Что нам мешает строить гармоничные отношения? Взаимные претензии
В своих отношениях я придерживалась позиции: если человек хочет быть рядом со мной, он должен выполнять мои желания, соответствовать мне. А иначе, как можно быть со мной? Из этого, как правило, вытекало множество претензий, которые следовали из представлений о том, как ДОЛЖЕН себя вести мой любимый мужчина. Вот мне плохо, а он меня не пожалел, Он не заработал достаточно денег, Он не поздравил меня с праздником и т.д. Претензии, естественно, были обоюдными. Из претензий вытекали ссоры, которые хотелось уменьшить
или сделать не такими болезненными. И это был естественный процесс выстраивания отношений.
Потом, через долгое время, я смогла посмотреть на все происходящее другими глазами. Как, например, можно обвинять человека в том, что он не хочет тебе уделять внимание? Это все равно, что навязывать себя. Справедливо ли предъявлять претензию человеку в том, что он захотел пообщаться с друзьями? Это все равно, что указывать ему свои понимания о том, с кем, как и когда ему следует проводить время! При этом наше понимание важнее его понимания. С чего бы это?
Что такое претензии? Это недовольства поведением человека. Это попытка навязать другому СВОИ представления о жизни, отношениях, чувствах. Претензией мы говорим: Я лучше тебя знаю, как тебе поступать в этой ситуации, или: Ты должен делать, как я сказала, потому, что я считаю так, а не иначе, Чувствуй и желай, как я считаю нужным. При этом, совершенно не имеет значения, как думает или считает сам человек. Надо сделать, как мы говорим (желаем) и все тут. Таким образом, мы запрещаем человеку самому решать, как
и что ему делать, как ему жить и как ему поступать, как ему к нам относиться и что чувствовать. Причем, в тот момент, когда мы предъявляем претензии, мы уверены в своей правоте и в том, что выполнить требования очень легко: Ведь это ему ничего не стоит (мне надо самую малость... сделай вот так, а не иначе), и считаем, что готовы к компромиссу. Однако, самим фактом жесткого требования, компромисс исключается.
Почему же личность, к которой обращено требование, как правило, отказывается от выполнения оного? Да потому что своими претензиями и требованиями мы нарушаем личное пространство человека! Кому понравится, когда за него все решают и указывают, как ему жить! Кто согласится по требованию (пусть даже любимого человека), постоянно идти против себя, поступать, как ОН (она) решил(а), думать как Он(Она) решил(а)? А еще вспомните то чувство вредности, которое возникает каждый раз, когда от нас чего-то категорически
требуют, кажется, что из принципа не будешь делать ничего, потому что тебя не принимают таким, какой ты есть... И покажите мне хоть одного человека, кому нравятся претензии? Таких нет! Так почему же мы решили, что наши претензии могут понравиться, и воспримутся как естественный, нормальный ход событий? Любое бескомпромиссное требование влечет за собой конфликт!
Не согрешишь не покаешься, говорит народная половица, а народ ничего зря не придумывает, заключая в притчах и пословицах свою многовековую мудрость. Грех и покаяние относятся к предметам религиозного толка, где понимание греховности соотносит человека с определенным образом жизни. С той общественной моралью, которая трактует определенные нормы социального поведения человека.
Сейчас, как принято иногда говорить, общество у нас свободное, многогранное и разное. Оно отделено от религиозного мракобесия и сектантства, когда человек сам определяет направление для выбора исповедания. Исповедание, или отправление религиозных потребностей человека это скорее определенное поведение перед исповедью, которая предшествует покаянию, о котором идет речь.
Как многие советские люди, не получавшие в своей жизни религиозного воспитания, ко всем вопросам, связанным с религией, я остался равнодушен. И не испытываю никаких симпатий к религии, также не понимаю людей, говорящих о том, что надо любить Бога. На вопрос, что я должен сделать, чтобы осознать божественную благость положить сотню поклонов или миллион раз прочитать какую-то молитву, ответа мне никто так и не дал.
Не дано. Не достоин, видимо, этой благости по образу жизни своей и по образу своего мышления. Однако, как человек крещеный, церковь периодически посещаю, и даже прошел процедуру покаяния, когда в течение трех месяцев периодически ходил на исповедь, каялся в грехах и получал причастие. Случилось это не по моей доброй воле, а благодаря случаю, который к религиям никакого отношения не имеет.