"Быть в
голосе!" - Какое блаженство для певца,
так точно, как и для драматического
артиста! Чувствовать, что можешь
управлять своим звуком, что он
повинуется тебе, что он звучно и сильно
передаёт все малейшие детали, переливы,
оттенки творчества! (К.С. Станиславский)
Упражнение 17. «Стон»
Вообразите, что у вас болит горло или голова, или просто ощущается усталость.
Возникла потребность «постонать», и вы на звуке
м тихо стонете.
Не кряхтите.
При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены.
Стон — это именно такой звук, который беспрепятственно выходит из гортани.
Он спокойный, тянущийся, монотонный.
Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, ног, рук свободные.
Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз...
Запоминайте это мышечное чувство свободы (хочется спать).
Не дремлет только дыхание.
Оно действует — «стонет».
Глубокое дыхание по задней стенке глотки направляется в голову (высокое дыхание) и оттуда, «омывая» всю голову, движется в область «маски», получая в ней резонанс.
Не завышайте и не занижайте звук!
Отыскивайте свою серединку, «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос).
Подключайте к согласному
м гласные звуки
а, о, у, э, и, ы.
МммАмммОмммУмммЭмммИмммЫмм...
Тренируйте гласные в сочетании с остальными сонорными (самыми звучными) согласными
м, н, л, р, которые, усиливая резонаторную функцию носовой полости, придают голосу звонкость.
Если сумеете снять напряжение с речевого и голосового аппаратов, то звук голоса польется свободно и красиво.
Пробуйте произносить на «стоне» целые фразы, следя за тем, чтобы сохранялась та же свобода звучания, которая найдена вами во время «стона»:
Маму я молю упрямо: молока налей мне, мама.
При произнесении этой фразы сливайте все слова в одну непрерывную линию звучания:
мамуямолюупрямомолока налеймнемама.
То есть «стоните».
Такой характер речи в состоянии мышечного расслабления (релаксации) будем условно называть формой речи № 1.
Она помогает снимать общее мышечное напряжение, а также напряжение с органов артикуляции и голосообразования.
Тренируя свободу звучания голоса формой речи № 1, полезно обратить внимание на ощущение резонирования в области «маски» (верхний резонатор) и груди (нижний резонатор) при использовании в упражнениях сонорных звуков
л, м, н, р, которые придают звонкость голосу.
Упражнение 18. «Фома
неверующий»
Погрузитесь в знакомое состояние мышечной свободы, найденное в предыдущем упражнении «стон».
Ведите диалог с товарищем, который, как «Фома неверный», подвергает сомнению каждое ваше слово.
(Он тоже находится в состоянии релаксации.)
Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно.
Большую
убеждённость придаёт речи понижение тона голоса на ударном слове.
Последите за этим в упражнении.
Первый. Мимозы Мила маме купила.
Второй. М и
м о з ы Мила маме купила?
Первый. М и
м о з ы Мила маме купила.
Второй. Мимозы
М и л а маме купила?
Первый. Мимозы
М и л а маме купила.
Второй. Мимозы Мила
м а м е купила?
Первый. Мимозы Мила
м а м е купила.
Второй. Мимозы Мила маме
к у п и л а?
Первый. Мимозы Мила маме
к у п и л а.
Все слова фразы произносите слитно, спокойно.
Не роняйте концы фраз.
Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена.
Всегда добивайтесь этого.
Используйте в этом упражнении и другие тексты, в которых много сонорных звуков.
Например:
На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.
Ноннина няня Нонну на ночь намыла.
Во всех этих текстах тренируйте форму речи № 1, которую обслуживает первый вид выдыхания: воздух «сам вытекает в природу».
Формой речи № 2 назовем речь диаметрально противоположного характера: волевую, уверенную, экспрессивную.
Задача тренинга и состоит в том, чтобы при переходе от формы речи № 1 к форме речи № 2 сохранять ту же свободу мышц фонационных путей, которая уже натренирована в вариантах упражнения «стон».
Начните произносить на «стоне» знакомое сочетание слогов «ммаммоммуммэммиммыммм» и тут же переходите к волевому произнесению этих слогов:
Ma! Mo! My! Мэ! Ми! Мы!
Проследите за тем, чтобы ничего не изменилось в речеобразующем аппарате (сохранилась бы та же свобода звучания голоса), а изменился бы только характер дыхания: выдыхание, когда «воздух сам вытекает в природу», сменилось «выталкиванием воздуха» энергичными рывками.
Оправдывайте волевой характер произнесения, например, действием — «пристыдить» товарища за то, что он мешает работать.
Только не сердитесь и не кричите.
Спокойно, но убежденно «отчитывайте» его.
Для тренировки «переключения» дыхания с первого вида на третий (при переходе со спокойной речи к эмоциональной) прибегните к упражнению, которое для лучшего запоминания цели тренинга написано в стихотворной форме (мнемонические стихи).
Упражнение 19.
«Две формы речи»
Напряженье с глотки снять
И свободно зазвучать,
Отыскав удобный тон,
Помогает тихий «стон».
Раскрепощусь, начну «стонать», -
На «стоне» маму буду звать:
МммАмммАмммАмммАммм
МАм! МЁду нам!
От «стона» перешел к приказу.
И что ж? Как будто по заказу,
Звук диафрагма оперла
И напрягаться не дала.
Я упражненье повторю
И навык этот закреплю:
На «стоне»:
— МммАмммЁдуннАмм...
Приказ:
— МЁду нам! МАм!
Все активнее:
— МЁду! МЁду! МЁду нам!
Свободен голос, благозвучен?!
Так, значит, я уже обучен
Звук диафрагмой опирать
И напряжение снимать
При самой экспрессивной речи.
А это всех побед предтеча.
При переходе к «приказу» сохранять мягкую атаку — вот цель данного упражнения.
Гораздо труднее добиться мягкого начала звучания на гласном звуке потому, что при образовании гласного воздух не встречает на своем пути препятствий речеобразующего аппарата в отличие от согласных звуков, в образовании которых самое активное участие принимают язык, губы, создавая преграды звуковой волне.
Поэтому при произнесении гласных чаще (при
не поставленном голосе) происходит сжатие голосовой щели.
Это сжатие мышечно ощутимо и воспринимается на слух.
Слышен «щелчок» в начале звука, который приобретает резкий, напряженный, металлический характер.
Сравнить звучание гласного при слишком твердой атаке можно с вырвавшимся от боли звуком «а!».
Для того, чтобы скорее понять, ощутить разницу формирования звука мягкой атакой от слишком твердой, позволим себе обратить ваше внимание на простые жизненные явления.
Ведь именно на природе слухового восприятия как слухо-мыщечного процесса рождены матерями такие действия, как укачивание ребенка, сопровождаемое напеванием «колыбельной», вызывание у него позыва «стула».
И если в первом действии (при напевании «колыбельной») мать стремится передать ребенку свою свободу, покой, сонливое состояние— и голос ее звучит непременно с мягким атакированием, то во втором действии — мать специально напряженно, со сжатием голосовой щели, произносит междометие «а! а!», чтобы ребенок напрягся и произвел необходимый акт.
Удачи и до встречи!
Булат.
Информация
Не
прозевайте крайне важную, уникальную информацию здесь