Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайная власть голоса

  Все выпуски  

Тайная власть голоса


Тайная Власть Голоса  


Тайная Власть Голоса
Специальная Тренинговая Рассылка

Автор: Булат Шамсутов
Контакт:
shamsutov@gmail.com  

 

Выпуск десятый 

Добрый день,  дамы и господа!

Сегодня мы возвращаемся к нашей основной теме, и поговорим о четырёх качествах фонационного дыхания.

Напомню, что фонационным называется "озвученное дыхание", то есть дыхание, которое мы используем в речи.

Сразу стоит оговориться, что термин "озвученное дыхание" условен.

Мы используем его потому, что он помогает активизировать работу учащихся над воспитанием навыка владения фонационным дыханием, опорой звука.

Воздух является всего лишь средой, которая передает звуковые колебания.

Воздух движется по голосовой трубе следуя законам аэродинамики, а звук распространяется в воздухе по акустическим законам, поэтому "озвученного дыхания", как особой единой субстанции не существует.

Однако они неразрывно связаны.

Вспомните как, например, течет река в зависимости от ширины русла.

В тех местах, где русло широкое вода течёт медленно и спокойно, а там где сужается, течение ускоряется и становится бурным (турбулентным).

Так и воздух в голосовой трубе течёт по этим же законам.

А передача звука напрямую зависит от плотности, скорости и турбулентности выдыхаемого воздуха. 

Воспитание качеств фонационного дыхания возможно лишь в единстве со звучанием.

В каждом упражнении одновременно тренируются дыхание, звучание и дикция, но только со сменой установки (под установкой понимается готовность и человека ориентировать свою деятельность в определённом направлении) на различные компоненты речевого комплекса.

Меняя установку, можно обращать внимание то на дыхание, то на свободное звучание, то на звуковысотные изменения в речи, то на дикцию, то на силу звука и т.д.

В фонационном дыхании участвуют различные группы мышц - вдыхатели и выдыхатели.

Главными мышцами вдоха являются диафрагма (мышца отделяющая грудную и брюшную полость) и целая группа мышц, которые поднимают и раздвигают в стороны ребра грудной клетки. 

К выдыхателям относятся мышцы, опускающие рёбра и мышцы брюшного пресса.

Важнейшую регулирующую роль в дыхании играют мышцы бронхиальной системы.

В зависимости от того, какими мышцами осуществляется дыхание, оно делится на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнерёберно-диафрагматическое. 

Причем последний тип дыхания наиболее выгоден для разговорной речи.

Он позволяет быстрее натренировать фонационное дыхание и продуктивнее пользоваться четырьмя его необходимыми качествами: глубиной, высотой, частотой и близостью.

Вы наверняка знаете, что мужчинам свойственно использовать брюшной тип дыхания (мужчины дышат животом), а женщинам грудной.

Полное йоговское дыхание Хатха-йоги, обучает отслеживать эти разные типы.

Для того, чтобы прочувствовать эти типы дыхания, полезно проделать следующее упражнение, которое выполняется без озвучивания:

1. Лягте на пол или другую ровную поверхность.

2. Настройтесь (дайте себе установку) отслеживать своё дыхание.

3. Позвольте себе расслабиться и дайте воздуху полностью покинуть ваши легкие.

4. Вытолкните остатки воздуха - на это потребуется определенное усилие.

5. Наблюдайте, как воздух постепенно, естественным образом наполняет сначала область живота.

6. Дальше надо приложить небольшое усилие для того, чтобы надуть живот.

7. Когда живот наполнен до упора, начинайте наполнять грудную полость.

8. И в последнюю очередь верхнюю область, заметьте, как чуть-чуть приподнимаются, расправляются ключицы.

9. После этого естественным образом выдыхайте, наблюдая, как воздух покидает ваше тело.

Проделайте это упражнение несколько раз, чтобы запомнить ощущения.

Повторите его еще несколько раз, теперь уже наблюдая за работой мышц.

Это упражнение, кстати, и называется полным йоговским дыханием...

Теперь о звуке.

Как известно, источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки.

Звуковые волны, образующиеся в гортани, распространяются вверх и вниз по воздухоносным путям и по тканям, окружающим гортань.

Основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что и вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шей, груди, а наружу, через ротовое отверстие выходит лишь незначительная часть.

Освобождение голоса как раз и заключается в том, чтобы повысить "коэффициент полезного действия голосового аппарата", то есть при меньшей затрате мышечной энергии добиться максимума звучности.

Важную роль в повышении КПД голосового аппарата играют названные выше качества фонационного дыхания.

Под глубоким дыханием имеется в виду нижнерёберно-диафрагматический тип.

Он позволяет осуществлять полный и глубокий вдох.

Кроме того, раздвинутые в стороны рёбра грудной клетки могут сохранять это положение "вдоха" и во время речи, что позволяет пополнять воздух движением одной диафрагмы.

Когда верно зарожденный в гортани (голосовой щели) звук получает резонанс (отзвук) в соответствующих полостях верхнего резонатора, то голос обогащается, приобретая такие качества, как звонкость, яркость, полнозвучие.

Объем воздуха, заключенный в упругие стенки и имеющий выходное отверстие, способен резонировать, например, стакан, бутылка, полый шар.

Помните, как в детстве, говорили в стакан или большую банку, или в рупор?

Замечали, как меняется звук, как резонируют их стенки?

Этот же эффект мы получаем и используем в речи.

Высота звука, рожденного в резонаторе, зависит от формы резонатора, размеров выходного отверстия и объёма заключенного в нем воздуха.

В голосообразующем аппарате различают верхний и нижний резонаторы.

Полости в лицевой части головы (носовые полости, носоглотка, придаточные полости носа), относятся к верхнему резонатору, трахея и крупные бронхи - к нижнему.

Ощущение вибрации в разных точках головного резонатора являются сильнейшим стимулятором голосовой функции.

Овладеть высоким дыханием - значит выработать ощущение посыла воздушного потока по вертикали - вверх, в голову, а не по горизонтали - прямо по направлению ротового отверстия.

Частое дыхание - это легкие, быстрые, незаметные "доборы" воздуха во время произнесения речи (говорения).

Частое дыхание позволяет легко и выгодно использовать выразительные средства речи (интонация, темпо-ритм, паузы), делая её наиболее действенной.

Чем чаще добирается воздух, вдох становится короче и незаметнее, у слушателя создается впечатление, что человек говорит "не переводя духа", на одном дыхании.

Эти доборы воздуха должны осуществляться автоматически, рефлекторно, не разрушая смысла фразы, потому что физиологическая пауза (если только она не связана с интонационной, т.е. не сделана умышленно) не воспринимается как пауза.

Поэтому частое дыхание (умелые доборы воздуха) являются ценным качеством в разговорной речи, особенно быстрой, экспрессивной. 

Под близостью дыхания подразумевается отчетливая артикуляция, которая оформляет рожденный в гортани голос в звуки речи: гласные и согласные.

Любое движение губ, языка, зева, глотки, мускулатуры нижней челюсти необходимое для формирования того или иного звука, непременно отражается на дыхании. 

Значит нельзя забывать о дыхании, тренируя дикцию.

Только в этом случае четкость артикуляции будет вырабатываться в единстве с действиями глотки и диафрагмы, которые по-своему дублируют процесс, происходящий в ротовой артикуляции. 

Поэтому работу над дикцией мы и называем воспитанием близости дыхания.

Подводя итог всему вышесказанному, повторюсь: если речь верно начата (на глубоком дыхании), обогатится резонансом (с помощью высокого дыхания), получит слитную, выразительную линию звучания (за счет частого дыхания), станет отчетливой (из-за близости дыхания), то она приобретёт такие качества, как полётность, благозвучие, интонационную гибкость, которые обеспечивают хорошую слышимость и выразительность.

Однако, перед тем как начать работу над голосом, полезно "разогреть", "подготовить" дыхательные мышцы упражнениями дыхательной гимнастики.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика - это "туалет" для создания хорошего физического и психического самочувствия. 

Она укрепляет дыхательные мышцы, особенно диафрагму.

Задача тренинга фонационного дыхания состоит в том, чтобы научиться легко рефлекторно переключать дыхание в различные ритмы и условия работы, диктуемые различными характерами речи.

Проверьте на практике то, как трём различным характерам речи соответствуют различные виды выдыхания.

Прочитайте строки из "Медного всадника" А.С. Пушкина.

Первый вид выдыхания обслуживающий спокойную, плавно льющуюся речь. Воздух, как бы "сам вытекает в природу".

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум высоких полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, белый челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел...

А теперь другие строки того же произведения, где речь звучит медленно, со сдержанной силой, и вы заметите, что воздух будет как бы "с силой выгоняться наружу":

...Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настаёт...
Ужасный день! 
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над её брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъярённых вод.
Но силой ветров от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова;
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь...

Следующий строки, когда речь стала более эмоциональна, экспрессивна, зазвучала в ускоренном темпе, изменился и характер выдохов. Теперь воздух "рывками выталкивается".

И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало; все вокруг
Вдруг опустело- воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решёткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружён.
Осада! приступ! злые волны,
Как воры лезут в окна. Чёлны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, брёвна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждёт.

Эти три различных вида выдыхания, когда воздух "сам вытекает в природу", или "с силой выгоняется", или "рывками выталкивается", нужно тренировать уже с первых упражнений дыхательной гимнастики, о которых мы будем говорить в следующем выпуске рассылки.

Удачи и до встречи!

Булат
 

Булат Шамсутов. Все Права Защищены


В избранное