Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия #155


 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 155 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Редакция бюллетеня может быть не согласна с мнением авторов публикуемых материалов.

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 8 апреля  2006 г.

  ******************************

 КОНФЕРЕНЦИИ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО ПГЛУ)

пр. Калинина, д. 9, Пятигорск, 357532.

Тел/факс (8793)  32 – 94 – 77,  32 – 94 – 74, 32 – 95 –11.

E-mail: PGLU@PGLU.ru,  UD@PGLU.ru  HTTP://WWW.PGLU.RU

ОКПО 02080730 ИНН/КПП 2632016915/263201001

 МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

 «ЭПИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ»

 Уважаемые коллеги!

   Пятигорский государственный лингвистический университет, Северокавказский научно-исследовательский Центр общего и сравнительного литературоведения при ПГЛУ, научно-исследовательская лаборатория «Русский язык на Северном Кавказе» при ПГЛУ приглашают Вас принять участие в Международной научной конференции «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения», который состоится 21-24 сентября 2006 года в Пятигорском государственном лингвистическом университете.

   Планируется обсуждение следующих проблем:

Миф и эпос: к проблеме генезиса.

Эпос: проблемы историзма.

Национальная картина мира и языковая личность в эпосе.

Эпос как феномен общекультурной народной традиции.

Эпос и проблемы национальной идентичности.

Эпос: типология и контекст.

Эпос и художественное литературное творчество.

Эпос и современное профессиональное искусство.

Эпос: традиционный стиль и сказительское мастерство.

Поэтика эпоса.

Лингвистические проблемы эпоса.

Черты общности и своеобразия в эпических текстах.

Эпос: текстологический дискурс.

Этнолингвокультурологические проблемы изучения эпического текста.

Инновационные методики исследования эпоса.

Проблемы междисциплинарного изучения эпоса.

Изучение эпоса и компьютерные технологии.

Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика.

Проблема переводов эпических текстов.

Концептная семантика эпического текста.

Роль эпоса в формировании современных литературных языков.

Эпический текст как категория межкультурной коммуникации.

Этнопедагогика эпоса в поликультурном (мультикультурном) пространстве.

Гендерные аспекты исследования эпического текста.

Устная эпическая традиция в историческом и культурном  пространстве: движение во времени.

Для участия в работе конференции необходимо прислать заявку на участие и резюме доклада (сообщения) объемом не более 1 стр. текста.

Заявки и резюме докладов направлять до 30 апреля 2006 года, тексты докладов до 30 мая 2006 года.

По адресу: Россия, 357503, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9. ПГЛУ. Северокавказский НИЦ общего и сравнительного литературоведения, проф. Казиевой Альмире Магометовне.

По факсу: (8793) 32-94-74.

По электронной почте (только в виде приложения к электронному письму): kam@net5.ru, zaditi@rambler.ru, k_mika@mail.ru, damk5@yandex.ru,  rector@pglu.ru.

Образец заявки прилагается.

Язык резюме  – русский, английский. Рабочий язык докладов (сообщений) – русский. Длительность представления – 20 минут для доклада на пленарных заседаниях, 10 минут для сообщений на секционных заседаниях.

После рассмотрения резюме, Вы будете проинформированы.

По итогам работы конференции издание сборника докладов и сообщений планируется к началу конференции.

Полный текст доклада (не более 10 стандартных страниц) необходимо отправить в Комитет до 30 мая 2006 года.

   Представляемые материалы для публикации должны соответствовать следующим

требованиям:

   Текст статьи должен быть набран в редакторе Microsoft Word версий 97 и позднее.

Формат - А4.

Материалы могут быть представлены в распечатанном виде (1 экземпляр) и на

                 гибком диске (дискете) (в формате doc или rtf Win Word), а также присланы по

                электронной почте в виде приложения к электронному письму..

Размер шрифта - текст - кегль 14.

Межстрочный интервал – 1,5 (single).

Поля страницы:

сверху - 3 см

снизу - 3 см

слева - 3 см

справа - 1 см.

Абзацный отступ – 3 знака.

Все материалы должны быть набраны следующими фонтами:

                 русский язык - Times New Roman

                 латиница - Times New Roman

На первой верхней строке справа отмечается инициалы имени и отчества автора (авторов), затем фамилия, на второй строке - город, через интервал в одну строку, посередине страницы прописными буквами полужирным шрифтом (Bold) - заглавие.

В тексте не должно быть двойных пробелов и переносов слов.

Для текстовых выделений используйте курсив и полужирный шрифт, подчеркивания и разрядка нежелательны.

Ссылки на литературу даются внутри текста статьи в скобках, с указанием порядкового номера источника в алфавитном порядке литературы, помещенном в конце статьи, и номера страницы по типу: [3;78].

Список литературы помещается после статьи  под заголовком «Библиографический список» и оформляется в соответствии с правилами библиографического  описания.

   Оплата проезда, питания и проживания производится за счет участников. Информацию об условиях и стоимости проживания оргкомитет сообщит дополнительно. Планируется культурная программа.

 Телефоны для справок: 8-87933-33834, 8-87933-21324, 8-87933-29761 (доп. 399),

моб. 8-928-9114041, 8-903-4443059. Факс: 8-87933-29474.

ОРГКОМИТЕТ

 ============================

 Заседание открытого научного семинара Института Синергийной Антропологии "Феномен человека в его эволюции и динамике"

ЗАСЕДАНИЕ
ОТКРЫТОГО НАУЧНОГО СЕМИНАРА
Института Синергийной Антропологии (Москва):

«ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ЭВОЛЮЦИИ И ДИНАМИКЕ»

 12 апреля 2006 г.  в 18.00

Руководители Семинара – акад. РАЕН С.С. ХОРУЖИЙ,
проф. О.И. ГЕНИСАРЕТСКИЙ

В программе заседания:

Доклад зав. Сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева Олега Германовича Ульянова «ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ, ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ «ЦАРСКОГО ПУТИ» В ИСИХАСТСКОЙ ТРАДИЦИИ». В докладе на тему «Правое и левое, или эпистемология «царского пути» в исихастской традиции» рассматривается основная пространственная оппозицию «правое – левое», которая лежит в основе всей системы ориентации человека. Данная проблематика глубоко разработана в русле философской концепции исихазма, исходным пунктом которой является полярность ноуменального и феноменального миров. При этом в исихазме дифференциацию «правого» и «левого» определяет не столько место (τóπος) в аксиологическом пространстве с установленной перспективой (точкой отсчета), сколько образ жизни (τρóπος) в синергии (греч. συνεργεια - взаимодействие). Общая положительная оценка «правого» и негативная «левого» в святоотеческой традиции обусловлена познанием Премудрости Божией, например, согласно поучению митрополита Илариона: «Прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском, не различали правой и левой руки» («Слово о Законе и Благодати», ок. 1051 г.).
В докладе обсуждаются принципиальные отличия исихастской молитвы от техники индусской йоги и мусульманской дхикр, анализируется «Средний и царский путь» в исихастской традиции как путь цельности, на котором сердце человека, его моральные силы и познавательные способности объединяются воедино в едином ритме, едином движении.. Именно в этом состоит сотрудничество человека с Богом, направленное на постижение внутренних образов (logoi), сопричастных «Первообразам» (παράδειγματα, по сщмч. Дионисию Ареопагиту), которые следует отличать, по мнению О.Г. Ульянова, от платоновских «идей». Докладчик обращается к трудам Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Николая Кавасилы, а также исихастским руководствам по «умному деланию», в т.ч. круга прп. Сергия Радонежского, для иллюстрации основных тезисов своего доклада.

С работами Олега Германовича Ульянова вы можете познакомиться по электронным публикациям в интернете:

http://drevn2005.narod.ru/ulianov.htm
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=26
http://www.voskres.ru/bogoslovie/ulianov.htm
http://www.voskres.ru/bogoslovie/ulianov_printed.htm
http://www.religare.ru/monitoring25745.htm
http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=24
http://www.religare.ru/monitoring22775.htm

О докладчике

ЗАСЕДАНИЕ СОСТОИТСЯ
В ЗДАНИИ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ РАН
 (ул. Волхонка 14, зал Заседаний Ученого Совета (5 эт.)


Подписаться на ежемесячную  рассылку семинара можно по адресу insyan@mail.ru
Институт Синергийной Антропологии  http://www.synergia-isa.ru/

  ******************************

     ВЫСТАВКИ

 В РГБ 27 марта открылась выставка "Архивный фонд парижской газеты "Русская мысль" в дар главной библиотеке России"

http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=186&art_id=6780

  ******************************

 НОВЫЕ КНИГИ

 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=5556 Благовест-инфо. Вышла в свет первая в России историческая монография, посвященная лютеранству в России во времена Ивана Грозного. Ее автор, пастор Рязанского евангелическо-лютеранского прихода святой Марии, кандидат исторических наук Владимир Солодовников проанализировал отношение русского монарха к учению Мартина Лютера, которое тот рассматривал как "весьма близкое к истине". По мнению В.Солодовникова, колебания царя в оценке лютеранства и его далеко неоднозначное восприятие европейской церковной Реформации XVI века приводили Ивана Грозного как к попыткам привлечь лютеран к проводимым им государственным преобразованиям, так и к организации антилютеранских погромов в Москве. Автор подчеркивает значимость инициированного Иваном Грозным еще свыше 400 лет назад православно-лютеранского богословского диалога. Владимир Солодовников высказывает предположение о том, что лютеранство имело шанс стать духовно-идеологическим обоснованием позитивных поначалу реформ Ивана Грозного и вполне могло бы предотвратить опричнину.  Как сообщили "Благовест-инфо" в миссии "Служение Лютеранского Часа", выпустившей книгу, ее презентация состоится в мае при участии ведущих российских историков, религиоведов и богословов.

         Примечание редактора бюллетеня:  некоторое знакомство с произведениями царя Ивана Грозного позволяет мне сомневаться в выводе о том, что царь рассматривал лютеранство как "весьма близкое к истине". Будем рады если в нашем бюллетене появятся и другие рецензии и заметки относительно данной работы

Татьяна Чумакова

 ===========================

 Киеве вышел словарь сурдоперевода православного богослужения, 04.04.2006   Издательству <Глас> удалось объединить практический опыт сурдоперевода в православных храмах России и Украины. В новом пособии  представлено около 600 жестов, озвученных на украинском и русском языках, с титрами http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=186&art_id=6783

 ===========================

 Москва, 6 апреля, Благовест-инфо. Презентация книги "Православное богословие и Запад в ХХ веке. История встречи", изданной фондом "Христианская Россия", состоялась 5 апреля в культурном центре "Духовная библиотека".

 Открывая презентацию, директор "Духовной библиотека" Жан-Франсуа Тири сообщил, что книга представляет собой сборник материалов одноименной международной конференции, прошедшей в Италии в 2004 году и организованной совместно итальянским фондом "Христианская Россия" и Синодальной богословской комиссией Русской Православной Церкви. Целью конференции было изучение уникального исторического опыта встречи - личной и интеллектуальной - русских богословов и религиозных мыслителей послереволюционной эмиграции, с одной стороны, и представителей западной христианской мысли и культуры, с другой. "Смысл нашей сегодняшней встречи более широкий, надо начинать обсуждение по этой теме", -- отметил Жан-Франсуа Тири.  далее http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=5549

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ

 Евангелие Иуды  На сайте Национального географического общества опубликованы фрагменты (на коптском и английском) Евангелия Иуды.

http://www9.nationalgeographic.com/lostgospel/document.html

 Благодарю за ссылку архимандрита Павла (Стефанова)

  Существующий в единственном экземпляре древний коптский манускрипт с текстом "Евангелия от Иуды" впервые обнародован в четверг в Вашингтоне в штаб-квартире Национального географического общества США.  Как сообщает пресс-служба общества, "Евангелие от Иуды" содержит "иной взгляд на взаимоотношения между Иисусом Христом и Иудой". "В отличие от новозаветных Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в которых Иуда изображен как достойный порицания предатель,это недавно обнаруженное евангелие изображает Иуду действовавшим по просьбе Иисуса, когда он сдал Иисуса властям", - отмечает пресс-служба. Подлинность манускрипта, относящегося к древней христианской апокрифической литературе, установлена "с использованием пяти различных методов, включая радиоуглеродное датирование, анализ чернил, спектральный анализ, контекстуальные, а также палеографические подтверждения", говорится в заявлении вице-президента Национального географического общества США Терри Гарсия, распространенном в Вашингтоне.  "Открытие древнего небиблейского текста, которое некоторые считают самым важным за последние 60 лет, расширяет наше знание истории и теологических воззрений периода раннего христианства, и его следует изучать историкам, ученым и теологам", - подчеркнул Гарсия.

Манускрипт был найден в 70-х годах двадцатого века в Египте и несколько раз перекупался коллекционерами. После завершения проходящих сейчас исследований, в которых участвует Национальное географическое общество СЩА, древний документ будет передан в Коптский музей в Каире (Египет).

  ******************************

    НОВОСТИ

 Резолюция X Всемирного Русского Народного Собора в поддержку передачи Церкви зданий в Рязанском Кремле Материал на сайте : http://mospat.ru/index.php?page=30725

Участники X Всемирного Русского Народного Собора благодарят Президента Российской Федерации В.В. Путина за поддержку положительного решения вопроса о передаче Русской Православной Церкви ее храмов и святынь, находящихся на территории Рязанского Кремля. Мы поддерживаем и соответствующее открытое письмо Рязанского отделения Всемирного Русского Народного Собора Президенту России.Напоминаем, что речь идет о храмах и других церковных зданиях, которые сегодня не могут использоваться верующими по прямому назначению. Изъяты из богослужебного употребления иконы и другие святыни. В то же время еще во второй половине XIX века на территории Рязанского Кремля был создан один из старейших в России церковных музеев. Именно его экспонаты составили основу государственного музея.  Убеждены, что с передачей Церкви ее исторического наследия музейное дело на территории Рязанского Кремля будет сохранено, как это существует в Троице-Сергиевой Лавре, Троицком Ипатьевском монастыре и многих других обителях. Более того: мы надеемся, что просветительская миссия музея получит развитие благодаря взаимодействию Церкви и его сотрудников. Подобное развитие событий мы считали бы желательным и в других святых местах России, таких, например, как Соловки, где взаимодействие Церкви с организаторами и специалистами музейного дела пока не нашло всесторонне удачных форм, соответствующих долговременным интересам России.

===============================

 ИНТЕРВЬЮ: Директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника "Рязанский кремль" ЛЮДМИЛА МАКСИМОВА: "Вывод музея за пределы Рязанского кремля приведет к потере музеем-заповедником своего статуса и функционального назначения"

"Портал–Credo.Ru": Какова ситуация с Рязанским кремлем на сегодняшний день? Не пытались ли Вы сказать, что сама постановка вопроса о возвращении РПЦ МП ее собственности незаконна, т. к. до революции Православной Российской Церкви вообще ничего не принадлежало, поскольку все принадлежало государству, и сам Синод был просто одной из государственных структур?

Людмила Максимова: На настоящий момент ситуация с Рязанским кремлем остается довольно напряженной. После закулисных ходов через патриархию на Президента Путина, 29.03.2006 Рязанская епархия официально обратилась в администрацию музея с просьбой передать ей все здания на территории Кремля. ФГУК "Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник" (РИАМЗ) работает в обычном режиме и предпринимает все возможные действия для сохранения музея на территории Кремля. Официальные решения по данной проблеме пока не приняты.

Попытки объяснить, что до революции Православной Российской Церкви ничего не принадлежало, понимания не находят: епархия слышит только то, что в ее интересах.

– Какую реально позицию занимает рязанские губернатор, мэр и их администрации в споре музея и епархии?

– Губернатор Рязанской области Г.И. Шпак на пресс-конференции в Москве 3 апреля заявил, что возможна постепенная передача Рязанского кремля епархии, но вопрос переноса музея "необходимо тщательно продумать". Это объясняется как моральной, так и финансовой проблемой – перевод музея в другое место потребует огромных денежных вложений. Называется сумма в 2 млрд. руб.

Рязанская областная Дума, Глава администрации г. Рязани, Городской совет своей позиции пока официально не обозначили. В этих органах есть как сторонники, так и противники передачи. Некоторые депутаты Областной думы (Торопов В.И.) являются членами Рязанского. Отделения "Всемирного Русского Народного Собора" и занимают явно процерковную позицию.

– Президент В. Путин в своей резолюции на письме Патриарха фактически предложил Михаилу Фрадкову и Герману Грефу предоставит музею иное подходящее помещение. Были ли с их стороны уже какие-либо реальные предложения? Если да, то насколько они приемлемы с эстетической и технической сторон?

– Реальных предложений со стороны М.Е. Фрадкова и Г.О. Грефа не поступало. Учитывая, что РИАМЗ это не только комплекс зданий культового назначения, а сюда относится и комплекс гражданских построек, и остатки оборонительных сооружений, и богатейший культурный слой, вывод его за пределы Рязанского кремля приведет к потере музеем-заповедником своего статуса и функционального назначения.

– Рязанская епархия претендует не только на сам кремль, но и на часть имущества музея. На что конкретно? Вы могли бы назвать наиболее важные предметы экспозиции музея и запасников, на которые претендует епархия?

– В письме Патриарха говорится о "реликвийных" предметах. Конкретно претензии не предъявлялись. Но в проповедях архиепископа Павла (Пономарева) и т. д. упоминаются "награбленные" иконы.

– Располагает ли епархия техническими и финансовыми возможностями, чтобы обеспечить сохранность, реставрацию и безопасность того имущества, на которое она претендует? Например, сможет ли она поддерживать термо-влажностный режим для уникальной Одигитрии XIII века и осуществлять ее надежную охрану? Где она возьмет деньги на реставрацию храмов, на которые претендует?

– Епархия не располагает техническими и финансовыми возможностями, чтобы обеспечить сохранность и реставрацию того имущества, на которое она претендует. Только в связи с созданием здесь музея-заповедника удалось сохранить и восстановить прекрасный архитектурный ансамбль за счет бюджетных средств. Так в 2005 г. на реставрацию было выделено 22 млн. руб., а с 2001 по 2005 гг. – 87.3 млн. руб. Сейчас эти средства непосредственно заложены в смету музея.

Если же Кремль будет передан епархии, то никакого автоматического финансирования, как думает владыка Павел, не будет. Епархия должна будет подавать заявки в федеральную программу на финансирование реставрационных работ. В настоящее время создана специальная служба заказчика при Патриархии, которая планирует и организует проведение работ на культовых объектах на территории Российской Федерации. На всю Рязанскую область в 2006 г. Патриархия запланирована выделить 17 млн. руб. Кроме этого, если деньги будут выделяться на Кремль, то соответственно прекратится финансирование других культовых объектов на территории Рязанской области. Не думаем, что это обрадует священников на местах.

– Епархия утверждает, что на территории кремля действует только один храм из шести. В материалах СМИ говорится о трех действующих храмах: Успенском и Христорождественском соборах и колокольне, в которых ведутся Богослужения. Кто же говорит правду?

– Постоянная служба в течение всего года ведется в Христорождественском соборе, который находится в совместном использовании. Успенский собор – летний и служба проводится там в летнее время по выходным и праздникам (в 2005 г. служба проходила весь летний период). При этом служба ведется поочередно только в одном из соборов из-за недостаточного количества прихожан.

На Колокольне звонят круглый год согласно церковным канонам. В Архангельском соборе размещена музейная экспозиция по древнерусскому искусству, в которой большинство предметов – религиозного назначения. В церкви Святого Духа, пустующей с XVIII в. после упразднения одноименного монастыря, – музейная библиотека (еще в конце XIX в. местный архиерей предлагал в ней открыть приют для стариков). Богоявленский и Преображенский соборы, расположенные на территории Кремля, сдаются в аренду Территориальным управлением Госкомимущества под архивы. Музеем планировалось разместить в них после отселения архивов экспозиции по истории православия. Есть еще Богословская церковь в здании Гостиницы Знати, переданном в 1995 г. епархии в безвозмездное пользование, там тоже служат. Рядом с Кремлем (в 20-и метрах) епархии передали Ильинскую церковь, в которой не служат, а приспособили ее под офис епархиального управления. Также недалеко от Кремля ( в 200-х метрах) располагается церковь Спаса на Яру, в которой проходят богослужения.

– Каково заполнение действующих кремлевских храмов в будни, выходные дни, двунадесятые праздники, на Пасху?

– В будни на службе в Христорождественском храме присутствуют обычно от 2 до 30 человек, в воскресные дни до 50, на Пасху – храм наполняется.

– Насколько вообще заполнены действующие храмы в Рязани вне кремля в будни и праздники? Все ли они полностью укомплектованы священнослужителями: священниками, диаконами, пономарями и т. д. Во всех ли из них есть полноценные хоры и профессиональные регенты?

– Такой информацией мы не владеем. Сам архиепископ Павел сетовал по телевидению, что каждый шестой храм в епархии пустует по причине отсутствия служителей и приходов. Сейчас в Рязани на 500 тыс. население – около 30 храмов, в т. ч. новопостроенные. В епархии – 285 приходов.

– Много ли переданных рязанской епархии храмов, которые она сумела отреставрировать или хотя бы привести в приемлемый для проведения Богослужений вид? Сколько из них стоят не отремонтированными?

– Точные данные привести не представляется возможным, но из 150 церквей, переданных епархии с 1990 до 2000 г., в большинстве созданы приемлемые условия для проведения Богослужения. В тоже время только в единичных храмах ведется действительно реставрация, на большинстве памятников работы ведутся с нарушением закона без соответствующих разрешений организациями, не имеющими на это лицензий, что часто приводит к искажению первоначального облика: так сбиты фрески в Никольском храме Старочернеевского монастыря, уничтожен архитектурный облик Солотчинского монастыря и т. д.

– Какие бы более широкие, чем сегодня формы сотрудничества Музея и епархии Вы могли бы предложить, если бы музей сохранился в нынешнем виде?

– Возможно сотрудничество по оформлению экспозиций по истории православия в храмах, которые сейчас заняты архивами. Это возможно после освобождения этих храмов и проведения реставрационных работ.

Выражаю большую благодарность за поставленные вопросы.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru".

http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=42198&cf=

 ==========================

 Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора Материал на сайте : http://mospat.ru/index.php?page=30728

 Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение, - Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной русской цивилизации принимает настоящую декларацию. Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается.Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом. Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога.Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность - достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло.

Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает.

Мы - за право на жизнь и против «права» на смерть, за право на созидание и против «права» на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права.

Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества.

Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и «изобретение» таких «прав», которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.

Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя.

Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и

социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию.

Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее.

 =====================

Агентство религиозной информации Благовест-Инфо  www.blagovest-info.ru info@blagovest-info.ru

 Соборная декларация о правах человека - зачем она?

 Русская православная церковь в течение последних двух лет все настойчивее говорит о правах человека ("ЕЖ" уже комментировал эту тенденцию). Все основные идеи не раз и не два были достаточно четко сформулированы митрополитом Кириллом (Гундяевым), церковная концепция прав человека даже рассматривалась как естественное продолжение "Основ социальной концепции", принятых в 2000 году.

Однако потом от идеи принять церковный документ отказались. Или ее отложили. По каким-то, не заявленным ясно, причинам было решено провозгласить свою позицию не от имени Церкви, а от имени околоцерковной светской организации - Всемирного русского народного собора, так же, как это было ранее сделано с документом о предпринимательской этике. Принятая Собором декларация, должна, по мысли ее авторов, стать основой для дальнейшего развития церковного взгляда на сферу прав человека и церковной деятельности в этой области.

Как это часто бывает, и не только в Церкви, документ готовила узкая группа авторов, мнения прочих выслушивали (месяц назад была даже устроена небольшая предварительная конференция), но не комментировали, никакой полемики не велось. Даже на самом Соборе, на секции по этой теме, заседавшей весь второй день, проект декларации участникам не показали. В результате текст содержит немало странностей. Например, в первом же абзаце, где говорится о "конфликте цивилизаций", Собор выступает не от имени "православной цивилизации", как до сих пор можно было понять церковных авторов, а "от имени самобытной русской цивилизации".

Декларация в целом полна таких неопределенных формулировок и расплывчатых утверждений - в отличие от гораздо более четких выступлений митр. Кирилла. Ни разу не упоминаются православие и Христос. И это явно принципиальная позиция: текст предназначен для одобрения представителями, в том числе, других религиозных традиций. Нет сомнения, что многими из них он будет одобрен.

Главный нерв всей предшествовавшей принятию декларации работы - противопоставление ценностей веры ценностям гуманистическим, коллективных - индивидуалистическим, нравственных - отвлеченно-юридическим и т.д. Декларация призывает гармонично сочетать разные ценности, что само по себе было бы трюизмом: все Конституции и международные договора и так фактически основаны на компромиссе ценностей личных, государственных и групповых. Правомерное и пропорциональное ограничение различных прав и свобод соображениями безопасности, нравственности и т.д. и так записано во всех основополагающих документах и отражается в судебной практике, в том числе - в практике Европейского суда по правам человека.

Дело именно в желании Церкви сдвинуть все эти балансы в сторону традиционных религиозных принципов - и консервативная околоцерковная общественность, собирающаяся на ВРНС и тому подобных форумах, ее в этом поддерживает. Необходимо, однако, понимать, что, говоря о смещении баланса, мало кто, судя по всему, задумывается о том, как далеко его - в идеале - следовало бы сместить. Вряд ли рассуждения о том, что "РПЦ тянет нас в средневековье", правомерны: митр. Кирилл или протоиерей Всеволод Чаплин прекрасно понимают, что реально возможны только весьма ограниченные сдвиги в направлении чаемой десекуляризации общества - и именно их и добиваются. Например, митр. Кирилл не призывает восстановить уголовное преследование за гомосексуализм, но призывает к его официальному и общественному осуждению - вместо формирующейся ныне толерантности к "содомскому греху". Прот. Всеволод Чаплин выступает за юридическое приравнивание оскорбления святыни к оскорблению человека. Церковь всегда - за запрет абортов, но готова и к частичным мерам.

При такой умеренности практических требований смысл декларации достаточно радикален. Она рассматривает понятия прав человека и свободы выбора таким образом, что просто лишает их самостоятельной ценности. Текст, в соответствии с христианской традицией, различает свободу от греха (ту самую свободу, о которой писал апостол Павел) и свободу выбора между добром и злом. Первая свобода очевидно приоритетна. Вторая же разновидность свободы - и тут декларация, на мой взгляд, от традиции как раз отходит - практически отвергается. Вот как это сформулировано: "Свобода выбора приобретает ценность… когда человек выбирает добро".

Соответственно права и свободы человека признаются лишь "в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла". По сути, речь идет даже не об ограничении прав и свобод, а просто об отказе от них, о замене их на некие похожие, но принципиально другие инструменты, направленные именно на "добро". Последнее слово приходится брать в кавычки, поскольку на практике критерий восстановления образа Божия в человеке придется заменять какими-то более верифицируемыми критериями, как то и было в традиционных религиозных обществах.

Декларация определенно полемична, но объект ее полемики не совсем понятен. Совсем немногие правозащитники и либеральные демократы согласятся, что их взгляды основаны на руссоистском представлении о прирожденной доброте человека, как утверждает митр. Кирилл. Если декларация "за право на созидание и против "права" на разрушение", то кто же за это последнее "право"?..

С другой стороны, Собор выразил готовность к сотрудничеству со всеми "благонамеренными силами". Возможно ли оно при таких расхождениях во взглядах? В принципе, возможно. Но для этого как минимум нужно, чтобы церковная правозащитная деятельность началась. Люди часто сотрудничают по частным вопросам, расходясь в общих или в каких-то других частных. И до ВРНС понятие "права человека" использовалось разными группами отнюдь не в том только смысле, который заложен в международных конвенциях; это вызывало и вызывает трудности, но не является непреодолимой проблемой.  АЛЕКСАНДР ВЕРХОВСКИЙ, директор Информационно-аналитического центра "СОВА"

7 апреля Источник: "Ежедневный журнал"

 ======================

 В США опубликована статистика численности 25 крупнейших конфессий, 05.04.2006

 Самый большой рост отмечен в Православной Церкви Америки - дочери Русской Православной Церкви, которая уж е во второй раз попадает в <рейтинг> 25 американских конфессий. В настоящее время численность этой общины составляет 1 064 000, что на целых 6 % больше, чем год назад http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=186&art_id=6796

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


В избранное