Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Vital P'Art - Продвинутая психология для совершеннолетних

Выпуск от 25 ноября 2001 года

ЗА СТЕКЛОМ...

Вам говорят о засилье рекламы на телевидении и радио, о ее внушающем и агрессивном
воздействии на ваши умы. Вас уверяют, что факт зомбирования общественного сознания
самоочевиден, вас убеждают, что целенаправленно создается извращенное представление
об окружающей вас действительности. А я вам говорю – бойтесь не рекламы, но тех,
кто убеждает вас в ее вредоносном воздействии. Это провокаторы, медийные гапоны,
которые спекулируют на социальных противоречиях. Их задача – поселить в обществе
ненависть к тому, что вы не замечаете или не придаете значение.

Вас убеждают в том, что секты – это зло, что за нетрадиционными религиями скрываются
жуткие маски, которые гапоны пытаются сорвать всеми правдами и неправдами. А
я вам говорю – много большим злом являются те, кто пускается во все тяжкие ради
подобного разоблачения. Не способные ничего сказать, не имеющие собственного
мировоззрения, бесталанные к миссии нести его в общество, они самоутверждаются
тем, что сеют вражду и ненависть ко всему иному.

Крайне болезненно реагируя на любой наметившийся социальный интерес, провокаторы
немедленно обрушиваются на все, что занимает внимание общества. Они подтягивают
к своим желчным пузырям побольше психологических и социологических доводов, делая
вид, что их страшно волнует здоровье и благополучие общества. Им до всего есть
дело: и несколько лет назад они сокрушались насчет телевизионных сериалов, затем
им мешали жить тоталитарные секты и тамагочи, потом не давали жить телепузики
и покемоны, или они не могли крепко спать, пока как следует не выяснили, насколько
разрушительным для психики и полноценного развития являются компьютерные игры,
чаты или аська. И лишь после того, когда все изгажено и вредно, они засыпают
крепким сном с чувством глубоко выполненного долга. Как будто мир от этого изменился
в лучшую сторону. Напротив. Все стало гораздо хуже, чем было. И я знаю точно,
что лучше всех на свете об этом знают они сами.

И если проблема взаимоотношения между влияющими объектами и подвластными этому
субъектами существует, то она в тысячу раз менее опасна, чем провокационное указание
на ее природу. Это можно рассмотреть на простейшем медицинском примере: допустим,
если некто, случайно, съел нечто "плохое" (вместо мяса одного животного ему на
рынке подсунули другое), не зная об этом, то, скорее всего, он это благополучно
переварит да и забудет. Однако если некий добрый человек подскажет ему, что он
покушал на самом деле, то у человека может случиться отравление даже через несколько
дней после обеда. О чем это может говорить? Да о том, что не столько реальность,
сколько негативизирующая ее констатация обладает токсикологическими свойствами.
У Марвы нет рака, но она ходит на собрание раковых больных и обнаруживает у себя
раковый узелок на груди. Курение не обладает столь разрушительными воздействиями,
сколько разговоры о том, насколько оно разрушительно. По моему глубокому убеждению,
наибольший вред наносят даже не табачные корпорации, а все разговоры о том, насколько
онкологически опасно курение.

Сегодня, когда появилось нечто новое, что увлекает людей, что приковывает миллионы
человек к телевизору ежедневно, – я говорю о программе "За стеклом", конечно,
– тут же появились сотни желающих сказать свое веское слово о том, как все запущенно,
как все плохо, и какие дурные последствия это будет иметь. Я не понимаю этого.
Более того, как и в предыдущих случаях, я нахожу это действием, которое делает
мир хуже, чем он есть на самом деле. Несколько человек согласились принять участие
в телевизионном шоу, а несколько десятков миллионов человек согласились наблюдать
за этим ежедневно, или же почти каждый день, ну или время от времени. Это прекрасно.
Несколько других человек согласились сидеть на острове и кушать паучков, а несколько
других десятков миллионов зрителей будут это смотреть. Первых никто не заставляет,
вторых, заметьте, тоже. А вот то, что каждый из них делает свой выбор сам, и
делает его осознанно, – это правда. В чем же тогда проблема?

Смотрите, в чем фишка. Предположим, один человек смотрит передачу, и она ему
очень не нравится. Если он при этом думает, что каждый человек свободен в своем
выборе, то нет никаких проблем: он просто переключит канал, и будет смотреть
нечто другое, что ему больше по вкусу. Проблема начинается тогда, когда человек
думает, будто он все хорошо понимает, и такую "дрянь" смотреть никогда не будет.
Но! Но есть же и другие люди, которые не столь мудры и самодостаточны, как он,
и на кого эта передача окажет очень дурное влияние.

Но и это еще не все, так как аргумент о том, что большинство людей не умеют отличить
кнопку "включить" от кнопки "выключить", вряд ли покажется убедительным. И тогда
на авансцену выходят тяжелые аргументы типа: средства массовой информации зомбируют
людей, используются различные технологии манипуляции общественным сознанием,
или что люди (бедные и несчастные) не понимают, что передача спекулирует на их
низменных инстинктах. При этом, правда, не объясняется и не добавляется, что
за великое счастье получат те, вовремя просветленные, кто догадался и начал что
есть силы не смотреть эту передачу. Счастье во всех таких случаях подразумевается
как самоочевидное: если бросил курить, если игнорируешь "За стеклом", если не
ходишь в несвойственный православию приход, если не играешь в компьютерные игры,
не сидишь в чатах, то жизнь твоя станет прекрасной и удивительной.

Давайте немножко задумаемся, что станет, если мы начнем не делать все подряд.
Десятки миллионов людей проводят несколько часов ежедневно, наблюдая за жизнью
героев "За стеклом". У вас, дорогие мои попы Гапоны, пишущие всю эту херню о
вреде рекламы или реального телевидения, есть воображаемая кнопка "выключить".
Выключайте ее, но до этого я предложил бы вам на минутку задуматься о том, что
будет, когда вы это сделаете. Нет, я беру свои слова обратно, так как это вы
думаете, что вы – умные и просвещенные, а другие люди – невежественные и дремучие
дураки, подверженные вредоносным влияниям и внушениям. Я думаю несколько иначе,
если не сказать, что даже напротив. И, поэтому, я позволю себе немного поразмышлять
за вас. Принимается?

На сегодняшний день самая серьезная проблема заключается не в том, что реклама
чего-то там внушает обществу. Проблема, как раз, прямо противоположна: реклама
все меньше и меньше способна что-нибудь внушать. Но дело даже не в рекламе, реклама
– лишь очень частный случай существующего положения вещей. Современное общество
характеризуют две очень важные вещи, которые просто исключают зомбирующий посыл
о рекламе: это так называемый структурный голод при все более возрастающей сенсорной
сытости. Вот что делает человека практически невнушаемым к большинству различных
воздействий, в том числе и рекламных.

Структурный голод – это состояние, когда любое прерывание активности (рабочий
день, допустим, закончился) не находит дальнейшего продолжения в какой-то иной
активности. То есть, прямо говоря, вы просто не знаете, чем заняться дальше.

Сенсорная сытость – это состояние, когда внешний стимул вызывает несоответствующую
стимулу реакцию, и она быстро затухает, или же не возникает вовсе. Под стимулами
мы понимаем любые внешние раздражители (например, та же реклама), которые понуждают
вас или обратить на них внимание, или же выполнить определенное действие.

Современное общество находится в состоянии хронической сенсорной сытости, так
как количество внешних стимулов превосходит возможность на них реагировать. Например,
если сказать пятьсот раз в рекламе, что товар "качественный", то у потребителя
возникает избирательная сенсорная апатия на этот посыл. В этом случае вам необходимо
предъявить потребителю такой стимул, который выпадает из поля привычных стимулов.
То есть он не может быть просто другим, это столь же неэффективно, а должен быть
более сильным, чем все остальные. Простейшим примером подобного стимула является
использование в рекламе батончика "Финт" слова "уроды".

Комментарий к вышесказанному: для какого-нибудь молодого провайдера, который
вот только выходит на рынок услуг, я даже придумал однажды аудиоролик (можно
сделать и клип), который как раз использует чрезмерный стимул и, тем самым, преодолевает
барьер сенсорной сытости. Вот примерный сценарий:
 .............................................

Сценка первая: шум голосов, затем они замолкают. Слышатся приближающиеся шаги,
кто-то подходит, а затем голос говорит: "Вы все – волки позорные". Тут же шум,
гам, все повскакали с мест. Глухие удары. Запинали, короче.

Сценка вторая: стук клавиатуры и трель модема. Голос проговаривает по слогам,
как в школе первоклашка иногда говорит вслух, чтобы записать: "Вы... все-е-е-е...
ва-а-а-лки... па-а-а-зорны-ы-ы-е-е-е...". Клавиатура должна звучать отчетливо,
чтобы было понятно, что к чему (ну а видеоряд если, то все еще проще). Сообщение
отправлено. Отправитель радостно хихикает. Идет отбивка, а затем слоган: "Провайдер
– такой-то. Весь мир у ваших ног". Или вот: "У нас хорошие связи. Так что называйте
вещи своими именами"!
 .................................................

Если в состоянии сенсорной апатии, у человека отобрать сенсорный стимул, который
он включает в структурные программы (то есть, говоря просто, включает свой телевизор
и смотрит программу "За стеклом"), то сенсорная сытость изменяется на избирательный
сенсорный голод в отношение передачи "За стеклом", а в отношение других стимулов
его реакции еще более притупляются, а, во-вторых, его структурный голод усиливается.
Если кто думает, что человек, узнав о том, как плохо смотреть передачу "За стеклом",
тут же ее выключит, и начнет читать Льва Толстого или Ремарка, то, поверьте,
этого не произойдет. Он отправится на поиски еще более сильного сенсорного стимула,
который уже не просто должен быть сильным, он еще должен при этом перекрыть возникший
сенсорный голод по отношению к программе "За стеклом", то есть быть еще более
сильным. Вы понимаете, что это значит?

Если здесь и сейчас, в принудительном порядке, выключить программу "За стеклом"
и не включать ее больше по всей стране, то существенно вырастет число бытовых
убийств, драк и несчастных случаев. Увеличится количество дорожно-транспортных
происшествий и участится количество уличных преступлений. Заметно повысится число
самоубийств. И, заметьте, это не потому, что люди все повально сидят у экранов,
и поэтому не происходит, а потому, что люди находят в этом удовлетворяющий их
способ организовать свой досуг, и их деятельность приходит в состояние структурного
покоя.

У любого сильного сенсорного стимула первоначально формируется избыточное число
аудитории, которое и позволяет гапонам кричать, что страну, дескать, захватил
массовый психоз и пора принимать меры. На самом же деле гапоны отрицают прошлое
и закрывают глаза на некоторые очевидные факты. Первый из них заключается в том,
что избыточная аудитория постепенно начинает таять. Большая часть из них просто
теряет интерес, другая часть предпочитает другой стимул (например, другую программу
телевидения). Остается ядро поклонников, которые могут сохранять интерес к стимулу
сколь угодно долго. Весь вопрос заключается только в одном: как долго интерес
аудитории будет сверхценным, и как велико будет ядро аудитории после падения
интереса. Ни о каком внушении или там зомбировании не может быть и речи: медийные
возможности просто не способны на это в силу сенсорной апатии, охватившей общество.
Не реклама манипулирует потребителями, а как раз потребитель манипулирует рекламой,
и те, порой титанические, усилия, какие в нее вкладываются, очень часто не оправдывают
никаких ожиданий рекламодателя.

Отчаяние рекламодателя очень хорошо можно рассмотреть на примере того обилия
новых и новых товаров, которые демонстрируются в рекламе. Все время что-то новое:
или новый вкус, или новая упаковка, или новые возможности, или новый дизайн.
Новое, новое, новое без конца. Попытка все время вас чем-то заинтриговать, привлечь
ваше внимание. Какое уж там зомбирование и внушение!

Какая-то ассоциация каких-то психологов объявила бойкот программе "За стеклом",
она требует ее закрытия, так как всех участников программы, по мнению ассоциации,
ждут большие психологические проблемы после того, как они выйдут из своего застеколья.
Вот такой дешевенький способ заработать дивиденды на популярности программы.
Объявили бы лучше бойкот отправке наемников в Чечню, про которых, если у них
появятся только психологические проблемы, можно будет сказать, что они еще легко
отделались. В Чечне погибли тысячи людей, и что-то ассоциация данных психологов
помалкивала. А тут вот, посмотревши про передачу, сразу возбухнула и запереживала,
что есть мочи (ударение по вкусу). Ну-ну. Мы то знаем, почем фунт лиха.

Я не знаю, как там живется участникам передачи "За стеклом". Наверное, им нелегко,
и не все просто у них будет после того, как передача закончится, и они покинут
свои стены. У кого-то из них сложится судьба, у кого-то нет. Безусловно, какой-то
отпечаток передача на них наложит. Но кто сегодня похвастается, что его собственная
жизнь не накладывает на него еще более серьезный отпечаток, где решаются не вопросы
успеха или неудачи, а вопросы жизни и смерти? Кто сможет гарантировать, что у
него все сложится правильно и лучше, чем у ребят за стеклом? Я даже считаю, что
многие им завидуют. Кто-то втайне, а кто-то и в открытую. И, будь у них шанс,
обязательно бы попробовали себя в застеколье.

Но я знаю другое. Я знаю, что миллионы людей ежедневно наблюдают за участниками.
И кто-то примеряет на себе возможность оказаться за стеклом, кто-то задумывается
о тех поступках, которые совершают участники программы, дает им свою оценку,
и переживает за их ошибки. Я знаю также то, что сотни тысяч людей, а может быть,
гораздо больше, за время существования программы, что-то переоценили и в своей
жизни, нашли в ней что-то новое, посмотрели на вещи под другим углом, переоценили
их. Ведь, примеряя на себе мир, в котором на нас смотрят миллионы глаз, мы неизбежно
ищем (и находим!) в себе нечто такое, что понравится другим, за что нас оценят
по достоинству. И значение всего этого трудно переоценить. Вот и все.
---------------------------------------------------
Оригинал этой заметки здесь:
http://psyberia.ru/pravda/glass

Оставить комментарий к этой заметке:
http://psyberia.ru/pravda/glass/comments
---------------------------------------------------
С уважением, Вит Ценёв.

URL: http://psyberia.ru
E-mail: forvit@yandex.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное