Есть две
«эпические» фразы, которые чаще всего встречаются в объявлениях по продаже
недвижимости.
Про одну из
них- «Торг уместен» (или более лаконичное «Торг»)- я уже писал в одноименном
выпуске Торг уместен?.
Вторая
фраза- точнее,набор фраз,- это
информацияо том, что данный объект
продается лично хозяином. Тут возможны варианты:
-Хозяин
- Без
посредников
-Продает
собственник
Очень часто
подобная информация сопровождается грозным предупреждением: «Посредникам
просьба не беспокоиться»
Происхождение
первой фразы –из бессмертной комедии «Двенадцать стульев», а вот корни совета
посредникам уходят в глубь веков. Я был немало удивлен, узнав, что еще в 19
веке многие частные объявления сопровождались подобным предупреждением.
Но, видать,
посредники за более чем вековую историю, не утратили своего «беспокойства».
Итак, зачем
люди, которые хотят продавать свои объекты самостоятельно, пишут подобное в
тексте объявления?
Как им
кажется, подобное объявление будет выглядеть более привлекательно, нежели
заявка на продажу от риелторов. Первое соображение, которое я слышал, - мол,
покупатели не хотят «переплачивать посредникам». Но суровая правда жизни
заключается в том, что покупатели просто не хотят переплачивать!
И если
квартира стоит по рыночной цене, покупателю будет абсолютно безразлично, заберет
все деньги продавец, или же он в какой-то пропорции поделится еще с кем-то. С
риелтором, с женой, с тещей, пожертвует в благотворительный фондили куда-то еще.
Покупатель свои деньги отдает навсегда и ему
важно количественное выражение своей потери.
И если бы
забота продавца о его кошельке
выразилась бы в том, что продавец выставил свой объект без посредников дешевле
на сумму общепринятой комиссии риелторов- покупатель бы подобный шаг оценил.
Увы, реалии жизни таковы, что цена на квартиры никак не связана с тем, кто ее
продает. Бывают упертые хозяева, «сами себе риелторы», которые годами дают
рекламу своих объектов с завышенной ценой. Бывает, риелтор выставляет объект по
весьма привлекательной цене- если клиенту срочно нужны деньги или есть
возможность купить интересную альтернативу. Давайте будем честны- продавец хочет
получить максимальную сумму.
Второе
соображение при написании подобных опусов- мол, покупателю и продавцу проще
договориться напрямую, чем общаться через цепочку посредников.
Посыл
абсолютно правильный, вот только тонкость заключается в том, что часто и
покупатель, и продавец не знают всех нюансов проведения сделки. Довольно
распространенная «головная боль» риелторов- когда хозяин, продающий свой объект
самостоятельно, начитавшись статей в газетах и интернете, начинает предлагать
свою «схему сделки». Подчас бывает проще договориться с самой упертой фирмой,
чем достучаться до «народного умельца» и объяснить ему азы рынка и проведения
сделок.
Итак,
намерения –благие, но ведут они, как обычно, известно куда.
Реально же,
подобные объявления просто облегчают жизнь тем самым посредникам, от
беспокойства которых так хотел защититься продавец.
Как вы
думаете, откуда берутся клиенты в агентствах недвижимости? Заходят в фургончики
у метро? Оставляют заявки по рекламе в газете? Бывает, заходят. Бывает, звонят.
В процентном отношении- не больше 10 процентов от всех проведенных сделок
приходят по рекламе. Откуда берутся остальные 90?
Первое, что
заставляют делать человека, пришедшего на работу в агентство недвижимости
(причем, чем крупнее агентство, тем скорее это произойдет)- прозванивать
газетные объявления. Автор этих строк в минуты душевного расслабления и
умиротворения отвечал звонящим по рекламе эксклюзивных вариантов агентам на их
вопрос, является ли он хозяином квартиры-да, являюсь.
Сразу же
следовало предложение «помощи». Что только не приходилось выслушивать в ответ
на вопрос, какую именно «помощь» может оказать звонящий человек!
Какой только бред не приходилось слышать! И
про «секретные риелторские базы данных», куда можно поставить квартиру только
риелторам, и обещания выкупить квартиру на деньги агентства в конце срока договора, который мне предлагали
заключить. Вопрос возникает один- кто в это верит? Наверное, находится, кто
верит, иначе количество риелторов значительно уменьшилось бы- умерли бы с
голода.
Помимо
беспокойства, которое приносят телефонные звонки с подобными предложениями,
есть куда менее безобидные последствия «засветки» себя как хозяина квартиры.
Вам звонит
человек и говорит, что хочет посмотреть квартиру. Приходит, смотрит, задает вопросы.
Делает фотографии- фотокамерой с вашего позволения («для жены»), либо безпозволения -на смартфон. А потом вас
неприятно удивит огромное количество клонов вашего объявления во всех базах по
продажам квартир. Причем цену посредники могут выставлять как выше вашей, так и
ниже. (мне известны случаи, когда хозяин набирал крепких знакомых ребят и
встречал у подъезда своих «близнецов» для задушевного разговора, но – их было
слишком много!)
Расчет
простой. Когда они потом приведут к вам потенциального покупателя, вы не
сможете сразу понять, что данный посредник- «прокладка» между риелтором
покупателя и вами. Ведь многие покупатели ходят смотреть варианты без своих
риелторов, и приглашают их только чтобы оценить понравившийся вариант. Пришел к
вам человек с риелтором- не будете же вы бросаться на всех? В этом случае вас
могут воспринять как неадекватного человека, и покупателя придется ждать очень
долго.
Разговор
завязывается, и вроде уже «прокладка» выполняет функции риелтора продавца.
Возможно, вы
спросите,- а что здесь плохого?
Ну, потратил
человек время и деньги, дал объявление, нашел покупателя.
Первый момент.
Покупатели-те, кто ищет самостоятельно и лишь на сопровождение сделки
привлекает риелторов- просто посчитают ваше объявление фейком. Фантомом. Мифом.
И даже пытаться не будут звонить по всем объявлениям. Одна и та же квартира в
рекламе по 4-6 разным телефонам, в каждом объявлении- своя цена. А как мы уже знаем, объявления могут быть
поцене и ниже вашей, и выше.
Разобраться, где здесь хозяин, довольно сложно. Кроме того, профессионал
составит объявление более грамотно, чем вы, сделает хорошие фото дома снаружи и
вы просто потеряетесь на его фоне. Не надо забывать, что это у вас бывает отключен
телефон в выходные (хочется отдохнуть), это у вас бывают совещания- у ваших
соперников по рекламе телефон включен всегда и они всегда в зоне доступа.
Второе.
Увидев огромное количество объявлений по близкой цене, покупатель сделает
вывод, что вас можно будет хорошо сторговать, и предложенная вами цена будет
серьезно оспариваться. На ваш отказ снизить цену покупатель просто уйдет с
переговоров, будучи уверен, ч то у него «в запасе» есть еще 3-4 квартиры (то,
что это ваши двойники, он еще не знает)
Третье.Риелтор, продающий квартиру лояльного
хозяина, с эксклюзивом или без, думает об интересах продавца (не все, к
сожалению, но схема работы в данном случае все же такова). Посредник-«прокладка» думает
исключительно о том, как бы получить свои деньги именно при сложившемся
раскладе- для него именно этот покупатель, которого он привел, является
источником дохода. И он будет пытаться всячески способствовать тому, чтобы
условия покупателя были приняты, пусть даже в ущерб продавцу.
Про
сложность общения по цепочке посредников я уже говорил.
Возможно,
мои слова послужат для вас поводом задуматься над текстом вашего объявления при продаже недвижимости. Может, вы
на вопрос звонящих по рекламе, кем вы являетесь, будете представляться агентом,
и таким образом избегать пустых просмотров и потери времени и денег. А может –
нет. Квартира ваша, и время-тоже.