Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ТОРА и Заповеди Ноаха

  Все выпуски  

За субботним столом....


ГУД ШАБЕС!

            8 швата 5770года         

Первая трапеза

Глава Бо

                                                                  

АКТУАЛИЯ

            «И была тьма-мрак по всей стране Египет три дня. Не видели Муж брата своего и не вставали Муж с места своего три дня, а у всех сынов Исраэля был свет в местах проживания их» (Шмот, 10:22-23). Раши разъясняет, что в этом предложении Торы говорит о нескольких степенях темноты. Сначала упоминается «тьма-мрак», которая не позволяет одному человеку увидеть другого. Эта темнота господствовала над землей египетской три дня. А следующие три дня египтяне находились в темноте, которая была похожа на столь плотную массу, что не позволяла человеку ни встать, ни сесть - как и сказано: «…и не вставали Муж с места своего». Тора описывает реально произошедшие события, но каждое из них относится не только к прошлому. Чудеса, сделанные Вс-вышним, являются раскрытием силы духовных миров и дают нам возможность понять причинно следственные связи, существующие между делами и нравственным состоянием человека и того, что происходит с ним. С этой точки зрения, сгущение темноты в Египте можно рассматривать как отражение трех уровней духовного состояния человека. Первое состояние соответствует начальной ступени падения нравственности: «не видели Муж брата своего». Все нехорошие поступки начинаются с того, что человек перестает видеть другого, т.е. теряет способность сопереживать и сочувствовать, не говоря уже о том, чтобы помочь своему ближнему, брату!. Вторая степень темноты - «…и не вставали Муж с места своего» - отражает такое состояние человека, вставшего на дурной путь, когда преступление стало для него привычным и даже естественным делом и ему уже трудно изменить себя, так как он не понимает, что поступает плохо. Следовательно, человек, желающий изменить самого себя и стать лучше, прежде всего должен постараться «увидеть» своего товарища, т.е. преисполнившись любви к ближнему, начать сопереживать, стараться помочь ему выбраться из тяжелого положения и радоваться его успехам. Отражением такого высокого духовного состояния является свет, распространившийся во всех еврейских домах – «а у всех сынов Исраэля был свет в местах проживания их». Человек, поднявшийся до такой высокой ступени духовного развития, что он может понять проблемы и нужды каждого еврея, что он любит ближнего и мир, созданный Творцом, удостаивается того, что сердце его наполняется светом, озаряющим каждое жилище сынов Израиля. Вне всякого сомнения, сегодня мы должны стараться усилить любовь в наших сердцах, которая всегда черпает силы из веры в Единого. Брат Моше - первосвященник Аарон научил нас великому принципу, которого следует придерживаться каждому еврею: «Люби людей и приближай их к Торе». Если мы будем придерживаться этого принципа, то удостоимся того, что окружающие народы увидят особый свет в наших домах и скажут: «А у всех сынов Израиля свет в жилищах их».

Рав Дов Бигон

 

 

ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ

                «Войди к фараону…» – проникни в него. Так понимает эти слова книга Зоар (глава Бо). Нет, от Моше не требовалось физически «влезать в шкуру фараона». От него требовалось почувствовать и понять, что Б-г – повсюду. Даже в самом темном месте в мире. Ведь если Он повсюду, если даже сердце фараона в Его руках, то почему же существует зло? Почему не сделать так, чтобы правитель Египта отпустил сыновей Израиля? Ведь Б-г по определению – добро. Но человеку дана свобода выбора, и он может отдалиться от добра, закрыться от света и блуждать в темноте. Для того, чтобы его вернуть ко благу, иногда приходится прибегать к средствам, которые представляются злом. Но они направлены лишь на то, чтобы раскрыть добро. Обладая свободой выбора, сыновья Израиля должны сделать первый «шаг в себя» – приблизиться к Б-гу, осознав, что Он не только на небесах, но и в их сердце. Не случайно Аврааму было сказано лех леха – «иди к себе». С этого начался путь народа, произошедшего от Авраама, – с первого шага к себе.

                Но почему же «к себе»? Ведь человеку следует идти к Б-гу. Мидраш об этом говорит такими словами: «Пусть откроют Мне отверстие в сердце своем величиной с угольное ушко, а Я открою им ворота, через которые могут проехать повозки» (Шир а-ширим раба, 5). Как только сыновья Израиля поймут, что их сердце напрямую связано с бесконечностью, сразу изменится их мировосприятие: для них раскроется повсеместное Б-жественное Присутствие. Упрямство фараона тут же будет сломлено, и он сам с почетом проводит до границ Египта народ, решивший совершить исход. А когда у сыновей Израиля возникнет вопрос: «а есть Ашем в среде нашей или нет?» (Шмот 17:7) – тут же придет Амалек. Все зависит от сыновей Израиля, от их понимания – ими управляется мир.

Об этом рассказывает и заповедь помазать косяки дверей кровью, чтобы сыновья Израиля не пострадали во время казни первенцев. Кровь на косяках и притолоке домов людей, принесших пасхальную жертву и сделавших обрезание, образовала букву ה. Сама форма этой буквы – разрыв линии, которая должна была бы быть замкнутой, – свидетельствует о том, что не существует замкнутого пространства: бесконечный свет пронизывает все. И когда ангел смерти прошел по Египту, Всевышний излечил сыновей Израиля, сделавших обрезание (Зоар, глава Бо). Иными словами, бесконечный свет для одних стал смертельным ударом, а для других – источником жизни.

                Свобода выбора дана сыновьям Израиля, и от их выбора зависит все происходящее в мире. И, как и прежде, Б-г держит в Своих руках сердце фараона. Как только откроется отверстие с угольное ушко в сердцах сыновей Израиля, которое соединит их с бесконечностью, начнется исход: злейшие враги погибнут или лишатся своих сил, а фараон выйдет провожать до границы своей страны тех, кто собрал чемоданы, а его подданные с радостью отдадут серебро и золото, из которых будет построен Храм.

                Кто же он фараон нашего времени, чье сердце Б-г держит в Своих руках и управляет им в зависимости от веры сыновей Израиля, в зависимости от того, открывается ли в их сердцах отверстие с угольное ушко?  Б-г «творит движение губ» (Йешаяу, 57:19). Если будет нужно, человек сам расскажет о себе все – нужно только вслушаться в то, что он говорит. Интересно, что Барак Обама, нынешний президент США, во время своего посещения Египта, осматривая достопримичательности, был поражен колосом, изображающим Рамсеса Второго. Нет, его поразило не искусство древних мастеров или возможности египетской цивилизации, а сходство лица колоса с его собственным лицом. И он невольно сказал: «Постойте, да ведь это же я». Нашелся фараон! Осталось только найти человека, подобного Моше, который войдет к фарону и скажет: «Не толкай мой народ назад в изгнание, оставь его в покое, дай ему служить Б-гу».

                Но для этого нужно, чтобы все сыновья Израиля открыли в своем сердце отверстие с угольное ушко, которое свяжет их с бесконечностью. Неважно, что отверстие маленькое – бесконечность большая. В мире все изменится, и Б-г откроет ворота, через которые поедут повозки и вагоны, полетят самолеты, возвращая сыновей Израиля к центральной точке мира, где должен быть возведен Храм. А все, кто объявил себя избранным народом вместо сыновей Израиля, взял на себя роль первенцев, призванных служить Б-гу, не имея на это никаких оснований и способностей, все кто, причинил евреям много горя, их постигнут беды. Ведь Тора – книга вечная, и в ней описаны вечные процессы. Все хорошо знают, что аббревиатура «СССР», будучи написана на иврите, равна по своему числовому значению слову Мицраим – «Египет». И стоило открыть евреям в своих сердцах отверстие с угольное ушко, как железный занавес рухнул. Правда, вот золота на построение Храма никто не дал. Но ведь это еще впереди. И еще вопрос, нужно ли нам для Третьего Храма их золото, или от него будут только одни неприятности. И необходимо добавить, что одно то, что Обама до сих пор не собрал все ресурсы США для комфортабельной транспортировки всех евреев своей страны вместе со свитками Торы и синагогами в Израиль, свидетельствует о том, что мы до сих пор не открыли даже маленькое отверстие в своих сердцах, способное соединить нас с бесконечностью. Надо бы покопаться в себе и понять, что нам мешает, сделать первый шаг в себя, подобно Аврааму. Этот шаг приведет нас в Святую Землю и физически и психологически, так же как и Авраама.

Рав Зеев Мешков

Вторая трапеза

Новая историческая общность людей – еврейский народ!

                Обсуждая предыдущий раздел мы отметили, что от Исхода до Шавуота шел процесс формирования еврейского народа из толпы рабов. Этот процесс идет на двух уровнях: меняется индивидуальное мировоззрение и формируются социальные структуры. Изменение мировоззрения евреев – ментальная революция – начинается уже в Египте.

            Первое революционное событие – получение нового календаря: «И сказал Ашем Моше и Аарону в стране Египет, говоря: Месяц этот для вас – глава месяцев, первый он для вас для месяцев года» (Шмот 12, 1-2). Мы часто не замечаем, насколько календарь с его счетом лет, выделенными датами и праздниками формирует нашу принадлежность к той или иной цивилизации. Не случайно, на переломах истории  всегда менялись календари. Реформы Петра I в России – смена начала отсчета лет и новогодней даты. Великая Французская Революция заводит свою точку отсчета – 1789 год, и свои названия месяцев, Октябрьский переворот создает «новый» стиль календаря и десятки новых праздников. Новый, еврейский, линейный счет времени это и отказ от египетской цикличности, и декларация того, что у Сотворения мира есть цель, и первый шаг к формированию основ новой цивилизации.

            Второе – демонстративное презрение к египетским божкам. Ягненок – одно из египетских божеств и вот каждый отец семейства: «Говорите всей общине Исраэля, сказав: десятого месяца этого, и возьмут себе Муж ягнёнка на дом отцов, ягнёнка на дом» (12, 3). Проживая среди египтян, евреи берут ягнят и четыре дня натурально издеваются над ними, держа в комнате, привязанными к ножке кровати (… жалобное блеяние…), потом режут и запекают на костре. Если русские антисемиты совершенно безосновательно называли евреев христоубийцами, то египтяне однозначно видят в них богоубийц, но евреи этого уже не страшатся, точнее – переступают через свой страх.

            Одновременно идет формирование социальной структуры. Основа структуры народа – семья, состоящая из нескольких поколений («ягненка на дом отцов»), но еще начинают функционировать межсемейные, общинные связи: «А если будет мал дом, чтобы быть на ягнёнка, и возьмёт он и сосед его, ближний к дому его – по счёту душ – Муж по едоку его посчитайтесь на ягнёнка» (12, 4). Наконец, сам ритуал зарезания ягнят – общенациональный: «и зарежут его всё общество общины Исраэля в сумерки» (12, 6).

            Позже, во времена Храма, пасхальных ягнят резали в Иерусалиме, в Храмовом дворе. Галаха – еврейский закон – подчеркивает индивидуально-общественный характер пасхальной жертвы. Песах мог выпасть и на Шабат и на будний день. В будни в Храме приносились и общественные жертвы (от лица всего еврейского народа) и индивидуальные (мирные жертвы, жертвы благодарности, повинные жертвы и т.д.), но в Шабат приношение индивидуальных жертв было запрещено. В Талмуде есть рассказ о том, как однажды 14 нисана выпало на Шабат и руководители Сангедрина не могли решить, можно ли приносить в этот день пасхальную жертву. Тогда великий законоучитель Гилель произнес свою знаменитую формулу, связывающую индивидуальное с общественным в принесении пасхальной жертвы: «Если не я за себя, то кто за меня? И если я только за себя, тогда что я такое? И если не теперь, то когда?».

            Мы осознаем противоречие между нашей личной и общественной идентификациями, но осознание этого отнюдь не уменьшает стремления обрести и ту и другую. Отдавая себе отчет в том, что есть каждый из нас и чего можно достичь на пути саморазвития, мы знаем и то, что предоставленный только самому себе, вне общинных связей и национальной структуры, каждый из нас намного меньше того, что он есть, и того, чем он может быть.

Д-р Ури Линец

 

Третья трапеза

 

Пути праведников. Скупость

Скупость /дайканут/ есть качество, достойное порицания в большинстве своих проявлений. О скупости сказал Шломо: «Не вкушай хлеба недоброжелателя и не возжелай яств его,<…> “Ешь и пей!” — скажет он тебе, а сердце его не с тобою» (Мишлей 23; 6—7).

Вот свойства скупца: копит деньги и не дает милостыню, и не пожалеет бедных. А когда ведет дела свои с другим, считает каждый грош и не уступит ничего. Не кормит и не одевает, и не даст никому никакой выгоды от себя. И не уповает на Того, Кто дает ему деньги, и он всем ненавистен. Не старается исполнять заповеди и не приобретает себе наставника и друга, а потому остается пустым в смысле Учения и заповедей.

Если он телом скупой, — это весьма дурно: он не оказывает добро /хесед/ людям. Но хуже всего, если он скуп на свою мудрость или на свои книги, — ведь он ничего не теряет при этом. Ибо мудрость подобна огню, который ничего не утратит, если от него зажгут свечу или другой огонь. И о нем сказано: «Удерживающего у себя хлеб проклинает народ» (Мишлей 11; 26). А о щедром сказано: «Но благословение на челе кормильца» (там же). Простой смысл этого стиха о хлебе и милостыне, а мораль /машаль/ выводится о мудрости.

Но положительное в этом свойстве состоит в том, что скупец не тратит свое добро попусту, и иногда это удерживает человека от великих преступлений. И поскольку скупец живет скудно, нет у него гордыни, какая может быть у щедрого, потому что из-за чрезмерного имущества и удовольствий, которым человек предается, он восстает против своего Творца.

И поэтому будь осторожен в щедрости своей: будь щедрым по своим возможностям там, где тебе следует быть щедрым. А там, где не следует быть щедрым, — будь скрягой и скупцом. Пусть человек взвешивает это на весах Торы и учится у Яакова, который бывал беспримерно скупым, как сказано: «И остался Яаков один» (Берешит 32; 24). И сказали мудрецы, что он забыл маленькие кувшины /пахим ктаним/ и вернулся за ними. Это учит нас, что праведникам их имущество дороже их тела. Почему? Потому что они не берут чужого (Хулин 91а). Взгляни на эту великую скупость: такой богатый человек, как Яаков, возвращается ради маленьких кувшинов! И мы находим в другом месте, что он был беспримерно уступчив. Как учат мудрецы: «В могиле, которую я вырыл /карити/ себе» (Берешит 50; 5). «Карити» значит также «кри», то есть «куча зерна». Это значит, что все серебро и золото, принесенное из дома Лавана, Яаков сложил в кучу и сказал Эйсаву: «Возьми это за твою долю в пещере Махпела». Найдется ли еще такой уступчивый?

Да будет это уроком человеку: даже грош не тратить впустую и не по надобности. Но пусть будет весьма уступчив /ватран/ там, где речь идет о духовном, например, о милостыне и о прочих заповедях, исполнение которых связано с тратой денег, — например, о приобретении наставника и товарища по учению или о приобретении книг. Дабы достичь высших ступеней — вернуть душу в место ее чистоты, чтобы она была связана в узел жизни /црура би-црор а-хаим/, как написано: «Да будет душа господина моего связана в узел жизни» (Шмуэль I 25; 29).

Орхот Цадиким  


В избранное