Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 135


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 135 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 14 декабря  2005 г.

  ******************************

  КОНФЕРЕНЦИИ

 

 -6 декабря в Рабате (Марокко) под патронажем короля Мухаммеда Международной организацией по миграции (IOM) и Исламской организацией по образованию, науке и культуре (ISESCO) была проведена международная конференция  «Миграция и религия в эпоху глобализации». Участники конференции отметили, что религия и миграция являются двумя наиболее быстро изменяющиеся областями. Столкновения между мигрантами и новым обществом всегда относились к разряду наиболее сложных, и не только в тех случаях, когда в этот процесс были вовлечены мигранты исламского происхождения. Непростым остаются эти процессы и в наши дни. В связи с этим особой задачей государственных органов и общества в целом является урегулирование возникающих столкновений между мигрантами и принимающим обществом, обладающим своими вековыми традициями.

 От Русской Православной Церкви в конференции принял участие протоиерей Сергий Киприянович, настоятель Свято-Воскресенского храма Московского Патриархата в Рабате (Марокко).

http://www.mospat.ru/

 ===========================

 15 декабря в Паломническом Центре Московского Патриархата пройдут конференция и выставка «Почитание святого великомученика и

целителя Пантелеимона и русско-афонские связи (к 1700-летию блаженной кончины)»

  9 августа 2005 года исполнилось 1700-лет со дня преставления святого великомученика и целителя Пантелеимона, одного из наиболее почитаемых на

Руси святых. В связи с этим юбилеем Священный Синод Русской Православной Церкви 20 апреля 2005 года принял решение о проведении научной

конференции, посвященной почитанию святого великомученика Пантелеимона и русско-афонским связям.

 Организаторы конференции – Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Научный совет РАН "Роль религии в истории",

Императорское Православное Палестинское Общество, Паломнический центр Московского Патриархата.

 На конференции предполагается осветить следующие темы:

             - почитание святого великомученика Пантелеимона,

            - история русско-афонских связей,

 - история и современная жизнь Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне,

            - русские храмы и монастыри во имя святого великомученика Пантелеимона,

            - духовное и телесное врачевание в Православной Церкви.

 На конференции будет оглашено приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С докладом на тему

«Подвиг святого Пантелеимона в контексте восприятия мученичества Древней Церковью» выступит Председатель Отдела внешних церковных связей

Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Среди докладчиков – видные ученые и богословы: И.С. Чичуров, Н.Н.

Лисовой, А.А. Турилов, Д.В. Зубов,  С.В. Гнутова, О.В. Лосева, протоиерей Сергей Махонин, преподаватели духовных и светских учебных заведений, а

также насельники московского подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

 В рамках конференции в галерее «Паломник» Православного просветительского комплекса Паломнического Центра Московского Патриархата с 15 по 22

декабря пройдет выставка, посвященная истории почитания святого великомученика Пантелеимона. На выставке будут представлены иконы,

созданные в XIX в. в иконописных мастерских Русского монастыря Святого Пантелеимона на Афоне – с красными сургучовыми печатями Святой

Горы, с интересными дарственными надписями и чернильными печатями-благословениями Андреевского скита и Русского монастыря святого

Пантелеимона.

 Среди экспонатов выставки – довольно редкое ростовое изображение Целителя на фоне Его обители на Святой Горе. Один из разделов выставки будет

посвящен заступничеству святого великомученика и целителя Пантелеимона за православных христиан, с верой и молитвой к Нему прибегающих.

Будут представлены шелкографии с изображениями святого, которые в XIX веке присылались с Афона и благодаря которым, согласно письменным

свидетельствам того времени, верующие получали исцеления. Кроме того, в экспозиции будут представлены книги, литографии, хромолитографии и

фотографии с видами Русского монастыря святого Пантелеимона.

 Конференция откроется 15 декабря в 10.00 в Паломническом центре Московского Патриархата по адресу: Москва, Мичуринский проспект, 8/29.

Проход журналистов на конференцию осуществляется по редакционным удостоверениям.

 Справки по телефонам: (495) 143-58-28, 939-94-94.

http://www.mospat.ru/

 =====================================

 Санкт-Петербургский государственный  политехнический университет

Институт международных образовательных программ

Санкт-Петербургский общественный «Фонд культуры и образования»

  20 – 21 апреля 2007 г.

проводят Третьи санкт-петербургские чтения по теории, методологии и философии истории

 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО

ЭТНИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА В ИСТОРИОГРАФИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

    Планируемые темы докладов и дискуссий:

- История глобальная, национальная и локальная

- История государства и история народа

- История государственная и история этническая (пути и методы реконструкции): совпадения, различия, параллели

- От линейно-стадиальной к многоуровневой модели истории

- Глобальный субъект истории и локальные субъекты истории

- Глобализация как фактор развития современной историографии

- «Атомизация» исторической реальности и «сегментизация» исторического знания

- «Объективное» прошлое и вероятностные модели истории

- Уровни историописания

- Системы идентификации в истории

- Время историческое и время этническое

- Этно-социальные константы историографии

- Этнические механизмы социальной памяти

- «Места памяти» как историографические конструкты

- Этнополярность историографии

- Плюралистический этноцентризм или децентрализация историографии

- От этничности к антропологичности истории

- Этнический подтекст микроистории

- Этническое измерение локального прошлого

- Категории локальных историй

- Образ «Другого» в историографии и философии истории

- «Диалогизм» в историографии и философии истории

- Мессианизм и этноцентризм в историографии и философии истории

- Всемирно-исторические концепции как философия истории

- Историографическая традиция российского областничества

- Историософские основы областничества

- Устная история и национальная историография

- Факторы развития национальной историографии: идеология, политика, философия, методология

- Социальный заказ в исторической науке: общие черты и национальная специфика

- Национальные научные институты и специфика национальной науки

- Формы академического заказа и национальные научные институты

- Преподавание истории своей нации и истории других народов в своей стране

       ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ:

Для участия в конференции необходимо прислать в оргкомитет заявку и тезисы предполагаемого выступления объемом 2-3 страницы (500-1000 слов) на русском языке или полный текст доклада до 0,5 авторского листа (до 20000 знаков) на русском языке. Текст доклада можно представить непосредственно на конференции. Материалы для регистрации должны поступить в оргкомитет до 18 марта 2007 г. По итогам конференции оргкомитет предполагает опубликовать поступившие материалы. Оргкомитет оставляет за собой право предварительного отбора и редактирования присланных материалов. Материалы не рецензируются и не возвращаются.

Тексты и тезисы докладов должны быть представлены в печатной форме и в электронном варианте в редакторе Word 6.0-8.0.

Заявку, включающую авторскую справку и материалы необходимо высылать на имя Ученого секретаря конференции – А.В. Малинова

по электронному адресу:

rusphil@philosophy.pu.ru  или

kmo@imop.spbstu.ru

 ============================

 ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. И. ВВЕДЕНСКОГО»

 Конференция посвящена вопросам бытования истории как науки и как учебной дисциплины. Предполагается обсудить следующие проблемы: школы и направления в русской философии, философские исследовательские и учебные центры в России: история и современность, актуальные вопросы историографии русской философии, история профессионализации философии в России, философия как профессия в России, академическое направление в русской философии, критерии научности в современных философских исканиях, академические и неакадемические формы философствования, философия в системе естественных наук, философия в системе гуманитарных наук, место и значение философии в системе современного мировоззрения, национальное и универсальное в философии, заимствования и влияния в истории философии, проблемы институциализации философии в России, история профессиональных философских сообществ в России, А.И. Введенский и традиция университетской философии в России, А.И. Введенский и Философское общество при Санкт-Петербургском университете, социальный заказ и преподавание философии в высшей школе, методика преподавания философии в высшей школе.

 место проведения Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) Философский факультет. Кафедра истории русской философии

 ===================================

  Пятая по счету и последняя в этом году конференция цикла «Духовное наследие Трехсвятительского подворья», посвященного истории подворья

Московского Патриархата во Франции и приуроченного к его 75-летию, состоялась 9 декабря в Русском культурном центре в Париже. На конференции, организованной Корсунской епархией Московского Патриархата при содействии посольства России во Франции и Русского культурного центра в Париже, выступили преподаватели Московских Духовных школ профессор А.К.Светозарский и В.В.Бурега.

Профессор Светозарский прочитал доклад «Митрополит Вениамин Федченков – иерарх Русской Православной Церкви ХХ столетия», в котором раскрыл духовный образ основателя Трехсвятительского подворья митрополита Вениамина. Приснопамятный владыка во все периоды своей непростой, насыщенной событиями жизни, сохранял верность святым канонам Православной Церкви, и оставался, несмотря на все трудности своего служения в эмиграции, а затем и в Советской России, «кристально чистым человеком». Доклад В.В.Буреги «Архимандрит Дионисий (Шамбо) и отношения возглавляемой им франкоязычной общины с Московской Патриархией в документах Государственного архива Российской Федерации» познакомил слушателей с малоизвестной и драматичной страницей истории Православия во Франции – попыткой введения в одной из общин с миссионерской целью православного богослужения западного обряда. Доклады были с глубоким вниманием выслушаны собравшимися, среди которых преобладали представители русской эмиграции. Вел конференцию архиепископ Корсунский Иннокентий. После обсуждения докладов, для участников и гостей конференции в залах Русского Культурного центра был дан прием.

http://www.mospat.ru/

  ******************************

     ВЫСТАВКИ

 Выставка-конференция  «Сретение.  Современное церковное искусство и книгоиздание»

  С 16 по 20 февраля по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира  в Санкт-Петербурге (Государственный Этнографический музей) пройдет выставка-конференция «Сретение. Современное церковное искусство и книгоиздание». Выставка является продолжением выставочного проекта «Православная Русь», осуществляемого с 1995 года ВО «Рестэк» совместно с Санкт-Петербургской епархией. 

 За последние 15 лет произошли огромные изменения  места и роли Православия в жизни общества. Православной Церкви возвращены храмы и обители, повсеместно идут восстановительные и реставрационные работы, возводятся  новые храмовые комплексы. Храмы  наполняются работами современных мастеров-иконописцев, резчиков, ювелиров, художников, а также массовой продукцией. В связи с этим встает множество вопросов о соответствии современных произведений православному канону, использовании новых технологий и материалов, создании икон новопрославленным святым, ответственности художника, отношений с заказчиком, духовной составляющей процесса творчества. 

Выставка-конференция «Сретение» не только представит уровень и тенденции развития современного церковного искусства и книгоиздания, но и поможет установлению творческих, деловых и партнерских отношений между мастерами, священнослужителями и благотворителями, приобщит к православной культуре широкие слои населения.

В экспозиции будут представлены иконы, ювелирные изделия, облачения и головные уборы для священства,  предметы богослужебного назначения и храмового убранства, золотошвейные изделия, художественные изделия личного благочестия, православная литература.  Участниками выставки станут  светские и церковные  архитектурно-реставрационные,  иконописные, ювелирные, золотошвейные  и др. художественно-производственные мастерские, светские и православные издательства и СМИ, художественные мастерские по изготовлению предметов прикладного искусства.

17 февраля в рамках выставки пройдет конференция на тему: «Проблемы развития церковного искусства». Организаторы конференции: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, Институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии художеств, выставочное объединение «Рестэк».

Желающим участвовать в конференции необходимо направить заявку в Дирекцию выставки.  Центральное место на выставке займет специальная экспозиция авторских произведений церковного искусства, презентация которой состоится 16 февраля. Свои работы гостям представят известные мастера современного церковного искусства. Петербургские искусствоведы помогут оценить художественный уровень и достоинства произведений.

Большую часть представленных экспонатов можно будет приобрести.

  Тел./факс (812) 320-8095, 303-8860

 E-mail: culture@restec.ru

 www.restec.ru/sretenie

 ======================

 В Киеве открыта выставка икон XVI - XIX веков

 С 5 по 14 декабря в Киеве в Музее Русского искусства (ул. Терещенская, 9) работает выставка православной икон Украины, России, Болгарии, Греции. Экспозицию составили около 60 икон из частных коллекций, среди которых уникальные тверские и новгородские иконы XVI столетия - Богородица Елеуса, Огненное восхищение Ильи, Архангел Михаил, Богородица Знамение. Целый зал музея занимает прекрасное собрание икон украинского барокко - Черниговщина, Волынь, Сумщина, Миргородская школа. Отдельного внимания заслуживают удивительной красоты и тонкости иконы Строгановского письма и Палеха. Многие иконы выставки могли стать предметом гордости любого музея Не часто в наших краях проходят выставки старинных икон, а особенно икон, собранных не музеем, а частными коллекционерами. Организаторами выставки выступил антикварный салон "Дукат", коллекционеры, в чьих личных собраниях сейчас находятся эти шедевры древних изографов, пожелали остаться не известными. "Мы хотим ввести эти иконы в научных оборот", - отметил Леонид Комский, директор антикварного салона "Дукат". Все иконы прошли тщательную атрибуцию, о ее корректности свидетельствует тот факт, что уже сейчас многие искусствоведы хотят упомянуть иконы, представленные в экспозиции, в своих работах. http://www.kut.org.ua/index_a0168.php

 ===========================

 c 15 декабря 2005 по 15 марта 2006     Приближаясь к 1000 летию города Ярославля, подготовка к празднованию которого проходит под лозунгом "Ярославль - древний город, устремленный  в будущее", Музей истории города предлагает мегапроект "Ярославль - купеческая столица Верхнего Поволжья". Цель проекта - показать роль купечества  в социально - экономическом развитии города на протяжении нескольких столетий. С 15 декабря по 15 марта в музее будет работать первая выставка  мегапроекта "Евпраксии", посвященная личности Е.Г. Оловянишниковой, п ... далее » http://www.museum.ru/N24663

Музей истории г. Ярославля

Ярославская область г. Ярославль, Волжская набережная, 17/1

(0852) 30-41-75

  ******************************

 ОБЪЯВЛЕНИЯ

  Уважаемые коллеги!

 Кафедра истории русской философии СПбГУ рада сообщить Вам о выходе новой книги

 Фигуры истории, или «общие места» историографии. Вторые санкт-петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. – СПб., 2005. – 460 с.

 Эту книгу можно приобрести на кафедре по адресу: Менделеевская ул., д. 5, ауд. 140, «Кафедра истории русской философии»

по будням, с 11 час.  до 17 час. Контактное лицо – Татьяна Викторовна. (сотрудница кафедры)

Либо наложенным платежом (стоимость увеличивается на 15 % - почтовые расходы)

Цена книги  180 руб.

     Кроме этого, Вы можете приобрести:

  Сборники статей

 Историческая наука и методология истории в России ХХ века: К 140-летию со дня рождения академика А.С. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. Выпуск 1. – СПб., 2003. – 415 с. - 160 р.

 Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. – СПб., 2001. – 138 с. (мягкий переплет) – 15 р.

 Философия реализма: Из истории русской мысли: Сб.статей. – СПб., 1997. – 148 с. (мягкий переплет) – 20 руб

 Философия в Санкт-Петербурге (1703-2003). Справочно-энциклопедическое издание. – СПб., 2003. – 400 с. – 60 руб.

 Слова и отзвуки. – СПб.-Париж., 1993 № 2. – 108 с. (мягкий переплет) – 50 руб.

 Идейное наследие русской философии: труды кафедрального историко-философского семинара. – СПб., 2000. – 183 с. (мягкий переплет). – 10 руб.

 Мудрое слово русской философии: Труды аспирантского историко-философского семинара. – СПб., 1999. – 108 с. (мягкий переплет) – 10 руб.

                  Монографии :

 Сабиров В.Ш. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии). – СПб., 1995. – 152 с.  (мягкий переплет) – 30 руб.

 Бродский А.И. Михаил Тареев – СПб., 1994. – 80 с. (мягкий переплет) – 15 руб

 Корнилов С.В. Философия самосознания и творчества (Портреты русских мыслителей). – СПб., 1998. – 224 с. (мягкий переплет)  – 15 руб.

 Орлова Т.В. Науковедение В.И. Вернадского. – СПб., 2003. – 84 с. (мягкий переплет)– 15 руб

 Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. Историко-аналитические очерки. – СПб., 1998. –128 с. (мягкий переплет) - 10 руб

 Борисов И.И. Homo cognoscens. Человек познающий: Очерки по истории гносеологии. – СПб., 1997. – 174 с. (мягкий переплет) -35 руб

 Замалеев А.Ф. Новые исследования по русской философии. – СПб., 2001. – 80 с. (мягкий переплет) – 15 р.

 Безлепкин Н.И. Философия языка в России: опыт историко-теоретической систематизации. – СПб., 1999. – 144 с. (мягкий переплет) - 15 р

 Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. Сборник. – СПб., 1996. – 320 с. – 40 руб

 Замалеев А.Ф. Летопись русской философии. – СПб., 2003. – 352 с. – 110 руб

 Замалеев А.Ф. Идеи и направления  отечественного любомудрия: Лекции, статьи, критика. – СПб., 2003. – 352 с. - 80 руб

 Малинов А.В. Философия истории в России XVIII века. – СПб., 2003. -  240 с. – 100 руб.

 Марарица В.Ф. Общество и социальные интересы: Метасистемный подход. – СПб., 1999. – 121 с. – 15 руб.

   Публикации текстов классиков :

 Протопоп Аввакум (Петров). Послания челобитные. (Серия «Литературное наследие русских мыслителей»). – СПб., 1995. – 168 с. (мягкий переплет). - 25 руб.

 Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. – СПб., 1994. – 360 с. (мягкий переплет) – 20 руб.

 Гадамер Г.Г. Диалектическая этика Платона. – СПб., 2000. – 256 с. – 45 руб

        Учебники:

 История русской философии: учебная программа. – СПб., 2001. – 32 с. - 5 руб.

 Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. – СПб., 2002. – 352 с. – 110 руб.

 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. (3-е изд.) – СПб., 2001. – 338 с. – 100 руб.

 Замалеева Т.М., Овчинникова Е.А. «От плода уст своих…» Свободомыслие и философия в Древнем мире. – СПб., 1995. – 80 с. (мягкий переплет) – 20 руб

 Беляев В.Я., Марарица В.Ф., Оконешников П.Н. и др. Как стать Аристотелем:  Практическое руководство по развитию логического мышления детей. – СПб., 1999. – 320 с. (мягкий переплет) – 40 руб

      Выпуски альманаха Вече:

 Вече: Альманах русской философии и культуры. – СПб. – Вып. 1, 2, 3, 4, 5, 6 – 15 руб

 Вече: Альманах русской философии и культуры. – СПб. – Вып.  8, 10, 11, 12, 13 – 35 руб

 Вече: Альманах русской философии и культуры. – СПб. – Вып.  14, 15,16 – 60 руб.

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТЫ

   На сайте http://kut.org.ua/art_a0031.php открыта небольшая виртуальная галерея "Закаты на Белом море. Соловецкий монастырь" (9 фото), автор фото: московский историк Иван Антипенков.

http://kut.org.ua/art_a0031.php

 http://kut.org.ua/gallery_1_03.php

http://kut.org.ua/gallery_1_08.php

  ******************************

    НОВОСТИ

  Виктор Ющенко инициирует проект восстановления "Софии Киевской" Проект предусматривает три составляющие - восстановление и реставрацию Софийского собора (восстановление купола, реставрация мозаичного пола, ремонт системы кондиционирования, реставрацию подвальных помещений), восстановление Дома митрополита и ворот Заборовского, регенерацию прилегающей территории.  Далее >> http://pravoslavie.ru/news/051212013510

 ============================

 Бильбао (Испания), 13 декабря, Благовест-инфо. Православные гораздо более нетерпимы к мусульманам, чем мусульмане к православным, а уровень нетерпимости представителей обеих религий к иудеям и другим исповеданиями еще выше - таковы результаты исследования, проведенного в России социологами университета западного Мичигана Вячеславом Карповым и Еленой Лисовской. Выводы ученых основаны на результатах репрезентативного социологического опроса 2972 респондентов, проведенного в июле 2005 г. в России. Основные итоги проекта были представлены 12 декабря в докладе "Православие, ислам и религиозная нетерпимость в России" на международном конгрессе, посвященном диалогу культур и религий, который в эти дни проходит в Бильбао (Испания) под эгидой ЮНЕСКО.Ученые пришли к выводу, что религиозная нетерпимость в России не является феноменом религиозным, она не зависит от степени вовлеченности в практики соответствующих исповеданий. Среди основных факторов порождения нетерпимости исследователи называют авторитарность политического устройства, этнические предрассудки и религиозный этноцентризм. Именно эти факторы, по мнению социологов, являются основным препятствием к межрелигиозному диалогу в России."Религиозная нетерпимость еще сравнительно мало изучена, поскольку до настоящего времени она не становилась предметом систематического исследования экспертов", - отметил в начале своего доклада Вячеслав Карпов. Основываясь на свободе вероисповедания как одной из фундаментальных свобод человека, исследователи называют религиозной нетерпимостью "нежелание предоставить представителям иных религий право свободно их исповедовать".
Описывая подробности проекта, социолог сообщил, что людям, относящим себя к православию, задавались вопросы о том, следует ли мусульманам позволить в их населенном пункте построить мечеть, открыть свою школу, публично проповедовать ислам, распространять исламские периодические издания, преподавать основы исламского вероучения и культуры в государственных школах, заниматься благотворительной деятельностью, выражать свою позицию в телепрограммах, собирать пожертвования для мусульманской общины. Аналогичные вопросы задавались мусульманам относительно православных, а также представителям обоих вероисповеданий по поводу иудеев и представителям западного христианства (католикам, протестантам).
"Наши эмпирические данные явно свидетельствуют о высоком уровне и широком распространении религиозной нетерпимости в России, - подчеркнул Вячеслав Карпов. - К примеру, среди людей, называющих себя православными, только 30 % считают, что мусульманам можно позволить проповедовать ислам публично, а по отношению к иудеям и представителям западных религий уровень толерантности падает до 26 % и 17 % соответственно". Социолог отметил, что мусульмане проявляют большую терпимость к православным, чем православные к мусульманам. В то же время позволить католикам, протестантам и последователям других западных вероучений распространять их издания считают возможным менее 25 % православных и менее 20 % мусульман. Наибольшие протесты респонденты выразили по отношению к возможности преподавания основ вероучения католиками и протестантами в школах (это считают возможным всего 8,2 % православных и столько же мусульман), публичной проповеди своей веры (не возражают соответственно 17,4 % и 13,6 ! %), участия в телевизионных программах (19,5 % и 15,4 %).Что же касается благотворительной деятельности, то здесь эмпирические данные свидетельствует о наибольшей толерантности к католикам и протестантам: ее считают допустимой 40,1 % православных и 29,4 % мусульман.
К удивлению ученых, в ходе исследования не была обнаружена зависимость религиозной нетерпимости от интенсивности религиозных практик - частоты посещения храма/мечети, молитвы, чтения Библии/Корана, глубины веры и значимости религии в жизни респондента.
Гораздо более существенная корреляция проявляется между нетерпимостью к последователям иных религий и отрицанием необходимости предоставления всем гражданам страны равных прав на исповедание своей веры, религиозным этноцентризмом, антисемитскими и антизападными установками, а также общей политической нетерпимостью.
Эти зависимости позволили исследователям сделать вывод о том, что религиозная нетерпимость в России не является собственно религиозным феноменом и имеет социально-политические корни. "Попытки дискредитации "нетрадиционных" религий существенным образом повлияли на общественное мнение, сформировав по отношению к ним негативную установку", - подчеркнул Вячеслав Карпов. В то же время он отметил, что в вероучительных документах православия и ислама содержатся очевидные призывы к терпимости по отношению к другим религиям. "Характерно, что уровень терпимости в регионах, где православные и мусульмане живут в соседстве, гораздо выше, чем в целом по стране", - добавил социолог.Более подробные результаты исследования скоро будут опубликованы в США.

 ===========================

  Икона Богородицы «Неупиваемая чаша», по церковному преданию, спасает пьяниц, наркоманов, курящих и всех страдающих недугами. Хранится она в Высоцком монастыре и почитается православными как чудотворная.

История ее уходит к концу XIX века. Именно тогда, по легенде, в Серпухов пришел спившийся крестьянин из Тульской губернии, которому во сне явился старец. «Иди в монастырь Владычицы Богородицы, там есть икона Божией Матери «Неупиваемая чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом», - сказал он. Крестьянин пошел и исцелился. А слава об иконе распространилась по всей России, и в монастырь со всех концов потянулись пьяницы.

В центре Серпухова при храме благоверного князя Александра Невского было даже создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье перед иконой совершались молебны с чтением акафиста.

Но после революции 1917 года храм закрыли, а икону сожгли. Почитание ее возобновилось лишь в 80-е годы прошлого века. В Серпухове снова появилось братство трезвости. В 1991 году там открылся Высоцкий мужской монастырь, а уже в следующем художник Александр Соколов по просьбе настоятеля монастыря архимандрита Иосифа заново написал «Неупиваемую чашу».

Список с иконы создан им же, причем на пожертвования людей, страдающих от алкогольной зависимости. Теперь его навсегда передали Данилову монастырю. Перед тем как образ покинул Серпухов, его освятил викарий Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Дмитровский Александр. Молебны с акафистом перед «Неупиваемой чашей» будут совершаться в Троицком соборе Данилова монастыря каждое воскресенье.

Где можно поклониться?

Часовня князя Даниила Московского, ст. м. «Тульская». Время: ежедневно с 9 до 20 ч.

Наталья Борисюк

13 декабря 2005

Источник: "Комсомольская правда"

13.12.05 13:54 | Благовест-инфо
  ========================

 Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о недавних документах Парламентской

ассамблеи Совета Европы

 В начале октября 2005 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла Резолюцию 1464 (2005) «Женщины и религия в Европе» и Рекомендацию 1720 (2005) «Образование и религия». Данные документы, как затрагивающие важные принципы религиозного мировоззрения, а также жизнь верующих в обществе и государстве, нуждаются в реакции Русской Православной Церкви. Наша Церковь разделяет содержащиеся в Резолюции 1464 идеи, направленные на обеспечение гражданских прав женщин, их равноправного положения в обществе и государстве. Мы всегда разделяли такой подход, исходя из библейского учения о равном достоинстве мужчины и женщины.В то же время ряд положений резолюции не может не вызвать принципиальных возражений.Пункт 6 документа гласит, что «борьба с религиозными стереотипами относительно предназначения мужчин и женщин должна вестись с самого раннего возраста, в том числе в учебных заведениях». Таким образом, религиозные убеждения, защищаемые согласно статье 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, называются не более чем «стереотипами», что по существу отражает презрение ко взглядам миллионов верующих.

Из пункта 4 следует, что проявлениями «нетерпимости и дискриминации» являются патриархальные устои, «считающие роль жены, матери и домашней хозяйки идеалом для женщины». Документ призывает пересмотреть традиционные представления миллионов людей об идеальных категориях. Одновременно авторы документа не замечают целого ряда современных проблем, делающих несчастными многие тысячи женщин. Это сексуальная эксплуатация, торговля людьми, трудности самореализации женщин в семье и материнстве, во многом обусловленные экономическим и социальным положением в ряде стран. Между прочим, Церкви и другие религиозные общины активно участвуют в разрешении этих проблем.

Пункт 7.6 указывает на необходимость противостоять «антидемократическим религиозным доктринам». В этом контексте свобода вероисповедания и уважение к культуре и традициям рассматривается не более чем «предлог для оправдания нарушения прав женщин» (п. 7.4). Таким образом, политическая идеология резолюции оставляет за собой право призывать к изменению убеждений верующих без их согласия или даже вопреки ему. Так в пункте 7.1.1 утверждается: защита от того, что в документе провозглашено нарушением прав женщин, должна осуществляться «вне зависимости от наличия формального согласия жертв».

Если следовать логике резолюции, подходы, используемые в документе, обладают такой самодовлеющей ценностью, что ради следования им страны Европы должны «обеспечить отделение Церкви от государства» (п. 7.3), «отказаться от признания положений семейного права других государств и законов о статусе личности, базирующихся на религиозных принципах» (п. 7.1.2), «противостоять любым антидемократическим и выражающим неуважение к правам человека, особенно женщин, религиозным доктринам и не допускать, чтобы такие доктрины оказывали влияние на принятие политических решений» (п. 7.6).

Из вышесказанного видно, что резолюция построена на необъективном понимании соотношения разных прав и свобод человека, вместе составляющих не только гармоничное единство, но и одинаковый предмет защиты. Авторы резолюции практически призывают к идеологическому контролю над убеждениями людей, над их идеалами и образом жизни, что равнозначно пропаганде тоталитаризма, в данном случае «либерального». Такой подход не может не привести в итоге к нарастанию нестабильности в обществе. Мы хорошо это сознаём, поскольку имеем опыт жизни в Советском Союзе, где обществу «ради его блага» навязывалась силой, убеждением и политическими манипуляциями «универсальная» идеология, которая не оставляла места отличавшимся от нее убеждениям людей.

Рекомендация 1720 (2005) «Образования и религия» во многом отражает реальную картину религиозного образования в Европе, основные черты которой - отсутствие квалифицированных преподавателей (п. 10), исчезновение знаний о религии (п. 3), низкая компетентность средств массовой информации (п.4).

При этом совершенно справедливо отмечается, что «общее хорошее знание религий и, как следствие, создание обстановки терпимости чрезвычайно важно для воспитания граждан в демократическом духе» (п. 1). Нельзя не приветствовать ряд положений рекомендации, например, такое: «Государству… следует принимать более действенные меры для обеспечения гарантий свободы совести и религиозных отправлений, поощрять распространение знаний о религиях, активизировать диалог с религиями и между ними, и оказывать поддержку социокультурной религиозной деятельности» (п. 6). Мы с удовлетворением воспринимаем готовность Совета Европы консультироваться при разработке новых образовательных программ «со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с представителями религиозных конфессий» (п. 14.6).

В то же время в документе излагается негативное отношение к изучению одной религии и делается акцент на сравнительном изучении религий (п. 8). Надо заметить, что практика изучения одной религии принесла положительные плоды в разных государствах Европы, позволяя молодому поколению познакомиться с культурным наследием своего народа, и, по желанию, сделать осознанный религиозный выбор. Поэтому не следует придавать определяющее значение лишь сравнительному изучению религий в «объективной манере», осуществляя его в ущерб изучению одной из религий.Более того, требование п.14.2: «Программа обучения должна включать в себя абсолютно объективную историю основных религий наравне с выбором придерживаться атеистического мировоззрения» - на деле нереалистична, поскольку совершенно объективного подхода к религии в принципе не существует. С ним не могут отождествляться подходы, основанные на таких мировоззрениях, как материализм, синкретизм, агностицизм или атеизм, которые, наряду с религией, являются лишь вариантами мировоззренческого выбора, а потому не могут безальтернативно навязываться в школе. Мы убеждены, что только свободный выбор детей и их родителей, а не какая-либо навязанная «сверху» доктрина, должен определять содержание образования в области религии и мировоззрения. Об этом же говорят и выстраданные долгим опытом нормы международного права. В связи с вышеизложенным мы призываем представителей различных христианских Церквей, ислама, иудаизма и буддизма, а также светских гуманистов серьезно поразмыслить над темами, поднятыми в упомянутых документах. Целью нашего диалога должен стать пересмотр отношения международных структур к религии. Ведь если подходы, направленные на вытеснение веры из жизни общества, не изменятся, то мир не сможет избежать конфликта цивилизаций.

http://www.mospat.ru

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное