Рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "ЗАЧЕМ?"
Выпуск № 98
Границы и максимальная свобода для маленького ребенка
Последний выпуск рассылки "Знания, обреченные на успех" можно прочитать ЗДЕСЬ (от 24 мая). Он называется ""Сделай шаг!" к себе и своим детям ".
(Вопрос)
Кать, привет.
Я к тебе за советом, как думаешь нужно поступать.
Итак, начну издалека. Я такой человек, что если что-то требую от себя, то того же жду и от других своих близких (я говорю правду и ожидаю, что слова, пусть самые неожиданные, сказанные мне близкими, тоже правда).
Для меня есть некоторые вещи, кот. я считаю "священными", такие как сон, право на личное время, право быть самим собой, отстаивать свои интересы и желания.
И вот начинается самое интересное.
В последнее время Лёва, ему 1.3 года, стал пробовать манипулировать. В смысле это он делал и раньше, но неосознанно, не было криков, настаиваний, если ты не подчинялся.
Бывает даже так, что потянет куда-то с целью, я сразу откажусь идти, так он начинает настырничать уже просто, чтобы я встал с места (про то, куда он меня хотел отвести, речь уже не идёт).
Мной вопрос решался так:
- я делаю то, что хочу (иду, читаю и т.д.)
- могу тебе помогать, если в этом есть необходимость (если я вижу необходимость или Лёва пытается показать, что таковая имеется).
Бывало даже Лёвка кричит, и я покричу рядом с ним, чтобы показать, что я тоже так могу делать и вопрос это не решает. Удивительно, но срабатывало:)
И главный камень преткновения.
У меня сидит внутри червяк, что если я не делаю то, о чём меня просит Лёва, то я подавляю его личность (понимаю, что чушь и от этого становится легче этого червяка душить:)). Я хочу дать максимальную Свободу Лёвке.
Интересно услышать твои коментарии.
(Ответ) Здравствуй, Саша!
Понимаешь, в чем дело. У свободы есть обратная сторона - вседозволенность, попустительство. Нужны границы. И эти границы ты показываешь - на мой взгляд, совершенно верно - своим поведением, своим примером.
А твой Левка проверяет на прочность не столько тебя, сколько обозначает для себя границы. Чтобы тебе понятно было, что такое границы, приведу самые простые примеры. Ты будешь объяснять ребенку, что такое дорога с машинами и как себя стоит на ней вести? Ты будешь объяснять и обязательно показывать, что огонь может обжечь руку, поэтому не стоит хвататься за спички без правил пользования ими?
Скорее всего, ты все это будешь делать. Тем самым ты будешь устанавливать границы его поведения с другими людьми, например. С внешним миром. Без знания этих правил ребенок бросится в огонь или под машину.
Другое дело, как показывать границы. На мой взгляд, на собственном примере. Я не лезу под машину. Почему? Вот почему. Я обращаюсь со спичками так. Почему? Вот почему. И максимально давать возможность ребенку ВСЕ попробовать. Только, разумеется, в пределах разумного:))) Под машину его, например, кидать не стоит:))) А вот слегка обжечься - можно.
Ну а слова, как ты понимаешь, работают наименее эффективно. Сколько ни говори, что не стоит играть со спичками, пока не попробует, пока не обожжется, так и не остановится:))
Ну и еще пару слов про "подавление личности". На мой взгляд, личность подавить невозможно, если ты ЖИВЕШЬ С НЕЙ РЯДОМ, показывая, что у тебя есть права, желания, своя наполненная событиями и прекрасными делами жизнь, а НЕ ВОСПИТЫВАЕШЬ. И, наверное, самое важное условие развития личности - или неподавления - это НЕ МЕШАТЬ ей развиваться.
Что значит не мешать? Хочет ребенок что-то получить, стоит создать ему условия, чтобы он максимально сделал сам. И почаще оставаться наблюдателем, зрителем его жизни, его развития. Он сам в состоянии развиться. Причем теми темпами, которые ему потребуются.
Я ответила на твой вопрос или ушла слишком глубоко копать?:)))
На сегодня прощаюсь с вами!
До скорых встреч!
Катя Мануковская
Дорогие друзья! Получить какую-либо пользу от моих ответов, вы сможете только ПОЛНОСТЬЮ отвечая на те вопросы, которые я задаю!
Просьба и пожелание! Буду рада, если вы напишите мне, как вы применяете в жизни то, что узнаете из моих ответов, и что удалось изменить в жизни, благодаря им.