Психологический Интернет-портал «ГОРОД МАСТЕРОВ» http://help-on-line.ru представляет проект
АРТ-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ПРОФИ: психологов, педагогов, репетиторов, гувернанток: состоявшихся и будущих!
Однодневный практический тренинг-семинар. Киев, 11 октября
Пополните свой человеческий и профессиональный арсенал простыми, приятными и эффективными методиками!
Подробности – здесь.
Что же общего между всеми методами или подходами, упомянутыми в предыдущем выпуске и носящими название «Новые виды терапии»? Что позволяет нам включать их все в Движение по развитию человеческого потенциала, или, иначе говоря, гуманистической Психологии? Не является ли это словосочетание тавтологией: ведь разве можно представить себе такую психологию, которая не была бы «гуманистичной»?
Впрочем, зачем вообще было использовать термин «гуманизм», нередко ведущий к путанице, так как для большинства из нас он остается связанным с периодом Возрождения? Да и принят был этот термин только в 1961 году, после долгих споров по поводу выбора названия для нового журнала.
Гуманизм — говорится в словаре Робера — это «отдельная теория или доктрина, принимающая за основную ценность самого человека и его всестороннее развитие».
Гуманисты встречаются во все периоды истории философии и литературы, им посвящены целые страницы многих энциклопедий.
У древних ими были Сократ и Протагор (V век до н.э.), утверждавшие:
«Человек — мерило всех вещей»,
принцип, противоположный платоновской идее об абсолютной, трансцендентной и универсальной Истине; римский поэт Теренций (II век до нашей эры), которому мы обязаны знаменитой формулой: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Но расцвет гуманизма, конечно же, приходится на эпоху Возрождения. Рабле — полный жизненных сил энтузиаст — изобретает для своего гиганта Гаргантюа холистическую
мораль и педагогику, в одинаковой мере развивающие тело, энергию и дух; в Телемском аббатстве пекутся одновременно о физическом, интеллектуальном и нравственном развитии, придерживаясь при этом золотого правила, гласящего: «Делай что хочешь»... — правила, от которого Перлз никогда бы не отрекся! Монтень восхваляет интроспекцию и заявляет, что «каждый человек несет в себе цельную форму человеческого существования».
Английский философ Шиллер в своих Этюдах по Гуманизму писал, что знание должно быть подчинено человеческой природе и его фундаментальным потребностям — о чем, кстати, в свою очередь говорят современные исследователи в области квантовой физики.
Можно приводить цитаты из христианского философа Маритена, который в 1936 году публикует Обзор гуманизма. А через десять лет Сартр издает одну из своих ключевых работ — Экзистенциализм—это гуманизм. Год спустя, в 1947-м, Хайдеггер публикует свое Письмо о гуманизме. А еще через десять лет американский философ немецкого происхождения Маркузе обличит культурное «сверхподавление», ведущее к превращению человека в безропотную социально-производственную машину путем подавления эмоциональной и телесной жизни, спонтанности и индивидуальной креативности.
Близкое родство, существующее между ценностями, которые провозглашались теми мыслителями разных времен, что причисляли себя к гуманистам, и идеями современного движения гуманистической психологии и, в частности, Гештальта, состоит в:
∙ праве на признание ценности собственного тела и его ощущений, на удовлетворение его фундаментальных жизненных потребностей, на выражение его эмоций;
∙ праве на движение по своему собственному пути при одновременном уважении к своеобразию и особенностям других людей (право быть другим);
∙ праве на развитие и самореализацию, которые не ограничиваются только рамками стремления к тому, чтобы «иметь» и «делать», но также подразумевают создание своих собственных целей, постоянное преодоление своих собственных пределов, выработку своих собственных индивидуальных, социальных и духовных ценностей.
Для Уилла Шатца — основателя «групп открытых встреч» в Исалене — существуют следующие фундаментальные потребности человека (по результатам широкого исследования, проведенного в 1952 году):
∙ потребность в пище и крове;
∙ потребность во включенности (принадлежность к группе, где он чувствует себя на месте);
∙ потребность в контроле (потребность в компетентности, доминировании — или, по меньшей мере, во владении создавшейся ситуацией);
∙ аффективные потребности (интимные отношения и ощущение себя достойным любви).
Что же касается АбрахамаМаслоу, то в 1954 году он устанавливает свою знаменитую иерархию потребностей, каждая последующая категория которой возникает тогда, когда в достаточной мере удовлетворяется предыдущая (более сильная) потребность:
·органические потребности (дыхание, жажда, голод, мочеиспускание и т. д.);
·потребность в безопасности и защите (материальной и психологической);
·потребность в принадлежности к группе («включенность»);
·потребность в уважении и социальном признании;
·потребность в самоактуализации и реализации своего потенциала.
Стоит отметить, что в данной иерархии большое значение придается тем нематериальным потребностям (психологическим, социальным или нравственным), которыми классическая психология часто пренебрегает.
По материалам книги Гингеров «Гештальт – терапия контакта»
В следующем выпуске мы обсудим разницу между нормой и паталогией в понятиях гуманистической психотерапии.
Пишите мне, я всегда - рано или поздно - отвечаю на письма.