Сегодня мы
наконец-то переходим к основному
циклу упражнений по освобождению
голоса и начнем с самой главной,
самой базовой ее части - правильного
дыхания.
Дыхание не
зря называют "началом общения",
"праматерью речи и мелодии".
Именно с
дыхания, с первого вздоха начинается
жизнь ребенка, и именно с первого
крика начинается его общение с
окружающим миром.
Если вы
когда-нибудь слышали, или каким-то
чудом вам удастся вспомнить свой
первый крик, вы поймете как звучит
настоящий, ничем не сдерживаемый,
свободный голос.
Дыхание
принимает самое активное участие в
любой человеческой деятельности и
особенно в речи.
Легко
заметить как "замирает" дыхание,
когда вы чего-то испугались, как
вместе с вами, как бы "прислушиваясь"
оно задерживается, когда кто-то нанес
вам оскорбление.
Как
свободно, легко, полной грудью вы
дышите в тот момент, когда
испытываете душевный подъем, с
энтузиазмом принимаетесь за какое-то
интересное дело.
Можно смело
утверждать, что каждой эмоции, кроме
положения тела, соответствует свой
вид дыхания, и при определенной
практике в наблюдении, можно по
дыханию определить, что человек
чувствует, как реагирует и какие
эмоции испытывает в данном
конкретном случае.
А это знание
поможет вам точно подобрать слова,
подстроиться к его чувствам, заранее
предугадать, как он отреагирует на
ваше предложение и т.д.
Сейчас, по-моему,
даже ортодоксальными психологами
признано, что эмоции человека
располагаются в определенной
последовательности.
Эта
последовательность называется шкалой
эмоциональных тонов, и, зная ее, можно
с большей эффективностью
договариваться, находить согласие,
убеждать собеседника.
Я не стану
перечислять все тона, это не тема этой
рассылки, назову лишь основные в
порядке убывания.
Энтузиазм,
Интерес,
Консерватизм,
Скука,
Раздраженность,
Гнев,
Скрытая
враждебность,
Страх,
Горе,
Апатия.
В качестве
упражнения, определите сами как люди
дышат в том или ином эмоциональном
состоянии.
А мы вернемся
к тренировке дыхания.
Существует
огромное количество практик
связанных с тренировками дыхания.
Начиная с
индийской йоги и китайского цигуна,
заканчивая ребефингом и знаменитым
тренажером Фролова, все они
направлены на улучшение здоровья, на
контроль за дыханием, на решение
физических и психологических проблем.
Все они
чрезвычайно полезны, но нас, в этом
цикле, больше интересует, так
называемое, фонационное (от
греческого слова "phone" - звук)
дыхание связанное со звуком.
Оно отлично
по своему характеру от дыхания во
время покоя (молчания).
Если
физиологическое дыхание состоит из
ритмически чередующихся вдоха и
выдоха, примерно равных по
длительности, то в фонационном
дыхании вдох значительно короче
выдоха.
Проделайте
следующее упражнение:
Представьте,
что вы находитесь на берегу моря,
отдыхаете в шезлонге.
Сядьте
поудобнее на стуле, откиньтесь на
спинку, ноги свободно вытяните,
расслабьте мышцы тела.
Действительно,
как будто захотелось спать. Глаза
открываются с трудом - веки тяжелые
смыкаются снова...
Вполне
знакомое состояние полудремы...
Надо
заставить себя открыть глаза, встать.
Для этого помогите себе:
Волн
спокойный мерный шум
Усыпляет
праздный ум...
Но на
солнце вредно спать.
Встать!
Не читайте
эти строки бодро и весело! Вам ведь
дремлется. Речевой аппарат расслаблен:
язык, губы, челюсть двигается медленно.
"Боритесь"
со сном и одновременно проследите за
тем, что делается с вашим дыханием:
начинаете вы говорить на вдохе или на
выдохе?
Одинаковы ли
по времени вдох и выдох?
Где
возникает момент остановки дыхания?
Во время речи
дыхание подчиняется требованиям
артикуляционного аппарата и гортани,
которые формируют звуки нашей речи.
В
зависимости от того, какой звук
образуется (произносится ли долгий
гласный У или взрывной согласный П), с
какой силой он должен прозвучать,
определяется и количество воздуха и
необходимое давление его.
Дыхание
важно не только для верного звучания
голоса, но и для выработки хорошей
дикции.
Дело в том,
что дыхание дает энергию для голоса и
выступает в роли регулировочного
механизма, который автоматически
выравнивает силу звучания всех звуков
нашей речи.
Это легко
проверить, попеременно произнося
гласные А и И.
При
произнесении И вы можете почувствовать
более сильное напряжение в области
диафрагмы, потому что он забирает
больше энергии, чтобы "не отстать"
в громкости от гласного А.
Такое
выравнивание - необходимое условие
для разборчивости речи.
Смысл работы
над дыханием состоит в том, чтобы
саморегулирующий процесс трех систем
речеобразования (работа диафрагмы,
глотки и артикуляционного аппарата)
развить, довести до совершенства.
Тогда
выработанный с детства автомеханизм
голосообразования не подведет, а
будет действовать безотказно и четко
в любых условиях.
Для этого
необходимо овладеть четырьмя
качествами фонационного дыхания, о
которых мы будем говорить в следующей
рассылке.