11. О МОЛИТВЕ ЗА УМЕРШИХ
Лк.20:38 - "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы". Мф.28:18
- "И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле".
21:22 - "и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите". Откр. 1:18 -
"и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти".
Иак.5:16 - "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга,
чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного". 1Кор.13:8 - "Любовь
никогда не перестает, хотя и
пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".
Человек умирает только телом, а не душою. Еккл.12:7 - "И возвратится прах в землю,
чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его". Вот почему Христос
учит нас: Лк. 20:38 - "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы".
И Апостол Павел утверждает. Рим.14:8-9 - "А живем ли - для Господа живем; умираем
ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни.
Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми
и над живыми". 2Кор.5:8 -"то
мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа". И живые
и умершие все вместе составляют единую Христову Церковь, одну великую Божью семью
под главенством искупившего их Спасителя мира, Который владычествует и над мертвыми
и над живыми. Еф. 1:10,22 - "В устроении полноты времен, дабы все небесное и
земное соединить под главою Христом. И все покорил под ноги Его, и поставил Его
выше всего, главою Церкви".
Этот великий союз живых и умерших членов церкви Христовой основан на Божьей
любви, ибо Сам Бог - основание и глава церкви есть высочайшая любовь. 1Иоан.4:8
- "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь". 3:14 - "Мы
знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий
брата пребывает в смерти". 1Кор.12:26 - "Посему, страдает ли один член, страдают
с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены". Любовь к братьям
никогда не должна прекращаться, ибо
любовь христианская бесконечна и вечна, как бесконечен и вечен Сам Бог любви:
ни расстояние, ни время, ни смерть, ни могила не прекратят этой любви. 1Иоан.3:10
- "Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть
от Бога, равно и не любящий брата своего". Рим.8:38-39 - "Ибо я уверен, что ни
смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни
высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией
во Христе Иисусе, Господе нашем". 1Кор.13:8
- "Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут,
и знание упразднится". Евр.13:7-8 - "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали
вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос
вчера и сегодня и во веки Тот же". Истинная христианская любовь не ограничивается
словами, а непременно должна проявлять себя в деле. 1Иоан. 3:18 - "Дети мои!
станем любить не словом или языком, но делом и истиною".
В чем же и каким делом мы можем проявить свою любовь к умершим? Для их тел наша
помощь уже не нужна, они уже не нуждаются ни в пище, ни в питии, ни в одежде,
ни в жилище, ни даже в воздухе; для мертвого тела, обратившегося в прах ничего
не нужно, но для живой души, обремененной во время земной жизни грехами, и перешедшей
с ними в загробную жизнь есть великая нужда освободиться от них, чтобы после
всеобщего Суда войти в вечное царство славы и благодати Божией, ибо Откр. 21:27
- "И не войдет в него ничто нечистое
и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге
жизни". Остается для нас только одно: деятельное проявление нашей любви к усопшим
- это молитва о них к Богу - Владыке живых и мертвых, и молитвенное обращение
к святым угодникам, друзьям Его, ходатайствовать пред Ним о смягчении их участи
и прощении грехов. После смерти человека его участь еще не окончательно решена.
Сир. 11:26. Евр.9:27. Окончательное решение будет на Страшном Суде 2Кор.5:10.
1Цар.2:6. Прем.Сол.16:17. Христу дана
всякая власть и на земле и на небе. Мф. 28:18. И у Него ключи ада и смерти. Откр.1:18.
Мф.12:31-32. Будем просить с верою. Мф.21:22. Иоан.14:13-14.
1.Сектант:
Иер.16:6-8 - "И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не
будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять
для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения,
чтобы пить по отце их и матери их. Не ходи также и в дом пиршества, чтобы сидеть
с ними, есть и пить"; - запрещает молиться за умерших.
Православный:
Здесь нет даже и намека на этот запрет. В Ветхом Завете существовали поминки
умерших, для которых преломляли хлеб и пили чашу утешения. Бог не велит пророку
молиться за тех, кто лишен за свое идолопоклонство и отступничество всякого утешения.
Иер.16:4.
2.Сектант:
Иер.17:5 - "Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека
и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа". Надеющиеся
на молитвы живых после своей смерти прокляты Богом.
Православный:
Кто просит молитв за умерших, тот не на людей надеется, а на Господа. Здесь же
проклятым назван тот, у кого и сердце удаляется от Бога. Апостолы просили молитвы
за себя. Рим. 15:30. 1Фесс. 5:25. Евр.13:18. В Библии есть места, которые дают
возможность надеяться на облегчение участи умерших грешников посредством молитв
и милостыни. Втор.26:14. Иер.16:7. Лев.15:30. Числ.6:11. Руфь.2:20. Сир.7:36.
Прит.15:29. Ис.1:15. Варух3:4-6. 2Макк.12:39-45. Рим.6:14. 1Иоан.3:21-22. Рим.
8:15-16. Иоан.14:13. Когда наступит
воскресение умерших, учит Августин, то будет немало таких, которым после мучений,
испытанных душами умерших, оказано будет милосердие, так что они не будут посланы
в вечный огонь. Мф. 12:32. Мф.10:12-13
Так и молитва за умерших. Если умершие не будут их достойны, то они и возвратятся
к нам. Пс. 34:13. Церковь молится только за тех, кто при жизни уверовал во Христа,
принял святое крещение, был чадом Божиим, искупленным кровью Христа. И все молитвы
говорят об этом: "Раб Божий". За неуверовавших, как за богача в аду, нет молитвы.
Так и Авраам не пожелал облегчить страданий немилосердного. Церковь не молится
о явных хулителях Бога и Его церкви, об отрекшихся от Христа, о непочитающих
за святыню Кровь Завета,
т.е. отвергающих догмат искупления Христом человечества и о согрешающих произвольно
и не считающих грех грехом, что и есть хула на Духа Святого (канонические ответы
св. Тимофея Александрийского, ответ 14). Если возможна молитва Ангелов и умерших
о живых, то возможна и молитва живых о умерших. 2Макк.15:12-14. Зах.1:12-13 -
"И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься
над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят
лет? Тогда в ответ Ангелу,
говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные". Дан.10:11-21.
Мф. 19:26. Мы не знаем о ком Бог услышит молитву даже о живых, и кого помилует,
но молимся, исполняя повеление Божие. Иак.5:16. Еф.6:18. 1Тим.2:1. Лк.20:38.
Христианин! Помни всегда о последних днях твоей жизни и загробном твоем существовании
до всеобщего суда над всем миром и тобою! Приобретай здесь на земле таких себе
друзей, которые после смерти твоей облегчили бы твою участь милостынями и молитвами
за твою грешную душу. Но и сам не забывай ближних после смерти их, помня, что
какою мерою меряешь свою любовь к ним, такою мерою возмерят и тебе.
12. О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕШНЕГО ПОКЛОНЕНИЯ ИЛИ ОБРЯДОВ И СИМВОЛОВ ХРИСТИАНСКИХ
Лк.22:41 - "И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился";
1Тим.2:8 - "Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая
чистые руки без гнева и сомнения".
Как частная домашняя молитва, так и общественное богослужение христиан сопровождается
обрядами и символами. Обрядами называются такие священные действия, посредством
которых во время молитвы и богослужения выражается известная истина веры христианской,
какое-либо священное событие из жизни Христа и Его церкви, или известное настроение
души молящегося христианина. То же самое означают священные символы, употребляемые
христианами во время молитвы и богослужения. Например, обряд троекратного погружения
в воду
крещаемого обозначает, что он, окрестившись во имя Отца и Сына, и Святого Духа,
умер для греха и воскрес для обновленной жизни во Христе Иисусе. Кол.2:11-12
- "В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела
плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли
верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых", получив в крещении прощение
грехов. Деян.2:38 - "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас
во имя Иисуса Христа для прощения
грехов; и получите дар Святаго Духа". Белые одежды, надеваемые на крещеного служат
символом, т.е. знаком чистоты его души, омытой от грехов в крещении, и записанной
в книге жизни. Откр. 3:5; 7:9. Совершением самого крестного знамения мы наглядно
показываем, что верим во Христа пострадавшего и распятого на Кресте за грехи
всего мира и за нас грешных. Господь создал человека не только из души, но и
из тела, поэтому он должен прославлять Творца своего не только душой, но и телом.
Если бы мы были бесплотные духи,
как анеглы, то молились бы Богу только духом. Притч.17:22 - "Веселое сердце благотворно,
как врачевство, а унылый дух сушит кости". По лицу можно узнать человека и состояние
его души. Сир. 13:31-32 - "Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее,
или на худое. Признак сердца в счастье - лицо веселое, а изобретение притчей
соединено с напряженным размышлением". Еккл. 8:1 - "Кто - как мудрый, и кто понимает
значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его
изменяется". Матф.12:34
- "От избытка сердца говорят уста". На лицах тяжких преступников (убийц, развратников)
всегда отражается их преступная душа, они носят на лице своем "печать Каина",
и носят до тех пор, пока не раскаются искренно и не примирятся с Богом, с людьми
и со своею совестью Ис.3:9. Быт 4:3-15.
Молитва и есть самое живое, самое сильное движение души человека к Богу, поэтому
она непременно должна совершаться с участием тела. 1Кор.6:15-20.
1.Сектант:
Не нужно никакого внешнего богопоклонения. Иоан. 4:23-24 - "Но настанет время
и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине,
ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине"., так и Спаситель учил.
Православный:
Здесь Христос даже и не говорит о внешнем богопоклонении. Нужно внимательно рассмотреть
всю беседу Христа с самарянкой. О том, что Богу нужно поклоняться в духе и истине
знали ветхозаветные праведники. Ис.66:2. 57:15. Пс. 24:5. 85:11-12. 33:19. Пс.
50. 3Цар. 8:23-53. В то время поклонялись в образах, т.е. жертвоприношения были
из животных. Евр. 9:9-10. То очищение было только для тела и не спасало. 2Кор.3:6,17.
Рим. 2:28-29. 7:6. А теперь истинное, спасение жертвою Иисуса Христа. Ветхозаветное
поклонение Богу
не было в строгом смысле и истинным, ибо люди тогда еще не знали величайшей истины
христианства - троичности лиц в Боге. Деян. 2:1-4. Евр. 10:10. "Прежние установления,
- говорит Иоанн Златоуст, - были только прообразы; ныне же всё - истина". "Истинные
поклонники - это те, которые будут совершать служение не образное, тенистое и
указывающее собой на будущее, как иудеи, но служение истинное и не имеющее никаких
теней" Блаж. Феофилакт. Ветхозаветное поклонение Богу было рабским, чуждым спасающей
благодати Святого
Духа. Рим. 5:9-10; 8:15-17. Иоан.15:14-15.
2. Сектант:
Не нужно никаких обрядов. Иоан.6:63 - "Дух животворит; плоть не пользует нимало.
Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь".
Православный:
Христос говорит здесь не об обрядах, а о том, что плотское понимание о вкушении
плоти Его - у слушателей ложное, что Он дает не простую плоть, но под видом хлеба
и вина дает пречистое тело и Кровь Свою. (И.Злат.т.8, стр.310).
3.Сектант:
Плотские обряды - излишни. 1Пет.1:24 - "Ибо всякая плоть - как трава, и всякая
слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал".
Православный:
Здесь говорится не об обрядах, а о непрочности славы и благополучия. Лк.12:16-20.
4.Сектант:
Рим. 8:5-8 - "Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу -
о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и
мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию
не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут".
Православный:
Не сказано "молящийся" по плоти или плотию, а сказано "живущие" по плоти, то
есть по ее прихотям, по ее страстям. Обряды - одно, а дела плоти - совсем другое.
Гал. 5:19-21.
5.Сектант:
1Тим.4:8 - "ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно,
имея обетование жизни настоящей и будущей".
Православный:
Под "телесными упражнениями" разумеются не обряды, а укрепление тела гимнастическими
упрежнениями.
6.Сектант:
Фил. 3:3 - "потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом
Иисусом, и не на плоть надеющиеся".
Православный:
Евреи надеялись, что они спасутся уже только по одному тому, что происходят от
Авраама и имеют на себе обрезание.
7.Сектант:
Мы должны не телом молиться, а только душою. Еф. 6:18 - "Всякою молитвою и прошением
молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством
и молением о всех святых".
Православный:
Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела. Лк. 22:41. Деян.
7:60; 9:40; 20:36; 21:5. Фил.2:9-10. Мф. 26:39; 28:9; Лк. 24:52. 1Кор. 14:24-25;
Откр. 4:10; 11:16.
О благословении руками. Мрк. 10:16; Лк.24:50.
О возложении рук. Деян. 8:17-19. 19:6. 6:6. 14:23. 1Тим.4:14. 5:22. Воздевать
при молитве руки. 1Тим.2:8.
Без обряда невозможно совершение святых Таинств.
Сектанты отвергли благословение руками Лук.24:50-51. Мк. 10:16. Отвергли поклоны
во время молитвы. Мф.26:39. Светильники Деян. 20:8. Фимиам Фил. 4:18. Откр.8:3-4.
Елеоосвящение Иак.5:14-15. Омовение ног. Иоан.13:4-14. Зато сектанты выдумали
свои обряды: опрокидывание крещаемого навзничь в воду при крещении, сложение
на животе рук при молитве перед обедом, особый обряд брака, наречение имени младенца,
обряд обновления дома. Придумали свои праздники, которых новозаветная церковь
никогда не знала: праздник жатвы,
праздник единства, конфирмация и многие другие. 1Тим. 1:6-7.
В православной церкви тоже есть много обрядов, о которых в Священном Писании
не говорится ничего. Но нам известно из церковного предания, что они в церкви
с апостольских времен. Кроме того, если святая церковь имеет власть отворять
и затворять двери рая для людей Мф.18:19 Иоан.20:23, то тем более они имеет право
вводить новые и отменять старые обряды, которые не составляют существа веры.