Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайная власть голоса

  Все выпуски  

Тайная власть голоса


Тайная Власть Голоса  


Тайная Власть Голоса
Специальная Тренинговая Рассылка

Автор: Булат Шамсутов
Контакт:
shamsutov@gmail.com  

 

Выпуск тринадцатый 

Добрый день,  дамы и господа!

Прошу прощения за долгий перерыв. 

Мне, к сожалению, не удалось в полной мере насладиться приходом весны и возрождением природы в силу непредвиденной болезни. 

Злой вирус застиг врасплох и подкосил наши стройные ряды :). 

Но зато, я на собственном опыте проверил, и могу с полной уверенностью утверждать, что наши упражнения, особенно та часть, которая связана с дыханием, позволяет НАМНОГО быстрее и эффективнее избавиться от простудных и прочих респираторных заболеваний.

Как всегда с большим удовольствием поздравляю вас  с наступающим праздником  - Днем Защиты Детей :) и с наступлением лета!

Желаю вам здоровья, приятных и полезных отпусков!

И предлагаю вам сегодня новую тему:

Согласные в работе над голосом.

Непрерывная линия звучания...
создается в речи только в том случае,
когда гласные и согласные сами по
себе "поют" как в вокальном искусстве.
Если же одни звуки — гласные — тянутся,
а следом идущие согласные только стучат,
то от этого образуется прорыв, провал,
пустота, и в результате получается
не бесконечная линия, а звуковые
обрывки, клочки, восклицания.

К. С. Станиславский

Тренировка согласных звуков должна рассматриваться не только как развитие всех частей артикуляционного аппарата для четкости и чистоты дикции, но и как необходимое условие постановки речевого голоса. 

Положительную роль в голосовом тренинге играют так называемые взрывные согласные. 

Они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий: крепко прижатого кончика языка к верхним резцам (т—д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (к—г), затвора обеих губ (п—б).

В силу своей активной природы рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п—пь! п—пь! п—пь!.. т—ть! т—ть!.. к—кь! к—кь! к—кь!), а также помогают приближать звук к губам, отдавая свою энергию идущим за ними гласным звукам. 

Произнесите с голосом ряд слогов: Па! По! Пу! Пэ! Пи! Пы! Ба! Бо! Бу! Бэ! Би! Бы! Да! До! Ду! Дэ! Ди! Ды! Га! Го! Гу! Гэ! Ги! Гы!..

Тренируйте такие сочетания: птка! птко! тку! пткэ! тки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы! кпта! кто! кпту! кптэ! кпти! кпты! гбда! гбдо! гбду! гбдэ! гбди! гбды!.. 

Тренировка этих согласных развивает весь артикуляционный аппарат: п—б — губы, т—д — кончик языка, к—г — спинку языка.

Оправдайте активность их произнесения задачей: «отчитать», «пристыдить», «остановить» мешающего вам работать товарища.

Брови, голова, нос, лоб — все должно быть спокойным, недвижным. Это дает возможность перенести всю энергию на действие только дыхательного и речевого аппаратов.

Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, подшучивайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... 

Но только не делайте упражнения формально, мертво, механически.

Играйте, прикалывайтесь, получайте удовольствие.

Закрепляйте взрывную природу согласных п—б; т—д; к—г в текстах.

Упражнение «Взрываю»

Беззвучно (без голоса), четко артикулируя все слова, «взрывайте» согласный п в чистоговорке:

Пришел Прокоп — кипел укроп
Ушел Прокоп — кипел укроп
Как при Прокопе кипел укроп
Так и без Прокопа кипел укроп.

Согласный р не отрывайте от п. 

Пускай он беззвучно вибрирует. 

Следите за четкостью произнесения п в конце слова. 

Оправдайте утрированно четкое произнесение согласного п

Например: хотите, чтобы товарищ только по артикуляции губ понял все, о чем вы говорите, и мог бы сосчитать количество четко и активно произнесенных согласных п

Затем согласных т:

Трактор всюду поспевает
Пашет, сеет, убирает
Пилит лес, корчует пни. 
Только дела — что смотри.

И наконец, согласных к:

Кукушка кукует!
Кукует в леску: 
Ку-ку! Ку-ку! 
Ку-ку! Ку-ку!

Упражнение «Стрелок»

«Стреляйте» из пистолета: пиф-паф! пиф-паф! пиф-паф!.. 

Чтобы добиться резкого взрыва звука п, выбрасывающего гласную (пулей вылетает), нажимайте пальцем на воображаемый курок. 

Легкое напряжение в пальце передается на губы (они сжаты) и служат сигналом для толчка воздушной струи, с силой разрывающей губы.

Упражнение «Разговор лягушек»

На зеленой опушке повстречались две лягушки. 

Между ними произошел следующий разговор: 

ПЕРВАЯ:         Кума,
                    Ты к нам?
ВТОРАЯ:         К вам, к вам,
                    К вам, к вам!
                    К воде скачу, 
                    Ловить хочу!
ПЕРВАЯ:         А кого, кого, кума?
ВТОРАЯ:         Рака, карпа и сома.
ПЕРВАЯ:         Как поймаешь, дашь ли нам?
ВТОРАЯ:         Как не дать? Конечно, дам.

Следите за свободой тела. 

При каждом ударном слоге – легкое движение тела, рук (подпрыгиваете, как лягушка). 

Работайте голосом. 

Звук естественен, не искажен. 

Схвачен только характер лягушачьих прыжков.

Произнесите следующие сочетания: Кчку! Кчко! Кчка! Кчкэ! Кчки! Кчкы!

Испытываете затруднения? 

Начали «спотыкаться»? 

Не слышите согласный к, стоящий перед гласной? 

Пропал первый к

В чем причина? 

В дыхании. 

Оно не подчиняется вам, не успевает «взорвать» три стоящие подряд согласные (кчк). 

Надо добиться цели! 

Сделайте еще и еще раз упражнение и проследите за мышечной свободой речевого аппарата, свободой движения диафрагмы, активной работой языка, создающего препятствия для воздушной струи. 

Язык в этом упражнении очень активен и быстр, работают все его мышцы: на к – прижался своей задней частью к твердому небу, на ч – передней частью прижался к альвеолам передних зубов и опять быстро прижался своей задней частью к твердому небу на к

Видите, как ловок должен быть язык в этом упражнении? 

Поэтому-то и тренируйте его в таких сложных сочетаниях, чтобы он (язык) мог мгновенно перестраиваться для произнесения следующего звука.

Кроме того, что эти сочетания согласных тренируют язык, дыхание, их согласованное действие, они способствуют верному произношению согласных ч, ц.

Упражнение «Трубочист»

Вы «моете» трубочиста. 

Делаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо...

Приговариваете:

Моем, моем трубочиста 
Чисто, чисто, чисто, чисто! 
Будет, будет трубочист 
Чист, чист, чист, чист! 
(К. Чуковский)

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают», «выскакивают». 

Четко заканчивайте слова с глухой согласной в конце: чист, будет, трубочист.

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных.

Это не только позволяет точнее донести смысл, «дорисовать картину», передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. 

Напоминаем: хорошо кончая слова (чист, будет, трубочист), невольно выбрасываешь вместе со звуком не использованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый «добор» воздуха.

Упражнение «Воробьи»

Представьте, что вы «воробьи».

Прыгаете около удочки с насажанным на крючок червяком и «чирикаете».

Первый.                   Чик-чирик, чей червячок? 
Второй.                    Чей червяк?
                              Чирик, молчок!
                              На крючочке червячок.
                              Попадешься на крючок. 
Первый.                   На крючок? Чего? Чего?
                              Не боюсь я ничего!
                              Червячка с крючка схвачу!
                              Чик-чирик! И — проглочу!

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы «воробьи», невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. 

Острый, быстрый поворот головы «шустрого воробья» и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и — отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного ч, легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные в, ф

Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. «В — вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей, да еще букве ф (верхние зубы на нижней губе)»

Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение «Пульверизатор» и закрепите активное произнесение согласного ф в текстах. 

Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу:

И в фас, и в профиль
«Фантази» 
К физиономии Зизи. 
Факт.

Проверьте звучание ф в таком тексте:

Форма новая у Феди,
И фуражка в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожают в первый класс.
Франт наш Федя. 
(Е. Благинина)

Упражнение «Воля»

Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног...

Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук вввввввввввввввввв...

Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.

— Эй, Ветрило-ветродуй,
Ветродуй, в лицо
не дуй! 
Валишь с ног и в дрожь
вгоняешь, Воешь, свищешь
и пугаешь?..
Не возьмешь!
Я волевой. 
В страх не ввергнешь,
вой не вой!..
Вьюга взвилась, вьюга взвыла, 
Вьюга вспять поворотила!
Верх взять воля помогла. 
Воля все превозмогла.
Воспитывайте волю!

Сохраняйте дрожащее ввв... в стихах: удваивайте и утраивайте согласный в, дрожа от холода, когда разговариваете с Ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо натренировать хорошую вибрацию кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не «проваливался» в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Вибрацию языка предлагалось тренировать упражнениями на звукоподражание, данными в разделе дыхательной гимнастики. 

Проделайте еще несколько упражнений.

Упражнение «Ток»

Представьте, что нёбо у верхних зубов наэлектризовано. 

(Каким образом это случилось—фантазируйте.) 

Когда вы хотите прижать к нему кончик языка, то бьет, как током. 

Любопытно еще и еще проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?

Дя! — Язык отскочил, вместе с быстро опущенной нижней челюстью.

Попробуйте еще раз. 

Осторожнее — ток!

Дя! — отскочил язык и т. д.

Продолжайте «исследовать» присутствие тока в нёбе. 

Заодно проследите за тем, как мало воздуха выходит при произнесении слога. Воздух устремляется как бы в голову (знакомое ощущение). 

Произносите осторожно, не торопясь, слоги, подставив ладонь ко рту:

Тю! Те! Тя! Те! Ти!
Дю! Дё! Дя! Де! Ди!

А теперь чередуйте слоги: чистого звучания «Тю» с призвуком «С»—«ТСю».

Проследите за разницей выдыхаемого воздуха (ладонь около рта).

Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти!
Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!

Не торопитесь произносить слоги. 

Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. 

Любопытно ведь прислушиваться к звукам, которые изменяются при малейшем движении языка.

Слуховой анализатор и мышечная память — вот главные врачеватели недостатков речи.

Чтобы выработать мышечную память, непременно чередуйте верное произнесение с неверным, следите за движением языка и количеством выдыхаемого воздуха в том и другом случае. 

«Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изучения ошибок, — пишет Станиславский.— Ими надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное».

Удачи и до встречи!

Булат
 

© Булат Шамсутов. Все Права Защищены


В избранное