Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

На самом деле мозг способен в совершенстве запоминать только очень эмоционально насыщенные события. То есть, если я подойду на пресс-конференции к Гриндеру или к Бендлеру, и одену им на голову торт со взбитыми сливками, то это событие они запомнят на всю оставшуюся жизнь. Но вот если я подойду и назову им четырехзначное число, то они забудут его уже через минуту, ибо первое событие – эмоционально насыщенное, а вот второе – эмоционально нейтральное.


Psyberia.ru - Продвинутая психология для совершеннолетних

ВЫПУСК от 10 мая 2006 года

ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ. СТЕНОГРАММА ЭФИРНОЙ ЗАПИСИ "РУССКОЕ РАДИО"

Память у людей у всех - одинаково хороша. Можно привести какой-нибудь простой пример. В школе деток заставляют учить, в каком году, например, убили Пушкина. Запомнить такое достаточно сложно, потому что это не вызывает никаких эмоций.

Если человек испытывает интерес к биографии того же Пушкина, запомнить информацию будет очень легко. А если я сейчас, например, в прямом эфире, обругаю президента Путина нехорошими словами, то это событие - вот то, что я произнес, - запомнится, может быть, на годы, а, может быть, даже на десятилетия. Все будут говорить: О! О! Вы слышали, что произошло-то? Психолог ругает Путина в прямом эфире.

То есть, мозг руководствуется очень простым правилом: если эмоции при контакте с информацией есть, она будет запоминаться хорошо. Это очень важно. Если эмоций нет, следовательно, мозг расценивает информацию как незначимую для человека, и, фактически, забывает её, подавляет, отметает.

Если информация неинтересна в принципе, то, я считаю, что проще использовать какие-то отработанные, скажем так, технологии. Которые освобождают нас от необходимости ее запоминать. Массу, массу каких-то вещей проще всего - сбросить, скажем так - на компьютер, на записки, на бумажки, на шпаргалки (если речь идет о студентах). По возможности разгружать свою память от всякого информационного мусора.

Можно тренировать, существует много разных приемов, но, мне кажется, это не самый лучший способ. Тем более он - напрасная трата времени. Лучше тренировать ее на каких-то полезных книгах, новых знаниях, на новой интересной работе.


АУДИОВЕРСИЯ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИИ В MP3-ФОРМАТЕ

Эту публикацию вы можете прослушать в оригинальном авторском исполнении.

                                          "ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ" (MP3-формат, 1,5 минут, 0.9 Мегабайта).

Обратите внимание!

Аудиоверсии публикаций psyberia.ru не имеют постоянного архива. Более новая публикация автоматически заменяет предыдущую. Ссылка и название получаемого файла (MP3.ZIP) не изменяется, меняется только содержание архива.

В случаях, когда Вы читаете выпуск этой рассылки с большим опозданием (например, через месяц после её выхода), я рекомендую уточнить содержание аудиоверсии на главной странице проекта psyberia.ru.


ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ. РЕКЛАМА, НЛП И 25 КАДР (ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ)

"В тему" я позволю себе процитировать одну из глав своей книги, "Психология рекламы. Реклама, НЛП и 25 кадр". Очень близко к вышеизложенной теме.

2.1.2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ

"Если помнить выгодно, никто не будет забыт" [Б. Дизраэли]

"Знания, за которые платят, запоминаются лучше" [Н. Браулов]

Многие ученые ищут ответ на вопрос, где именно хранится память, как она организуется, и какие отдела мозга в этом участвуют. И однозначного ответа на этот вопрос нет до сих пор, да и неоднозначного – тоже.

Нам же, для того, чтобы создавать хорошую рекламу, не нужны такие тонкости. И, как в анекдоте про боксера Майка Тайсона, который "ест в голову" и "ею спит", – нам будет вполне достаточно знания о том, что память находится где-то в голове.

Главное, что человек помнит. Главное, что этот процесс подчиняется неким алгоритмам и закономерностям. А какие синапсы и минапсы в этом участвуют, уже не имеет значения. Для нас с вами, по крайней мере.

Так как мозг создавался природой явно не для того, чтобы разгадывать кроссворды, то мы можем сделать вывод, что память на основе конкретной деятельности и прямого общения с окружающим миром будет гораздо эффективней и надежней, чем память, в которую мы пытаемся засунуть абстрактные понятия.

Сравните: наш процесс тортометания, о котором я говорил ранее (смотрите P.S.), запоминается на всю жизнь, а цифры 17340831 – лишь на несколько секунд, да и то лишь в том случае, если вы все время их повторяете. Огромная разница, не правда ли?!

Мозг расценивает важность и значимость любой информации, опираясь на единственный критерий оценки, – силу эмоциональной реакции, которую вызывает эта информация. Чем сильнее эмоция, тем ценнее считается информация, независимо от ее содержания, – и тем лучше она запоминается. Разумеется, это не значит, что любая информация, вызвавшая у нас сильную эмоцию, будет нами принята. Нет, конечно. Но две вещи: запоминаемость и легкость воспроизведения обеспечены. Тут мы остановимся и сделаем несколько выводов:

1. Чем сильнее эмоциональная реакция на предъявленную информацию, тем лучше запоминается информация.
2. Самая сильная эмоция (негативная или позитивная) не гарантирует, что вызвавшая её информация будет принята к действию.
3. Информация, вызвавшая сильную эмоцию, запомнится независимо от того, хочет ли человек ее запомнить или нет.
4. Информация, не подкрепленная эмоциями, запоминается плохо даже в том случае, если человек хочет ее запомнить (например, чтобы сдать экзамен).

Давний спор между рекламистами, которые ЗА негативные эмоции в рекламе, и теми, кто ПРОТИВ них, – в сущности, зиждется на одной-единственной ошибке в разнице занятых ими позиций.

Ведь первые больше говорят о запоминаемости таких рекламных сообщений, а вторые – о процедуре принятия решений (купят ли потребители такой товар, если информация о нем базируется на негативных эмоциях).

Конечно, правы и те и другие одновременно: товар прекрасно запомнится, но вот решение об его покупке, скорее всего, не будет принято. Сработает механизм, – поиск приятного, избегание неприятного, – который определяет поведение всего живого на земле.

2.1.2.1. НЕСКОЛЬКО "ЛАСКОВЫХ СЛОВ" О НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЯХ В РЕКЛАМЕ

"Для того чтобы событие осталось в памяти, надо создать некоторый, не очень заметный, фон напряжения, возможно досады или злости. Естественно, нельзя переборщить - так как излишество в этой области может привести к полному отторжению". [Петрова, Надеин, "Негативные эмоции в рекламе"].

В данной цитате – все неправда, от первого до последнего слова. Во-первых, если речь идет о памяти, то напряжение может быть любым, – и чем оно интенсивнее, тем надежнее запоминаемость события. Как соотносится запоминание события и то суждение, что фон напряжения "должен быть не очень заметным" – остается непонятным. Скорее всего, оно не соотносится вовсе.

Во-вторых, любые сильные эмоции (а не только негативные) благоприятно влияют на процесс запоминания. Вероятно, в контексте изложенной темы авторы сочли этот тезис самоочевидным и сфокусировались только на негативных эмоциях, но получилось у них это достаточно огульно. Реклама, вызвавшая смех, запомнится, как минимум, ничуть не хуже, чем реклама, вызвавшая злость или досаду.

И, наконец, в контексте запоминания переборщить можно, – только если приуменьшить интенсивность вызываемых эмоций, ослабить эмоциональную основу запоминания. Нет ничего общего между процессом запоминания и процессом отторжения. Ибо запоминание – процесс, в большинстве случаев непроизвольный, а отторжение – произвольный. А если речь идет о процессе эмоционального отторжения, то и в этом случае реклама запомнится гораздо лучше, чем там, которая не вызвала эмоций вовсе. Я повторяю: сильные эмоции – это основа для хорошей памяти.

P.S. Возьмем другой пример: особенность мозга регистрировать события, основанные на силе провоцируемой этим событием эмоциональной реакции. Первоначально этот механизм преследовал исключительно биологические цели (например, крепко-накрепко запомнить, что нужно делать и что не нужно делать, к чему стремиться и от чего убегать), и, как тут верно заметили Гриндер и Бендлер (авторы НЛП), – если человек боится паука, то он уже никогда не забудет его испугаться.

Но при этом они делают ложное умозаключение: раз человек способен никогда не забыть чего-то испугаться, то он вообще не способен забывать что бы то ни было. А вот это уже никак не соответствует действительности.

На самом же деле мозг способен в совершенстве запоминать только очень эмоционально насыщенные события. То есть, если я подойду на пресс-конференции к Гриндеру или к Бендлеру, и одену им на голову торт со взбитыми сливками, то это событие они запомнят на всю оставшуюся жизнь. Но вот если я подойду и назову им четырехзначное число, то они забудут его уже через минуту, ибо первое событие – эмоционально насыщенное, а вот второе – эмоционально нейтральное. И наш мозг способен забывать столь же совершенно, как и помнить: все зависит от подкрепленности события эмоциями.

[Вит Ценёв, "Психология рекламы. Реклама, НЛП и 25 кадр". Часть II. "Горе от ума"].


ПРОТОКОЛЫ КОЛДУНА СТОМЕНОВА. ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

Вит, наконец-то я собрался написать о "Протоколах"

Мое мнение о книге многообразно и противоречиво. Почитав с десяток форумов в сети, где жарко обсуждались "Протоколы", я не мог даже эмоционально согласиться ни с одним автором. Страх, переживания, галлюцинации и ступор, растерянность и шок от переосмысления устоявшихся в сознании шаблонов отношения к смерти, – все эти переживания, описанные большинством читателей Вашего произведения ни разу не коснулись меня. Процесс чтения дал потрясающий заряд внутренней силы, даже раскрепощения и чувство свободного полета.

Книга подтвердила множество идей, вызревавших во мне с момента познания расхожего латинского MOMENTO MORI. В весьма раннем возрасте это выражение стало для меня не столько философской идеей, сколько определяющим правилом в жизни. Не могу объяснить, отчего с юного возраста я помнил о смерти, но моя врачебная практика и отнюдь не легкая жизнь в течение многих лет лишь подтверждала эту идею. Наверное, от этого, рассуждения Стоменова стали для меня не откровением, но убеждением. Я слышал, "Протоколы" называют "библией", но не библия это. По сути и духу – это близко к евангелию и совсем не в религиозном значении этого слова. И пусть меня поколотят и забьют камнями, но каждая строка этой книги – пропитана человеколюбием и обнаженным гуманизмом. Вам действительно, возможно впервые, удалось донести очень важные постулаты жизни, препарируя смерть и обрисовывая её детальный портрет. Через парадоксы сюжета и событий произведения, вырисовывается стройная и логичная система взаимоотношений смерти и жизни.

Ваш труд не может быть характеризован в рамках обычного художественного произведения. Позвольте мне поделиться с Вами тем, что я считаю ценным в "Протоколах".

ЛИНГВИСТИКА и ПСИХОЛОГИЯ (а, точнее, психолингвистика текста)

За необычным построением, видна оригинальность текста. По форме спонтанный, местами неясный, но, по сути – очень элегантно построенный сюжет. Иллюзорное или намеренное ощущение нередактированного текста, написанного спешно, только добавляет шарма и убеждает в правдоподобности описанного. Эти противоречия в соединении с языком повествования сообщают тексту мощные суггестивные свойства. Да, текст очень суггестивен. Он мощно действует на неосознанное. Явления транса отмечаются с первых прочитанных строк. Из этого транса не хочется выходить.

Открывая для себя идеи Стоменова хочется постигать их всё больше и больше. Сам Стоменов совсем не воспринимается дьяволом во плоти или посланником преисподни. Его философия, его религия, воспитанная Николой с младых ногтей, есть откровения и правда человека, исповедующего законы природы, не украшенные социальными надстройками в виде морали, справедливости и подобных изобретений. В каком-то смысле, его образ более чист, чем мог бы быть образ отвлеченного убийцы. В нем нет добра, но и зла в нем нет тоже. Остальным героям искренне сочувствую и жалею их, поскольку не впитали они мыслей Стоменова, а лишь начали путь осмысления его идей. Ритм произведения то быстрый, то медленный, вязкий. И это его качество тоже создает условия для глубокого проникновения смысла в подсознание и сознание одновременно, заставляя задумываться над категориями, вроде бы давно устоявшимися. Красивое описание обрядов и обычаев времен детства Стоменова чередуется с омерзением порядков психклиник советского образца.

ПРО МИСТИКУ И САКРАЛЬНОСТИ

Необычайно удачная дорожка к вере читателя "Протоколов" проделана чередой повторяющихся и знакомых с детства "колдовских", магических понятий кладбища, "землицы могильной", кошек, соломенных кукол, танцев и других средств магии, в данном случае магии смертной силы. Удивительно красиво это написано, и удивительно притягательно для взрослого человека. Сексуальные оргии, описанные своеобразным языком Стоменова, вызывают интерес не только эротический. Под флером магии, эти оргии воспроизводятся сознанием с оттенками тайны, мистики и беспредельного свального греха, – безумного и радостного. Но и грехом Стоменов это не называет, но доказывает естественность и натуральность происходящего. Описание не менее мистических и менее распространенных символов и признаков, добавляет смысла и дает палитру дополнительных красок всей картине происходящего. Например, ногти. Ведь издавна эти маленькие части тела имели весомую знаковость в культуре многих цивилизаций. От банального фетиша и эстетики до приписывания магических свойств – вот спектр мифологизации ногтей. Так или иначе, в культуре европейцев, в том числе и русского народа, ногти и их состояние всегда имели значение. Культурная генетическая память любого, кто воспитан в ней, воспроизведет из глубин подсознания ассоциации, связанные с описанием или видом ногтей. В Вашем произведении, красота и явное здоровье ногтей Горбуна, в противовес изгрызанным "до мяса" ногтям Андрюшеньки передает "социальную" или "служебную" соподчиненность этих героев.

Более того, как ни странно, через эти описания (с почти явно ощутимым запахом приторного тошнотворного запаха) образ Андрюшеньки – это образ неудачника, невротика и психа, вынужденного служить Горбуну. А "немыслимая красота и совершенство" формы пальцев Горбуна при всем его уродстве, подсознательно выдает непростую фигуру и персонаж книги.

Сталин, Ленин, Гитлер... Харизматические персонажи истории интересно вплетены в произведение и служат доказательством идей Стоменова. Здорово! Это просто здорово. Вит, Вы создали сложный многогранный текст – художественный, мистический, интересный с точки зрения истории, суггестивный, полный драматических событий. Но я еще раз хочу подтвердить, что это добрый текст.

Я часто задавал себе вопрос во время (и после) чтения "Протоколов", – как называть ваше произведение? Не рассказ, не роман. Интересно, что мне и не хочется называть его так. Единственное слово, которое слетает с уст, когда я говорю о "Протоколах" – это КНИГА. Очень неоднозначная сложная книга.

Для меня лично не имеют значения обстоятельства, которые сопровождали написание книги. Необъяснимые явления, которые возникали в процессе создания книги и дальнейшей её судьбы только заставляют убедиться в реальности событий изложения. Если Ваш мозг смог создать, синтезировать эти обстоятельства и гармонично заставить работать их на общую целостность сюжета, то остается только преклоняться перед Вашим талантом создателя и писателя. Будь они мифом, будь они явью – ценность произведения от этого не проигрывает.

С уважением,
Виталий Соломонов, Москва

Здравствуйте, Вит! Получил Вашу книгу 30 апреля. Очень доволен содержанием. Много идей, совершенно необычных для традиционного мышления, но именно такие идеи позволяют преобразовывать Реальность. Как откровение выглядит тот факт, что у русских всегда была магия, являющаяся аналогом африканской магии, связанной с Царством Мёртвых, и уровень развития этой магии был высочайшим. Это - часть Русской Культуры, и она, на мой взгляд, должна послужить предметом специального научного исследования.

С уважением,
Константин Медведев, Самара

Очень рекомендую книгу Вита Ценёва "Протоколы колдуна Стоменова". В этой книге, как нигде, выражена идея Силы, личной Силы. Людей чувствительных некоторые эпизоды заденут, но, тем не менее, на мой взгляд главная мысль, идея Силы, там показана гениально. Это главное в этой книге. Очень рекомендую.

А что такое Сила, Могущество почувствовать (именно почувствовать) а не разумом понять, можно прочитав книгу Вита Ценёва "Протоколы колдуна Стоменова". Парадоксально, но выходит, что это книга о любви. Причем одна из самых сильных книг о любви, которые я только знаю.

Юрий Мороз, "Школа Своего Дела" (http://www.shsd.ru)


О КНИГЕ "ПРОТОКОЛЫ КОЛДУНА СТОМЕНОВА"

Если вы уже читали первую часть книги, я настоятельно рекомендую прочитать её еще раз. Конечно, вы можете сразу читать со второй части. Но это не имеет смысла. Начинайте с самой первой страницы. Не торопитесь, вслушивайтесь в каждое слово. Когда вы доберетесь до второй части книги, - вы поймете, что это действительно было необходимо.

Я не рекомендую читать эту книгу, если вы:

∙ Переживаете депрессию;
∙ Боитесь думать о смерти;
∙ Подвержены суицидальным настроениям;
∙ Обладаете устоявшимся религиозным мировоззрением;
∙ Страдаете нервными или психическими расстройствами;

Я не принимаю обвинений в свой адрес относительно того, что этой книгой я оскорбил чьи-то религиозные воззрения, спровоцировал психическое расстройство, довел до самоубийства, и тому подобное. Покупайте эту книгу лишь в том случае, если вы абсолютно уверены за свое психическое здоровье.

Если вы уверены, то книга высылается наложенным платежом (по России) или по предоплате (на ваше усмотрение).

http://psyberia.ru/book – [Подробнее о книге "Протоколы колдуна Стоменова"].


ГРУППА "NECRO STELLAR". АЛЬБОМ "SATURATING CEMETERY" (2005)

Цитата из интервью группы "Necro Stellar", взятое Миком Мерсером для журнала "The Mick" (Англия).

       - "Сладость" и "Стоменов Трип" звучат ОЧЕНЬ по-русски с необычными вокальными эффектами и очень мрачным настроением. О чем могут быть эти песни?

- Песня "Сладость" повествует о сладости существующего в несуществующем, в движении без действия, о чистоте стремления, о слиянии живого и мертвого. Это очарование на закате дня. Это просто взгляд и просто слово, сказанное ни о чем, сказанное перед уходом. Только сладость, так как нет других чувств в полноте завершенного, в мире предвечной радости, в белых небесах. "Стоменов Трип" – это некая музыкальная иллюстрация для книги Вита Ценёва "Протоколы колдуна Стоменова", это совершенно убийственный очерк о русской деревенской некромантии 19-20 века. Очень яркий, ясный и вместе с тем страшный и будоражащий взгляд на жизнь окружающую нас. В моем случае "Стоменов Трип" представляет собой музыкальную зарисовку, отражающую события, разворачивающиеся в книге...


С уважением, Вит Ценёв.
Сайт: http://psyberia.ru
Phone: (383) 2929-821
WM: Z652456365659


В избранное