← Февраль 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 73
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 73
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
6 февраля 2005 г.
******************************
КОНФЕРЕНЦИИ
28 сентября 2005 г.
Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва)
Журнал «Вестник Русского Христианского движения» (Париж–Москва–Нью-Йорк)
Российский государственный гуманитарный университет (Москва)
проводят Международную научно-богословскую конференцию О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе
Москва, 28–30 сентября 2005 г.
И Себя Самого даруй
Ты, что непримирим и мирен
Ян Твардовский (перевод С. Аверинцева)
Было бы, однако, до крайности жаль, если бы этика сопротивления, одновременно мирного и непримиримого, выработанная противостоянием тоталитарным режимам, оказалась бы утраченной христианством завтрашнего дня. Ибо сопротивление при всех условиях остается христианским императивом, христианской жизненной нормой: сопротивление князю мира сего – и тогда, когда оно лишь косвенно относится или вовсе не относится к сфере политики.
С. Аверинцев
В вынесенных в эпиграф поэтических строках польского священника Яна Твардовского, переведенных Сергеем Аверинцевым, а затем осмысленных им же в контексте собственных размышлений о «будущем христианства в Европе», заключена и та тревога, и та надежда, которые заставляют нас сегодня говорить на заявленную тему.
Казалось бы, еще совсем недавно мы радовались практически бескровному падению коммунистических режимов в Восточной Европе и окончанию «холодной войны», а еще раньше, например, снятию взаимных анафем патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI; еще столь свежо наше благодарное восхищение теми, чье мирное и непримиримое противостояние сделало возможным это и многое другое подобное, – как зло вновь явственно наносит свой удар. Можно вспомнить здесь трагедии, подобные 11 сентября или Беслану или другие, не столь известные, но не менее значимые события и явления – но так или иначе новое наступление, новая агрессия зла очевидны. Разница лишь в том, что кто-то пытается забыть о неизбежном за радостями и проблемами сегодняшнего дня, кто-то – заговорить зло заклинаниями силы, а кто-то – все же с усилием вглядеться в мир и человека, как и в подступившую к ним тьму, чтобы достойно встретить противника.
Проблема здесь в том, что зло, как правило, никогда не является в своем прежнем обличье. Впрочем, обычно оно высылает вперед призрак своего предыдущего воплощения, дабы все наши боеприпасы были истрачены на него, а затем приходит в своем новом и неожиданном образе и тогда уже берет всех чуть ли не голыми руками. Признаком же проигрываемой войны со злом или паники перед ним чаще всего и является потеря одного из двух этих принципов – мира или непримиримости. Зло захватывает нас, либо заражая своей немирностью, выдающей себя за христианскую непримиримость, полыхающей «праведным» гневом священной войны и провоцирующей начать сопротивление не злу и греху, а злому и грешнику, либо наоборот – духом неразличения добра и зла и компромисса между ними, выдающим себя за дух мира и согласия. Увы, обе эти подмены мы в изобилии можем сегодня видеть вокруг – и в церкви, и в обществе, и в политике, и в культуре, и в семье, и в профессиональной сфере.
Конечно, оба этих принципа, взаимно выявляющие и поверяющие подлинность одного и другого, по-настоящему совместимы лишь в контексте Евангелия и потому ставят перед церковью вопрос, о жизни по Евангелию, т.е., по приведенному слову Яна Твардовского, о присутствии в нашей жизни «Того, Кто непримирим и мирен». Тот же вопрос – о совместимости двух этих антиномичных принципов мира и непримиримости в сопротивлении злу в действительности встает и перед обществом, хотя и формулируется он здесь, естественно, по-другому и несколько на других основаниях...
Мы надеемся, что наша конференция поможет поставить этот вопрос, встающий сегодня едва ли не как вопрос жизни и смерти и перед церковью, и перед обществом, и рассчитываем на Ваше заинтересованное участие.
Заявку на участие в конференции и тезисы Вашего выступления (до 2-х страниц) просим прислать в Оргкомитет до 1 июня 2004 года
Контактный адрес: Россия, Москва, 105062, ул. Покровка, 29 – 38
Тел/fax 923-03-80, 925-77-86; e-mail: info@sfi.ru
===========================
19 февраля 2005 г. Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ) проводит
11-ю ежегодную студенческую конференцию "Сретенские чтения".
В рамках конференции состоится пленарное заседание и будут работать секции по кафедрам института: секция Философии, секция Миссиологии, катехетики и гомилетики, секция Богословских дисциплин и литургики, секция Истории церкви и секция Священного писания. "Сретенские чтения" проводятся в СФИ уже одиннадцатый год и обычно вызывают значительный интерес, поскольку представляемые доклады часто касаются актуальной богословской тематики и бывают связаны сегодняшними проблемами церковной жизни. "Сретенские чтения" - это возможность для студентов представить результаты своих исследований в доброжелательной и внимательной обстановке, а также принять участие в живой дискуссии.
Приглашаем студентов богословских институтов, богословских и философских факультетов, а также отделений религиоведения принять участие в этой конференции. Для выступления необходимо не позднее 1 февраля прислать заявку с формулировкой темы и краткие тезисы. Приглашаем также всех желающих принять участие в дискуссии.
Конференция будет проходить в субботу 19 февраля с 9.30 до 18.00 в помещении Свято-Филаретовского института по адресу: Москва, ул. Покровка 29, оф. 38 (проезд от станций метро "Китай-город" или "Чистые пруды").
e-mail: institute@sfi.ru
===========================
Институт «Высшая религиозно-философская школа» Спб Образовательный центр «Религия и наука»
объявляют о проведении международной научной конференции
«Наука, идеология, религия»
в рамках междисциплинарного научного проекта
«СЕРИЯ СЕМИНАРОВ СПбОЦРН ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА»
Институт «ВРФШ» - Институт «METANEXUS» (США)
Памяти академика Б.В.Раушенбаха посвящается
Санкт-Петербург, 30 марта-2 апреля 2005 г.
Предполагаемая тематика секций конференции:
1. Мировые религии и типы взаимодействия науки и идеологии World Religions and the Backgrounds for Science and Ideology Interaction
2. Влияние идеологии и религии на науку: история и современность Science under Ideological and Religious Oppression
3. Научные, идеологические и религиозные интерпретации творения и эволюции Science, Ideology and Religion: Horizons for Mutual Interpretations of Creation and Evolution
4. Секуляризация современного мира и политические следствия Secularization of the World and What Politics Can Do About It
5. Значение святоотечеcкой антропологии и христианской философии для современной науки и общества Relevance of the Church Fathers for Post-Modern Science and Society
6. Влияние политики и науки на духовное состояние и социальное развитие общества Religious and Social Consequences of Political Power and Scientific Advancement
Планируется публикация материалов на русском языке до начала конференции и на английском - после. В рамках конференции предполагается проведение тематической выставки из государственных и частных архивов, пресс-конференций, культурных мероприятий.
Для участия в научной конференции необходимо до 20 февраля 2005 г. прислать в Оргкомитет материалы выступлений. Максимальный объем 4 страницы, без выделений курсивом, полужирным и т.п., литература в конце, без сносок, иллюстраций и таблиц. Необходимо также представить резюме доклада до 100 слов и авторскую справку (Ф.И.О. полностью, степень, должность, место работы, контактный телефон или e-mail). Материалы принимаются только в электронном варианте по e-mail: sirconference@mail.ru
Организационный взнос - 200 р., сдается в Приемную комиссию Института «Высшая религиозно-философская школа» (ВРФШ) (Большая Морская, д.19, о.4С, вход под арку). Принимаются почтовые переводы на адрес: 191186 Санкт-Петербург, Казанская ул., д.6, п/о 186, до востребования, на имя Скоробогатько Оксаны Юрьевны.
Возможно размещение участников конференции в гостинице: заявку необходимо подать не позже чем за месяц до планируемой даты прибытия. Расходы по оплате проезда и проживания участников конференции рассматриваются Оргкомитетом после получения материалов выступления и оплаты оргвзноса.
Вопросы и предложения принимаются:
Институт «Высшая религиозно-философская школа» ВРФШ
По тел: (812) 103-7279, 326-8603, или по указанному e-mail: sirconference@mail.ru
Сайт Образовательного Центра «Религия и наука»:
http://www.srph.ru/mene.htm , http://srph.ru/en/sp_news
*******************************
Identity of Orthodox, Protestant and Muslim groups in Russia
The Project "Encyclopaedia of Religion in Russia Today"
The members of the project are busy in publishing "An Encyclopaedia of Religious Life in Russia Today: A Systematic Description" and "Atlas of religious life in Russia Today", edited by Can. Michael Bourdeaux and Dr Sergei Filatov. This publication based on the research of the group of Russian and English scholars that has been carried under the guidance of Keston Institute (Oxford, UK) and support of Pew Trust (USA, Philadelphia) in more than 70 Russian regions in 1997-2004. "Encyclopaedia" - is unique scientific and publishing project. There was no editions of such level and scale in Russia. The main goal of "Encyclopaedia" - the factual and analytic description of religious life in Russia Today. That goal supposed that our books contain the inquiry
materials about religious organizations, the exposition of their doctrine and official position of church leadership on various actual political, cultural, social and theological problems. The work under the project and publication of live facts from religious life of Russia helps to solve the problems of tolerance in Russian provinces, and also to overcome authoritarian tendencies in state
policy. Under no circumstances the publishing of "Encyclopedia" will be effective resource in opposition to the rising discrimination of religious minorities in Russia Today (alternative orthodox churches, russian catholics, protestant groups etc.). Especially, authors of "Encyclopaedia" try to analyze the actual ideology of religious movements, to find and describe the ideological trends and divisions inside the religious societies on the regional and federal level. As it appears in the process of practical research all that problems can be solved only during the personal interviews with religious leaders and activists and also with representatives of local and federal authorities, religious experts and journalists. From 1997 till our time the members of the project get interviews from about 2.000 respondents. "Encyclopaedia" consists of two parts: 1) the description of confessions that exist in Russia (christian, non-christian and new religious
movements) and 2) the description of religious life and religious organizations in 78 regions of Russian Federation (all republics and other subjects of Federation), also the principles of religious policy of local authorities in 1988-2004. The part of "Encyclopaedia" materials was published in scientific magazines. Members of project discussed the results of their research on the conferences in Russia, United Kingdom, USA, Germany and Italy. On that time already published first and second volumes, prepared for publication the third volume of "Encyclopaedia of Religious Life inRussia Today: A Systematic Description". Also prepared for the publication the first volume of "Atlas of religious life in Russia Today". Have to published and updating (during trips through Russia and searching of mass-media) in 2006-2007 the second and the third volumes of "Atlas" that included an articles about main number of Russian regions. But this work on two last volumes required funding of $ 30.000 per annum (on 2005 and 2006 when the edition proposed to finished). Contact information:
Head of the project, Founder and President of Keston Institute – Michael Bourdeaux, e-mail: michael.bourdeaux@keston.org ; Xenia Dennen, Chairman of the Council of Management, Keston Institute, e-mail: xenia.dennen@keston.org.
Head of research in Russia - Sergei Filatov, e-mail: sergeyfilatov@mtu-net.ru . Researcher of the project - Roman Lunkin, e-mail: romanlunkin@mail.ru .
Web-side: www.keston.org
******************************
НОВЫЕ КНИГИ
http://www.religare.ru/library13985.htm
Религия в современной информационной политике |
Издание Информационно-справочного портала "Религия и СМИ"
Редактор Елена Мохова
© Щипков Ф.
ISBN 5-98604-017-1
Москва 2005
Как религия представлена сегодня в газете и на телеэкране? Что умещается в медийные форматы и что должно присутствовать в СМИ? Как СМИ должны подходить к освещению религиозной темы? Возможна ли прямая религиозная проповедь в газете? Нужно ли писать о "закулисной жизни" церкви? Чтобы ответить на эти вопросы, простого мониторинга публикаций и видеосюжетов недостаточно. Настоящая книга предлагает услышать различные голоса тех, кто сегодня работает с этой темой.
Содержание
Предисловие. Александр КЫРЛЕЖЕВ
Беседа первая. Аркадий МАМОНТОВ
В Думе сейчас нет ни одного священника. Это хорошо
Беседа вторая. Андрей ЗОЛОТОВ
Нельзя ожидать от либерального издания процерковной позиции
Беседа третья. Владимир ЛЕГОЙДА
Необязательно любить православие. Его нужно знать
Беседа четвертая. Андрей ВАСИЛЬЕВ
Если правильно вести экономическую деятельность, тогда она не вступит в противоречие с духовной
Беседа пятая. Кирилл МИХАЙЛОВ
Проповедь о Христе воскресшем не вписывается в язык современных СМИ
Беседа шестая. Виктор ЛОШАК
Церковь сегодня слишком политизирована
Беседа седьмая. Михаил ПОЗДНЯЕВ
Религиозная жизнь Путина – это его privacy
Беседа восьмая. Евгений СТРЕЛЬЧИК
Православная газета должна быть легкой, доброй и немного ироничной
Беседа девятая. Михаил ЛЕОНТЬЕВ
Нельзя позволить государству устраниться из области вероисповедной политики
Беседа десятая. Сергей БЫЧКОВ
Через Россию текут потоки святого духа
Беседа одиннадцатая. Алексей КРАВЧЕНКО
Необходимо освещать внутрицерковную полемику
Беседа двенадцатая. Владимир ШАРОНОВ
У церкви есть право действовать крайне осторожно
Беседа тринадцатая. Орхан ДЖЕМАЛЬ
В основе любой политической доктрины лежит религиозная основа
Беседа четырнадцатая. Василий АНТИПОВ
Нужна программа, которая будет адекватно рассказывать о жизни мусульман
Беседа пятнадцатая. Светлана СОЛОДОВНИК
Присутствие религиозного экстремизма ощущается повсюду
Беседа шестнадцатая. Борис ТУМАНОВ
Нужно тренировать церковь, чтобы она стала боеспособной
Беседа семнадцатая. Александр МОСТОСЛАВСКИЙ
Трудно совместить веру с профессионализмом. Одно мешает другому
Беседа восемнадцатая. Юрий ВАСИЛЬЕВ
Церковь начинает интересовать читателя тогда, когда она выходит за ограду храма
Беседа девятнадцатая. Кирилл ВАСИЛЕНКО
Тесное взаимодействие с церковью – важный компонент рейтинга власти
Беседа двадцатая. Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Религия находится в гетто
============================
ТВОРЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрения.
Михаил Хеллер. Пер. с англ.
Книга затрагивает философские проблемы взаимоотношений научного и религиозного сознания. Отдельные главы посвящены методологическому конфликту этих отношений, историческому их аспекту, точкам соприкосновения богословия и естественных наук, возможности сочетания религиозной веры и научного исследования.
ISBN 5-89647-118-1 / 145х215 мм / м.обл. / 216 c.
Михаил Хеллер – профессор философии в Папской академии богословия в Кракове (Польша), преподаватель в Ватиканской обсерватории, католический священник с докторской степенью в области космологии. В настоящее время предмет его научных интересов – релятивистская космология и применение некоммутативной геометрии к физике и космологии.
Заказать и приобрести эту и другие книги ББИ Вы можете в офисе издательства
Библейско-Богословскоий Институт св. апостола Андрея
Иерусалимская ул., д.3, Москва, 109316
Тел. (095) 270-22-00, 270-76-44
с февраля 2005 г.: (095) 670-22-00, 670-76-44
E-mail: sales@standrews.ru
сайт и интернет магазин: www.standrews.ru
============================
Павел Проценко
Отверженные и любящие: мироносицы в эпоху ГУЛАГа
http://www.russ.ru/publishers/extracts/20050202_pp.html
Из книги "Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: Сборник / Сост. и коммент. П.Г.Проценко", готовящейся к печати в издательстве: Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского
Об авторе:
Павел Григорьевич Проценко родился в 1954 в небольшом шахтерском городке Донбасса.С 1966 по 1987 жил в Киеве. В 1978 окончил московский Литературный институт им. А. М. Горького. В 1986 арестован за активную религиозную и правозащитную деятельность и осужден на 3 года лагерей. Освобожден в 1987, затем реабилитирован. С конца 1987 живет в Подмосковье (г. Электросталь). Автор ряда обращений к советскому руководству с требованием пересмотра государственной политики в отношении Церкви (1989-1991).
Составитель сборников: Священник Анатолий Жураковский: Материалы к житию. Париж: ИМКА-пресс, 1984; Дар ученичества. М.: Издательство Руссико, 1993; Тернистым путем к небу. М.: Издательство Паломник, 1996. Составитель и комментатор трудов епископа Варнавы (Беляева; 1887-1963), в частности "Основ искусства святости" в пяти томах (1995-2001).
Автор многих статей и публикаций на церковно-общественные и церковно-исторические темы. С 2003 г. в "Русском Журнале" публикует статьи о современной религиозной литературе (http://www.russ.ru/authors/Protsenko.html).
Автор следующих книг: В Небесный Иерусалим: История одного побега (биография епископа Варнавы /Беляева/). Нижний Новгород: Издательство Братство св. Александра Невского, 1999. Цветочница Марфа. М.: Русский путь, 2002. (О судьбе русской крестьянки, церковной старосты, погибшей в сталинском концлагере.)
На итальянском (в соавторстве): Anatolij Zurakovskij. Milano: "La Casa di Matrona", 1999. (Об одном из последних представителей русского Серебряного века, священнике, богослове, поэте и писателе Анатолии Жураковском, расстрелянном на Соловках.)
. Далее см. Русский журнал Круг чтения.
Источник: Рассылка Книжные новости в Русском Журнале / Фрагменты Русский Журнал. Круг чтения http://russ.ru/krug
******************************
ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТЫ
На сайте Свято-Филаретовского института размещена лекция О. Седаковой:
http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=60&art_id=5139
Ольга Седакова
Церковнославянский язык в русской культуре.
Актовая лекция в Свято-Филаретовском Институте,
2 декабря 2004
Тема небольшой лекции, которую я хочу в этот торжественный день предложить Вашему вниманию, – «Церковнославянский язык в русской культуре». Я думаю, для собравшихся здесь это весьма актуальная тема, особенно в связи со спорами о современном богослужебном языке, которые ведутся последние годы. Как вы прекрасно знаете, само существование церковнославянского языка в качестве языка литургического началось с острой полемики. Реальная история утверждения кирилло-мефодиевских
текстов в Риме (беспрецедентное – и вплоть до Реформации оставшееся единственным прецедентом - введение нового народного языка в литургический обиход!) изучена итальянскими славистами (Риккардо Пиккио, Бруно Мериджи); насколько мне известно, их исследования до сих пор не переведены на русский.
Итак, церковнославянский язык как новый язык богослужения возник в буре полемики – и не раз вокруг него поднимались новые и новые споры, в том числе и ставящие под вопрос благотворность этой начальной инициативы (ср.
мнение Г.Федотова). Но я хотела бы сегодня говорить о церковнославянском языке по возможности отстраненно от полемики, и прошлой, и новой. Я хотела бы попытаться представить вам – совсем вкратце - филологический, исторический очерк этого уникального в своем роде языка и поделиться собственными впечатлениями о нем, о том его образе, который сложился у меня в уме за многие годы занятий: преподавания (домашнего преподавания еще в советские годы) и составления словаря церковнославянско-русских паронимов (по кругу
богослужебных текстов и по текстам Священного Писания ).
далее http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=60&art_id=5139
******************************
НОВОСТИ
http://www.religare.ru/article14254.htm
Опубликовано в газете Русская мысль N 4 (4537), 3–9 февраля 2005 года
Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе
Экзархат Вселенского Патриарха
Совет Архиепископии, на заседании от 12 января 2005 г., состоявшемся под председательством Его Высокопреосвященства Архиепископа Гавриила Команского, ознакомился с появившимися в печати заявлениями и решениями Священного Синода Московского Патриархата, принятыми на заседании от 24 декабря 2004 г., подхваченными и широко распространенными ассоциацией "Движение за местное православие русской традиции в Западной Европе" (OLTR), которые посвящены вопросу о "взаимоотношениях с Экзархатом русских православных приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат)" и стали ответом на заявление Епархиального Совета Экзархата от 9 декабря 2004 г.
Совет с сожалением отмечает, что Московский Патриархат не только не пытается понять позицию Архиепископии или вступить в диалог с Высокопреосвященным Архиепископом Гавриилом и его Епархиальным советом, хотя они были вполне легально и законно избраны во главе Архиепископии, но предпочитает внимать "устным и письменным обращениям клириков и мирян, которые выражали сожаление и обеспокоенность в связи с позицией руководства Экзархата, которая, по их мнению, не только не способствует сближению с Русской Православной Церковью, но и проявляется даже в недоброжелательном отношении к тем, кто такого сближения желает". В протоколе заседания Священного Синода не раз упоминается, что "руководство" Архиепископии якобы противостоит воле рядовых верующих, тогда как на самом деле его деятельность и решения являются точным выражением этой воли. Совет настоятельно напоминает, что Высокопреосвященный Архиепископ Гавриил был избран в соответствии с определениями Московского собора 1917-1918 гг., избран подавляющим большинством голосов (более двух третей) на епархиальном собрании клириков и мирян, составленном из делегатов всех приходов и общин Архиепископии, после чего, в соответствии с уставом Экзархата, это избрание было утверждено решением Священного Синода Вселенского Патриархата. Что касается членов Совета Архиепископии, избранных или переизбранных во время последних выборов в Совет, то почти все они уже в первом туре голосования также были избраны большинством голосов, превышающим две трети голосовавших.
Совет сожалеет, что Московская Патриархия по-прежнему предпочитает судить о ситуации в Архиепископии, глядя на нее лишь через узкую призму представлений определенной ассоциации с весьма ограниченным влиянием и не учитывая весь комплекс настроений, которые проявлялись и продолжают проявляться в рамках Архиепископии. Не говоря уж о том, что патриаршее послание от 1 апреля 2003 г., полученное в тот момент, когда кафедра Архиепископа была вдовствующей, оказалось, по меньшей мере, непродуманным шагом и не могло служить основой для каких-либо переговоров.
Совет также выражает удивление по поводу того, что непростая история как Архиепископии в целом, так и ее отношений с Русской Церковью в частности представлена столь схематично, сглаженно и без учета исторической, социологической, культурной и канонической эволюции Архиепископии. Ведь политические обстоятельства 1931, 1946 или 2003 гг. – это одно, а православная экклесиология – нечто иное.
далее http://www.religare.ru/article14254.htm
=======================
http://www.religare.ru/monitoring14226.htm 03.02.2005
Юрий Солозобов, АПН
"Придите, "оглашенные", придите!" (О православном телеканале)
В жизни православной России произошло долгожданное и знаковое событие — появился первый полностью православный телеканал. В городе Первоуральске под Екатеринбургом произошло то, чего Русская православная церковь до сих пор не могла добиться трудными переговорами на самом высоком уровне. Телестанция "Союз" полностью изменила сетку вещания: она перестала транслировать НТВ и отвела большую часть эфирного времени религиозным программам. Похоже, что это только начало новой медиа-политики РПЦ, направленной на вовлечение в социальную связку "оглашенных”. О том, что необходима "информационная революция православия" уже не раз говорилось на АПН, в том числе при создании Корпорации православного действия.
Напомним, что сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй в конце прошлого года заявил, что в России нужно создать общенациональную православную газету, телеканал и радиостанцию, которые бы отражали христианский взгляд на мировые проблемы. На открытии фестиваля “Вера и слово” Алексий Второй, обращаясь к собравшимся, сказал: “Мы призываем всех работников СМИ, нести людям добро и правду, помнить о том воздействии, которое они способны оказать на умы и души людей. С горечью приходится признать, что подача материалов о церковных событиях порой тенденциозна и враждебна. А ведь большая часть наших соотечественников принадлежит к православной традиции, и всей душой стремится к Церкви, чувствуя, что только здесь можно найти ответ на главные вопросы жизни и получить духовную поддержку”. Патриарх отметил вредное воздействие на общественное сознание пропагандируемого в СМИ культа насилия, жестокости и наслаждения. Алексий II заявил о необходимости полнее и достовернее освещать деятельность РПЦ, разъясняя позицию Церкви по всем основным вопросам современности… На днях министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов назвал вполне реальным создание общероссийского православного канала. Хотя Соколов и отметил информативность и профессионализм многих православных сайтов, но сегодня в Рунете только каждый тысячный сайт — православный. Общая дневная аудитория всех религиозных сайтов Рунета составляет лишь около 60 тысяч посетителей (около 0,3% от общей аудитории), из них православные сайты посещает 51%. Этот канал массовой коммуникации по охвату не идет ни в какое сравнение с телевидением, поэтому министр культуры считает, что "телевидение должно помочь привнести в семью утраченные духовные ценности". Сегодня, по его мнению, совершенно недостаточно наличия одной передачи "Слово пастыря" на федеральном канале. Тем более, что с чисто технической стороны появлению общероссийского православного канала ничто не препятствует. Но препятствия сразу появились с другого бока. Сразу появилась и негативная медиа- волна, и даже ужасающие слухи в духе “черного пиара”. Затем, в Независимом пресс-центре в Москве на Тверском бульваре состоялась срочная пресс-конференция "Православный телеканал в российском эфире: быть или не быть?", в которой приняли участие директор Национального исследовательского центра телевидения и радио, эксперт Совета Европы Алексей Самохвалов и главный редактор информационного агентства "Телемир" Владимир Батуров. Отметим, что представителей РПЦ на пресс-конференции не было. По сообщению г-на Батурова, на метровом канале уже готов к вещанию православный телеканал "Держава", который претендует на роль общероссийского. Такой канал может появиться на частоте ТВЦ или "Московии", у которых 1 мая 2005 заканчивается лицензия на вещание. Другой выступающий, г-н Самохвалов, открыто выступил против создания в России общенационального православного метрового телеканала. По его мнению А.Самохвалова, создание подобного телеканала было бы некорректно по отношению к другим конфессиям в России, а, кроме того, "не вполне законно".
Судьбой православного телевещания озаботилась и радиостанция “Эхо Москвы”. Это событие сразу вызвало неподдельную тревогу у московских радистов и неких неназванных экспертов в области СМИ. Напомним, что ранее на все том же “Эхе” генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко уже говорил, что создание федерального православного телеканала в России сейчас невозможно. Начальник над журналистами вынуждено отметил, что Русская православная церковь как институт гражданского общества вправе иметь свои газеты, свои средства массовой информации, — "это нормально, демократично". И тут же предложил создать общественную телерадиокомпанию, на влияние в которой РПЦ "вполне может претендовать, наравне с другими конфессиями, с другими институтами гражданского общества".
По поводу создания православного телеканала на “Эхе” даже был проведен экстренный опрос радиослушателей своей радиостанции, из которых большинство выступило, как и ожидалось, против. Но давайте обратимся к ответственным социологическим исследованиям, проведенным по менее пародийным методикам и в более представительной аудитории, чем слушатели либерального Эха. Столь уважаемый эховцами центр Юрия Левады провел опрос об отношении россиян к различным институтам власти и общества. По данным исследования, вполне доверяет Церкви 41% россиян. Не доверяют — 8% (в 2001 г. не доверяющих Церкви было 12%). Таким образом, Церковь занимает второе по популярности место после президента. По результатам аналогичного опроса, проведенного компанией "ROMIR Monitoring" рейтинг доверия Церкви у россиян еще выше и составляет 73%.
Сегодня, когда рейтинг президента и иных государственных институтов стал заметно снижаться, Церковь оказалась одной из немногих устойчивых социальных корпораций. Третье место в рейтинге доверия традиционно занимает Армия. Случайно так совпало или нет, но вчера по каналам РИА "Новости" прошло сообщение, что с 20 февраля на 57 частоте начинает тестовое вещание на Москву и Московскую область первый в России военно-патриотический телеканал "Звезда"."С конца года планируется расширить территорию вещания канала в 51 регионе страны, что позволит телеканалу получить статус федерального. далее http://www.religare.ru/monitoring14226.htm 03.02.2005
===========================
http://www.religare.ru/monitoring14209.htm 03.02.2005
Людмила Сараскина, Интеллигент
"Дискуссия о школьном курсе "Основы православной культуры" как духовный портрет современного российского общества"
Открывая в Кремлёвском Дворце съездов XII Рождественские чтения (январь 2004), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сделал важное заявление – в прессе его назвали сенсационным. Он предложил возродить дореволюционную традицию знакомства школьников с житиями святых, которые всегда были излюбленным чтением, полагались в основу образования и воспитания и составляли основу для создания великой страны и великой культуры. По мнению Патриарха, детей и юношество следует назидать представлениями о святости и реальными примерами нравственного совершенства, достигнутого в борьбе с грехом.
Трудно утверждать, однако, что эти слова вызвали большой энтузиазм у всей педагогической общественности, у людей светской культуры, т.е. у интеллигенции. Вообще, если сказать, что проблема преподавания в школе "Основ православия" волнует современное российское общество, значит не сказать почти ничего. Хорошо известны нешуточные страсти вокруг учебника А.В.Бородиной "Основы православной культуры"[1], с несколькими судебными исками её противников и сторонников, письмами к Генеральному прокурору, с пикетированием Министерства образования в декабре 2002 г.
Кратко обрисую ситуацию. Общественное движение "За права человека" (директор – правозащитник Л.Пономарёв) 18 июня 2002 г. обратилось с жалобой на учебник в Генеральную прокуратуру России. Речь шла о "грубых нарушениях принципов светского государства и светского государственного образования в средней школе, а также об оскорблении национальных и религиозных чувств и разжигании религиозной и национальной вражды"[2]. Заявление Л.Пономарёва было передано в Останкинскую межрайонную прокуратуру г.Москвы, которая дважды отказывалась признать нарушение закона и возбудить уголовное или гражданское дело. 30 декабря 2002 г. Мещанский районный суд г.Москвы признал незаконным и необоснованным отказ Останкинской межрайонной прокуратуры в возбуждении уголовного дела по факту издания и распространения учебника, содержащего "клерикальную пропаганду и средневековые ксенофобские выпады против евреев, армян, неправославных конфессий и представителей нерусских народов, приезжающих на “исконно русские земли”".
По заключению экспертов, этот учебник "направлен на клерикальную пропаганду и является скорее вариантом примитивного катехизиса, нежели культурологическим учебным пособием для светских учебных заведений, как это формально следует из титульных надписей. Вся территория Российской Федерации объявляется “традиционно православной”, что является грубейшим искажением действительности и прямым обманом учащихся. Принцип “свободы слова и религиозных убеждений” рассматривается исключительно как “террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан”. Изложение евангельских событий дается абсолютно некритично и неисторично – не как пересказ священных текстов, а как исторически зафиксированные реалии. Догмат Никейского собора 325 г. объявляется “непреложной истиной”, таким образом, убеждения всех, кто не придерживается догмата о божественности и единосущности Христа (а это христиане-несториане, армяне-григориане, иудеи, мусульмане, индуисты, буддисты и т.д., не говоря уже об атеистах), оказываются вне “непреложной истины”, т.е. все они заблуждаются. Для светского учебника многонационального и многоконфессионального государства – это вопиющее воспитание розни и неприязни"[3].
далее http://www.religare.ru/monitoring14209.htm 03.02.2005
===================================
Богословский колледж открыл заочное отделение
В 2004-05 уч. года Богословский колледж при СФИ открыл заочное отделение для христиан, не моложе 21 года, полных членов церкви, живущих вне пределов Москвы. На заочное отделение принимают всех сдавших вступительные экзамены и имеющих рекомендацию духовника. Набор учащихся осуществляется ежегодно, в сентябре. Обучение длится 2 года и предполагает курс лекций и семинаров по основам Священного писания Ветхого и Нового заветов, христианской этики, аскетики, литургики, сакраментологии, догматики и экклезиологии, религиозной философии и христианской антропологии. В учебный план входят также исторические и общегуманитарные курсы по истории церкви, истории религий, истории русской культуры и основам христианства в русской словесности. Для заочников предусмотрены специальные формы обучения: рефераты, контрольные и проверочные работы, семинары, проводимые в группах по подготовленным методическим разработкам. В учебном году две сессии: зимняя - в феврале и летняя - в августе. В конце обучения учащиеся пишут итоговую работу. Выпу-скники, выполнившие учебный план и защитившие итоговую работу, получают Свидетельство о среднем специальном богословском образовании.
http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=159&art_id=5212
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна
Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.2004bulleten |
Отписаться |
В избранное | ||