Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Беседы с сектантами

  Все выпуски  

Беседы с сектантами


Информационный Канал Subscribe.Ru

17. КАТОЛИЦИЗМ

БЫЛ ЛИ АПОСТОЛ ПЕТР ГЛАВОЮ АПОСТОЛОВ И НАМЕСТНИКОМ ХРИСТА?
1. Учение православных и католиков об Апостоле Петре.
Среди заблуждений римско-католической церкви первое и главное место занимает,
несомненно, учение о главенстве и непогрешимости папы. А с точки зрения практической,
с точки зрения возможности так называемого "соединения Церквей"*, это учение
можно считать, пожалуй, не только важнейшим, но и единственным препятствием к
этому соединению. Если бы можно было предположить, что в один прекрасный день
римские католики сознали свою ошибку в этом пункте, или если бы, что еще труднее
допустить, сам папа понял бы свое
вековое заблуждение и имел бы достаточно мужества открыто заявить об этом - тогда
можно было бы немедленно же приступить к переговорам о восстановлении нарушенного
девять веков тому назад мира церковного, и эти переговоры, конечно, скоро привели
бы к желанному результату. На остальных разностях - догматических и обрядовых
- католики едва ли будут настаивать* 
И не только потому, что они считают их второстепенными, но и потому, что, при
современном состоянии церковно-исторической науки, нужно иметь слишком большую
смелость, чтобы утверждать правильность католических отступлений. Замечательно,
что, в то время как мы считаем католиков еретиками, ибо они исказили не только
обряды, но и догматическое учение Церкви, католики признают нас только схизматиками,
т. е. раскольниками, так как мы, с их точки зрения, догматов не нарушили и виновны
лишь в упорном нежелании подчиниться
Римскому престолу. Но за учение о главенстве и непогрешимости папы они держатся
крепко, и, по их понятиям, всякое христианское общество, будь оно во всех отношениях
правоверно, но если только оно не подчинено Римскому папе - оно есть "безжизненное
тело", "раскольнический сонм", а всякий христианин, принадлежащий к такому обществу,
есть "мертвый член, предназначенный к вечному отвержению".
На чем же основывают римские католики свое учение о главенстве и непогрешимости
папы? Основывают они его на том, что, будто бы, Ап. Петр был главою апостолов
и апостольской Церкви и свои права, как главы Церкви, передал, будто бы, рукоположенному
им Римскому епископу, а тот, в свою очередь - своим преемникам. Из этого видно,
какое огромное значение имеет для католиков вопрос о положении Ап. Петра среди
других Апостолов. Это, поистине, вопрос жизни и смерти, так как с падением первой
предпосылки - о главенстве
Петра - падает, естественно, и весь католический силлогизм: если Ап. Петр не
имел тех исключительных привилегий, которые приписывает ему современное католичество,
то, само собой разумеется, он не мог никому и передать их, а, следовательно,
Римские папы должны отказаться от своих горделивых и властолюбивых претензий.
Прежде чем приступить к разбору римско-католического учения об Ап. Петре, необходимо
установить точно и определенно, в чем, собственно, состоит различие между нами
и католиками в этом вопросе...
Мы верим, что тело Вселенской Церкви имеет и может иметь только одну Главу, Самого
Господа нашего Иисуса Христа, Который обещал пребывать с нею до скончания века
(Мф.28:20); другой главы никогда не было и быть не могло (1Кор.3:11 - "Ибо никто
не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос";
Ефес.1:22-23 - "и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою
Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем". и мн. др.).
Мы верим, что ап. Петр, как
Апостол, обладал всеми правами апостольства, данными ему и другим Апостолам их
Божественным Учителем и Господом: правом, со властью непогрешимого учительства,
проповедывать Евангелие всей твари, совершать Таинства, поставлять епископов,
основывать Церкви во всех странах мира, управлять основанными Церквами с апостольским
полномочием... Ввиду его исключительно твердой и пламенной веры в своего Божественного
Учителя, не отвергаем мы и первенства его среди других апостолов: наряду с Ап.
Павлом мы именуем его "первоверховным";
но это первенство не прибавляло к его апостольству никаких особенных, ему только
свойственных, прав и привилегий: он был первый между равными.
Католики не отрицают того, что Христос есть Глава Церкви, но прибавляют, что
Он, кроме того, для видимой, земной Церкви поставил еще главу в лице Ап. Петра,
который есть, таким образом, наместник, викарий Христа и князь Апостолов; главенство
Петра понимается не только в смысле власти над Апостолами и Церковью, но и в
более глубоком, сакраментальном смысле - будто Ап. Петр был единственным ординарным
вселенским пастырем Церкви, а прочие Апостолы были лишь экстра-ординарными пастырями,
получившими свои права
и дары апостольства не непосредственно от Христа, а через Петра, или, по крайней
мере, пользовавшиеся ими в безусловной зависимости от него.
Таким образом, различие в учении Православия и католичества о положении Ап. Петра
среди других Апостолов весьма существенно, и примирение невозможно. Как же узнать,
на чьей стороне истина?

2. Евангельское повествование об апостолах и в особенности об Апостоле Петре

Единственным источником для суждения об истинном положении Ап. Петра являются
Новозаветные Писания. Предание церковное лишь повторяет и разъясняет данные Нового
Завета, но не прибавляет ничего нового. Следовательно, для правильного ответа
на спорный вопрос нужно внимательно и беспристрастно перечитать повествование
Евангелистов и прочих новозаветных священных писателей, останавливаясь особенно
на тех местах, где говорится об Апостолах, об отношениях их между собою и к их
Божественному Учителю. Нужно вникнуть
во все эти места в их взаимной связи, а не вырывая отдельные фразы, как нередко
делают католические писатели: Священное Писание есть нечто целое, единое, есть
живой организм, все части которого занимают каждая свое место, играют свою роль;
Евангелие есть книга жизни, где ни одно слово не может быть исключено или вставлено,
не может быть в противоречии с другими словами; Евангелие может быть правильно
понято лишь в общем контексте, в общей картине. Наконец, нужно понимать слова
Писания при свете Свящ. Предания,
т. е. руководясь толкованиями свв. отцов и учителей, признанных и православным
востоком, и католическим западом*.
О том, как учат об Ап. Петре отцы и учители первых веков христианства, см.: Никанор
(Боровков), Архиеп. "Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви". СПб.,
1856. Здесь приведено множество ссылок из святоотеческих творений, которые доказывают,
что ни один из отцов и учителей Церкви не признавал Ап. Петра главою апостолов
и наместником Христа.
И вот, если мы, руководствуясь этими правилами, рассмотрим интересующий нас вопрос
с точки зрения данных Свящ. Писания, то для нас не может быть ни малейшего сомнения
в истине учения Православной Церкви. Напротив, при внимательном и беспристрастном
чтении священных книг, кажется странным и непонятным, как могла возникнуть нелепая
мысль о наместничестве и викариатстве Петра, и как эта мысль, укрепившаяся в
темное средневековье, может еще держаться в наш просвещенный век. Ведь отказался
же католический запад
от других вымыслов этой мрачной эпохи, тесно связанных с идеей папского главенства
(Лжеисидоровы декреталии, сказание о даре императора Константина и пр.). Почему
же у него не хватает смелости отказаться и от мысли о каких-то особенных полномочиях
Ап. Петра? Не объясняется ли это упорное заблуждение, с одной стороны, необычайно
строгой дисциплиной среди католической иерархии, а с другой - крайним неведением
в области богословских вопросов, какое царит в массе католического населения,
мало знакомого со Свящ.
Писанием и с Преданием древней, неразделенной Церкви?
Прежде всего, для беспристрастного читателя новозаветных книг не может подлежать
сомнению то, что все двенадцать учеников, избранные Спасителем, были абсолютно
равны между собою в отношении дарованных им прав и возложенных на них обязанностей.
Возьмем хотя бы первый акт апостольской жизни - призвание их к апостольству.
В обстоятельствах этого призвания мы не видим никакого существенного различия
между апостолами: все они призваны были одинаково и непосредственно Самим Божественным
Учителем. Правда, по рассказу евангелиста Иоанна (Ин.1:35-42), который писал
позднее других евангелистов и во многих случаях добавлял недостающие у них подробности,
первым призван был Андрей, бывший доселе учеником Иоанна Крестителя; он привел
к Иисусу своего брата Симона,
которого Господь наименовал Петром. Но это первенство не имеет ничего общего
с главенством, и Православная Церковь, называя Андрея Первозванным, никогда не
приписывала ему никаких преимуществ по отношению к Петру или к прочим Апостолам.
Точно также, когда Господь послал учеников Своих для проповеди Евангелия Царствия
Божия - по двое в разные стороны - то Он не только дал им одинаковые наставления
в путь, но и совершенно одинаковые права, одинаковые дары. "И призвав двенадцать
учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать
всякую болезнь и всякую немощь... Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им..."
- Мф. 10:1-5. "Они пошли и проповедывали покаяние, изгоняли многих бесов, и многих
больных мазали маслом
и исцеляли" - Мр.6:12-13; Лк.9:1-2. И когда Апостолы возвратились и дали отчет
Господу о своей деятельности, то из их слов не видно, чтобы у кого-либо из них
оказалось больше духовной силы, чем у других (Мр.6:30 - "И собрались Апостолы
к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили"; Лк.9:10).
На тайной вечери присутствовали все двенадцать учеников; всех их Он причастил
Своего Тела и Крови и всем одинаково дал право совершать таинство евхаристии
"в Его воспоминание", т. е. уже после Его Вознесения. И опять-таки, если обращать
внимание на некоторые слова и подробности, то в рассказе о тайной вечери можно
видеть некоторое преимущество Ап. Иоанна пред другими апостолами: он здесь, как
и в других местах Свящ. Писания, называется возлюбленным учеником Господа, он
занимал на вечери ближайшее место к Учителю,
возлежа "на перси Его", и к нему обратился Ап. Петр с просьбой узнать у Господа,
кого из учеников Он имеет в виду, называя предателем. Но, конечно, и это преимущество
Иоанна не дает еще права считать его главою других апостолов.
Наконец, пред вознесением Своим, посылая одиннадцать учеников Своих во все концы
мира для распространения возвещенного Им учения и для совершения таинства, Он
всем одинаково даровал необходимые для этого силы (Мф. 18:19 - "Истинно также
говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то,
чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного"; Мр.126:15; Ин.20:19).
И таких мест, доказывающих равные права апостолов и непосредственное подчинение
всех их Христу, очень много в Новом Завете; приводить их все - значило бы переписывать
целые главы новозаветных писаний.
Но будучи равны между собою в смысле апостольского достоинства, ученики Христа,
конечно, различаются в отношении своих личных свойств. Пылкий, увлекающийся Петр,
ангельски чистый юноша Иоанн, скептик Фома-близнец и другие, отдельно упоминаемые
в Евангелиях апостолы, представляют собою более или менее ярко очерченные, различные
человеческие типы. И не только своими характерами отличались друг от друга Апостолы,
но и своей подготовкой к делу христианства, к предстоящему им апостольскому служению,
степенью понимания
и усвоения проповедуемого Христом Евангелия Царствия Божия. И хотя все они до
самого дня сошествия Св. Духа на них не могли еще вполне отрешиться от иудейского
понимания царства Мессии и неоднократно, даже после Воскресения Христова, навлекали
на себя праведные упреки своего Божественного Учителя в неверии и жестокосердии,
тем не менее, Господь явно выделял между ними некоторых, более подготовленных
к пониманию тайн Царствия Божия. Особенно выделяются три Апостола: Петр, Иаков
и Иоанн. Их Господь приближает
к Себе в важнейшие моменты Своей жизни - при Преображении, в Гефсиманском саду,
при воскрешении дочери начальника синагоги и пр. (Последний случай особенно характерен,
так как Спаситель не позволил никому следовать за Ним, кроме Петра, Иакова и
Иоанна. Мр.5:37). И между этими тремя первое место занимает, несомненно, Ап.
Петр: его имя встречается в Евангелиях значительно чаще, чем имена других апостолов;
в списках учеников Христа он обычно называется первым; в тех случаях, когда дело
касается всех апостолов,
он нередко выступает на первый план и говорит за всех. И Сам Спаситель очень
часто беседует с ним, очевидно, видя в нем наиболее способного и наиболее готового
к выполнению той великой миссии, к которой Он предназначал Своих учеников. Это
перенствующее положение ап. Петра всецело объясняется высокими свойствами его
души, так ярко отразившимися в Евангелиях. Прежде всего - его пламенная, живая
вера в своего Божественного Учителя и в Его мессианство - вера, которая чувствуется
в каждом его слове, в каждом поступке;
правда, вера это иногда ослабевала и в тяжкие дни страстей Господних ослабела
даже до отречения от Учителя, но омытое слезами покаяния отречение это не помешало
ему вновь достигнуть близости к Распятому и Воскресшему Господу. Далее - изумительная
непосредственность, искренность и вместе пылкость, порывистость его характера,
побуждавшая его без раздумья, без тени сомнения, сразу говорить и делать то,
что у него было на душе - в то время, как другие ученики еще раздумывали, как
поступить и что сказать. Хотя и
здесь необходимо прибавить, что эта порывистость, эта поспешность иногда вводила
его в заблуждение и вызывала упреки Господа, вроде известных слов: "отойди от
Меня, сатана, ты Мне соблазн" - Мф.16:23.
Но если нельзя сомневаться в известного рода первенстве ап. Петра, то не может
быть сомнения также и в том, что это первенство не имеет ничего общего с тем
главенством, которое с некоторых пор приписывают ему римские католики, чтобы
оправдать главенство своего папы, как его преемника. О главенстве ап. Петра или
другого какого-либо апостола над остальными апостолами нет в Евангелиях ни одного
слова, ни одного намека. Напротив, во взаимных отношениях учеников Христа явно
чувствуется полное равенство и братство,
и к этому равенству и братству призывает их неоднократно и Сам Божественный Учитель:
"...вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи
их властвуют ими. Но между вами да не будет так..." - Мр.10:42-43;Мф.20:25-26.
"А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы -
братья... И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос..."
- Мф.23:8,10. Из приводимых римско-католическими богословами мест Свящ. Писания,
будто бы подтверждающих их
учение, лишь два заслуживают в данном случае некоторого внимания, потому что,
взятые отдельно, без связи с другими местами, они действительно могут смутить
людей, неопытных в экзегетике. Остальные же места или, в лучшем случае, доказывают
лишь первенство Петра, или же понимаются католиками совершенно превратно. Для
примера можно указать известное выражение в Евангелии Иоанна: "...и будет едино
стадо и един Пастырь" - Ин.10:16, которое католики любят относить к Ап. Петру
и к папе; в действительности же, стоит
только прочитать это выражение в контексте, чтобы понять, что здесь говорится
только о Христе и будущем распространении христианства. 

3. Разбор двух изречений Священного Писания, на которые ссылаются католики в
доказательство главенства Апостола Петра.
Классическое место, приводимое обычно римскими католиками в подтверждение их
учения об Ап. Петре, есть: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и
врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на
земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено
на небесах"  - Мф.26:18-19.
Первое впечатление, которое мы получаем от чтения этого места, это то, что о
главенстве Ап. Петра здесь ничего не говорится, а также и вообще об отношении
его к другим апостолам. Говорится только об основании Церкви. Но католические
богословы уверяют нас, что основание или фундамент по отношению к какому-либо
зданию - это то же, что глава по отношению к телу. Не будем входить с ними в
схоластические словопрения и допустим пока, что основание для Церкви и главенство
в Церкви - понятия тождественные. Перейдем
к самому тексту. "Ты - Петр, и на сем камне"... Хотя "Петр" по-гречески означает
камень, но, очевидно, Спаситель полагает некоторое различие между двумя словами,
или, точнее, употребляет одно и то же слово в разных значениях. Здесь своего
рода игра слов, которой и пользуется католическая схоластика. Собственное имя
смешивается с нарицательным. Для того, чтобы нам, русским, была вполне понятна
мысль Христа, необходимо передать ее по-русски, перенести рассказ, так сказать,
в русские условия. На русском языке
есть также собственные имена, смысл которых для каждого русского совершенно ясен,
как "Петр" для грека, или "Кифа" для еврея - например, женские имена: Вера, Надежда,
Любовь. И вот, представим себе такой случай. Русская женщина поступает в монастырь;
при пострижении ей меняют имя; так как она отличается любвеобильным характером,
добротой, отзывчивостью, то ей дают имя "Любовь", и предположим, что епископ,
совершающий пострижение, говорит ей: "ты - Любовь, и на этой любви основывается
всякий монашеский подвиг".
Ясно, что здесь слово "любовь" в двух случаях понимается различно: в первом случае
- в смысле собственного имени, прилагаемого к данной личности, во втором - в
смысле нарицательном, для указания одной черты характера этой личности. Точно
так же и в словах Спасителя: в первом случае Симон называется Кифой, или Петром,
или Камнем (с большой буквы) в смысле собственного имени, во втором случае имеется
в виду его твердая, как камень, вера, которую он проявил в словах: "Ты - Христос,
Сын Бога Живого", и на которой
Христос и обещает основать Свою Церковь. Так понимает это место православное
богословие, следуя разъяснениям знаменитейших отцов Церкви. Но сделаем и здесь
уступку католической догматике и предположим, что слово "камень" в обоих случаях
должно понимать одинаково, т. е. что Христос обещает сделать Церковь на Ап. Петре.
Но тут возникает самый существенный вопрос: на одном ли Петре созидается Церковь,
или он является лишь одним из оснований Церкви?
Из сравнения с другими местами Свящ. Писания ясно, что возможно лишь последнее
толкование. Так, Ап. Павел в Послании к Ефесянам, обращаясь к христианам, говорит:
[вы] "утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа
краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой
храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" - Еф.2:20-22;
а в Послании к Коринфянам, говоря о создании Церкви Христовой, выражается так:
"Я, по данной мне от Бога благодати,
как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри,
как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного,
которое есть Иисус Христос" - 1 Кор.3:10-11. В Апокалипсисе, где Церковь сравнивается
с городом, говорится: "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена
двенадцати апостолов Агнца" - Откр.21:14. Сам Ап. Петр в первом Послании своем
называет христиан "живыми камнями, устраивающими из себя дом духовный"  - 1 Петр.2:5;
а Спасителя называет
"камнем, который сделался главою угла"  - 1 Петр.2:7. Очевидно, во всех этих
местах Церковь Христова сравнивается с неким строением, основанном на скале или
краеугольном камне, Самом Иисусе Христе, на Котором покоится, так сказать, фундамент
Церкви, основные камни, пророки и апостолы, в том числе и Ап. Петр, а еще выше
- прочие верующие христиане. К такому именно пониманию слов Спасителя, обращенных
к Ап. Петру, т. е., что слова эти не дают Петру никаких исключительных преимуществ,
побуждает нас и связь речи.
Проходя по селениям Кесарии Филипповой с учениками Своими, Господь спрашивает
их, за кого принимают Его люди; они отвечали, что одни принимают Его за Иоанна
Крестителя, другие за Илию, или за Иеремию, или за одного из пророков. Тогда
Господь неожиданно для них задает им вопрос: "А вы за кого Меня считаете?" И
прежде чем апостолы сообразили, что ответить, пламенный Петр предупредил их,
как это часто бывало и в других случаях, и сказал за всех: "Ты Христос, Сын Бога
Живого"  - Мр.8:27-29. Ясно, что он говорил
от имени других Апостолов, высказал их общую мысль, а потому и ответ Спасителя,
обращенный к Петру, нельзя относить исключительно к нему одному.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.1585
Отписаться

В избранное