Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия #238


  ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 238

  ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

  КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ  http://www.drevnerus.narod.ru 

  Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru 

  Мы будем рады любой информации 

  Мы не редактируем тексты информационных сообщений. 

  При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна 

  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется 

  Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова 

  Теперь читайте и в блоге http://drevnerus.blogspot.com

  ****************************** 

   21 января 2008 г.

 

  ****************************** 

    КОНФЕРЕНЦИИ СЕМИНАРЫ


  Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ
 5 марта 2008 г.
 Круглый стол «Пространство колдовства»


 В российской науке колдовство среди других народных верований активно изучалось с конца XVIII по начало XX в. В западной социальной антропологии после выхода в свет классической работы Э. Эванса-Причарда о колдовстве у азанде (1937 г.) этот феномен не перестает привлекать внимание исследователей. Однако если в современной социальной и культурной антропологии колдовство – один из центральных объектов изучения (среди тех, кто занимался этой темой – К. Клакхон, М. Дуглас, В. Тернер и другие ученые), то в нашей стране это явление с конца 1920-х и до начала 1990-х гг. находилось в силу понятных причин на периферии этнологии и фольклористики (почти единственное исключение – статья Э.В. Померанцевой «Рассказы о колдунах и колдовстве», 1975). В наши дни в антропологии колдовство рассматривается как социальный институт и исследуется в связи с понятиями «власть», «модернизация» и «национализм» в постколониальных странах или же в связи с современной городской мифологией в постиндустриальном мире, тогда как для фольклористики колдовство – область народных верований, а колдун и ведьма изучаются как мифологические персонажи наряду с лешим, водяным и кикиморой. Подобный разброс научных мнений по поводу феномена колдовства ставит перед исследователями, которые не хотели бы ограничиваться узкими дисциплинарными рамками, несколько проблем:
 ∙ Имеем ли мы дело с единым феноменом, или с локально и/или темпорально разобщенными социально-культурными явлениями, лишь в научном воображении объединяемыми термином «колдовство» (англ. «witchcraft»)?
 ∙ В чем преимущества и недостатки различных методов и подходов к изучению колдовских представлений и практик?
 ∙ Где могут корениться истоки веры в колдовство в различных локальных и темпоральных контекстах?
 ∙ В каких текстах (понимаемых в широком, семиотическом смысле) «живут» представления о колдовстве?
 ∙ Каковы могут быть конфигурации социального и мифологического в связи с представлениями о колдовстве? Как последние могут быть связаны с социальными институтами и структурой локального сообщества?
 ∙ Каковы социокультурные функции колдовских представлений и практик в тех или иных контекстах?
 ∙ Можем ли мы говорить о принципиальных сходствах или, напротив, различиях в конфигурациях и функциях колдовских представлений и практик в типологически разных формах культуры и общества (устной/письменной, доиндустральной/индустриальной/постиндустриальной, охотники-собиратели/земледельцы/кочевники/горожане)?

 На круглом столе «Пространство колдовства» предполагается обсудить проблемы (перечень которых указанными не исчерпан), связанные с общей темой конструирования феномена колдовства (как самими носителями традиции, так и исследователями), или, другими словами, темой языков описания и метаописания этого феномена, существующих в различных контекстах – как географических и исторических, так и дисциплинарных и методологических.

Заявки на выступления (название доклада и очень краткие тезисы) присылайте на адрес: okhrist (гав) yandex.ru
  ================================
 

XVI Международные Рождественские образовательные чтения

«ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

(Москва, 27 января – 2 февраля 2008 г.)

Институт философии Российской академии наук

Синодальная Богословская комиссия Русской Православной Церкви

СЕМИНАР

Проблема человеческой свободы в философском и богословском дискурсах

ИФ РАН, 29 января 2008 г., вторник, 11:00–18:00, круглый зал (комн. 215)

ул. Волхонка, 14

Сопредседатели:

Абдсусалам Абдулкеримович Гусейнов, академик РАН, директор ИФ РАН

Вячеслав Семенович Степин, академик РАН, председатель секции философии, социологии, психологии и права Президиума РАН

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной Богословской комиссии
 

11:00 Вступительное слово: академик А.А. Гусейнов

     Вступительное слово: академик В.С. Степин

     Вступительное слово: митрополит Филарет.

Часть 1

1. Доклад:

   А.А. Столяров, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИФ РАН

      «Философская проблема человеческой свободы в Античности и раннем     Средневековье»

            Выступления: А.Р. Фокин, К.В. Карпов

                 Дискуссия.

2. Доклад:

А.К. Судаков, доктор философских наук, и.о. ведущего научного сотрудника ИФ РАН

     «Разум как свобода в этическом идеализме Канта и Фихте»

            Выступления: С.С. Пименов, А.Н. Лазарева

                 Дискуссия.

14:00–15:00 Перерыв на обед

 

Часть 2

3. Доклад: игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия, преподаватель МДА

     «К вопросу о свободе воли у преп. Максима Исповедника»

            Выступления: В.В. Петров, П.Б. Михайлов

                 Дискуссия.

4. Доклад: священник Владимир Шмалий, кандидат богословия, секретарь Синодальной Богословской комиссии, проректор МДА по научной работе

     «Проблема свободы в современном православном богословии»

            Выступления: В.К. Шохин, А.И. Кырлежев

                 Дискуссия.

Заключительное слово: В.К. Шохин

Участники дискуссии: Гусейнов А.А. Васильев В.В.Гаджикурбанов А.Г. Громов М.Н. Козырев А.П. Литвинова Л.В. Межуев В.М.  диакон Михаил Желтов  Резвых П.В. Скворцов А.А. Смирнов Д.В. Юдин А.В. Юдин Б.Г. и другие.
  ==============
  Круглый стол по теме: "Современные миссионерские стратегии" будет проводиться под председательством декана миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, протоиерея Николая Соколова в рамках Миссионерской секции Богословской конференции ПСТГУ 25 января 2007 г в 11.00 в первом корпусе Гуманитарных факультетов МГУ им. Ломносова

В ходе работы круглого стола предполагается обсудить следующие вопросы:миссионерство и катехизация; принципы командного миссионерства, обучение миссионеров; социальное миссионерство тюрьмы, больницы, детские дома).

Справки по тел. 8-916-932-83-64, e-mail: nponom@gmail.com,

Пономарева Наталия Владимировна
  ====================
  The Challenges "of" and "for" Ethnic Studies in the 21st Century: A
Commemoration of the 1969 Third World Liberation Front Strike

6th Annual Conference of Ethnic Studies in California University of
California, Berkeley -- March 6-8, 2008

This year (2008) we celebrate the 40 years anniversary of the start of
the movement that led to the formation of the Third World Liberation
Front and the student strike in 1969 at UC-Berkeley that resulted in
the formation of our Department of Ethnic Studies. As a commemoration
of this event, this graduate student conference attempts to discuss
the challenges of Ethnic Studies for the 21st century and the
challenges of the 21st Century for Ethnic Studies. Ethnic Studies is a
result of the 1960s civil rights movements and decolonial struggles in
the United States. Although focused predominantly in the United
States, these movements always made connections with the
decolonization struggles in the Third World. Departments of Ethnic
Studies proliferated as a result of student strikes demanding programs
that would address the history, epistemic perspective and anti-racist
struggles of people of color in the United States challenging white
supremacy's knowledge production and epistemology. For the past four
decades, Ethnic Studies Departments have been the central arenas for
the decolonization of knowledge and for cutting edge work in the
intersectionality of race, gender, sexual and class oppression,
developing critical perspectives toward both the knowledge production
of the traditional disciplines in the Humanities and the Social
Sciences, as well as Area Studies.

After four decades, dominant Westernized/ Eurocentric/ Capitalist/
Patriarchal elites all over the world developed new forms of
colonialism, or what Kwame Nkruma called since the 1960s
neo-colonialism, as the latest stage of imperialism. Today the
transition from colonialism to neo-colonialism in the Third World as
well as inside the First World represents new challenges to decolonial
struggles. The end of legal racism (Jim Crow) inside the USA and the
end of colonial administrations in the Third World did not imply the
end of colonial relations in the world at large. Formal decolonization
in the form of "independence" in the Third World or in the form of
formal "equal rights" in the First World did not imply real
independence or real equal rights. Abstract equality or appearance of
equality conceals real profound historical inequalities. If the First
World shifted its strategy in the Third World from colonialism to
neo-colonialism, the First World shifted its strategy from apartheid
to neo-apartheid forms of domination against the Third World inside
the First World. These shifts create little if any changes for the
struggles of indigenous peoples around the world, but do however
restructure the grounds for solidarity for all people on the underside
of modernity. New colonial strategies of domination and exploitation
have developed since the sixties as a backlash against the
achievements of those decolonial struggles. Neoliberalism, militarism,
coup-de-etats, the policing of color communities, the
prison-industrial complex, and the recent occupations of Iraq and
Afghanistan, the Patriot Act, and the re-emergence of Islamophobia at
a world-scale represent new challenges for decolonial struggles and
Ethnic Studies scholarship. Today a significant amount of U.S.
Americans have turned their racist fantasies against Arabs and Muslims
in general and Arab-Americans and Muslim-Americans in particular.

What kinds of theoretical perspectives and forms of knowledge are
required to address these neo-colonial and neo-apartheid structures?
Can the paradigms in Ethnic Studies provide answers to these
challenges? What kinds of redefinitions in the field of Ethnic Studies
are required today? Moreover, within the next decades White America
will become a demographic minority while ¨minorities¨ will become a
demographic majority. If Ethnic Studies emerged during a context where
minorities where a demographic minority, what kind of decolonial
theoretical updates in our perspectives and what paradigm shifts are
required to address the challenge implied by White America no longer
constituting a demographic majority?

Topics for papers may address the following subjects, but are not
limited to them.

∙ Post-Comparative Ethnic Studies or the Philosophy of Liberation
∙ Ethnic Studies outside of the territorial United States
∙ Ethnic Studies and the Political Economy of the 21st Century
∙ Theories and Methods of Comparative Diasporas
∙ Archives and Counter-Archives of the 21st Century
∙ Local-Global Articlations of Ethnic Studies
∙ Ethnic Studies and the Nation-State in the 21st Century
∙ Ethnic Studies of the Interstate System
∙ Ethnic Studies and Comparative Religions

Please submit your abstracts of no more than 250 words BY JANUARY 25,
2008 to: crossingborders2008@gmail.com

Co-sponsors: Department of Ethnic Studies, University of California,
Berkeley Department of Ethnic Studies, University of California, San
Diego Department of American Studies and Ethnicity, Univ. of Southern
California

University of California, Berkeley
Department of Ethnic Studies
Graduate Student Organizing Committee
506 Barrows Hall #2570, Berkeley, CA 94720-2570
PHONE:(510) 643-0796
FAX (510) 642-6456

Email: crossingborders2008@gmail.com
  ==================
  Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея и Культурный центр "Покровские ворота"
приглашает всех желающих на цикл лекций и встреч с ведущими учеными, переводчиками и поэтами.

Встречи проходят в помещении Культурного центра "Покровские ворота" по адресу:
ул. Покровка, д. 27, стр. 3
Начало в 19-00
Телефоны для справок:

(495) 223-58-10 - Культурный центр "Покровские ворота"
www.dbiblio.org

(495) 670-76-44, 670-22-00 - ББИ св. апостола Андрея
standrews (a) standrews.ru
www.standrews.ru

Ближайшая лекция состоится 24 января
Ольга Седакова
Реабилитация рациональности у С.С. Аверинцева (К семидесятилетию со дня рождения)

Ольга Александровна Седакова
поэт, филолог, переводчик, кандидат филологических наук, лауреат Международных премий.
  *********************************
  ВЫСТАВКИ
  В Саратове открывается выставка ярославских икон

 http://www.blagovest-info.ru/
Саратов, 18 января. Сегодня, 18 января в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева открывается выставка "Маленькие шедевры больших мастеров. Иконопись XVI - начала XX веков" из коллекции Ярославского художественного музея, сообщили ИА REGNUM-ВолгаИнформ в музее им. А.Н. Радищева. В экспозиции представлено более 40 икон.

На выставке посетители увидят шедевры разных мастеров. Эти небольшие по размерам произведения, создававшиеся в течение XVI-XX веков художниками разных направлений, объединяет одно - все они являются образцами высокого профессионального искусства. Некоторые из них, такие как "Богоматерь Одигитрия" (XVI век), "Преподобный Никита, Столпник Переславский" (начало XVII века), "Богоматерь Казанская с избранными Святыми" (XVII век), "Святая Троица" (конец XVII века) и др. демонстрируют умение иконописцев создавать в
малых формах выразительные монументальные образы. Они соседствуют с иконами начала XVIII века барочной традиции "Распятие с избранными Святыми и сценами Страстей", "Коронование Богоматери". Многие иконы поражают виртуозностью техники "мелочного письма", как называли в средневековье миниатюру.

Большинство представляемых икон происходит из Ярославля, сообщается в пресс-релизе выставки. Создавались они, по-видимому, по частным заказам. Эти иконы отражают историю отдельных семей, дают представление о том, как выглядели домашние моленные богатых ярославцев ("Преображение", конец XVII в). Домовые образы нередко попадали в храмы как вклады на помин души, и тогда перед ними могли молиться все жители города. На выставке представлены и иконы, написанные по церковным заказам. К их числу относятся дорогие "подносные"
иконы, предназначавшиеся для подарков наиболее именитым паломникам, и иконы-реликварии, в которые были вставлены частицы мощей или паломнические реликвии ("Святитель Николая Чудотворец, Святые Ярославские князья Феодор, Давид, Константин, Василий и Константин в молении Толгской Богоматери" - написанная в связи с вкладом в Спасо-Пробоинскую церковь частицы мощей Святого князя Василия). Образ редкой иконографии "Христос Эммануил" представляет нам юного Христа в хит
оне и гиматии с суровым и строгим лицом, раскрывает всю Божественность, заключенную даже в детском образе Христа.

Интересны и совершенны по исполнению сюжетные иконы "Обитель Соловецких Чудотворцев" (XVII век), "Рождество Христово" (XVII век), "Воскресение. Сошествие в ад" (XVII век), "Христос и Самарянка" (конец XVII века), "Распятие со сценами Страстей" (начало XVIII века) и др.

Оригинален и способ экспонирования икон: они не висят на стенах, как в привычных экспозициях древнерусского искусства, а разложены в стеклянных витринах. Насыщенные красные оттенки витринной обивки оттеняют зеленоватые и охристо-коричневые тона ярославской иконы, а сам способ ее показа приближает икону к зрителю, делает ее более "домашней".
 *********************************
  ИНТЕРНЕТ

 В интернете открылся православный сайт о суевериях

 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=18217
Москва, 17 января. Православное общество "Азбука веры" представило свой новый интернет-проект на актуальную для нашего времени тему. Название сайта "Суеверие.нет" в полной мере отражает его главную направленность.

Цель нового интернет-проекта - освобождение веры от суеверий, сообщает Пресс-служба Сообщества православных веб-разработчиков. Вера и суеверие несовместимы, убеждены авторы проекта. Тем не менее, на практике они часто идут нога в ногу. Символ веры подменяется, искажается и размывается суеверием. Богословие и молитва граничат с идолопоклонством. Как это возможно? Как с этим бороться? Что значит верить и не быть суеверным? Ответы на эти и многие другие вопросы дает новый интернет-проект.

Духовный мир действительно существуют, весь вопрос в том, вступаем ли мы в эту реальность с помощью заклинаний, магических обрядов, суеверных ритуалов, просто страха, которые рождаются от суеверия, неверия и маловерия или же через молитву, духовное чтение, милосердие и церковные таинства. Поэтому суеверие должно быть разоблачено, а "потустороннее", к которому оно апеллирует, должно быть переопределено верой, считают авторы сайта.

Девизом нового интернет-ресурса, по мнению его создателей, вполне могут стать слова диакона Андрея Куреева: "Снова обыватели пугают друг друга порчами и сглазами, снова бродячие шаманы предлагают свои услуги по "привороту" и "отвороту". Снова вокруг ярмарочное изобилие имен и масок различных духов и божеств, оккультных словечек, обозначающих всевозможные "планы", "зоны" и "энергии". Люди забыли, что можно просто встать перед Богом и без всяких сложных ритуалов, заклинаний и велеречивых именований сказать: "Господи!".

Авторский коллектив сайта Sueverie.net приглашает читателей к активному сотрудничеству по наполнению проекта новыми материалами.
  **************************************
  ПУБЛИКАЦИИ

 
"Borderlines: Russian and East European- Jewish Studies" seeks submissions in history, philosophy, literature, the visual arts, anthropology, and studies that explore the intersections among these fields. Particular encouragement will be given to submissions that: (1) challenge assumptions about the definitions of Jewish Studies and Russian and East European studies; (2) emphasize new theoretical approaches; and (3) closely parse formal structures  to get at new meanings, or trace a single theme or trope across disciplines, languages, geographical regions, and time periods. "Borderlines" also welcomes studies that focus on a single author, period, institution, event, or aspect of daily life among Russian and East-European Jews.

Editor: Harriet Murav, University of Illinois at Urbana-Champaign
"Borderlines" is published by
www.academicstudiespress.com
Manuscripts should be sent by email to
manuscripts@academicstudiespress.com or via postal mail to:

Academic Studies Press
Attn: Submissions
145 Lake Shore Road, # 3
Brighton MA 02135
Proposals should contain a letter of inquiry, a prospectus of no more than five
pages, a cv, a table of contents, and a sample chapter or two.


В избранное