Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайная власть голоса

  Все выпуски  

Тайная власть голоса


 


Тайная Власть Голоса
Специальная Тренинговая Рассылка

Автор: Булат Шамсутов
Контакт:
shamsutov@gmail.com  

 

Выпуск Восьмой 

Доброе время суток!

Сегодня мы наконец-то переходим к основному циклу упражнений по освобождению голоса и начнем с самой главной, самой базовой ее части - правильного дыхания.

Дыхание не зря называют "началом общения", "праматерью речи и мелодии".

Именно с дыхания, с первого вздоха начинается жизнь ребенка, и именно с  первого крика начинается его общение с окружающим миром.

Если вы когда-нибудь слышали, или каким-то чудом вам удастся вспомнить свой первый крик, вы поймете как звучит настоящий, ничем не сдерживаемый, свободный голос.

Дыхание принимает самое активное участие в любой человеческой деятельности и особенно в речи.

Легко заметить как "замирает" дыхание, когда вы чего-то испугались, как вместе с вами, как бы "прислушиваясь" оно задерживается, когда кто-то нанес вам оскорбление.

Как свободно, легко, полной грудью вы дышите в тот момент, когда испытываете душевный подъем, с энтузиазмом принимаетесь за какое-то интересное дело.

Можно смело утверждать, что каждой эмоции, кроме положения тела, соответствует свой вид дыхания, и при определенной практике в наблюдении, можно по дыханию определить, что человек чувствует, как реагирует и какие эмоции испытывает в данном конкретном случае.

А это знание поможет вам точно подобрать слова, подстроиться к его чувствам, заранее предугадать, как он отреагирует на ваше предложение и т.д.

Сейчас, по-моему, даже ортодоксальными психологами признано, что эмоции человека располагаются в определенной последовательности. 

Эта последовательность называется шкалой эмоциональных тонов, и, зная ее, можно с большей эффективностью договариваться, находить согласие, убеждать собеседника.

Я не стану перечислять все тона, это не тема этой рассылки, назову лишь основные в порядке убывания.

  • Энтузиазм,

  • Интерес,

  • Консерватизм,

  • Скука,

  • Раздраженность,

  • Гнев,

  • Скрытая враждебность,

  • Страх,

  • Горе,

  • Апатия.

В качестве упражнения, определите сами как люди дышат в том или ином эмоциональном состоянии.

А мы вернемся к тренировке дыхания.

Существует огромное количество практик связанных с тренировками дыхания.

Начиная с индийской йоги и китайского цигуна, заканчивая ребефингом и знаменитым тренажером Фролова, все они направлены на улучшение здоровья, на контроль за дыханием, на решение физических и психологических проблем.

Все они чрезвычайно полезны, но нас, в этом цикле, больше интересует, так называемое, фонационное (от греческого слова "phone" - звук) дыхание связанное со звуком.

Оно отлично по своему характеру от дыхания во время покоя (молчания).

Если физиологическое дыхание состоит из ритмически чередующихся вдоха и выдоха, примерно равных по длительности, то в фонационном дыхании вдох значительно короче выдоха.

Проделайте следующее упражнение:

Представьте, что вы находитесь на берегу моря, отдыхаете в шезлонге. 

Сядьте поудобнее на стуле, откиньтесь на спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела. 

Постарайтесь "вздремнуть", спокойно, ритмично вдыхая воздух через нос: вдох, выдох, вдох, выдох...

Действительно, как будто захотелось спать. Глаза открываются с трудом - веки тяжелые смыкаются снова...

Вполне знакомое состояние полудремы...

Надо заставить себя открыть глаза, встать. Для этого помогите себе:

Волн спокойный мерный шум

Усыпляет праздный ум...

Но на солнце вредно спать.

Встать!

Не читайте эти строки бодро и весело! Вам ведь дремлется. Речевой аппарат расслаблен: язык, губы, челюсть двигается медленно.

"Боритесь" со сном и одновременно проследите за тем, что делается с вашим дыханием: начинаете вы говорить на вдохе или на выдохе? 

Одинаковы ли по времени вдох и выдох?

Где возникает момент остановки дыхания?

Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи. 

В зависимости от того, какой звук образуется (произносится ли долгий гласный У или взрывной согласный П), с какой силой он должен прозвучать, определяется и количество воздуха и необходимое давление его.

Дыхание важно не только для верного звучания голоса, но и для выработки хорошей дикции. 

Дело в том, что дыхание дает энергию для голоса и выступает в роли регулировочного механизма, который автоматически выравнивает силу звучания всех звуков нашей речи.

Это легко проверить, попеременно произнося гласные А и И.

При произнесении И вы можете почувствовать более сильное напряжение в области диафрагмы, потому что он забирает больше энергии, чтобы "не отстать" в громкости от гласного А.

Такое выравнивание - необходимое условие для разборчивости речи.

Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы саморегулирующий процесс трех систем речеобразования (работа диафрагмы, глотки и артикуляционного аппарата) развить, довести до совершенства.

Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования не подведет, а будет действовать безотказно и четко в любых условиях.

Для этого необходимо овладеть четырьмя качествами фонационного дыхания, о которых мы будем говорить в следующей рассылке.

Удачи и до встречи!

Булат

Булат Шамсутов. Все Права Защищены


В избранное