Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой Психолог

  Все выпуски  

Мой Психолог Про гештальт - подход


Густова Елена - Психологическая консультация OnLine

На главную | Обратная связь | Карта сайта
 
Автор проекта Консультации по почте Консультации OnLine Архив консультаций Статьи Заказ услуг


 




Сегодня хочу познакомить вас с базовой книгой по гештальт – терапии «Голод, Эго и агрессия».

В книге «Эго, голод и агрессия» заложен фундамент гештальт - подхода. Когда мы осматриваем дом, который нас за­интересовал, и который мы собираемся купить — очень важно осмотреть фундамент. Строители знают, что сумма, необходи­мая   на ремонт фундамента, обычно в два-три раза превышает сумму, требуемую для его постройки. Будьте внимательны к фундаментальным блокам гештальт - теории! Мне кажется, очень важно именно сейчас, обратить внимание тех, кто про­фессионально занимается гештальт -терапией или интересу­ется этим направлением, на некоторые идеи, изложенные в теории ментального метаболизма.

Ментальный метаболизм — это, в первую очередь, идея обмена веществ как принципа функционирования живой от­крытой системы, перенесенная в область психической жизни. Почему законы функционирования организма могут быть пе­ренесены в область психической жизни? Прежде всего пото­му, что психика является функцией живого организма и воз­никает в процессе его развития на пути реализации есте­ственных потребностей организма. И только некоторые из них подходят для того, чтобы развивался внутренний мир и личность человека. Например, естественная потребность в кислородно-углеродном обмене с окружающей средой не может быть фрустрирована в течение достаточного времени, чтобы ребенок сформировал целенаправленное поведение — эта потребность слишком витальна. Перлз выдвинул предпо­ложение, базирующееся на многих наблюдениях, что такой потребностью может быть пищевая. В этом случае поведение и психическая жизнь человека формируются на основе раз­вития способности к удовлетворению пищевой потребности, и психические феномены могут быть рассмотрены с исполь­зованием этой модели. (Не правда ли, эти идеи перекликают­ся с теорией А.Н.Леонтьева о развитии психики?)

Иначе говоря, для развития человека необходимо полу­чение каких-либо необходимых веществ из внешней среды. Эти вещества не могут быть усвоены напрямую, поскольку они включены в состав каких-то объектов внешнего мира. Для того, чтобы усвоить «вещества», надо построить сложную поведенческую цепочку: во-первых, найти в окружающем мире объект, в котором содержатся необходимые «вещества», во-вторых, разрушить, измельчить этот объект, переработать полученное и включить необходимое «вещество» во внутрен­нюю среду организма, и, в-третьих, выбросить из организма ненужные остатки. На самом деле процесс еще сложнее, но основная идея заключается в том, что точно так же человек получает необходимые «вещества» для поддержания и раз­вития своей психики.

Такой подход позволяет по-новому взглянуть на разви­тие  нормальных и  патологических механизмов  в  психической жизни человека. Эту идею Фриц Перлз пытался пред­ставить Зигмунду Фрейду, однако это у него не получилось, как, впрочем, и у всех других исследователей, которые пред­ставляли какие-либо концептуальные идеи Фрейду. Да и вообще, видимо, внятно изложить концептуальную идею очень сложно. Поэтому попробуем вернуться к тексту Ф.Перлза и внимательно рассмотреть некоторые идеи, вытекающие из первоначальной посылки.

Выгода от измельчения пищи — увеличение контактной поверхности, благодаря этому взрослый человек может полу­чать больше разнообразных веществ. Но такая способность появляется не сразу. У сосунка должны вырасти передние зубы, и тогда ребенок начинает кусать мамины соски, воспри­нимая их как объект для кусания, а мама может в ответ рас­сердиться и даже нашлепать его. Для ребенка это будет пер­вым опытом подавления агрессии. Или мама может, напротив, терпеть укусы ребенка, насколько это будет возможно, и это будет другим опытом для ребенка.

Фриц Перлз выделяет четыре фазы развития инстинкта голода:

  пренатальную — до рождения ребенок является в об­щем разновидностью материнских тканей и получает все не­обходимое посредством плаценты и пуповины;

  пре - дентальную — от рождения до  появления  первых зубов. В течение этого периода ребенок может только сосать и заглатывать;

  резцовую — на этой стадии появляются передние зубы, и ребенок получает способность кусать;

  молярную — стадию развития коренных зубов. На этой стадии  ребенок получает способность измельчать  пищу до состояния, облегчающего ее усвоение.

Вы уже заметили, наверное, как похожа эта периодиза­ция развития человека на психоаналитическую периодиза­цию: оральную, анальную или генитальную фазы. Важное от­личие этой периодизации в том, что психоаналитическая периодизация метафорична в своей основе, хотя и построе­на на наблюдении. Периодизация Ф.Перлза опирается на естественные стадии развития ребенка — основа ее объек­тивно существует — это объективный факт индивидуальной истории каждого.

Обратите внимание на то, как вы едите пищу. Многие взрослые люди обращаются с твердой пищей так,  как если бы она была жидкостью, эмульсией. Они жадно заглатывают куски пищи. Эти люди характеризуются нетерпением — они ожидают немедленного удовлетворения своего голода и не развивают интереса к разрушению твердой пищи. Нетерпе­ние, обычно, связано с жадностью, и неспособностью полу­чить удовлетворение. А может быть, вы делаете с пищей что-нибудь другое, например, используете для размельчения рез­цы вместо коренных зубов, а это может быть связано с тем, что вы были вынуждены есть твердую пищу раньше, чем были к этому готовы.

Примитивное оральное сопротивление — это голодовка или потеря аппетита. Фриц Перлз приводит в качестве при­мера, иллюстрирующего связь пищевого инстинкта и психи­ческой жизни человека, исследование В.Фолкнера, который обнаружил спазм эзофагуса (глотательной мышцы) у людей в тот момент, когда они получали неприятные новости.

Чувство отвращения Перлз рассматривает как ведущий симптом при неврастении, а подавленное отвращение он оце­нивает как важную часть параноидного характера. Отвраще­ние — это эмоциональное отвержение, неприятие пищи неза­висимо от того, находится ли эта пища во рту или в горле, или она только видимая или воображаемая. Отвращение как фор­ма защиты связана с аннигиляцией (уничтожением) и продуктами выделе­ния. Так, при формировании анального комплекса ребенок обучается отвращению не только к продуктам дефекации, но и к самому процессу. Особое значение имеет сопротивление против сопротивления — в данном случае это подавление от­вращения. Например, родители могут считать, что кормить ре­бенка необходимо полезной пищей, несмотря на то, что она отвратительна ребенку. В этом случае задача ребенка по возможности выключить свои ощущения, принимать пищу та­ким образом, чтобы не чувствовать вкуса, быть как бы фри­гидным. Подавляя свое отвращение, мы теряем способность получать удовольствие от пищи духовной, так же как и от пищи телесной.

Продолжение – в следующем номере рассылки.

В выпуске использованы материалы от Даниила Хломова, директора МГИ (московского гештальт института)

Информация о моей профпригодности, архив рассылок и всякое другое - здесь

В одной бесплатной консультации вы можете лишь прикоснуться к решению проблемы…Чтобы в трудную минуту укрепиться на своих ногах и в очередной раз поверить в себя, имеет смысл все-таки какое-то ВРЕМЯ поработать…В безопасном, конфиденциальном формате.

До встречи, пишите

Ира Лопатухина

 

  e-mail: aleks2003@bk.ru

В избранное