Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вестник старого радио

  Все выпуски  

Вестник старого радио Выпуск 8 (Апрель 2008)




Информационная поддержка: http://www.oldradio.su, http://www.oldradio.org.ua, http://www.msevm.com/forums,

Для писем:msevm@mail.ru
Периодичность этой рассылки 1-2 раза в месяц.



Рассылка "Вестник старого радио". Выпуск 8 (Апрель 2008)


Добрый день, уважаемые подписчики!

Новости OLDRADIO.SU

Галерея пополнилась еще одним авторским альбомом: http://oldradio.su/main.php?g2_itemId=1974 и двумя тематическими альбомами: "Калькуляторы" и "Фотоаппараты, фотовспышки и т.п.".

Навстречу дню Победы!

     Скоро 9 Мая, День Победы Советского народа над фашистской Германией. Мы долго думали, а как мы можем выразить то уважение, которое испытываем к нашим отцам, дедам, прадедам, к тому поколению нашего народа, которое сражалось за Родину на передовой и в тылу? И как это сделать без показухи и фальши?

Идея возникла довольно неожиданно. А почему бы не сделать цикл статей, о военной аппаратуре, о людях, которые создавали эту аппаратуру, о тех, кто воевал с этой аппаратурой? Предлагаем всем желающим принять посильное участие в создании этого цикла, возможно у вас есть возможность дополнить статью, опубликовать качественные снимки аппаратуры тех лет или просто опубликовать воспоминания ветеранов, какие-то истории рассказанные участниками Великой Отечественной Войны, старые фотографии. А может быть просто рассказать о самих ветеранах и об их непростой судьбе. Специально для этого, на форуме "Любителей технической старины", мы открываем новую тему: Навстречу дню Победы!

И первая статья из цикла "Оружие Победы":

Радиостанция "А-7"

     Радиостанция А-7 - переносная, приемно-передающая, телефонная, с механическим полудуплексом. Предназначена для работы в радиосетях стрелковых полков и артиллерийских дивизионов.

Главным конструктором Радиостанции А-7 был Георгий Трофимович Шитиков. Именно его коллективу в 1938 г. было поручено разработать переносную УКВ радиостанцию. Итогом почти трехлетней работы стала новая станция А-4, которая прошла испытания в конце 1940 г. Результаты по тем временам оказались уникальными, при мощности передатчика 1 Вт дальность устойчивой связи составляла 8 км. Именно на базе радиостанции А-4, осенью 1941 г. началась разработка радиостанции А-7, а уже в 1942 году удалось наладить серийное производство, а в 1943 довести производство до 1000 комплектов в месяц!


Постоянный адрес статьи: http://msevm.com/oldradio/a7/
Тема форума: http://www.msevm.com/forums/index.php?showtopic=1060


К сожалению, у меня не нашлось качественных фотографий станции для размещения в фотогалерее. Те фотографии, что использованы в статье - частично предоставлены Валерием Громовым, а частично - то немногое что удалось найти в сети. Убедительная просьба ко всем, если у вас есть хорошие фото этой станции, пришлите на e-mail:msevm@mail.ru для размещения в фотогалерее, или создайте альбом галереи самостоятельно.


Листая старые страницы...

Летопись отечественного радиовещания

Академик Александр Львович Минц


(часть 2)

     Студии на московских радиостанциях, откуда велись первые радиоконцерты, находились в маленьких, неприспособленных комнатах. Естественно, что нельзя было и мечтать о размещении в них хора или оркестра. А у нас было большое желание наладить музыкальные передачи. Нужно ли говорить, как мы обрадовались помощи Московского городского Совета профессиональных союзов, который предоставил нам в здании Колонного зала Дома Союзов просторное помещение для студии.

Денег на организацию концертов у нас было очень мало, поэтому мы решили привлечь в качестве артистов талантливых студентов консерватории. Некоторые из выступавших в нашей студии впоследствии стали солистами Большого театра. Так, после дебюта в студийной передаче оперы "Кармен" студентка последнего курса консерватории Наталия Штанге была принята без конкурса в труппу Большого театра. Выступали у нас, еще юные в ту пору, скрипачка Галина Баринова и арфистка Вера Дулова.

Но и новая студия вскоре перестала нас устраивать. Ее акустика оказалась неудовлетворительной. Мы рвались в Большой театр, хотели наладить передачу спектаклей Малого, Художественного театров, выйти на площади Москвы и создавать хроникальные передачи. Все это требовало больших усилий и знаний, изучения условий передачи. А мы были тогда еще малограмотными в вопросах акустики.

...Больше всего трудностей возникло при организации передач из Большого театра, зал которого очень велик. Мы обратились к дирекции театра с просьбой указать, в какой точке следует поставить микрофон. Нам ответили что, по-видимому, самое лучшее место - бывшая царская ложа, которая находится как раз напротив сцены.

Мы поставили микрофон в этой ложе и, о ужас! У нас создалось впечатление, что простужен весь зал. Нескончаемый кашель заглушал музыку и пение. Объяснялось это тем, что между сценой и нашей ложей находился весь партер, то есть свыше тысячи человек. И если хотя бы один из них кашлял, это было слышно. Передача была ужасная.

Однажды в дирекции нам сказали: "У нас есть одна магическая точка, но туда очень трудно забраться. Она находится в центре люстры. Если вы сумеете установить там микрофон, все будет в полном порядке". В ту пору все мы были моложе, занимались спортом, и спуститься на люльке внутрь люстры было не так уж трудно. На мою долю и выпала эта миссия.

Поставили микрофон в люстре. Свет в зале погас. Началась передача, и снова неудача: звук был "плывущий". Сегодня мы бы сказали, что реверберация зала была велика, то есть звук продолжался дольше, чем он длился при пении.

После некоторых раздумий было принято решение продвинуться ближе к сцене. Микрофон установили в одной из левых боковых лож над оркестровой ямой. Не желая больше рисковать, мы отказались от попыток передавать оперы, и поэтому ограничились передачей балетной музыки, в данном случае "Лебединого озера". Наши поиски увенчались успехом: передача оказалась удачной.

Я был очень рад, когда получил письмо от родного брата П.И.Чайковского. Он писал, что счастлив, что музыка его гениального брата сейчас, благодаря радио, может быть донесена до отдаленных городов и сел, доставляя наслаждение широкому кругу слушателей: лично он на простейший детекторный приемник принимал у себя в Клину музыку "Лебединого озера".

Вскоре мы решили, что нужно попытаться вести передачу не через один, а несколько микрофонов одновременно, регулируя соответствующим образом интенсивность звука. Три микрофона поставили на рампе сцены и три - в оркестровой яме: один - около группы арф, второй - у первых скрипок и третий - возле деревянных духовых инструментов. В составе нашей группы был М.Ю.Юрьев, который не только окончил электротехнический институт, но и консерваторию по классу виолончели. Мы снабдили его клавиром и посадили в боковую ложу. Он регулировал силу звука, идущего из различных точек.

Такая проба оказалась чрезвычайно удачной. Кстати сказать, она была проведена нами в день прощального бенефиса великого русского певца Леонида Витальевича Собинова. Он пел партию Лоэнгрима в одноименной опере Вагнера. Среди радиослушателей было много зарубежных любителей. Помню, я получил письмо от генерального капельмейстера кельнской оперы, который просил нас рассказать, каким способом мы добились такого чудесного звучания и, на редкостъ, правильного соотношения между музыкой оркестра и пением артистов.

В 1926 году встал вопрос об организации новой радиопрограммы. Нам хотелось передать по радио бой курантов Спасской башни Кремля. Попытались договориться с комендатурой, чтобы в пространстве между колоколами на Спасской башне подвесить микрофон. Однако нам категорически запретили делать там какие бы то ни было проводки и ставить микрофон. Как же быть? Дело в том, что мы уже успели заинтриговать публику тем, что в перерывах между передачами несколько раз объявили: "Слушайте сегодня в двенадцать часов ночи новую передачу". Но что это будет за передаче - не сказали.

Тогда мы сделали следующее. Поставили микрофон в слуховом оконце на чердаке одного из зданий Наркомата обороны, которое ближе всего располагалось к храму Василия Блаженного и Спасской башне. Я вместе со своими сотрудниками находился в одной из комнат на первом этаже этого здания. Отсюда сигналы, после усиления, поступали по проводам на Никольскую улицу в дом # 3, где размещался Центральный узел акционерного общества "Радиопередача", занимавшегося в ту пору вопросами организации передач.

Заняв пост на контроле, я начал слушать примерно с десяти часов вечера. В контрольном телефоне послышались звуки вечеркой Красной площади. Тогда по ней еще ходил трамвай, мчались извозчики, которые в ту пору были основным видом "легкового транспорта". Я слышал звон цепей, которые связывали моторный вагон с прицепом, цокот копыт лошадей. Слышны были шаги людей по площади, их голоса. Разобрать слова было невозможно - чувствовалась лишь общая тональность. И вдруг, после одиночных ударов, раздался мелодичный звон колоколов, исполнявших "Интернационал". Так родилась не только трансляция боя Московских курантов, но и неповторимая передача с Красной площади.

Были и печальные передачи. Я хорошо запомнил одну из них. Мы транслировали с Красной площади церемонию похорон Михаила Васильевича Фрунзе. Радисты с аппаратурой разместились в коридорах первого, временного здания Мавзолея Владимира Ильича Ленина и провели там большую часть ночи. На утро состоялись похороны. В тот день впервые был организован радиомитинг с многомиллионной аудиторией. Вся страна, как бы слилась вместе с Москвой и переживала горе всего народа...

Радиостанция ВЦСПС

На долю нашего коллектива выпало большое счастье - нам поручили строительство самой крупной в мире радиовещательной станции ВЦСПС.

Вначале предполагалось, что эту станцию будет строить германская фирма "Телефункен", Это было в самом конце 1927 года. Фирма "Телефункен" провела предварительные переговоры и дала согласие на строительство радиостанции, однако мощностью не свыше пятидесяти киловатт. За ее строительство немцы хотели получить несколько миллионов золотых марок и срок сооружения назначали не менее двух с половиной - трех лет.

Этому решительно воспротивился Серго Орджоникидзе, который утверждал, что в Советском Союзе найдутся свои люди, способные построить не худшую радиостанцию. Как раз в то время по решению Центрального Комитета партии всю группу, работавшую раньше на Сокольнической радиостанции, должны были перевести из Москвы в Ленинград с тем, чтобы создать первую в стране специализированную организацию по радиостроению - Бюро мощного радиостроения Треста заводов слабого тока.

Предложение Орджоникидзе очень горячо поддержал С.М.Киров, который тоже сказал, что не может быть, чтобы в Ленинграде не могли сделать того, что немцы в Берлине. Это были справедливые слова. Благодаря поддержке Орджоникидзе и Кирова строительство радиостанции и было поручено нам.

Кто же участвовал в этой работе? В первую очередь мне хотелось бы назвать своего заместителя Порфирия Порфирьевича Иванова, инженеров Виталий Дмитриевиче Селивохина, Михаила Ивановича Шавыкина, Николая Ивановича Оганова, Михаила Ивановича Басалаева и Александра Владимировича Перфановича.

Эта группа выехала в Ленинград, и 2 февраля 1928 года приступила к делу. Работали мы не только много, но и совершенно по-иному, чем это было принято в Тресте заводов слабого тока. Мы считали, что при большом количестве сотрудников потребуется много времени на различные обсуждения и согласования, а семь человек вполне смогут справиться с разработкой технического проекта, и сделают это быстрее. Очень скоро мы это доказали на деле. За два с половиной месяца была проделана работа, на которую обычно уходило полтора - два года.

Вскоре наше бюро преобразовали в Отраслевую радиолабораторию передающих устройств, которая примерно до 1935 года осуществляла проектирование, конструирование, разработку и строительство всех мощных радиостанций Советского Союза.

После завершения проекта радиостанции все разработчики вместо того, чтобы перепоручать работу по ее монтажу и строительству специалистам-монтажникам, выехали на строительство в качестве прорабов.

За день до отъезда а Москву у нас был прощальный ужин. Каждому из отъезжающих я подарил по небольшому зеркальцу, на обороте которого была надпись: "Если в трудную минуту ты спросишь, какой дурак спроектировал то, что мне приходится делать, переверни зеркальце и посмотри в него".

Радиостанцию ВЦСПС мы построили мощностью не в 50 киловатт, как предлагала германская фирма, а в 100, и вместо двух с половиной - трех лет закончили ее через семнадцать с половиной месяцев. Построена она была по оригинальной схеме, разработанной нами же. Впервые в ней применялась так называемая кварцевая стабилизация частоты.

Эта станция позволила получить настолько высокое качество звучания и воспроизведения, что вызвала восторги не только слушателей Советского Союза, но и всей Европы, которые откликнулись на ее передачи многочисленными письмами.

Это было начало новой эпохи в радиостроительстве. Советский Союз быстро занял первое место в мире, как по суммарной мощности всех радиостанций, так и по мощности крупнейшей из них.

Вслед за радиостанцией ВЦСПС было сооружено еще четыре - каждая по 100 киловатт. Нужно заметить, что в то время крупнейшие радиовещательные станции Соединенных Штатов Америки имели мощность всего 50 киловатт. И только в 1934 году американцы построили первую 500-киловаттную станцию в Цинцинати, в то время как мы закончили такую же к 1 мая 1933 года и назвали ее именем Коминтерна.

(Продолжение следует)

Использованы материалы из журнала Радио, 1974, №7.







С уважением,
Евгений Мельников (john)
Челябинск

Electronic Banner Exchange
Electronic Banner Exchange (ElBE)

В избранное