Франчайзинг в недвижимости: на вопросы проекта <<ГдеЭтотДом>> ответила Андреева Е.Я, генеральный директор Сети Агентств Недвижимости <<ЭКСПЕРТ>>.
Франчайзинг в недвижимости: на вопросы проекта
«ГдеЭтотДом» ответила Андреева Е.Я, генеральный директор Сети Агентств
Недвижимости «ЭКСПЕРТ».
«ГдеЭтотДом»: По каким критериям компания
"Эксперт" выбирает франчайзи (т.е. тех, кто покупает франшизу)?
А.Е.:
Бренд важен везде, но подкрепляемый хорошей работой.
Поэтому
с этой точки зрения мы пытаемся увидеть потенциал стремления к развитию. Для
крупных городов важны информационные ресурсы (продвигать их и содержать требует
больших затрат) и опыт договорных отношений с клиентами, искусство переговоров,
умение конкурировать, работать быстро и жестко. Для маленьких городов бренд
«большого мира» более важен, как правило, у них устаревшие обычаи делового
оборота в отрасли. Этот менталитет жителей преодолевать очень сложно.
Плюс
неразвитость информационных технологий в пользовательском аспекте, стремление
офисов в маленьких городах сэкономить на интернете усложняет и контакты, и
обучение, и своевременное содействие. Поэтому в городах всех размеров это
стремление к развитию и постоянной работе над собой и своим бизнесом очень
важно. Разве чтов различных аспектах.
Единый
информационный обмен в пределах региона также позволяет работать на
миграционных потоках населения в крупные города, на совместных сделках между своими
же агентствами.Но это налагает и
требования – умение работать с информацией, перерабатывать большие объемы,
требования к коммуникациям и оборудованию офиса. Хотя по нынешним временам это
уже стандарт работы любого современного бизнеса.
На первый взгляд кажущийся
простым и высокодоходным, риэлторский бизнес не так прост, как кажется.
Возможно, открытие агентства недвижимости и не требует таких первоначальных
инвестиций, как производство. Но для достижения хорошего финансового результата
деятельности требуется потрудиться не меньше.
В настоящее время требуются
серьезные вложения в рекламу, как объектов недвижимости, так и своих услуг.
Нужно предугадывать движения рынка, изменения потребительского поведения,
учитывать происходящее в экономике и много-много что еще.
Нам
не столь важен опыт работы в недвижимости, он настолько же полезен, насколько и
вреден, так как иногда выбить старые устои из голов очень сложно. Мы больше
рассматриваем в претенденте подход к бизнесу в целом, умение внести вклад в
общий информационный и «энерго»-обмен, и также порядочность, умение выполнять
взятые на себя обязательства, так как речь идет о нашем имидже.
«ГдеЭтотДом»: Сколько стоит франшиза в Вашей
компании?
А.Е.:
Стоимость зависит от размера города. Для миллионника это 9900 руб в месяц плюс
такой же паушальный платеж.Мы понимаем,
что, чем меньше город, тем дешевле в нем и недвижимость, и стоимость услуг, и благосостояние населения. Поэтому стоимость
франшизы у нас зависит от размера города. При этом никаких процентных
отчислений с оборота или прибыли нет. Наша франшиза не ставит целью заработать.
Мы создаем единое информационное пространство, некую интеллектуальную сеть и
систему. Кто-то не поймет этой идеи, значит, это не наш партнер.
«ГдеЭтотДом»: Каковы условия ее приобретения?
А.Е.: Должен быть офис на
красной линии с отдельным входом, возможностью размещения вывески, не менее 30
кв.м. площади, а для больших городов желательно от 50-60. Опыт не важен, но
желательно представление о ведении бизнеса вообще и экономических понятиях. У
нас есть система обучения, мы подстраиваем ее под каждого, в зависимости от его
опыта и знаний. Более подробно условия нашей франшизы описаны на корпоративном
сайте в разделе «Франчайзинг».
Есть еще некоторые нюансы по
помещению, они могут кому-то показаться жесткими, но потенциальный франчайзи
должен понимать, что это – годами наработанный уже даже не опыт. Это уже
статистика, как и где целесообразнее всего быть агентству недвижимости.
«ГдеЭтотДом»: Преимущества и недостатки франчайзинга
для обоих сторон – того, кто продает и того, кто покупает франшизу?
А.Е.: Мы делимся опытом, в
том числе уже пережитых 2 кризисов. Тем самым мы позволяем франчайзи избежать
ошибок. Эти ошибки пройдены и нами, и десятками предыдущих франчайзи. Мы
полностью даем всю технологию работы. Плюс экономия офисов за счет общих
ресурсов, которые поддерживает компания в период кризиса и не только. Мы даже
длительно давали 50% скидки на роялти в кризисное время. В то время как на
нашем рынке закрылись 90% фирм в кризис, наши агентства в Уфе работали и
работают все. Может, не так богато, но выжили.
Среди преимуществ также
система обучения, выстроенный информационный обмен,постоянная поддержка он-лайн и гибкость.
Гибкость – одна из наших основных черт, как в работе с франчайзи, так и в
отношении реагирования на рыночные «выкрутасы».
Для нас риск – получить
франчайзи, который будет пассивно ждать у моря погоды, надеясь, что покупка
франшизы и брендовая вывеска даст ему желаемые показатели. Но мы стараемся
разглядеть таких в самом начале. Также всегда присутствует имиджевый риск в
других городах. Мы не всегда знаем, что говорят «в народе» про «ЭКСПЕРТ» в
каком-то из удаленных регионов.
Риск для наших
франчайзи- понадеяться на быстрый
результат и легкость, а потом понять, что сфера недвижимости – не для них.
«ГдеЭтотДом»: Что мешает развитию франчайзинга в
недвижимости в России?
А.Е.: Недоверие,
неразвитость некоторых рыночных понятий, привычных, например, в Европе. Узкое
понимание сути франчайзинга: дайте нам все, и все. Помимо этого надо работать,
работать и работать. Иногда мешает про-западный в отрицательном смысле подход некоторых компаний к системе, но это
верно только для заграничных брендов. Наша же франшиза создана нами, исходя из
нашей действительности, и даже при этом нам постоянно приходится адаптировать
ее к постоянно меняющимся рыночным условиям.
У российских франшиз
поэтомубольше шансов - исходя из
понимания страны и менталитета, истории развития рынков, но у западных иногда больше
ресурсов, так как это транснациональные компании. Часто их методы работы и
подход к клиентам бывают не адаптированы к различным регионам нашей страны. И
адаптировать « оттуда» правильно они их не всегда могут.
Многие
пытаются использовать идею франшизы частично, т.е. продавая лишь некие права,
интеллектуальные продукты или право пользования чем-то. Но этого недостаточно.
Тут главное понять – франшиза для правообладателя не даст больших прибылей. Все
должно уходить в развитие, иначе франшиза сама себя изживет. Она создает
кумулятивный эффект для всех участников и самого правообладателя. Все участники
должны быть подключены к этому информационному обмену для такого эффекта. Если
изначально потенциальный франчайзи этого не понимает, и ждет просто «манны
небесной», то лучше с ним не работать.
И если правообладатель не
работает над развитием, а лишь провозглашает известную марку – такую
франшизулучше не покупать.
«ГдеЭтотДом»: Перспективы развития рынка франчайзинга
в недвижимости? Насколько рынок развит сейчас? Каков потенциал развития?
А.Е.:
До кризиса у нас открывалось в среднем по 3-4- офиса в год. В кризис желающие
были, но, понимая сложность раскрутки офиса в этот период, мы разъясняли это.
Так как мы тоже несем некую ответственность, объясняя заявителям, что может
дать или не дать им этот бизнес. После кризиса количество заявок увеличилось
еще и потому, что недвижимость имеет самый небольшой размер первоначальных
инвестиций в бизнес. Но мы тоже отсеиваем заявителей, исходя из их подхода к
бизнесу, понимания франчайзинга,
В
последнее время количество заявок на франшизу тоже увеличилось. Так как кризис
показал многим изъяны работы,и вызвал
желание изучить чужой опыт. Спрос создает и предложение. Другая причина –
современный рынок требует вложений в серьезные информационные ресурсы и новые
технологии, а многие на это не готовы. Им проще присоединиться к кому-то. И это
не есть плохо, так как это означат, что у людей появляется понимание того, что
риэлторский бизнес не так прост и доступен, как кажется.
Мы
сейчас видим для себя сейчас огромный потенциал для развития. По сути- это почти каждый из российских городов
размером от 100 тыс чел. населения. Конечно, это потребует от нас также
огромной работы, нововведений и развития нас самих. Но мы к этому готовы, так
как, собственно, так и работали всегда. Разрастаясь, система просто перейдет на
новый уровень и виток развития. Возможно, в несколько ином виде. Будут новые
технологические изменения и конструктивные решения. Но течение и изменение –
естественное состояние всего в нашеммире. Иначе наступает застой.
Фанчайзинг
как альтернативное направление открытия или развития, расширения,
диверсификации бизнеса нужен будет всегда. Правильнее всего бы было, если бы он
развивался не только в сфере торговли (известные бренды и их товары) и услуг
(технологии обслуживания и обработки информации), но и в производстве.
Франшиза «ЭКСПЕРТ»сейчас распространяется на города России и Республики Башкортостан, где
еще не представлены наши офисы.