Psyberia.ru - Продвинутая психология для совершеннолетних
---------------------------------------------------------
Выпуск от 12.09.2003 Вит Ценёв
---------------------------------------------------------
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ВОПРОС 1:
Интересно было бы узнать Ваше мнение по поводу такого феномена как "комиксы".
Почему они пользуются такой популярностью среди половозрелой части некоторых
стран, которые и Красную Шапочку то не до конца осилили?
ОТВЕТ:
Доброго времени!
Я попробую ответить на Ваш вопрос. Дело в том, что в процесс восприятия комиксов
доминирует "язык" сигнальной системы (иначе говоря, органы наших чувств), а при
прочтение книги - "язык" второй сигнальной системы, или речь. Несмотря на то,
что в обоих случаях зрение вроде бы одинаково участвует в процессе восприятия,
качество этого процесса очень разное: в первом случае восприятие непосредственно
(мы видим вещи такими, какие они есть), а во-втором - опосредованно (речевые
команды "декодируются" в образное или чувственное представление о зрительном
или любом другом событии).
Речевое восприятие ближе для дигитального типа (это человек, восприятие и мышление
которого основывается на умозаключениях) и аудиального типа (внутренний монолог
при чтении или чтение вслух). Визуальное восприятие ближе для визуалов (именно
зрительные образы несут для них информацию, смысл и эмоциональные переживания).
Для дигитала и аудиала, - зрительные сигналы вторичны по отношению к тексту (звуку):
люди такого типа создают зрительные образы у себя в голове на основе услышанного
(прочитанного). Примером сообществ такого типа является Восток, звуки там доминируют
над образами (священные тексты, мантры, и так далее).
Для визуала, напротив, текст вторичен по отношению к образу: видеть для него
важнее, чем читать или слышать. И примером сообществ такого типа является США
или Европа. Американский учебник может до половины всего объема состоять из картинок.
Все более популярным становится видеообучение, когда вы вообще не читаете, а
смотрите телевизор. Если я не ошибаюсь, именно там комиксы и являются "чтением",
не менее популярным (а, может, и более), чем книги.
Возможно, в этом контексте Вас заинтересует, к какому из сообществ можно отнести
Россию. Отвечу и на этот вопрос: по большому счету, эти культуральные различия
определены логикой развития общества, - и если резко её сменить, то через несколько
поколений общество "перепрограммируется". Мы сейчас "перепрограммируемся" в визуалов,
и, кажется, у нас это хорошо получается. В этом нет ничего ни плохого, ни
хорошего: это просто некая данность, как традиция ставить елку на Новый год.
Дополнительно следует отметить, что информация, сочетающая в себе изображение
и текст, легче усваивается и лучше запоминается, что просто текст. Возьмите,
например, учебник по психологии Петровского, и учебник по психологии Годфруа,
- и вы обнаружите огромную разницу между этими книгами. Годфруа может читать
без контекста обучения (то есть, вне образовательной системы, формирующей восприятие,
понимание и усваивание предмета познания), а вот читать Петровского ради удовлетворения
своего любопытства (вне контекста обучение) - занятие почти безнадежное.
И последнее: восприятие на основе второй сигнальной системы вторично по отношению
к первой сигнальной системы, или, говоря иначе, человек, ориентированный только
на текст, легко усвоит и те материалы, где визуальное содержание преобладает
над речевым. Но вот если человеку, ориентированному на визуальный стимул, предложить
"голый текст", то процесс обучения (восприятия, усваивания) станет для него или
более сложным, или невозможным вовсе.
Мои наилучшие пожелания!
ВОПРОС 2:
Помогите разобраться с термином "социальная психотерапия". Что это, и в каких
случаях она применяется?
ОТВЕТ:
Доброго времени!
Как некой дисциплины (школы или направления), социальной психотерапии не существует
вовсе. Это словосочетание Вам следует понимать в контексте терапевтической работы
над социальными проблемами клиента.
Это не массовая терапия (как можно было подумать, исходя из названия), и работа
идет с одним человеком.
Но при этом социальная психотерапия фокусируется - именно на проблемах социального
плана, и её терапевтический блок сосредоточен на решении социальной проблематики
у человека. Как я уже сказал, никаких массовых сеансов это словосочетание не
подразумевает.
Термин не должен вводить вас в заблуждение, что социальная психотерапия подразумевает
особую литературу (как по гештальтерапии или психодраме), и, по большому счету,
любой терапевтический подход, который ориентирован на работу с социальной (а
не индивидуальной) проблематикой, - имеет право называться социальной терапией.
В этом направлении полезно и познавательно почитать работы М. Эриксона или его
учеников (в частности, Дж. Хейли, "Необычайная психотерапия"). Там большое число
примеров того, как терапия социальных проблем (Дж. Хейли называет её стратегической
психотерапией) ведет к глубоким личностным изменениям.
Социальной психотерапией возможно также называть подходы и методы в психотерапии,
которые направлены на социальную адаптацию, социализацию личности. Я отмечу также
(для справки), что в некоторых странах существует "социальная психотерапия" как
метод воздействия (электрошок, лоботомия и прочее) на социопатов и преступников.
Мои наилучшие пожелания!
ВОПРОС 3:
Скажите пожалуйста, что вы думаете об привлечении крупнейшими компаниями (Coca-Cola,
Dimler-Crisler) специалистов по мозгу для выявления в мозгу участков ответственных
за принятие решения о покупке?
ОТВЕТ:
Доброго времени!
На Ваш вопрос ответить мне очень легко. Я думаю, что человеческий мозг оформился
еще тогда, когда ни Coca-Cola, ни пластиковых бутылок, ни денег, - не было и
в помине... Иначе говоря, такого участка в человеческом мозге просто не существует.
Если бы деньги появились в природе задолго до "хомо сапиенс", как воздух или
вода, то еще можно было предположить такие участки. Но этого не могло быть. Так
что никакого физиологического участка в мозгу, ответственного за покупки, нет.
И быть не может.
Я думаю, привлечение специалистов к таким исследованиям следует понимать в несколько
другом смысле. Во-первых, в сфере исследования этих специалистов может быть заложено
изучение СТРАТЕГИИ покупки, АЛГОРИТМА покупки. Выяснив как можно больше и точнее
об этом, возможно создавать условия продаж, более благоприятные для импульсивного
или иррационального совершения покупки.
Второй аспект может касаться исследования психофизиологии покупки, - то есть,
некоторого набора психофизиологических реакций, которые характеризуют покупательный
акт. Повторю, что это не значит, что у человека в мозгу есть участок покупок,
- а значит лишь, что на покупки он реагирует определенным набором психофизиологических
реакций. Изучив эти реакции, возможно лучше понять причины "возбуждения" и "торможения"
- и, как следствие, ВЛИЯТЬ НА НИХ (или, по крайней мере, - пытаться влиять).
И, наконец, третий аспект, который является следствием второго: если человек,
который совершает желанную покупку, предъявляет некий набор психофизиологических
реакций (ну, например, у него повышается сердцебиение, в крови обнаруживается
больше гормнов "удовольствия", ускоряется кровообращение, изменяется скорость
и качество мышления, мышечные реакции, и так далее), то, - как в теории, так
и на практике, - добившись некоторого контекста, где эти реакции проявляются
сами по себе, можно спровоцировать человека на покупку.
Это примерно как у собаки Павлова, только если в случае с ней Павлов преднамеренно
формировал рефлекторный акт (включая лампочку при подаче пищи), то в нашем случае
исследователи ищут уже сформированные стимулы, способные вызывать эти рефлекторные
акты (например, определенные звуки, цветовые сочетания, температура помещения,
и прочее). То есть, ведется поиск суммы стимулов, которые спровоцируют психофизиологическую
реакцию, полностью идентичную (или максимально похожую) на ту, которая возникает
в предвосхищении покупки.
-----------------------
С уважением, Вит Ценёв
URL: http://psyberia.ru
E-mail: vit@psyberia.ru