Рассылка "Вестник старого радио". Выпуск 7 (Апрель 2008)
Добрый день, уважаемые подписчики!
Новости OLDRADIO.SU
Галерея пополнилась еще одним тематическим альбомом: "Патефоны".
Правда, патефон там пока один. Может у кого-нибудь из подписчиков рассылки есть
возможность сделать качественные фотографии патефонов и разместить их в галерее?
Подробности здесь:
http://oldradio.su
В прошлом выпуске рассылки было опубликовано обращение к читателям:
...предложение к тем, кто собирает устройства в стиле "Ретро".
Давайте размещать фото самоделок прямо в галерее! Все кто уже имеет альбомы в
галерее, могут создавать альбомы внутри альбомов и размещать там качественные
фото своих устройств - размер фотографий неограничен, что позволит посетителям
очень подробно рассмотреть ваше устройство. Те, кто не имеет альбома в
галерее - зарегистрируйтесь, и после первой же авторизации галерея создаст вам
альбом. А если у вас нет своего сайта, но есть чем поделиться с читателями -
присылайте материалы для публикации на email:
msevm@mail.ru. Присылать можно в любом
виде - всю необходимую подготовку для публикации мы сделаем, а разместить
материал можно будет в разделе "В стиле РЕТРО" на сайте http://msevm.com
К сожалению, никто так и не отозвался. Неужели никто ничего больше не собирает
своими руками? Не верю!
Тема выпуска: Радиола "Даугава"
Настольная радиола "Даугава", выпускаемая Рижским заводом имени А.С. Попова,
c 1954 года, она состоит из шестилампового супергетеродинного радиоприемника второго
класса и универсального электропроигрывателя, предназначенного для проигрывания
обычных и долгоиграющих пластинок диаметром до 300 мм.
Имя Daugava радиола получила по названию реки в Латвии.
С 1955 г. в СССР выпускались радиолы "Аврора", "Иртыш" и
"Исеть" выполненные по подобию радиолы - "Даугава"
Радиола имеет оригинальную конструкцию: проигрывающее устройство расположено
не под верхней крышкой ящика, а в его нижней части. Чтобы воспользоваться им,
надо поднять шкалу, расположенную внизу; при этом зажигается лампочка освещения.
Сегодня мы начинаем публикацию материалов, посвященных отечественному
радиовещанию. В нашем обзоре на протяжении ряда выпусков мы расскажем об
выдающихся отечественных ученых, которые внесли свой значительный вклад в
развитие радиовещания в стране, истории заводов, выпускавших радиоаппаратуру, а
также воспроизведем хронологию важных событий, имевших место за 100-летие с
момента изобретения А.С. Поповым "радио в широком смысле слова".
Академик Александр Львович Минц
(часть 1)
Имя Героя Социалистического Труда лауреата Ленинской н Государственных премий,
академика Александра Львовича Минца хорошо знакомо радиолюбителям. Полвека
назад, в первом номере "Радиолюбителя" Александр Львович под псевдонимом
А. Модулятор выступил со статьей "Как самому сделать усилитель для радиоприема".
Впоследствии, на протяжении 50 лет существования журнала "Радио" академик Минц
не раз рассказывал на его страницах о последних достижениях радиотехники, в
развитие которой он внес огромный вклад. Разработка н строительство в СССР
мощных радиовещательных станций, создание научных институтов и школы советских
специалистов радиотехники, разработка и строительство "машин познания" - мощных
ускорителей элементарных частиц - все это далеко не полный перечень крупных вех
научной и организационной деятельности Минца.
Вашему вниманию будут предложены фрагменты из его воспоминаний, в которых он
рассказывает о большом периоде своей жизни, связанном с организацией
радиовещания в СССР. Воспоминания были опубликованы в журнале Радио за 1974 год
в номерах с 7 по 10.
Страницы из дневника
Академик А.МИНЦ
Вместо предисловия
Мои воспоминания, пожалуй, следует начать с вечера двадцать пятого января
1965 года. Это был день моего 70-летия.
...Как чувствуется тяжесть прожитых лет. Как тяжело сидеть в президиуме
торжественного заседания в полном параде, украшенным многими наградами,
издающими легкий звон, и слушать доклад о прошедшей жизни. Конечно, юбиляр
работал много десятилетий. И труд этот оставил не один след в науке, в технике
и на карте страны. Об этом сегодня было сказано много, слишком много. Сколько
подарков, моделей сооружений, изготовленных руками умельцев, передали юбиляру в
дар. Если бы не было этих сооружений, не было бы ни признания, ни самого юбилея.
Если посмотреть в зал, то видны лица многочисленных учеников и соратников, давно
уже ставших видными учеными, имена которых знает вся страна. Лучшие из них
пользуются мировой славой.
Первые шаги радиовещания
Мне бы хотелось остановиться на том, что довелось сделать для того, чтобы
радиовещание доставляло радость людям, доставляло бы слушателям действительное
удовольствие.
Помню дату - 8 сентября 1924 года. В Большом театре в Москве был объявлен так
называемый "Первый радиопонедельник". В этот день на сцене Большого театре была
установлена радиоаппаратура, которая позволяла слушать радиопередачу всему залу.
До этого, с 1922 года, со станции имени Коминтерна велись эпизодические
передачи, но, к сожалению, их качество было невысоким, они не могли доставить
эстетического удовольствия слушателям. Речь была понятна, новости интересны, но
музыка сопровождалась таким количеством паразитных шумов, что трудно было понять
хорошо или плохо выступает исполнитель.
На "радиопонедельнике" передавались две программы: первая - со станции имени
Коминтерна. Передача оттуда была неудовлетворительная, хотя выступали лучшие
московские артисты, входившие в группу "Радиомузыка". Пела Нежданова, на
виолончели играл Козолупов, партию арфы исполняла Эрдели, на скрипке играл
Сибор. Как мне рассказали потом, в зале среди слушателей находился знаменитый
дирижер Большого театра Вячеслав Сук (чех по происхождению). После того, как
Нежданова спела свое знаменитое "Колечко", Сук возмущенно на ломанном русском
языке сказал. "Это не Нежданова, а какая-то пожярная кишкя". Публике была
страшно разочарована, и фактически радио было скомпрометировано.
После этого находящимся в зале было объявлено о начале приема концерта со
второй - Сокольнической радиостанции. Я позволю себе быть нескромным, и скажу,
что эта станция была построена по моим разработкам, по моему проекту и при моем
непосредственном участии. Мне, как и моим сотрудникам, пришлось своими руками
делать обмотки некоторых трансформаторов для этой радиостанции. Мы построили
маленькую студию при радиостанции, но артистов, тем более знаменитых, у нас не
было. Поэтому мы организовали то, что теперь называется самодеятельностью.
В первую очередь выступил мой заместитель, ныне профессор И.Г. Кляцкин, который
блестяще, с металлом в голосе, прочитал "Левый марш" Маяковского. После этого
военком радиостанции (станция была военная) Бойцов спел популярную в то время
песню "Провожала меня мать во солдаты". На мою долю выпала в первый, но отнюдь
не в последний раз, роль диктора, ибо все номера программы объявлялись мною.
Совершенный восторг у слушателей вызвало исполнение двумя бойцами охраны не
мандолине и гитаре старинной русской песни "Светит месяц". После этого в
настроении публики, заполнившей зал Большого театра, произошел перелом. Люди
впервые поняли, что радио может передавать музыку действительно безупречно.
Наши бесхитростные артисты имели совершенно оглушительный успех.
По телефону нам сообщали из Большого театра, что передача имела грандиозный
успех, и просили скорей приехать. Я помню, как счастливые и довольные мы шагали
через Сокольническую рощу, сели на трамвай и приехали на Театральную площадь,
ныне площадь Свердлова. Нас встретили в зале аплодисментами. Публике было
объявлено о том, кто выступал, кто строил станцию и так далее. Мы чувствовали
себя буквально именинниками. Так была спасена репутация радио.
(Продолжение следует)
Использованы материалы из журнала Радио, 1974, №7.