См., например, Дварим 19, 6: «А то мститель за кровь погонится за убийцею в горячности сердца своего…».

[3] Известно, что душа состоит из нескольких частей: нэфеш (душа), руах (дух), нэшама.

[4] См., например, Бэрейшит 17, 17: «И пал Авраам на лицо своё, и обрадовался, и сказал в сердце своём: чтобы у столетнего родилось! и Сара, девяностолетняя, родила!»; Бэрейшит 27, 41: «…и сказал Эсав в сердце своём: приблизятся дни плача по отцу моему, и я убью Яакова, брата моего»; Млахим I, 12, 26: «И сказал Яровам в сердце своём: теперь возвратится царство к дому Давида»; Эстер: «…и сказал Аман в сердце своём: кому, кроме меня, захочет царь оказать почёт!».

[5] См. Нэфеша-Хаим 1, 4.

Реувен Куклин,

Последняя трапеза

МЕЛАВЕ МАЛКА

ПРОВОДЫ ЦАРИЦЫ

Суббота — не день отдыха!

 

Написано в книге Шмот (31:12—13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) — знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы Вы знали, что Я — Всевышний, освящающий вас». Обратите внимание, здесь Суббота названа знаком. Но — знаком для кого и о чем?

Древний еврейский мыслитель рав Саадия Гаон поясняет, что Суббота сообщает народам мира буквально следующее: перед вами — еврей, сын народа, который избран Всевышним. Т.е. еврея всегда можно узнать по его поведению в Субботу. Находясь в городе, он в этот день недели закрывает свой магазин; находясь в пути, останавливается на отдых…

Представьте себе большой торговый город, например, Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день — на Субботу. Так и говорят, что американцы делают «шопинг» по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей. Третьего не дано…

Суббота — своего рода еврейский флаг, именно она выделяет потомков Авраама, Ицхака и Яакова из всех народов мира. Причем выделяет куда больше, чем кашрут или национальные праздники.

И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности — единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях.

Но, насколько велико значение Субботы в иудаизме, настолько же велико непонимание ее смысла за пределами круга изучающих Тору евреев. Законы Субботы вызывают у людей массу вопросов. Вот только некоторые из них:

— Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?

— Почему в Субботу еврей вынужден ходить пешком? Это утомительно, куда удобнее проехать на машине!

— Почему у людей должна быть какая-то установленная форма отдыха? Если кому-то нравится ходить в синагогу — на здоровье. Но другие предпочитают активный отдых (походы, занятия спортом), третьим по нраву ездить на море, четвертым — ходить в театр. Почему все это запрещено в Субботу?

Нетрудно заметить, что эти и многие другие вопросы исходят из одной предпосылки: Суббота — день отдыха. И если это действительно так, то они, эти вопросы, вполне уместны. Но в том-то и дело, что Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Нет сомнения, в седьмой день можно помимо прочего и отдохнуть, но разве только для этого дана нам Суббота?

Вернемся к отрывку Торы, с которого мы начали. Суббота в нем названа знаком. Многие комментаторы Торы не соглашаются с раби Саадией Гаоном, трактующим Субботу как знак народам мира о том, что тот, кто ее соблюдает, — еврей. Тогда о чем этот знак, это свидетельство? Как пишут комментаторы о том, что мир создан в шесть дней. Написано в книге Берешит: «И были завершены небо и земля со всем их воинством. И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал. И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую, созидая, делал».

Прекратив, подобно Творцу, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой — не что иное, как акт веры!

Впрочем, в Создателя мира верят миллионы людей на земле, им трудно не признать роли Творца, но сознание того, что мир неслучаен, что он сотворен, никак не влияет на их повседневную жизнь. Это сознание, правда, проявляется в посещении храмов, в молитвах и литургиях. Но еврей призван выразить свою веру в действии. Еврейский ребенок, не срывающий цветок в Субботу, даже если ему очень хочется его сорвать, свидетельствует о Творце больше, чем десятки толстых фолиантов религиозных философов.

Так мы подошли к первому выводу. Субботний покой — не способ отдыха в выходной день, а свидетельство перед всеми людьми о том, что мир сотворен и у него есть цель.

Однако субботним покоем еврей свидетельствует о сотворении мира не только перед теми, кто его окружает, но в первую очередь перед самим собой. И снова вопрос: свидетельствовать перед собой — что это значит?

Французский писатель Альбер Камю говорит: «Существует разрыв между теоретическим, воображаемым знанием и знанием реальным. Этот разрыв позволяет спокойно уживаться с идеями, способными перевернуть привычную жизнь, если бы идеи эти были пережиты истинно». Даже тот, кто верит во Вседержателя, может жить так, будто Его нет. Человек ощущает способность преобразовывать мир, в котором живет, подчинять и ставить себе на службу силы природы. Чувствуя власть над природой, он забывает о своем происхождении и начинает мнить себя хозяином миpa. «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей,» — пелось в известной песне 30-ых годов. Еще бы, ведь он научился запускать ракеты на луну, перекрывать и пускать вспять реки, выпустил ядерного джина из бутылки. Чем не хозяин!

Спору нет, стремление к подчинению сил природы — в разумных рамках, конечно, — не противоречит замыслу Творца. Наоборот, Всевышний повелел только что созданному первому человеку (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Беда лишь в том, что, осваивая и завоевывая мир, человек склонен забывать, Кто послал его на эти завоевания.

Рассказывают об одном царе, отправившем боевого генерала усмирять восставшую провинцию. Армия готовилась в поход, а царя стали посещать сомнения. Из истории он знал, что нередко полководцы настолько свыкались с ролью завоевателей, что не в силах были передать власть над покоренными землями своим государям, а потому объявляли себя самостоятельными правителями новых провинций. И хотя генерал казался проверенным и надежным, все же на душе у царя было неспокойно. Долго он решал эту проблему и наконец придумал. Когда генерал пришел на аудиенцию, чтобы получить последние наставления, царь сказал: «Приказываю тебе раз в неделю, какая бы тяжелая обстановка ни сложилась на фронте, бросать всё — штаб и офицеров, абсолютно всё! — и являться ко мне во дворец с докладом о ходе кампании».

Расчет царя был прост: опасность состоит в том, что на фронте генерал чувствует такую власть, что постепенно начинает забывать о своем господине. Забывает, что на самом деле он только солдат, пусть с аксельбантом и эполетами, но все же один из военнослужащих, посланных для того чтобы выполнить задачу царя. То есть, теоретически-то он, конечно, об этом догадывается, ведь когда-то давал присягу, точно такую же как и остальные солдаты, но все же, реально ощущая свое могущество в действующей армии, считает себя хозяином положения, властелином. Несколько раз в месяц прекращать бои, чтобы посетить царский дворец, — для него этого будет достаточно, чтобы истинное положение вещей укрепилось в его реальном знании, а ощущение власти не затмило понимания своей роли при господине-царе, по воле которого он и воюет.

Так и мы раз в неделю должны приостановить свои «завоевания», отказаться на двадцать четыре часа от проявлений нашего господства над природой, оставить ее в покое. Мы не хозяева земли! Шесть дней мы покоряли природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений, не изменяем мир, а только вновь и вновь испытываем удовольствие от служения настоящему Хозяину.

Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота — отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем… Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.

Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.

Рав Моше Пантелят,


В избранное