Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайная власть голоса

  Все выпуски  

Тайная власть голоса


 


Тайная Власть Голоса
Специальная Тренинговая Рассылка

Автор: Булат Шамсутов
Контакт:
shamsutov@gmail.com  

 

Выпуск Шестой 

Доброе время суток!

Поздравляю всех с Днем Защитника Отечества!

Желаю, чтобы его никогда не пришлось защищать от кого бы то ни было!

И продолжим... 

Прием "установки" в работе над голосом

В наших дальнейших тренингах, мы будем использовать так называемый прием психологической установки, которая позволяет привести организм и голосоречевой аппарат в состояние готовности к работе, мобилизует и согласует работу всех частей сложного механизма звукопередачи. 

Смысл в том, что "установка" задает последовательность действий и их направленность к конечному результату.

Как пример, приведу один из стихов мнемонического характера, отдающий, своего рода, приказ организму и задающий направление движения, соединяющий верхний и нижний резонаторы:

"Сейчас начну я опускаться. 

Мой голос будет отражаться 

И в резонаторе грудном, 

И непременно - головном..."

Словесные приказы, написанные в стихотворной форме, увлекательны сами по себе и, конечно, помогают скорее добиться нужных результатов.

И этот способ "настройки" помогает не только при работе с голосом, но и в повседневной жизни, так как включает в себя целый ряд психологических процессов, таких как творчество, целеполагание, эмоциональный настрой, чувство ритма, организованность, мотивацию и многое другое.

Практикуйтесь в составлении коротких стихотворных "мануалов" (руководств к действию) в любом виде деятельности. от приготовления завтрака до выработки важнейшего решения по получению миллиардной прибыли.

Междометия и звукоподражание в работе над голосом

Междометия - это простейшие словесные сигналы, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуем на его волю и чувства, наполняем речь живой эмоциональной силой. 

Для этого же служит и мат для русскоязычного человека, если не брать во внимание моральную сторону этого волеизъявления. 

Междометия служат для выражения всего спектра чувств, таких как гнев, ужас, страх, восхищение, ирония, упрек, жалоба, восторг, похвала, поощрение и другие, а также волевые импульсы - угроза, приказ, протест, запрещение, оклик, предупреждение, призыв, предостережение, приглашение и т.д.

Междометия могут состоять из одного гласного: А! И! О! Э! У!

Из гласного и неслогового й: Эй! Ай! Ой!

Из гласного с согласным: Ах! Ох! Уф! Ха! Хе! Но! Ну! Фу! Фи!

Из двух слогов с ударением на втором слоге: Эге! Ага! Ого! Угу! Увы!

Междометия бывают:

употребляемые в удвоенной или утроенной форме: Ай-ай! Ай-ай-ай! Ой-ой! Эй-эй-эй!

сочетайщиеся с частицами: Ну же! Нука! Да ну же! Ой да ну! Ой ли!

с глагольным окончанием 2-го лица множественного числа: Нуте! Полно-те!

Есть междометия образованные 

путем фонетического сокращения: Тшш-шшш! (Тише!), Вишь, ишь! (Видишь!), Пли! (Пали!)

из иноязычных слов междометий и других частей речи: Алло! Айда! Стой! Каюк! Браво! Караул! Атас! Куш!

К междометиям относятся и условное воспроизведение звучаний, сопровождающих реакцию на то или иное раздражение: Тьфу! Бррр!

и звукоподражательные глагольные: Бац! Хрясть! Трах! Хлоп! Бум-бум!

и звукоподражательные слова: Мяу! Ку-ка-ре-ку! Муууу! Гав-гав! Чик-чирик! Кар-кар! Кря-кря! Бееее!

и усеченные названия животных: Уть-уть! Кис-кис! Тель-тель! Цып-цып! Тега-тега!

Междометия позволяют органично вовлекать в действия нашу душевную природу, потому что они рождаются легко, естественно, непринужденно, неожиданно.

Как правило на использование междометий не распространяются различные ограничения и блоки, которые могут влиять на свободу речи, и уж тем более не влияют эти блоки на звукоподражание. 

Поэтому высказывая чувства подобным образом, люди неосознанно используют все богатство своего голосового аппарата, что нам и нужно распространить на остальную словесную часть разговора.

Для примера, попробуйте позвать кого-нибудь: "Эй!", сначала чтобы он это услышал. 

А теперь сделайте то же самое, так, как вы обычно говорите.

Есть разница?

Правильное применение междометий в работе над голосом помогает:

  1. найти и укрепить центр голоса;

  2. сохранять, совершенствовать и координировать деятельность трех систем речеобразующего механизма: дыхания, связок и резонаторов;

  3. тренировать автоматизм дыхания и активность дыхательных мышц, особенно диафрагмы;

  4. предоставлять полную свободу глоточной и ротовой полостям, рефлекторно расширяя их, увеличивая объем резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;

  5. развивать голосовую гибкость перехода от одного тона к другому при сохранении качественности звучания;

  6. обогащать голосовые интонации в зависимости от подтекста, чувства, отношения, всей внутренней жизни человека;

  7. воспитывать навык качественного звучания голоса при любых изменениях в силе, высоте, темпо-ритме речи, обеспечиватьзвучание хорошей "опорой" дыхания.

Прием звукоподражания широко использовали в своей работе Станиславский, Карузо.

Станиславский называл такие упражнения "внутренней акробатикой" и заставлял своих студентов: не задумываясь, "прокудахтать", "пролаять", "проквакать", вскрикнуть от удивления, а затем оправдать для себя эти действия.

И. К. Назаренко рекомендовал "лаять", идя вверх по шкале гаммы, подобно тому, как это делал Карузо, для того, чтобы хорошо петь.

Руки и  формирование навыков звучания

Известно, что движения рук не менее разнообразны, чем движения мускулов речевого аппарата. 

Большую проекцию в двигательной области коры головного мозга занимают кисти рук, пальцы и и органы речеобразования: язык, зев и мимическая мускулатура околоротового отверстия.

Проведенные опыты показали, что уровень развития речи согласуется со степенью развития движения пальцев рук, и при тренировке движений пальцев рук голосовые реакции ребенка развиваются не только интенсивнее, но и оказываются более совершенными.

В других упражнениях, которые будут включены в рассылку, используйте движения пальцев как, например, "палец нажимает на курок" и вместе с разрывным "п" вылетают "пулею", разорвав губы, звуки "пиф-паф".

Тренировка речи в движении

Нам приходится разговаривать в различных условиях и часто в движении, на ходу, в беге, наклоняясь, совершая десятки и сотни больших и мелких движений. 

Тренировка речи в движении воспитывает умение соединять в едином действии речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и меняющихся по ходу темпо-ритмах. 

Упражнения воспитывают навык снятия мышечного напряжения в различных частях тела, с тем, чтобы оно не передавалось на голосообразующий аппарат и не создавала зажимов и блоков в речи.

Такой навык обеспечивает свободное звучание голоса во время движения танца, борьбы, драки, бега, преодоления различных препятствий, поднятия и переноса тяжестей и т.д.

Некоторые методические указания

Методика построения занятий основывается на понимании неразрывной связи всех свойств голоса, то есть понимании того, что высота, сила, длительность, тембр голоса выступают в звучащей речи как единое органическое целое и так же в единстве тренируется.

Самостоятельная работа, особенно на первых этапах, не должна превышать 10-15 минут (чтобы не переутомлять голосовой аппарат). 

В дальнейшем, с соответствующей практикой, длительность может быть увеличена до 20-25 минут.

Лучше всего проводить тренировку утром, сочетая с комплексом утренней гимнастики.

С первых же дней занятий необходимо обратить особое внимание на овладение профессиональным речевым слухом, о котром чуть подробнее я расскажу в следующей рассылке.

Удачи и до встречи!

Булат

Информация

прошу прощения за некоторую наукообразность  этого выпуска, но в каждой области деятельности есть свой сленг, без которого сложно обойтись. :)

Булат Шамсутов. Все Права Защищены


В избранное