Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой Психолог

  Все выпуски  

Мой Психолог


Густова Елена - Психологическая консультация OnLine

На главную | Обратная связь | Карта сайта
 
Автор проекта Консультации по почте Консультации OnLine Архив консультаций Статьи Заказ услуг


 




Здравствуйте всем,

Продолжаю знакомить вас с направлениями психологии и психотерапии.

Сначала – о планах на сентябрь.

Набрали группу в обучающую программу "Отношения с едой". Для тех, кому надоело пищевое господство и рабство и кто хочет посмотреть, какие есть пути избавления.

Группа будет происходить в Москве, и об этом - информация - здесь. Первое - бесплатное - занятие группы состоится 14 сентября.

Для жителей других городов и стран я набираю такую же группу для работы по интернету. Об этом информация - здесь.

Приглашаю вас в ваш ЛИЧНЫЙ ФОРУМ. Пароль доступа к которому будет только у вас и у меня. И где я – в том формате, о котором договоримся индивидуально – буду вас сопровождать. Вы сможете поисследовать себя в конфиденциальном и безопасном режиме. Принять свое многообразие. Посмотреть на свои сегодняшние тупики. Поискать ответы на сиюминутные и вечные вопросы жизни. При этом оставаясь в комфорте вашего любимого домашнего кресла...
Услуга – платная. Подробности – в личном контакте письмом.

Можно задать вопросы и оставить заявку на участие - здесь

Исторический очерк гуманистической психологии

Гуманистическая, психология зародилась где-то в 50-е годы. Она связана с именами Абрахама Маслоу (1908—1970), Ролло Мэя, Карла Роджерса (1902—1987), Шарлотты Бюлер (1893— 1973), Оллпорта, Энтони Сатича и некоторых других психологов и психотерапевтов, которые в большинстве своем испытали сильное влияние европейского, особенно немецкого и французского экзистенциализма (Хайдеггер, Бубер, Бинсвангер, Сартр, Мерло-Понти, Габриель Марсель и др). Для них было важно

«поместить человека в центр психологии», которая становится все более «научной», холодной и «негуманистичной».

Их целью было создание «Третьей силы», которая позволила бы отмежеваться как от ортодоксального психоанализа, так и от бихевиоризма, обвиняемых в том, что они рассматривают человека как продукт биохимической деятельности его клеток, его семейного и социального окружения, как объект изучения, а не как ответственный за свои выборы и свой собственный рост субъект.

В ту пору в Соединенных Штатах следовало обладать немалым мужеством, чтобы пытаться противостоять психоаналитическому истеблишменту, занявшему все ключевые посты в области охраны психического здоровья, и бихевиоризму, захватившему университеты и претендовавшему на роль единственного «объективного» научного подхода, оперирующего статистически проверенными результатами.

Итак, гуманистическая психология стала постепенно зарождаться в США в первое десятилетие после Второй мировой войны (1945-1955). Это движение обрело форму в 1954 году, когда Маслоу стал всем заинтересованным лицам (вначале — около тридцати, чуть позже — примерно сотне человек) рассылать маленький периодический бюллетень, распечатанный на ротапринте.

Летом 1957 года Маслоу договаривается с Энтони Сатичем о регулярном выпуске журнала, первый номер которого выйдет через четыре года, в 1961-м (или через 7 лет после начала выхода бюллетеня), под названием «Журнал гуманистической психологии».

На его обложке было написано: «Журнал гуманистической психологии основан группой психологов и профессионалов из других наук, интересующихся теми сторонами личности, такими способностями и стремлениями человека, которые не заняли прочно свое место ни в позитивистской и бихевиористской теории, ни в классической психоаналитической теории, а именно: креативностью, любовью, self, личностным ростом, организмом, удовлетворением основных потребностей, самореализацией, высшими ценностями, трансценденцией ego, объективностью, автономией, идентичностью, ответственностью, психическим здоровьем и т. д. Этот подход может быть охарактеризован работами Голдштейна, Фромма, Хорни, Роджерса, Маслоу, Оллпорта, Бюлер, Мустакаса и другими, а также некоторыми аспектами работ Юнга, Адлера и ego-психоаналитиками».

В действительности гуманистическая психология никогда не становилась объектом точного определения; она всего лишь является направлением, общей тенденцией, которая продолжает оставаться открытой для адаптации к развивающимся и изменяющимся ценностям, отказываясь застывать в рамках любой слишком точной и определенной доктрины, которая, как и многие другие доктрины подобного рода, непременно погрузится в схоластический догматизм, приговоренный к тому, чтобы стать анахронизмом.

Американская ассоциация гуманистической психологии оформилась в период с 1961 по 1963 гол. затем была создана Международная ассоциация гуманистической психологии, а в 1978-м — Европейская и Французская ассоциации.

Ее Первый международный конгресс произошел в 1960 году, но в действительности, еще в 1958 году, на Международном конгрессе по экзистенциальной психиатрии, проходившем в Барселоне, Ролло Мэй, Морено и Бинсвангер уже публично изложили основные концепции гуманистической психологии.

Первые гуманистические психологи столкнулись с ожесточенной оппозицией со стороны остальных своих коллег-психологов. Совершенно неожиданным образом поддержка к ним пришла из промышленного сектора: лекции Маслоу по развитию творческого потенциала стали с конца 50-х годов привлекать внимание работников бурно развивающихся секторов промышленности (например электроники), и постепенно креативные техники стали процветающей областью исследований сначала в промышленности, затем в образовании и, наконец, в психологии и психотерапии.

Методы гуманистической психологии

Изданный еще в 1971 году в Соединенных Штатах Каталог путей личностного роста Северина Петерсона (Peterson (S.). называет уже около сорока основных методов. Вот некоторые, представленные в алфавитном порядке, наиболее распространенные сегодня во всем мире методы:

Арт-терапия (рисунок, музыка, танец и т. д.)

 Аутотренинг (И. Шульц)

Биодинамика (Г. Бойсен)

 Биоэнергетика (А. Лоуэн)

 Вегетотерапия (В. Райх)

Визуализация (К. Симонтон)

Восточные техники (медитация, тайцзицюань, йога, дзен, тантризм и т.д.)

Гаптономия (Ф. Вельдман)

 Гештальт-терапия (Ф. Перлз)

Группы встреч (К. Роджерс, В. Шютц)

Массажи (рейхианские, калифорнийские, восточные, до-инь, шиатцу и т. д.)

Медитация (статическая или динамическая, восточная или западная...)

«Мягкие» виды гимнастики (в частности, методики Александера, Фельденкрайса, Мезьера и др.)

Нейро-лингвистическое программирование (Дж. Гриндер, Р. Бэндлер)

Психодрама (Дж. Морено)

Психосинтез (Р. Ассаджиоли)

 Релаксация (в частности Э. Джекобсон, а также др.)

Рольфинг, или структурная интеграция (И. Рольф)

Сексотерапия (Мастерc и Джонсон, Мишель Меньян и др.)

Семейная терапия (системная, психоаналитическая, гештальтистская и т. д.)

 Трансактный анализ (Э. Берн)

Трансперсональная психология (С. Гроф)

Экзистенциальная психотерапия (Л. Бинсвангер, Р. Мэй)

Эриксонианский гипноз (М. Эриксон)

и другие методы.

Что же общего между всеми этими методами или подходами мы обсудим в следующем номере.

По материалам книги Гингеров «Гештальт – терапия контакта»

Пишите мне, я всегда - рано или поздно - отвечаю на письма.

Ирина Лопатухина

 

  e-mail: aleks2003@bk.ru

В избранное