Любая секта основывается на каком-то отдельно взятом месте Библии, с оголтелым
отрицанием всего, что не соответствует их пониманию этого места. Вот следующие
места, опровергающие сектантское понимание по данному вопросу:
1. Сыны пророческие поклонились Елисею до земли 4Цар.2:15 - "И увидели его сыны
пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И
пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли",
2. Елисею поклонилась в ноги вдова сонамитянка. 4Цар.4:37 - "И подошла, и упала
ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла сына своего и пошла".
3. Царь Саул поклонился душе Самуила. 1Цар.28:14 - "Какой он видом? - спросил
у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду.
Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился".
4. Страж темничный припал к Павлу и Силе. Деян.16:29 - "Он потребовал огня, вбежал
в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе". Корнилий сотник до пришествия Петра
был язычником. Язычники же склонны были видеть во святых Апостолах не только
слуг Божиих, но и самих богов. (Деян.14:11 - "Народ же, увидев, что сделал Павел,
возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к
нам". Деян.28:6 - "Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно
упадет мертвым; но, ожидая долго
и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что
он Бог").
Несомненно, что и Корнилий до принятия христианства не чужд был языческих воззрений
на святых Апостолов и воздал Петру божеское поклонение. Язычники имели представление
и об Ангелах и знали, что они духи и могущественнее человеков, и что выше Ангелов
- только Бог. И когда Корнилию явился Ангел и сказал, что есть такой Петр, который
скажет слова, которыми вы сможете спастись, то сотник вполне резонно мог и подумать:
если Ангел сам не может сказать этих спасительных слов, а выше Ангела только
Бог, то значит у
кожевника сегодня в гостях Сам Бог. Потому и воспринял его за Бога. Петр же обладал
даром прозрения, зная про Ананию и тайное; так что и здесь мог видеть, за кого
его принял римлянин, и потому и направил этот Божеский поклон по назначению,
к Богу, указав на ошибку Корнилия: "я не Бог, я тоже человек всего лишь, такой
же как и ты". Такого поклонения апостол Петр конечно принять не мог; иначе чем
же можно объяснить, что он говорит слова, которые в обыденных взаимоотношениях
люди не произносят: "Я тоже человек".
Значит Корнилий принял его не за человека, и Петр вносит разъяснения: "Я тоже
человек", и направляет данное поклонение Богу: "Богу поклонись". Вот при таком
понимании этих, на первый взгляд противоречащих мест Священного Писания, мы их
"примиряем" между собою.
Непоследовательность сектантов видна и при дальнейшем рассуждении. Они не отрицают
молитвы друг за друга, просят молиться за них и отъезжающих от них, и даже своих
друзей в Америке и Германии, тамошних основателей их сект. За них могут молиться
баптисты-астронавты, находящиеся на Луне. Мы же верим, что со смертью человека
он весь не умирает, но только переходит в другую часть церкви - торжествующую,
и мы обращаемся за их помощью. (Иак.5:16 - "Признавайтесь друг пред другом в
проступках и молитесь друг за друга,
чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного". 1Фесс.5:25 - "Братия!
молитесь о нас". Рим. 15:30 - "Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом
Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу"). Сам
Господь научает нас обращаться к молитвенному ходатайству святых. (Быт.20:6-7
- "И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего,
и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к
ней; теперь же возврати жену мужу,
ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай,
что непременно умрешь ты и все твои". Иов.42:8 - "Итак возьмите себе семь тельцов
и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой
Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за
то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов").
Веру в плодотворность молитв святых, отошедших к Богу, исповедовала еще ветхозаветная
церковь. (2Макк.15:12-14 - "Видение же его было такое: он видел Онию, бывшего
первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом,
приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели,
- видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился
другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием.
И сказал Ония: это братолюбец,
который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий"). И новозаветная
книга Откровения. (Откр. 4:4 - "И вокруг престола двадцать четыре престола; а
на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в
белые одежды и имели на головах своих золотые венцы". 5:8 - "И когда он взял
книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея
каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых". 6:9-10
- "И когда Он снял пятую печать,
я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое
они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный,
не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?"). Возможно ли допустить,
что святые угодники Божии, проявляя деятельную любовь к людям, при жизни на земле
непрестанно вознося за них молитвы к Богу, по смерти тела перестали бы ходатайствовать
за людей. Разве может со смертью тела прекратиться любовь христианская 1Кор.13:8
- "Любовь никогда
не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".
Как же могут святые слышать наши молитвы, если они не всеведущие? Эти недоумения
рассеиваются при свете Слова Божия. Если при жизни Бог наделяет святых некоторым
даром прозрения, проникать в глубины человеческого сердца и в далекое будущее,
так что они переносились через громадные расстояния, видели чувственными очами
Ангелов, удостаивались созерцать Самого Бога, быть восхищенными до третьего неба
и слышать неизреченные глаголы, то почему же они должны быть лишены этих даров,
когда уже вошли в непосредственную
близость к Богу, их наделившему столь чудными дарами для служения ближним. 4Цар.26:27.
Елисей обличил мздоимство Гиезия, узнал совет сирийского царя даже в спальной
комнате 4Цар.6:8-12. Пророки знали и тайные дела царей 2Пар.21:12-15, тайные
согласования своих прихожан Деян. 5:3-9. Тем более им открыто может быть многое
и даже больше теперешнего по исшествии из этой жизни. Лук. 16:13,31. Притча о
Лазаре убеждает, что и грешники знают, что делается на земле.
Ходатай по крови - один Христос. 1Тим.2:5. 1Иоан.1:7, но ходатаев по молитве
много: 2Кор. 1:11. Ходатаи - молитвенники перед Богом - Прочие же ходатаи суть
спасители через учение 1Тим.4:16. 1Кор.9:22. Наставники: Евр.13:7. Иов.33:23-24Моисей
на горе был прообразом посредников на горе небесной см. Гал. 3:13 Втор.9:25-29.
Вопросы к сектантам:
1. Почему сектанты не прославляют Апостолов, когда Сам Христос дал им эту славу?
Иоан.17:22. Рим. 8:30. Разве церковь не должна возвещать им хвалу. Сир.44:1-17;
46:13-15. Христос прославлял апостолов Мф.8:8-11;16:17-18, а сектанты считают
это унизительным.
2. Апостолы прославляли ветхозаветных праведников, а почему сектанты не хотят
этого делать? Иак.5:10-11. Евр.11 гл.
3. Верят ли сектанты, что люди часто не знают о чем молиться, как должно? Рим.
8:26.
4. Верят ли сектанты, что у Бога все живы? Лк.20:38. Рим.14:7-12.
5. Как сектанты приступают к духам праведников, достигших совершенства? Евр.
12:22.
6. Верят ли они, что святые равны ангелам? Лк.20:36. И могут слышать наши молитвы.
Лк.15:10. Тов.12:12-15. А беззаконников не слышит Господь. 1Пет.3:12. Ис.1:25.
Исх.32:7-14. Притч.28:9.
Еф.2:19 - "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу".
Слово Божие не может само себе противоречить, потому что Автор всей Библии -
Бог. 2Петр.1:21 - "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой,
но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым". А у сектантов
обычно один текст всегда противоречит другому тексту. Это оттого, что они выхватывают
из Писания свои "лакомые куски", т.е. свои любимые тексты, снабжая их погибельным
ядом своего лживого
толкования, основываясь только на отдельных стихах, выхваченных из текста, толкуя
их вопреки здравому смыслу. Но пророк говорит, что они Ис.28:8-9 - "в видении
ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною,
нет чистого места. - А говорят: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять
проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?" (Необходимо
прочесть следующие места: Быт.23:12. 42:6. 43:26. Исх.18:7. 1Цар.20:41. 25:23,42.
2Цар.1:2. 9:6. 14:4. 3Цар.1:23.
1Пар.21:2. 24:17. Руфь2:10).
14. О СВЯТОМ МИРОПОМАЗАНИИ
Миропомазание есть такое, совершаемое после святого Крещения Таинство, в котором
при помазании с молитвою освященным от епископа миром частей тела крещеного с
произнесением слов "печать дара Духа Святого" подается ему благодать Святого
Духа для укрепления и возрастания его духовных сил, с помощью которых он достиг
бы вечной жизни. В Ветхом Завете миропомазание совершалось над царями и священниками,
как избранными и Богу посвященными людьми для высокого и трудного их служения.
Ис.30:23-33. 1Цар.16:13.3Цар.1:39;
19:16. 1Пет.2:9. Откр.1:6;5:10. Как рыба без воды, а животное без воздуха жить
не могут, так и человек не может духовно возрастать и совершать свое спасение
без помощи даров Святого Духа. Иоан.15:5 - "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает
во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".
2Кор.1:21-22 - "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши". Первоначально сами
святые Апостолы низводили на крещаемых
благодать Святого Духа через возложение рук. Деян.8:14-17 - "Находившиеся в Иерусалиме
Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил
еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда
возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго"; 19:6 - "и, когда Павел возложил
на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать".
Но
когда число уверовавших увеличилось настолько, что Апостолы не могли сами лично
везде возлагать сами руки на многочисленных крещающихся, то они заменили возложение
рук миропомазанием. 1Иоан.2:20,27 - "Впрочем, вы имеете помазание от Святаго
и знаете всё... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает,
и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас
всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте".
2Кор.1:21-22, поручив его совершать
епископам и пресвитерам церкви, которые и совершают его доныне над всеми крещаемыми.
Вера и добрые дела сами собою еще не вселяют в нас благодать Святого Духа, они
дают нам только право на получение дара Святого Духа. Рим.5:1-2 - "Итак, оправдавшись
верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого
верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою
славы Божией". И подается в Таинствах церкви. Деян.8:12 - "Но, когда поверили
Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились
и мужчины и женщины";19:2-6
- "сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже
и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они
отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния,
говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав
это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки,
нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать".
Что касается Корнилия, получившего
Святого Духа раньше крещения и без руковозложения, то хотя Бог и установил общий
порядок получения благодати через святые таинства церкви, но по Своей воле в
исключительных случаях подает и необычным путем. Святые апостолы получили Святого
Духа в день Пятидесятницы в виде огненных языков Деян.2:1-4. И Корнилия Бог удостоил
получить Святого Духа без возложения апостольских рук и раньше крещения, чтобы
убедить наглядно и окончательно Петра, что "во всяком народе боящийся Его и поступающий
по правде приятен Ему"
- Деян.10:35, что и для язычников открыты двери церкви Христовой и спасения.
Рим.3:29; 9:24. Что Бог нелицеприятен. Это было особое чудо Божие. Рим.2:14-15.
Священное Писание говорит о миропомазании. 1Иоан.2:20,27. 2Кр.1:21-22. Еф.1:13.
4:30. Рим.8:15-16.
Само слово Христос - от греческого слова "хризо" - мажу, "хрисма" - помазание,
означает Помазанник, как и имя "христианин" означает человека, принявшего помазание.
Евр. 10:28-31. Вначале миро освящали одни святые апостолы. Деян.8:14,19,22-24.
А позже передали это право епископам церкви.
15. О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ
"...приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и
сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая
во оставление грехов" - Мф. 26:26-28
Причащение есть такое великое Таинство, в котором верующие под видом хлеба и
вина вкушают истинное Тело и истинную Кровь Христа для теснейшего соединения
с Ним, для оставления грехов и получения вечной жизни.
Еще задолго до страданий Своих Христос подготовил народ и учеников Своих к пониманию
спасительной силы и значения Великого Таинства Святого Причащения, когда чудесно
насытил пятью хлебами и двумя рыбами около 5 тысяч народа, предложил им учение
о необходимости для вечной жизни Пречистого Тела и Пречистой Крови.(Ин. 6:47-58).
Еще яснее учил Христос Своих 12 учеников о Святом Причащении на Тайной Вечере.
(1Кор.14:26-30; 10:16; Мф.26:26-28; Ин.6:53-54).
Разбор возражений сектантов
1. Сектант:
Видимого Причащения не нужно. (Ин.1:1 - "В начале было Слово, и Слово было у
Бога, и Слово было Бог") - мы причащаемся словом Его.
Православный:
Под "Словом" разумеется Единородный Сын Божий. Мир произошел не через Св. Писание,
а через Сына Божия. (Еф.3:9 - "Итак верующие благословляются с верным Авраамом";
Кол.1:16-17 - "ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое:
престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стоит").
2. Сектант:
Мф.4:4 - "Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек,
но всяким словом, исходящих из уст Божиих".
Православный:
Слово, сказанное в пустыне дьяволу, относится не к Причастию. (1Кор.6:13 - "Пища
для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда,
но для Господа, и Господь для тела"; 8:8 - "Пища не приближает нас к Богу: ибо,
едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем".; Рим.14:17
- "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом
Духе").
3. Сектант:
Ин.6:27 - "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную,
которую даст вам Сын Человеческий...".
Православный:
И в этих словах не о Причащении. (Ин.6:34; 48-51).
"На это сказали ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб". "Я есмь хлеб жизни.
Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что
ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить
вовек; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира".
4. Сектант:
Ин.15:3 - "Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам". Не через Причащение,
а через слово очищаются.
Православный:
Это не значит, что без Причащения можно спастись. Ин.6:53 - "Иисус же сказал
им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни". (Мф.26:26-28).
5. Сектант:
Евр.13:9 - "Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью
укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими".
Православный:
Здесь говорится не о христианах и не о Причащении, а об евреях и их ветхозаветных
жертвах, не могущих сделать в совести совершенным приносящего. (Евр.9:3-10,26).
6. Сектант:
Слова о Причащении Его Тела и Крови нужно понимать духовно: причащается Христа
тот, кто страдает за Него и Его учение, а под чашей - страдание.
Православный:
В приведенных местах действительно понимается страдание, но в словах Его на Тайной
Вечере имеется прямой смысл: страдания нельзя преломить. О хлебе сказано: "Раздал",
а о чаше - "Подал". Если понимать под словом "чаша" - в речи Спасителя на Тайной
Вечере - страдание, значит, толковать Св. Писание к собственной погибели. (2Пет.3:16).
Св. Кирилл Александрийский: "Одна Плоть вовсе не может оживлять, потому что Сама
Она имеет нужду в оживляющем, но она животворит потому, что соединена с Животворящим
Словом".
Христос говорит: "Плоть не пользует нимало", - иначе, если бы Христос был только
человек, а не Богочеловек, то тогда Тело Его не пользовало нимало; но соединено
с Божеством еще во чреве Приснодевы Марии от наития на Нее Духа Святого оно,
принимаемое верующими, соединяет их со Христом и дает им жизнь вечную".
Ин.6:56 - "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем".
"Ибо в ком Христос, в том и Животворящий Дух Божий" Иоанн Златоуст. т. 8, стр.
310.
7. Сектант:
Вы вторично мучите Христа, ибо прободаете копием и режете ножом Тело Его во время
преломления.
Православный:
Служители Алтаря Господня надрезывают копием не Тело Христово, а простой хлеб,
ибо эти священные действия они совершают во время первой части литургии, так
называемой Проскомидии, когда хлеб еще не пресуществлен в Тело Христово, что
совершается уже в третьей части - во время литургии верных, когда священнодействующий,
благословляя "Агнца" и чашу, молится Богу-Отцу: "И сотвори убо хлеб сей в Честное
Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей - в Честную Кровь Христа Твоего, преложив
Духом Твоим Святым". Разделяется
же Агнец крестообразно ножом в воспоминание о крестных страданиях Агнца Божия,
взявшего на Себя грехи мира.
А прободается копием в воспоминание того, как воин пронзил копием в ребро умершего
за нас на Кресте Спасителя. (Ин.19:33-34).
8. Сектант:
Причастие не отдельно подается, а вместе - лжицею, не так, как причащал Христос
учеников.
Православный:
Преподание верующим Тела и Крови Христа вместе или отдельно касается обряда а
не сущности Таниства.
По свидетельству Иоанна Златоуста, [так делают], желая сохранить Великую Святыню
от поругания неверующими, ибо они брали Св. Дары для волхования, и для удобства
преподания детям. (1Кор.11:29-30; Мф.26:28). "Лжица означает те клещи - щипцы,
которыми некогда Серафим взял с жертвенника горящий уголь, коснулся уст пророка
Исайи. (Ис.6:6).
9. Сектант:
Откр.17:3-5 - "И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере
багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями
и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою
блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам
и мерзостям земным".
Православный:
Сопоставив 17 и 12 главы Откровения, "упоена кровью святых", увидим, что только
лишенный разума и совести может говорить это о Церкви.