Учитывая тот факт, что я сделала боьшой перерыв в выпусках рассылки, еще раз напомню определение, что такое обида. Обида - это чувство, возникшее вследствие обмана и всякой неправды (краха ожиданий) между ребенком и родителем, между человеком и окружением. Эмоциональная реакция обижаться является невротической стратегией, возникшей в ненормальных
отношениях "ребенок-родитель". Мы учимся и приобретаем эту привычку, также как ходить, плавать, кататься на велосипеде и т. п. Обидчивый человек с каждой обидой, независимо от того, пыталось ли окружение облегчить его состояние или нет, становится более зависимым от привычки обижаться. Как выразился один мой клиент, обиженный уходит из жизненного потока в отдельную капсулу под названием "обида". Находясь в таком закрытом состоянии, обиженный не может выполнять задачи и достигать поставленные
цели (в микро- или макромасштабе). Этот факт увеличивает обиду на себя и окружение. Обиду можно толковать еще и как тихую агрессию (из-за неспособности сосуществовать с другими по-другому), подавленный гнев, при помощи которых невротик с самого детства пытается восстановить психоэмоциональное равновесие. Не осознавая, что именно обида и неосознанные преграды, стоящие за ней, мешают, человек обречен уходить все больше и больше в невротическое состояние, особенно в ситуациях, когда ожидаемая цель
не достигается.
Для удобства понимания этого вопроса я решил привести данные анализа обиды в определенных возрастных категориях, которые в свою очередь по-своему определяют осознанные и неосознанные ожидания человека.
Если цель, как и смысл жизни, не ощущается нами как удовлетворительное достижение, то в нашей психике возникает конфликт, напряжение и чувство обиды. Как это происходит, можно проиллюстрировать на примере обиды кошки в случае, когда вместо ожидаемой ласки она получает от хозяина удар. В мире людей примеров еще больше. Итак, обида возникает, когда мы
не можем достичь поставленной цели из-за каких-то осознанных и бессознательных преград.
Как обида связана с возрастом? Какие преграды порождают ее на каждом возрастном интервале человека?
Эти и другие вопросы меня, как исследователя, давно заставили задуматься и попытаться ответить на них. Подобные знания, по моему мнению, как специалистам, так и непрофессионалу позволят вовремя распознать бессознательные конфликты, порождающие обиду и негативно влияющие на смысл жизни.
Одна моя клиентка, проговаривая вопрос о том, почему она обижается на мужчин, сказала следующее: "Я хочу, чтобы мужчина был богат... Зачем мне деньги? Для того, чтобы купить квартиру. Хотя сама до сих пор зарабатываю на жизнь сама. Даже в ресторане я стараюсь платить всегда сама. Зачем я это делаю? Наверное, боюсь зависимости. Поступки мои говорят, что
я боюсь попасть под чью-то зависимость. В итоге этот страх: я не могу строить отношения с мужчиной, потому что с одной стороны я жду, что он меня обеспечит, как и мои родители в прошлом, а с другой - проецирую на него страх быть зависимой. Это противоречие и неспособность достичь цели и создает мою обиду. А мне уже 30...".
Каждый случай из практики и наблюдений показывает, что невротический конфликт, порождающий ряд других эмоциональных структур, всегда имеет возрастной колорит.
Психиатр Виктор Франкл, отражая мысли о взаимосвязи трех венских школ психологии в плане эволюции мотивирующей силы в ходе индивидуального развития, написал следующее: "Фрейдовский принцип удовольствия - это ведущее, мотивирующее начало для маленького ребенка, адлеровский принцип власти - для юноши, а воля к смыслу - ведущая мотивация зрелого человека".
(1) Используя подсказки предыдущих авторов, я пришел к выводу, что эволюционирует не только мотивирующее начало, но и чувство обиды в зависимости от возраста, среды обитания и других факторов. Например, смыслом и главной целью Франкла во время нахождения (1943-1945 гг.) в концентрационном лагере было выживание в экстремальных условиях. Я полагаю, что каждый раз, когда его цели грозила опасность (и после лагеря), он всегда испытывал обиду (тихий гнев) на немцев. Изучая его труды, нетрудно заметить, что чувство
обиды, связанное с пережитыми психотравматическими эпизодами, определило и курс его творчества (в частности, его работа "От лагеря смерти к экзистенциальному" (2), в которой он описывает свое ужасное существование в Аушвице).
Как выглядит обида в свете цели и смысла жизни возрастных категорий: ребенок, юноша и зрелый человек? Прежде чем приступить к анализу поставленного вопроса, я хотел бы обратить ваше внимание, что классификация возрастных категорий и содержание обиды в этой работе условны по той причине, что обида, также как и смысл и цель в жизни, постоянно динамична и сугубо
индивидуальна.
1. Смысл обиды ребенка.
Ребенок может столкнуться с определенными препятствиями (незрелость, невротичность родителя), которые мешают ему получить базовое доверие к внешнему миру и способность адаптироваться. В итоге такого столкновения возникает чувство обиды, как одна из форм психологических защит, которая помогает ему здесь и сейчас выжить. Какие ожидания ребенка невротичный родитель
игнорирует и таким образом порождает у него чувство обиды? Перечислю только некоторые из них: получить базовое доверие, способность быть собой, ознакомиться со своей ролью и расширить поле познания. Препятствиями на пути к удовлетворению данных потребностей этого возраста и источником обиды являются следующие причины:
Отказ от материнства
Самая тяжелая психотравма, порождающая обиду, - отказ от материнства (физический или психологический). В таком случае все ожидания ребенка не удовлетворяются полностью. Обида тотальная и потом постоянно проецируется на окружающий мир.
Предыдущий аборт
Психика ребенка списывает в бессознательном матери травму аборта, то есть способность убийства ребенка. Бессознательное недоверие к маме блокирует их отношения и создает благодатную базу для дальнейших конфликтов и обид.
Закрытые в эмоциональном плане родители
Ребенок обижается, что родитель не улыбается ему. Он видит грустное, невеселое лицо, нет живого, теплого общения. Неэмоциональность родителя мешает ребенку стать способным к нормальной адаптации, то есть вовремя прийти к своей автономии и независимости, он испытывает отчужденность и экзистенциальный холод.
2. Юность и обида.
Начиная с подросткового возраста, обида молодого человека связана с "кризисом идентичности" (3), который вбирает в себя следующие положения: стремление соответствовать своему окружению (идеалам), половой роли; избегание сексуальной изоляции; чувство бесполезности, неуверенность в себе и т. д.
Любые отклонения в этих и других сферах из-за невротических конфликтов, идущих с раннего детства, порождают обиду и ряд других противоречий внутреннего "я", усугубляющих переживания молодого человека. Например, подросток обижается, если окружение не оценивает его так, как он себе это воображает.
К обиде в этом возрасте приводит базовое недоверие, приобретенное в детстве, искажающее взаимоотношения с окружающими и самовосприятие.
3. Обида в зрелом возрасте.
Выше я уже писал о том, что в этом возрасте главная ведущая мотивация - это поиск смысла своей жизни и бытия в целом. Это возраст, когда человек осознает, нашел он себя и свое место в этой жизни или нет. Не трудно догадаться, что если нет, то - обида.
В этой возрастной категории причиной осложнения душевных противоречий и возникновения обиды могут быть:
- неуважение со стороны молодого поколения;
- неудовлетворение прожитой жизнью;
- незаинтересованность молодого поколения в использовании накопленного старшими опыта;
- отказ от помощи и блокировка удовлетворения потребности "быть полезным" со стороны молодого близкого окружения;
- и т. п.
Один мой клиент пенсионного возраста заявил на одной из сессий следующее: "Я продолжаю работать на своем заводе. Новые хозяева не хотят прислушиваться к моим рекомендациям и опыту старых работников. Мне обидно, и это чувство в последнее время заполняет всю мою душу..."
Заканчивая статью, я хотел бы отметить, что анализ причин и проявлений обиды в различных возрастных периодах нашей жизни никак нельзя ограничить одной главой или книгой. Я попытался оформить только некую подсказку к тому, чтобы каждый читатель домыслил свое, касающееся его психоэмоционального состояния.
Мы должны понимать, что независимо от того, сколько нам лет и как выглядит наша обида, важно прийти к пониманию, что работа над обидой возможна всегда и в любом возрасте. Эта фраза особенно важна для тех, кто постоянно твердит: "Мне уже ничего не поможет" или "Я уже прожил свое".
Если перефразировать афоризм Ницше "То, что не убивает меня, делает меня сильнее" и применить к работе над обидой, то это - прямая подсказка о том, что познание своего недуга делает вас мудрее. Практически так и происходит в пространстве психоанализа. Анализ своей обиды не только освобождает от невротических пут, но и дает хороший урок, как строить
отношения с обиженными.
"Можно ли избежать обиды в какой-то возрастной категории, ведь говорят, что к старости человек мудреет?" - спросил меня слушатель на одной из моих лекций. Обиду не надо избегать, ее переживает каждый из нас. И эту встречу, как я сказал выше, надо превратить в хороший, полезный урок. С ней надо встречаться глаза в глаза, пережить и освободиться от
нее. К сожалению, к осознанию обиды не каждый готов в любом возрасте...
По материалам психоаналитика Андрея Саракула
Информация о моей профпригодности, архив рассылок и всякое другое - здесь
В одной бесплатной консультации вы можете лишь прикоснуться к решению проблемы…Чтобы в трудную минуту укрепиться на своих ногах и в очередной раз поверить в себя, имеет смысл все-таки какое-то ВРЕМЯ поработать…В безопасном, конфиденциальном формате.