Поздравляю Вас с приходом
весны! Пусть возрождение природы добавит вам сил, энергии и новых
впечатлений!
Милых дам поздравляю с
наступающим праздником, а мужчин с тем, что у нас есть милые
дамы!
Итак, что такое
профессиональный слух и как его тренировать...
Вокруг нас всегда очень
много различных звуков, на которые мы часто, а то и вовсе не
обращаем внимание.
Шум машин, тикание часов,
капание воды, собственное дыхание и прочее, прочее,
прочее.
Нам же нужно будет
обратить особое внимание и развить такие компоненты
профессионального речевого слуха как:
физический слух
(способность воспринимать звучащую речь в различных диапазонах
громкости);
фонематический слух
(способность различать и воспроизводить все звуки речи с
фонетической (фонетика - звуковой состав языка) системой языка и с
орфоэпическими (орфоэпия - правила литературного произношения и
само такое произношение) правилами звучащего слова);
звуковысотный слух
(способность слышать и воспроизводить мелодику речи);
тональный слух
(способность воспринимать изменения в тембральной окрашенности
речи в зависимости от смены чувств, оценок, отношений; чувствовать
общий тон говорящего, тон всего действия);
ритмический слух
(способность ощущать и воспроизводить в речи ее внутренний ритм в
тесном единстве с темпом, чувствовать единство темпо-ритма речи,
рождаемого ситуацией, темой диалога);
диагностический слух
(способность определять причины, вызывающие те или иные отклонения
от норм звучащей речи, ведущие к снижению эстетики и благозвучия
звучащего слова).
Не пугайтесь, это не так
сложно, как кажется на первый взгляд.
Конечно, при занятиях в
группе легче и удобнее отслеживать различия в звучании голосов
партнеров, но мы постараемся адаптировать упражнения для
индивидуальных занятий.
Сначала вам предстоит
научиться просто слышать разные звуки, которых вокруг нас превеликое
множество, стоит только прислушаться.
Закройте глаза и
отмечайте про себя все, что вы слышите.
Посидев так минут
пять-десять, запишите на бумагу в столбик по порядку все, что
слышали.
Кроме всего прочего, это
поможет натренировать слуховую память.
А теперь попробуйте
описать эти звуки.
Например: "Проезжала
машина - сначала звук был тихий, потом, по мере приближения он
усиливался, а затем начал стихать. Звук мотора был ровным, а где-то
в середине звук усилился и стал более высоким, было похоже что
водитель добавил газа" и так далее...
Вы удивитесь, как много
мелких нюансов можно выделить только в звуке проезжающей
машины!
Теперь послушайте речь
какого-нибудь диктора или своего собеседника и выпишите на бумаге те
моменты звучания его голоса, о которых говорилось выше.
Сделайте это упражнение
еще раз с другим человеком и сравните эти записи.
Следующее упражнение
направлено на то, чтобы вы научились слушать себя.
Начитайте на диктофон
какой-нибудь текст или стихотворение.
Прослушайте и запишите
свои наблюдения.
Затем еще раз прочтите
этот текст вслух уже без диктофона, слушая при этом свой живой
голос.
И еще раз сравните свои
записи.
Что удалось
заметить?
Что ускользнуло от вашего
внимания?
Когда звук вашего голоса
был естественным?
Какие чувства вы
вкладывали в те или иные слова, строчки?
В следующем выпуске мы
приступим к основной части упражнений с голосом и поговорим о роли
дыхания в звучащей речи.