Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мой Психолог

  Все выпуски  

Кому и Зачем нужен психолог? Встреча 7


Густова Елена - Психологическая консультация OnLine

На главную | Обратная связь | Карта сайта
 
Автор проекта Консультации по почте Консультации OnLine Архив консультаций Статьи Заказ услуг


Форумы




Здравствуйте,

Большое спасибо за ваши письма. Стало понятней, куда двигаться дальше, а самое главное, ваш интерес – достойная награда за мои старанияJ

Сегодня я продолжу психоаналитическую тему и постараюсь рассказать, как с помощью психоанализа можно осознать корни своих «психологических комплексов».

Каждая психологическая теория опирается на представление о структуре человеческой психики. Это такая своеобразная «карта внутрипсихической местности», руководствуясь которой можно потихоньку разбираться, что подспудно влияет на наши эмоции и поведение.

В классическом подходе Фрейд определил три части психического устройства: Ид, Эго и Суперэго.

Ид - большой резервуар энергии влечений. Это область бессознательного, которая населена нашими стремлениями и желаниями, требующими немедленного удовлетворения. Это внутренний ребенок, непослушный и яростно требующий ВСЕ И СРАЗУ!

В бессознательном нет морали, нет ограничений, нет понятий «должен» и «надо». И еще там нет времени. Событие раннего детства, вытесненное в бессознательное много лет назад, может прорываться в наше «сегодня» неожиданными страхами, всплесками эмоций или оговорками, забыванием. Этот внутренний мир образов и ощущений формирует свои защиты от тягот реальности. Психоаналитики называют эти защиты первичными. Мы к ним еще вернемся чуть позже.

     Итак, по Фрейду, ребенок рождается этаким зверенышем, наполненным инстинктами, требующими своего немедленного удовлетворения. Реальность Ид - исполняющие желания ментальные образы. Это область наших фантазий и наших снов наяву. Это сила воображения, помогающая нам справиться с несовершенством мира. Ид всегда нацелен на получение УДОВОЛЬСТВИЯ.

Но реальность, практически с первых дней жизни ребенка, диктует свои условия. Он тотально зависим от матери, а даже самая лучшая мать часто опаздывает с удовлетворением его потребностей и прихотей. И тогда в психике начинает формироваться следующий этаж – Эго.

Эго - вторая система личности, создаваемая для примирения внутренней и внешней реальности.

Эго - часть Ид, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего в психику через систему “восприятие - сознание”. Возникающие в Ид желания Эго соотносит с возможностью их выполнения «здесь и теперь», опираясь на принцип реальности.

При отсрочке выполнения желания возникает напряжение. Эго задерживает разрядку напряжения до тех пор, пока обнаружит объект, подходящий для удовлетворения. Таким образом, принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия. Для облегчения этого процесса психика формирует вторичные защиты. Если первичные защиты опираются только на внутренние представления и фантазии человека, вторичные защиты строятся более или менее на учете реальности окружающего его мира.

Хочу привести Пример – басня «Лиса и виноград»:

 - Лиса использует первичные защиты - при недостижимости желаемого виноград - предмет вожделения - тотально обесценивается, становится во внутреннем представлении несъедобным… Разрядка напряжения происходит, но Лиса остается обозленной и голодной …

- Если же у Лисы хорошо развито Эго и она будет использовать вторичные защиты – недостижимость винограда она заменит, например, разговором по душам с Вороной в надежде получить кусочек сыраJ… И при благоприятном раскладе и напряжение разрядит  и все-таки покушает …

Таким образом, Эго формулирует план удовлетворения потребности и проверяет его реальностью.

     Эго - исполнительный орган личности - оно открывает двери действию, отбирает от среды то, чему действие  должно  соответствовать и решает, какие инстинкты и влечения, в какой последовательности и каким образом должны быть удовлетворены.

     Третья часть психики по психоанализу – Суперэго. Это внутренние представления о традиционных ценностях и идеалах в интерпретации родителей и насильственно привитые посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго – наш внутренний цензор, который постоянно оценивает правильность или неправильность нашей жизни, опираясь на впитанные с «молоком матери» установки « что такое хорошо и что такое плохо».  Совесть - одна из подсистем Суперэго.

     Таким образом, Эго всю нашу сознательную жизнь занято поиском компромиссных решений, удовлетворяющих как Ид, так и Суперэго, которые постоянно конфронтируют друг с другом. Ид кричит: «Хочу!», Суперэго бубнит: «Нельзя!», а Эго пытается договориться и с ними, и с реальностью, чтобы все были и целы и сыты…

Работа психолога по большей части состоит в поддержке Эго через пересмотр чрезмерно строгих запретов и указаний Суперэго и утешения ненасытного в своих стремлениях Ид. Развитие каждого – уникально, и в результате взрослый клиент психолога приходит со своей комплексной системой «можно – нельзя», «хорошо – плохо», «свой - чужой».

Мы подошли к определению психологических комплексов. По научному, Комплекс - соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов. Привычное, бытовое определение комплексов – это затруднения, мешающие нам жить.

Практически никто не бывает постоянно доволен собой. Каждого что-то гложет, у каждого свои комплексы.

    Психологический комплекс - это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

    Значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне, как следы конфликтов между Ид и Суперэго. Их осознание обычно порождает весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека.

С комплексами можно и нужно работать. Как? Об этом – в следующем выпуске,

Пишите aleks2003@bk.ru

Ира

  e-mail: lopatuhina@psy-help.com

В избранное