← Октябрь 2006 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
||
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
22
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия #170
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 170 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru Мы будем рады любой информации Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов. Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/ Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова ****************************** 10 октября 2006 г. ****************************** С 10 по 13 октября Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и его отдел "Музей русской художественной культуры XVII века - церковь Покрова в Филях " приглашают принять участие в девятой научной конференции по проблемам русской художественной культуры XVII - первой половины XVIII века "ФИЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ", которая будет проходить в ЦМиАР. Начало утренних заседаний - 10.00, дневных заседаний - 15.00. Регламент докладов - 20 мин. Обсуждение в конце каждого заседания. 10 октября. Утреннее заседание. Черная Л.А. (МГХИ им. В.И.Сурикова). К вопросу о сущности переходного процесса в русской культуре XVII - начала XVIII вв. Ковтырева Л.В. (ГТГ). К проблеме личностного начала в русском изобразительном искусстве второй половины XVII века. Бусева-Давыдова И.Л. (НИИ РАХ). Тема "Моления о народе" в иконописи XVII века. Борисова Т.С. (Музей-заповедник "Московский Кремль"). Новые архивные сведения о живописце Василии Познанском. Майорова Н.А. (Тверская картинная галерея). Иконостас 1690-х годов из Спасо-Преображенского собора в Твери. Басова М.В. (ГМИР). Рама от иконы "Похвала Богоматери с Акафистом" XVII века из собрания Государственного музея истории религии. Тарасенко Л.П (ЦМиАР). Икона "Богоматерь Владимирская, с 64-мя клеймами сказания" из Балахны в собрании ЦМиАР. Звездина Ю.Н. (Музей-заповедник "Московский Кремль"). Икона "Богоматерь Ильинская-Черниговская" 1696 года - дар Петру I в память азовской победы. Дневное заседание. Пушков В.П. (МГУ), Пушков Л.В. (Главархив г.Москвы). Архив Приказа книгопечатного дела как источник по истории русской книжности второй половины XVII века. Ковригина В.А. (МГУ). Иноземец Яков Андреевич Гассениус и его вклад в часовое дело Москвы конца XVII - начала XVIII века. Липатова С.Н. (ЦМиАР). Фрески собора Сретенского монастыря в Москве: история и программа росписи. Хачумян А.Г. (ГИМ). Икона "Евангелист Иоанн Богослов" Тихона Филатьева из церкви Рождества Богоматери в Голутвине. Сахарова О.М. (Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник). Иконы второй половины XVII века из Входоиерусалимской церкви в Переславле Рязанском в собрании Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Казаринова Н.В. (Пермская художественная галерея). Икона "Святой Нифонт, в житии" конца XVII - начала XVIII века из собрания Пермской художественной галереи и борьба со скоморохами. Пуцко В.Г. (Калужский художественный музей). Святые простолюдины в русской иконографии XVII-XVIII веков. 11 октября. Утреннее заседание. Тарабарина Ю.В. (НИИТАГ). Собор Алексеевского монастыря в Чертолье. Вдовиченко М.В. (НИИТАГ). Успенский собор в Смоленске: этап строительства XVII века. Седов Вл.В. (Институт археологии РАН, МАРХИ). Новгородские формы собора Зеленецкой пустыни. Мерзлютина Н.А. (ЦМиАР). Успенская церковь в Воронеже: К вопросу о двустолпных храмах XVII века. Масиель-Санчес Л.К. (НИИТАГ). Свет Лавры in partibus infidelium: "украинизмы" в архитектуре Сибири второй трети XVIII века. Алитова Р.Ф. (Музей-заповедник "Ростовский Кремль). Казанская церковь в селе Курба и реминисценции "нарышкинского" стиля в русской архитектуре второй половины XVIII века. Никитина Т.Л. (Музей-заповедник "Ростовский Кремль"). Монументальная роспись Казанской церкви в селе Курба - памятник ярославской стенописной традиции. Тихомирова Е.Л. ("Костромареставрация"). Стенопись Ильинской церкви села Яковлевского Костромского района - неизвестный памятник первой четверти XIX века. Дневное заседание. Ченцова В.Г. (Институт всеобщей истории РАН). Привоз в Москву иконы Влахернской Богоматери: предварительные замечания к изучению греческих грамот. Чеснокова Н.П. (Институт всеобщей истории РАН). К вопросу об иконах Христианского Востока в Москве в середине XVII века (по документам Посольского приказа). Комашко Н.И. (ЦМиАР). Русские иконы XVI-XVIII веков в Румынии. Пискун Ю.А. (Белорусская государственная академия искусств). Иконопись Полесья. Кондратюк А.Ю. (Киево-Печерский заповедник). Опыт исследования стенописей украинского барокко в семантическом аспекте. Лопухина Е.В. (Киево-Печерский заповедник). Портрет в барочном интерьере Успенского собора Киево- Печерской лавры. Хромов О.Р. (НИИ РАХ, НИОР РГБ). Гравюры в рукописных книгах Румянцевского собрания РГБ. К вопросу о составлении сводного каталога гравюр в собрании научно-исследовательского отдела рукописей РГБ. 12 октября. Утреннее заседание. Комашко Н.И. (ЦМиАР). Об освидетельствовании нижегородских иконописцев в 1723 г. Пестова А.И. (Пермская государственная художественная галерея). Иконостас Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря и его исторического преемника - Пермского кафедрального собора. Мохова Г.А. (Кировский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых). Иконописание вятского Успенского Трифонова монастыря XVI-XVIII веков. Виноградова Л.П. (Ивановский художественный музей). Икона "Богоматерь Иерусалимская" из собрания Юрьевецкого историко-художественного музея в контексте костромской иконописной традиции. Юрьева Т.В. (Ярославский госуниверситет). Иконостас Свято-Троицкого храма села Горицкое Даниловского района Ярославской области. Антонова Л.И. (ЦМиАР). Пучежские фрески в собрании ЦМиАР и их место в росписи церкви Воскресения Христова. Кожух Н.М., Трифонова Н.Я. (Минск, НХМ РБ). Изучение произведений русской иконописи в собрании Национального художественного музея Белоруссии. Дневное заседание. Сиговский П.Я. (Люблин). Церкви в Корощине и Теpeбуне на Западном Буге, основанные князями Шуйскими. Ярошевич А.А. (Минск, НХМ РБ). Житийные иконы преподобного Онуфрия Великого. Гамлицкий А.В. (НИИ РАХ). Библейские гравюры Питера ван дер Борхта: от Антверпена до Ярославля. Яворская С. Л. (Домодедовский музей). Образ Распятия. К вопросу об иконографии, типологии и стилистических особенностях большемерных резных распятий второй половины XVII века. Николаева М.В. (РГАДА). Церковный иконостас: позолотные работы в храмах Москвы и Подмосковья в первой четверти XVIII века. Власова О.М. (Пермская художественная галерея). Московские традиции в Пермской деревянной скульптуре XVIII века. Гнутова С.В. (ЦМиАР). Иерусалимские паломнические реликвии Нового времени в России. 13 октября - автобусная поездка по памятникам архитектуры ближнего Подмосковья с посещением Николо-Угрешского монастыря (по предварительной записи). Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева город Москва, Андроньевская площадь, 10 Ст. м. "Пл. Ильича", "Римская" (495) 678-5055, 678-1489, 678-1467 ============================ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Международная научно-практическая конференция “Русская религиозная философия в историческом,теоретическом и социальном измерениях” 21-22 декабря 2006 г. Место проведения: Дальневосточный государственный университет (г. Владивосток) Научная тематика конференции: Генезис философской мысли в России и истоки русской религиозной философии Светская и религиозная традиции философствования в России: этапы и формы развития Предметно-тематические поля философии и способы их освоения в русской философии Духовно-академическая философия и опыт построения православной метафизики Исихазм и традиция любомудрия в России Неакадемические религиозно-философские школы и направления (славянофильство и почвенничество, космизм, философия всеединства, «новое религиозное сознание», интуитивизм, персонализм и др.) Философская этика и аксиология в контексте русского религиозного сознания Этико-религиозные основания русской политической философии Перспективы русской философии в контексте мировой культуры и религиозной философии в социально-культурном пространстве России Для участия в конференции необходимо в срок до 15 ноября 2006 г. представить в адрес оргкомитета заявку (по указанной форме) и текст статьи на бумажном и электронном носителях (дискета). Материалы также можно прислать по электронной почте на нижеуказанные адреса. Принимаются статьи объёмом до 25 стр. Для набора текста сообщения необходимо использовать редактор MSWord: шрифт – Times New Roman, 14; интервал – одинарный; все поля – 2,5 см. Под заглавием работы следует указать ФИО автора(ов), город, вуз. В конце статьи необходимо поместить аннотацию на английском языке (ФИО, название, 5-10 предложений). Проезд и проживание участников – за счёт командирующей организации. С целью возмещения организационных затрат и расходов на издание сборника статей необходимо сделать денежное перечисление на р/сч 40105810100000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю г. Владивосток, ИНН 2536014538, КПП 253601001, БИК 040507001 из расчета 60 руб. за одну страницу текста. В квитанции указать: «за участие в конференции “Русская религиозная философия”». Материалы для участия с пометкой “Международная конференция” следует направлять (не заказным письмом!) в Оргкомитет конференции по адресу: 690950, г. Владивосток, ул. Алеутская, 56, Дальневосточный государственный университет, Институт истории и философии, кафедра философии, ауд. 302.
Координаторы конференции: д.ф.н., проф. Пишун Сергей Викторович (e-mail: pishoons@mail.ru), к.ф.н., доц. Москвитин Андрей Юрьевич (e-mail: caspar@hist.dvgu.ru).
Форма заявки на участие в конференции
============================== 1 июня 2007 г.
Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва, Россия) Всемирное братство православной молодежи СИНДЕСМОС Church Mission Society (Лондон, Великобритания) при поддержке Миссионерского отдела при Священном Синоде РПЦ МП проводят в Москве 31 мая – 1 июня 2007 г. международную богословско-практическую конференцию «Жатвы много, а делателей мало»: миссия в Восточной Европе в православном контексте После краха коммунистических режимов Восточная Европа, где до этого слово Божье десятилетиями не могло звучать открыто, мгновенно превратилась в миссионерскую территорию. Прошедшее с тех пор время не только показало огромную духовную жажду, существующую в народах Восточной Европы, но и поставило перед церковью новые проблемы, касающиеся ее жизни и свидетельства. Сегодня важно подвести предварительные итоги миссионерской деятельности минувшего периода, проанализировать накопленный опыт, выявить существующие проблемы и наметить дальнейшие пути развития христианской миссии. Необходимо заново обратиться как к ее евангельским основаниям, так и ко всему опыту церкви, чтобы увидеть те принципы, ту церковную традицию и духовную культуру, на которых может и должна строиться подлинная христианская миссия сегодня. Как сделать так, чтобы сегодня каждый человек с живым сердцем мог услышать слово Христа и о Христе на понятном его уму и сердцу языке, дабы оно привело его к вечной и живой истине? Что должно предшествовать успешной церковной миссии и что должно за ней следовать, дабы ее плоды не были потеряны? Что требуется от самих миссионеров, от всей церкви и от общества? Какова роль в этом процессе церковной иерархии и священства, монахов и мирян? Как может способствовать этому православное богослужение, духовное образование, приходская, общинная и братская жизнь, социальное служение и духовное просвещение? Как сделать так, чтобы миссия достигала всех слоев населения – и в первую очередь интеллигенции и рабочих, детей и молодежи? Какие задачи в миссии первостепенные, а какие нет? Что можно и нужно сделать немедленно, а что потребует долгосрочных усилий? Наконец, как сделать так, чтобы миссия была подлинно православной и в то же время не узкоконфессиональной? Как здесь избежать извечных опасностей и духовных подмен: фундаментализма и секуляризма, прозелитизма и изоляционистской контрмиссии? Есть ли здесь области и границы сотрудничества между христианами различных конфессий и деноминаций? Мы надеемся, что наша конференция поможет ответить на эти и другие вопросы и послужит собиранию самих миссионерских сил Церкви Христовой в Восточ ной Европе. В соответствии с этими задачами основное время на конференции предполагается уделить профессиональной дискуссии, предваряемой несколькими установочными докладами. Кроме того, состоятся тематические круглые столы и практические семинары. Заявку на участие в конференции, тему и тезисы выступления просим прислать в Оргкомитет конференции до 1 марта 2007 г. В заявке необходимо указать фамилию, имя и отчество участника, место работы или служения и должность, а также электронный адрес и телефон. Предполагается издание сборника трудов конференции. Оргкомитетоставляет за собой право отбора докладов для публикации. Председатель оргкомитета, ученый секретарь Свято-Филаретовского института Лариса Юрьевна Мусина Контактный адрес: Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29–38 Тел/факс (495) 623-03-80, 625-77-86; e-mail: info@sfi.ru ============================ Transdisciplinarity and the Unity of Knowledge: Beyond the Science and Religion Dialogue 2 June 2007 to 06 June 2007 Philadelphia, United States The challenge of the 21st century is to integrate or synthesize the exponential growth in human knowledge into meaningful wholes. But is a unity of knowledge possible? This conference asks questions that transcend disciplinary boundaries. The deadline for abstracts/proposals is 15 December 2006. Enquiries: conference2007@metanexus.net Web address: http://www.metanexus.net/conference2007 Sponsored by: Metanexus Institute =========================== конференция "россия-афон" не стала всероссийским собором монашества, но позволила русским инокам узнать об афоне "из первых уст" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=9273 Москва, 4 октября, Благовест-инфо. Круглый стол на тему "Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность" состоялся 2 октября в конференц-зале гостиницы "Даниловская" в рамках международной научно-богословской конференции "Россия-Афон: тысячелетие духовного единства". Игумен Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем и наместник "Северного Афона" - Свято-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев) отвечали на насущные вопросы иноков Русской Православной Церкви (РПЦ). Вопросы были многочисленны, а вот участников данной секции конференции, против всякого ожидания, было немного. Это связано с тем, что накануне открытия форума на встрече с журналистами в РИА "Новости" было объявлено, что на конференцию приглашены монашествующие из всех монастырей РПЦ. Ожидалось, что сама тема форума, возможность узнать о традициях древнего и современного афонского монашества "из первых уст" вызовет интерес во всех епархиях РПЦ. Организаторы надеялись, что конференция станет своеобразным "собором", "съездом" монашества РПЦ. Эти надежды не покидали епископа Панкратия и в день торжественного открытия в храме Христа Спасителя. Отвечая на вопрос "Благовест-инфо" о том, почему в зале так много свободных мест, он выразил надежду, что представители почти всех монастырей (а их, по словам иерарха, в РПЦ сейчас около 600) прибудут на секцию в "Даниловскую". Однако этого не произошло. "Это огорчительно для меня. Митрополиту Филарету (Минскому и Слуцкому, сопредседателю Оргкомитета конференции - прим. "Благовест-инфо") пришлось подписывать вот такую стопку приглашений во все епархии, а приехали сравнительно мало, и это несмотря на очень интересную тему, возможность пообщаться с афонским игуменом. Это свидетельство того состояния, в котором находится сейчас наше монашество", -- говорил епископ Панкратий на круглом столе. Отвечая на вопросы монашествующих об участии в форуме Синодальной комиссии по делам монастырей, он с сожалением отметил не только отсутствие ее представителей на заседаниях, но и отсутствие интереса к конференции в период ее подготовки. Поддерживая мысль одного из участников, епископ отметил, что "идея монашеского съезда уже назрела". Хотя в "нашей стране нет такой традиции", выступавший сослался на Василия Великого, который "рекомендовал такую практику". Поэтому грядущий "собор", буде он состоится, вряд ли можно считать "нововведением". "Вероятно, многие монахи и не затрудняют себя постановкой проблем, они вполне довольны своим состоянием", -- такую версию выдвинул игумен Ватопедского монастыря Ефрем. "Собора" на этот раз не получилось, однако те, кто приехал в "Даниловскую" гостиницу, -- а это примерно 150 человек, среди которых были несколько епископов РПЦ, представители черного и белого духовенства не только РПЦ, но и Элладской Православной Церкви, насельницы и игуменьи женских монастырей России - засыпали двух настоятелей вопросами. В начале встречи епископ Панкратий рассказал, как он представляет себе идеальное, чаемое устроение монастырской жизни, опираясь на опыт монастырей, основанных учениками и учениками ученикв афонского старца Иосифа Исихаста, а также на 15-летний опыт по возрождению Валаамской обители. Наместник Северного Афона - сторонник "творческого поиска устроения монашеской общины": он, например, считает, что каждая обитель должна найти для себя оптимальный монастырский устав. Так, на Валааме сначала пытались строить жизньв соответствии с древним уставом этого монастыря, однако вскоре поняли, что буквально исполнять его невозможно. Пришлось вносить некоторые изменения. Епископ Панкратий считает, что сейчас нет необходимости в создании унифицированного "типового" монастырского устава; свобода, данная каждому монастырю, в сочетании с уважением к древним уставам и творческим подходом, а также послушанием епархиальному архиерею, позволяет каждому монастырю устроить свою жизнь самостоятельно. Епископ Панкратий говорил также о понимании роли игумена в святогорской традиции. В монастырях, основанных учениками Иосифа Исихаста, игумен живет общей со всеми жизнью, так же трудится, участвует в общей трапезе. От остальных иноков его должна отличать не внешняя власть, а больший духовный опыт и ответственность перед Богом за братию. В этих обителях поддерживается традиция общих встреч всех насельников с обсуждением проблем; игумен заботится о личном духовном возрастании и укреплении каждого послушника, не подавляя его волю. Для возрождения русских монастырей важно "перенять эстафету духа из монастырей Афона", завершил епископ Панкратий свой доклад. Далее http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=9273 ****************************** НОВЫЕ КНИГИ ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ****************************** ИНТЕРНЕТ http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/10/05/20061005140050883.html Яков Кротов: Наша программа посвящена сегодня митрополиту Киприану Цамблаку. У нас в гостях профессор Великотырновского университета, болгарского университета, Невяна Дончева-Панайотова и заместитель по науке Московского Рублевского музея в Андронниковом монастыре, музея иконописи, Олег Германович Ульянов. Святой митрополит Киприан Цамблак, умерший в 1406 году. Вот сейчас в Болгарии и в России проходят празднования, конференции, посвященные 600-летней годовщине со дня кончины святого митрополита Киприана. Конечно, когда празднуется память святого, то на первый план выходят, как раньше говорили, достижения, что он сделал, что он совершил, и человек предстает в ареоле небесной славы. Но, я думаю, прежде всего, для верующего человека, да и вообще для человека, а верующие тоже люди, интересно конечно то, а было ли в этой жизни что-то трагическая, была ли здесь динамика или святые появляются на свет как цыпленок из яйца, уже такие желтенькие, золотистые, уже с нимбом. И здесь жизнь митрополита Киприана, жизнь очень трагическая, жизнь, можно сказать, -приключенческая. К счастью, профессиональные писатели исторических романов до митрополита Киприана пока не добрались, а вот наша сегодняшняя гостья профессор Великотырновского университета Невяна Дончева-Панайотова автор единственный монографии о святом Киприане. Монография вышла на болгарском языке в 1981 году. Профессор Дончева-Панайотова, кстати, преподавала в Московском государственном университете в конце 80-х, начале 90-х годов, так что с Россией знакома близко. И вот ее одноплеменник митрополит Киприан было митрополитом Московским. Но святой, тоже так надо теперь говорить, святой князь Дмитрий Донской, например митрополита Киприана, мягко говоря, недолюбливал и дважды изгонял его из Москвы. У историков больной вопрос, например, правильно ли поступил митрополит Киприан, когда вместе с преподобным Сергием Радонежским, в сущности, занял оппозиционную позицию по отношению к князю Дмитрию Донскому. Митрополит Киприан был одним из инициаторов и двигателей богослужебной реформы в русской Церкви, в Болгарии тогда проходила богослужебная реформа. Представляете, сегодня бы в русской Церкви что-то изменили? А тогда, 600 лет назад, сумели изменить, и конечно это далось тоже далеко нелегко. Таким образом, человек, действительно динамичной и трагической, драматической судьбы. Наверное, мой первый вопрос нашей сегодняшней гостье профессору Дончевой-Панайотовой такой. Сегодня, какова позиция Болгарии, болгарского народа, болгарской Церкви в отношении к митрополиту Киприану, который все-таки большую часть своей жизни провел на Руси? Ощущается в Болгарии, что это именно болгарин? И что делается в Болгарии сегодня для увековечивания памяти митрополита Киприана? далее http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/10/05/20061005140050883.html ========================== на сайте "Архивы России" (www.rusarchives.ru/new.shtml) размещена следующая информация: * Информация [ http://www.rusarchives.ru/news/oprf.shtml ] Об общественных слушаниях, проводимых Общественной палатой Российской Федерации совместно с Федеральным архивным агентством, на тему "Современные проблемы состояния сохранности, комплектованияи использования Архивного фонда Российской Федерации" + [ http://www.rusarchives.ru/news/oprf_f.shtml ] Фоторепортаж с общественных слушаниях * Совместный приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 375/584/352 [ http://www.rusarchives.ru/news/prik250706.shtml]"Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам прекращенных уголовных и административных, а также фильтрационно-проверочных дел в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации". + [ http://www.rusarchives.ru/lows/access_repressions.shtml ] Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел. * Информация об историко-документальной выставке [http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/photo_history.shtml] "Фотографическая история. 1840-1950", открывающейся 12 октября в Московском музеесовременного искусства. * Елпатьевский А.В. [ http://www.rusarchives.ru/publication/jitomirskaya.shtml] Житомирская С.В. Просто жизнь. * Документальные публикации: + [ http://www.rusarchives.ru/publication/ishkil.shtml ] "С того, кто взял ишкиль:" Документы рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского НЦ РАН о кавказском адате: ишкиль в Дагестане XVII-XIX вв. + [ http://www.rusarchives.ru/publication/musulmane.shtml ] "Мусульмане:преисполнены надежды, что будут полностью обладать и пользоваться правами: дарованными РСФСР". Письма председателя ЦДУМ муфтия Р. Фахретдинова председателю ЦИК М.И.Калинину. 1920-е гг. * C 29 сентября на сайте [ http://strana.ru ] Страна.Ru проходит Интернет-конференция Руководителя Федерального архивного агентства В.П.Козлова. ****************************** НОВОСТИ http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=9268 На вопросы агентства "Благовест-инфо" отвечает секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов - Отец Игорь, последнюю неделю в центре внимания всех, кто интересуется диалогом между Православной и Католической Церковью, остается встреча в Белграде, участником которой были и вы. Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что это была за встреча.- С 18 по 24 сентября в столице Сербии проходила 9-я сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Принципиальное решение о богословском диалоге между обеими Церквами было принято еще в 1975 году ПатриархомКонстантинопольским Димитрием I и Папой Римским Павлом VI, четырьмя годами позже было официально объявлено о начале этого диалога. За годы своего существования комиссия приняла ряд важных документов, касающихся, в частности таких насущных тем, как Евхаристия, священство, экклезиология. Важным достижением комиссии стал принятый в 1993 году в Баламанде (Ливан) документ, в котором однозначно осуждалась уния как метод достижения церковного единства. Предыдущее заседание состоялось в 2000 году в Балтиморе. Однако там представители Римско-Католической и Православных Церквей не смогли прийти к согласию по вопросу об униатизме, затем сторонами был взят своеобразный тайм-аут, и в течение шести лет комиссия не встречалась. И уже поэтому сам факт сессии можно считать определенным успехом.- Каковы ваши общие впечатления от работы комиссии?- Хочу сказать, что это первая сессия, в которой я принял участие, и мне не с чем сравнивать. Но в целом впечатления положительные- работа проходила в мирной, конструктивной атмосфере. В Белград приехали представительные делегации с обеих сторон. С православной стороны были представлены все Поместные Церкви за исключением Болгарской (участие Болгарской делегации также предполагалось, однако в последний момент она по каким-то причинам не приехала), почти все они были представлены на уровне епископов. В католическую делегацию вошли представители многих общин восточного обряда. - Что стало предметом обсуждения этой сессии?- Мы обсуждали документ на тему "Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви. Соборность и власть в Церкви". Этот текст был подготовлен координационным комитетом Смешанной комиссии накануне пленарного заседания во Фрайзинге (Германия) еще в 1990 году. Однако в тот раз документ обсужден не был, поскольку внимание участников комиссии переключилось на другие темы - в частности, на униатство. - Как известно, участники обсуждения не смогли прийти к согласиюпо одному из пунктов. Этот факт и, в особенности, последовавшая затем публичная полемика между главой делегации РПЦ епископом Иларионом и главой католической делегации кардиналом Каспером получил широкую огласку в прессе. Не могли бы вы рассказать подробнее, что произошло? - Обсуждаемый документ состоял из 52 пунктов. По 44 из них стороны пришли к согласию. Причем - хочу особо отметить - ряд спорных формулировок подвергался изменению, некоторые моменты опускались вовсе. Но 45-й пункт стал камнем преткновения. Напомню, в нем говорилось, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв "Вселенского собора" в строгом смысле слова стал невозможен, однако "обе Церкви продолжали созывать "общие" соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом". Глава нашей делегации епископ Иларион выступил с рядом принципиальных возражений по данномупункту, отметив, что в православной традиции "общение с Константинопольским престолом" никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных церквей стало "общение с Римским престолом". Мы предлагали заменить слова "общение с Константинопольским престолом" на "общение между собой". Надо сказать, что когда стало ясно, что среди православных участников нет полного единства по данному вопросу, кардинал Каспер, председательствовавший на данном заседании, предложил просто исключить этот параграф из документа. Однако глава делегации Константинопольской Церкви митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) стал настаивать на его сохранении. Я считаю, что, поступая таким образом, он занял неконструктивную позицию. Поскольку делегация нашей Церкви оставалась решительно против параллелизма между Римом иКонстантинополем, митрополит Иоанн предложил поставить этот вопрос на голосование, а кардинал Каспер это предложение поддержал - хотя ранее он заявлял, что это внутриправославное дело, в которое католики не хотят вмешиваться. Я убежден, что решать такие вопросы голосованием совершенно неправильно. Тем более что голосование проходило "поименно" - от лица представленных на сессии Поместных Церквей. Ведь члены делегаций, приехавшие в Белград, не уполномочены представлять всю полноту своих Церквей. НекоторыеЦеркви, например, Чешских Земель и Словакии, даже не направили на сессию архиереев. Православные участники ехали на научный, богословский диалог с католиками, а получилось, что их вынудили принимать решения по межправославным вопросам. В ходе голосования делегация РПЦ оказалась в меньшинстве, однако разногласия по 45-му пункту на этом не были исчерпаны - свое несогласие с формулировкой высказали на этот раз католики. Их смутили слова о том, что после разрыва общения в XI веке в Церкви не было "Вселенских соборов" в строгом смысле этого слова. Таким образом, стало ясно, что сама постановка вопроса - неверная. На мой взгляд, лучшим выходом из ситуации было бы вообще убрать этот параграф, как мы поступали с другими пунктами, вызвавшими разногласия.- Было ли произошедшее неожиданным для русской делегации?- Как я уже говорил, обсуждавшийся текст датируется 1990 годом, кроме того, он был разослан всем участникам за какое-то время до сессии. Мы имели возможность внимательно ознакомиться с текстом и увидеть, какие места могут вызвать наши возражения. Я бы сказал, что разногласия по отдельным пунктам можно было спрогнозировать, а вот реакцию конкретных людей и их действия в данной ситуации спрогнозировать было невозможно. - И чем же закончилась сессия?- Было решено остановиться на 44-х параграфах. Остальную часть документа - включая вызвавший споры пункт 45, было решено оставить на будущий год, когда сессия состоится в Италии. - Перейдем к более общим вопросам. В последнее время в СМИ много пишут о положительной динамике в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, начавшейся после восшествия на Римский престол Бенедикта XVI. Что бы могли сказать вы лично о межцерковных контактах за последниеполтора года?- С самого начала своего понтификата Бенедикт XVI заявил о том, что улучшение отношений с Православной Церковью является для него одним из приоритетов. Действительно, необходимость этого давно назрела: позиции наших Церквей по многим вопросам естественным образом сближаются перед лицом тех либеральных, подчас радикально-либеральных тенденций, которые набирают всё большую силу в протестантском мире. Мы становимся естественными союзниками с католиками, поэтому устранение каких-то сложностей в наших отношениях является необходимым условием для более эффективного сотрудничества. И в этом плане на уровне двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью наблюдаются примеры такого положительного соработничества. В Страсбурге и Брюсселе представители нашей Церкви при Европейских организациях успешно сотрудничают с представителями Католической Церкви. В Нью-Йорке имеют место полезные контакты между представительством Всемирногорусского народного собора при ООН, и представительством Святого Престола при ООН. Среди других примеров такого сотрудничества назову также состоявшуюся год назад в Москве презентацию компендиума социальной доктрины Католической Церкви и конференциию "Дать Европе душу", организованную в мае этого года в Вене Папским советом по культуре, Отделом внешних церковных связей Московского патриархата и фондом "Pro Oriente". Участники венского форума засвидетельствовали сходство подходов Русской Православной и Римско-Католической Церквей по целому ряду вопросов, касающихся культуры, этики, морали.-А как развиваются в целом отношения с католиками в России?- К сожалению, эти отношения еще далеки от идеала. И мне кажется, что для их урегулирования нужно какое-то изменение образа действия в России с католической стороны. Ведь подавляющее большинство католического духовенства являются в нашей стране гостями, а гости должны принимать во внимание мнение хозяев - то есть религиозного большинства. На официальном уровне с этим все соглашаются, но на практике, я считаю, что нам еще не хватает взаимодействия. Хотелось бы, чтобы, осуществляя свою деятельность в России, католики почаще, в соответствии с документом комиссии "Про Руссия" от 1992 года, контактировали с нами. Я имею в виду не какой-то контроль за их действиями, а открытые искренние отношения, которые должны быть между нами. Если у нас будет такой диалог, то не останется места взаимным подозрениям и опасениям. - А есть ли положительные примеры разрешения существующих проблем?- Да, конечно. Прежде всего хотелось бы дать положительную оценку деятельности апостольского нунция в РФ архиепископа Антонио Меннини. За три с половиной года служения в России он сделал много шагов навстречу нашей Церкви. Он лично посещает многие епархии РПЦ, много общается с православными архиереями и священниками.Также хочу сказать о деятельности совместной рабочей группы, созданной для рассмотрения проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. За время существования члены группы, в которую вхожу и я, посетили ряд католических детских приютов, деятельность которых вызвала озабоченность у православных. С одним из этих приютов у нас стали складываться отношения конструктивного сотрудничества - я имею в виду "Дом дона Боско" в Филях, окормляемый монахами-салезианцами. По праздникам я приезжаютуда поздравлять детей, большинство из которых были крещены в православии, и даже крестил одного ребенка. То есть пытаюсь, по мере своих сил, поддерживать отношения с этим приютом. Между тем, мы уже обсуждали возможность установления дружественных связей "Дом дона Боско" с православными детскими центрами и молодежными движениями. Беседовал Дмитрий Власов
****************************** При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется |
В избранное | ||