Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

235. Внутренний суд, или Почему мы чувствуем вину? Отрывок из книги.


Целостная психология Александра Пинта


 

Школа Целостной психологии Александра Пинта


Выпуск 235

В сегодняшнем выпуске:

1. Внутренний суд, или Почему мы чувствуем вину? Отрывок из книги.
2. Предстоящие встречи, вебинары и семинары




Здравствуй, Дорогой Читатель!

Вина – это очень тягостное чувство. Никто не хочет видеть вину у себя и переживать ее. Вину надо скрывать. Но возможно ли отрицанием вины уйти от ее проживания? Можешь ли ты избавиться от чего-то, не понимая, как это появляется в твоей жизни? Нет! Но обязательно ли испытывать вину в той ситуации, которая в тебе вину порождает? Или возможно испытывать иные состояния? Да, это возможно! Трансформация вины в другое состояние возможна при видении механизма, порождающего вину внутри тебя. Что это за механизм? Я предлагаю тебе разобраться в этом, прочитав отрывок из книги «Благодарность Замыслу Души».



Внутренний суд, или Почему мы чувствуем вину?

Отрывок из книги «Благодарность Замыслу Души», 2011 год.


***

— Я хотела как раз тоже по этому поводу сказать. У меня чувство стыда. И каждый раз, когда я испытываю стыд, то стараюсь сразу закрыться и не испытывать. Я пью таблетки, я могу выпить пива. Просто, чтобы не думать и не чувствовать. Вот это как? Я сама по логике должна получать от этого какое-то удовольствие, но я сама его не осознаю просто? Я не даю вине почувствоваться?

— Совершенно верно. Вот смотрите. Вина — это чувство очень тягостное. И нигде не сказано, что вину надо показывать. Ее надо скрывать. Никто не хочет ее видеть у себя, и никто не хочет ее видеть у других.

Но на самом деле нельзя сказать, что не хотят видеть у других: «Иди и извинись». Но это заменяется просто формальными словами. Например, вы подходите к человеку: «Извини, а у тебя нет сигареты?» Вот типа: «Извините». Но вы же не переживаете состояние вины? Или переживаете? Вот вопрос.


— А вот если вина связана с потерей родственников?

— Давайте смотреть. Каков механизм образования этого чувства? Вина не образуется просто так. Смотрите, вы потеряли родственника. И вы можете чувствовать вину от этого, но вы можете чувствовать и другие состояния.

— Нет, у меня была вина. У меня в аварии погибли все. У меня была вина, что если бы я села за руль, то все бы остались живы.

— Каков механизм образования вины? Можете рассказать? Почему вы испытываете именно это состояние?

— Сейчас я уже отошла от этого. Давно это было. Просто сейчас заговорили, и я вспомнила, что это было.

— Не имеет значения, сколько лет назад это было, потому что я сейчас спрашиваю вас о механизме. Как? Каким образом появляется чувство вины? Вот смотрите. Люди об этом вообще не знают. Они даже не отдают отчета, что они это испытывают. Вину. И они скорей хотят от нее уйти и перейти в осуждение, например. Но каким образом возникает само чувство вины? Вот в чём вопрос. Вы не сможете ничего сделать с этой сферой до тех пор, пока не поймете, как она работает.

— Мне всегда приходят примеры, когда чувство вины идет следом за осуждением. Я кого-то осуждаю. И однозначно следом испытываю чувство вины.

— Совершенно верно. Вот смотрите. Вина есть следствие самоосуждения.

— Я себя осуждаю за то, что я чувствовала, что в тот момент, когда мы остановились, я видела, что муж очень устал, и хотела предложить ему поменяться местами, но не сказала этого.

— И осуждаю себя за то, что я могла сделать, но не сделала. Правильно? Я осудила себя и стала испытывать вину. Вот это — внутренний суд. Вот предмет этого суда. Осужденный — это вы. Вы же и прокурор. Прокурор говорит: «Она не сделала это. В результате погибли люди». И приговор: «Она будет чувствовать вину за это».

— Тогда как уйти от этой вины?

— Подожди! Всё время с этим встречаюсь. Как только человек узнал, что у него есть вина, так он тут же хочет от нее уйти.

— А еще вина возникает, если я поступаю не так, как требует от меня мое окружение. То есть, они от меня ждут, что должна поступить так из чувства долга, а я поступаю по-другому, и потом сама себя за это же виню.

— Совершенно верно. Теперь сразу же смотрите: внутри творится суд. Вы же знаете, что такое суд? На суде есть судья, прокурор, подсудимый, адвокат и так далее. И это всё происходит внутри вас. Теперь представьте этот суд. Он произошел. Что говорит прокурор?

— «Ты виновен».

— За что?

— «Ты сделал это или не сделал это».

— Подождите! Это должно быть так, как на суде. Там есть статья определенная, ты нарушил то и то. Смотрите. Этот же суд у вас происходит всё время. Как он происходит?...

Что за причина и какое правило ты нарушаешь? Потому что суд возникает внутри и внешне в связи с нарушением какого-то правила, которое должно быть выполнено. Какое именно правило ты не выполняешь?

Значит, ты нарушила правило. Правило, которое ты считаешь правильным. Если бы это правило ты не считала правильным, нарушение его не повлекло бы это состояние. Ты должна что-то делать. А ты не сделала ничего. Там же есть это. За деяния и не деяния…

Так вот смотрите. Мы начали с чего. Почему вина? Было нарушено что-то, какое-то правило, которое вы считаете правильным. Даже никто не видел, что вы его нарушили, но вы-то это знаете. Кто лучше вас знает, что вы нарушаете? Только вы это знаете. Поэтому этот суд — самый тяжелый суд — происходит внутри. Ибо вы являетесь тем самым, который всегда видит.

А вот теперь давайте возьмем эту ситуацию и посмотрим на нее. Это единственное, что можно испытывать в такой ситуации? В конечном счете, у вас зафиксировалось одно состояние. Вина. Правильно? Но это единственное, что можно испытывать, или есть другие варианты? И почему вы испытываете именно это, а не что-то другое?

С обычной точки зрения это очень понятно. Ничего другого испытывать и нельзя. Сейчас я задаю этот вопрос: «А можно ли вообще что-либо другое испытывать? Если можно, то каким образом к этому можно прийти?» Смотрите, это очень важный вопрос.


— Вину. И еще, мне кажется, какая-то свобода, что ли…

— Какая свобода?

— Что хочу, то и делаю теперь. Одна осталась.

— Значит, вы хотели избавиться на самом деле. Потому что он, как считает другая часть, вашу свободу сковывал. И когда он умер, то уже нет этого тюремщика.

— Но и родители погибли. Значит, и родители сковывали?

— И родители сковывали. Вот смотрите. В этом признаться крайне сложно, мягко говоря. Первое, о чём вы будете говорить, и все остальные будут вас поддерживать, — это чувство вины. «Я могла бы сесть за руль, но не села». Вы же не можете сказать впрямую: «Меня достал этот муж и эти мои родители, и я рада, что они умерли».

— Конечно, никогда не скажу.

— А вы можете вообще такое подумать? А если вы это подумаете, что вы испытаете?

— Чувство вины.

— Причём колоссальное.

— Но мне с мужем было хорошо. Я вспоминаю те времена, это счастье было.

— Хорошо. Если вам с ним было хорошо, а он умер, то вам плохо. Если вам с ним плохо, а он умер, то вам хорошо. Смотрите, вот совершенно другое. Но для того, чтобы вам стало хорошо, вы должны понимать, что вам было плохо и что вам стало бы еще хуже.

Но допускаете ли вы вообще это представление? Разрешаете ли вы себе это представить и подумать? А если разрешаете, тогда что вы будете чувствовать? Колоссальную вину. Но допускаете ли вы, что у вас есть часть, которая именно этого и хотела?


— Не знаю.

— Вот. Тогда единственное, что вам остается, это чувствовать вину. Именно так устроено здесь всё наше восприятие.


***

Обложка книги «Благодарность Замыслу Души», 2011 год.
Ты прочитал отрывок из книги «Благодарность Замыслу Души», 2011 год.

Заказать Книгу «Благодарность Замыслу Души» ты можешь в Магазине осознания на нашем сайте.


Получи полный доступ к материалам Школы! Закажи Абонемент на свободное скачивание книг, вебинаров и семинаров Школы Целостной психологии на нашем сайте.







Предстоящие встречи, вебинары и семинары

17-23 марта 2012, Альметьевск, Татарстан. «Как происходит Квантовый Переход в твоём мире или Амнистия для Эго. Каким же ты выйдешь из тюрьмы собственной обусловленности, и что же такое «Свобода Целостного Сознания»?»



Желаю тебе осознанного пути к целостному пониманию себя.
С уважением и интересом к тебе, Александр Пинт.

 
 


В избранное