В последних числах февраля депутаты Курганской областной Думы одобрили план приватизации государственного имущества региона, в числе объектов на приватизацию - ОАО "Курганфармация". Решение о приватизации этой крупнейшей аптечной сети области было принято Постановлением правительства Курганской области в 2006 г. После его принятия началась реорганизация ГУП "Курганфармация" (предприятие находилось в областной собственности) в ОАО "Курганфармация", которая завершилась в декабре 2006 г. По словам генерального
директора ОАО "Курганфармация" И. Глузмана, пока еще не решено, какая часть активов предприятия будет передана в частные руки, а какая останется в областной собственности. Не определены также и точные сроки приватизации: об этом станет известно через 1-1,5 мес. И.Глузман считает, что в любом случае программа обеспечения льготников не пострадает, а аптечная сеть "Курганфармация" будет и в дальнейшем обеспечивать их ЛС. Причем, вне зависимости от того, находятся ли помещени!
я, в которых расположены аптечные учреждения, в собственности компании, или они являются муниципальной собственностью.
В настоящее время аптечная сеть "Курганфармация" включает в себя 47 аптек, 193 аптечных пункта и 800 пунктов при ФАПах.
Ситуацию комментируют Давид Мелик-Гусейнов, руководитель Департамента Маркетинговых Исследований ЦМИ "Фармэксперт":
Проблема дальнейшего развития государственных аптек и аптечных сетей стоит на сегодняшний момент крайне остро. Конкурировать с коммерческими аптечными сетями становится всё труднее, а доступа к необходимым для развития ресурсам (маркетинг, инструменты продвижения, закупочная политика) у большинства государственных аптечных предприятий часто просто нет. Однако, государственные аптеки и сети представляют реальную силу на рынке и их потенциал существенно сказывается на самом розничном рынке (многие государственные
аптеки обеспечивают отпуск ЛС в программе Дополнительного Лекарственного Обеспечения).
Решение о продаже части пакета акций сети инвестору, в данной ситуации оправдано, во-первых, областной бюджет получает свободные средства. С другой стороны, если потенциальный инвестор будет заинтересован в развитии компании, и будет участвовать в управлении, государство будет получать дивиденды с оставшейся в капитале компании доли акций.
Новый акционер вряд ли получит в собственность сразу 100% акций сети. Контроль со стороны государства видимо будет сохранён, что гарантирует выполнение социально значимых функций, которые несут многие аптечные МУП и ГУП, такие как отпуск льготных рецептов, аптечное производство, отпуск сильнодействующих и наркотических средств и т.д.
Оборот "Курганфармация" в 2006 году составил порядка 25 млн. долл., прирост к 2005 году 12%, что существенно ниже среднего показателя роста коммерческого фармрынка (20%).
Доля государственных аптечных сетей в России составляет 15%. В городах с населением больше миллиона человек, доля рынка государственных сетей несколько больше (20-30%).