Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Психологический доллар

В детстве, под чутким руководством партии и правительства, я искренне верил
в то, что существуют бесценные произведения искусства. Всякие там ириски и молоко
имеют цену, имеет цену сахарный петушок или популярная в то время игра "За рулем".
Но вот какая-нибудь картина в музее не может быть оценена ни за какие деньги.
Хоть миллион предлагай, хоть гугол (это такая единица со ста нулями) - все одно.
Сейчас, наверное, это звучит не очень убедительно, но тогда, в ожидании коммунизма,
вроде бы как очень было правдоподобно. И, разумеется, это касалось только достояний
Союза Советских и очень Социалистических Республик, и не распространялось на
буржуинов и фашистов, которые - ну, естественно! - были по буржуински продажны
и все измеряли длинным долларом. Мы же мирные люди, и наш бронепоезд не продается.
Слава КПСС!

Через некоторое время, когда слава КПСС несколько пожухла и завяла, оказалось,
что любое произведение искусства все-таки имеет цену. И имеет оно ее по универсальной
формуле калош или кирзовых сапог. Формула оказалась такая: если картина Леонардо
да Винчи стоит условный вагон калош, то вагон калош плюс одна пара калош - это
выгоднее, чем картина Леонардо, и подобный обмен картины на калоши следует считать
очень пользительным для бизнеса. Такая вот суровая экономическая правда жизни,
от которой никуда не денешься. Далее уже, как в известном анекдоте, королева
начинает торговаться: калоши со временем дешевеют, а картина, наоборот, дорожает,
и так далее. Но от сути никуда не денешься: любая бесценная вещь соизмерима
с калошами или бритвенными лезвиями, лишь бы их было достаточное количество,
дабы придать сравнению ценностный характер.

И с этим, с горем пополам, еще можно смириться. Постигнуть же так называемую
новую экономику, о которой сейчас говорят много и жарко, еще сложнее, чем про
Леонардо и бритвенные лезвия. У последних есть ценничек, и если умножить цену
на большое количество, то и сумма выходит внушительная. В новой же экономике
что-либо потрогать сложно: в ней есть или слова, или сложившиеся ситуации, которые
стоят денег, и иногда таких, что дух захватывает. Вот, к примеру, бренд Coca-Cola
стоит семь с половиной миллиардов долларов. Спрашивается: а что именно стоит
семь с половиной миллиардов долларов? Заводы? Нет! Корабли, пароходы? Нет! Склады
и подъездные пути? Нет! Развитая сеть торговых точек? Нет! Сотни тысяч обученных
работников? Нет, нет и нет! Бренд стоит. А бренд - это бумажка, на которой написано,
что вы теперь - хозяин Coca-Cola, если у вас, конечно, есть лишние семь с половиной
миллиардов. За заводы, корабли и работников - оплата отдельно и в стоимость
не входит.

Или вот такой трюк: продается, допустим, инвестору компания. Стоит немного,
миллион долларов, со всем имуществом. Считаем: стулья, кондиционеры, дверные
ручки, компьютеры, факс, сейф, и все остальное - на сто тысяч. А что тогда стоит
еще девятьсот? Ответ: коллектив. Но не просто коллектив, а слаженный коллектив,
успешно работающий на рынке, знающий свое дело - команда, как сегодня любят
говорить. Формировалась она на протяжении нескольких лет, сотрудники приобретали
опыт, навыки, знания, профессионализм. Вот это, получается и стоит в девять
раз больше, чем всякие факсы и дверные ручки. И понятно: факс можно и в магазине
купить, а вот команду, которая работает на прибыль, на успех, в магазинах не
продают. Так вот, с точки зрения новой экономики купить воздух в виде навыков,
знаний и профессиональных качеств команды - много более выгодное вложение, чем
покупать все остальное. Один к девяти - это я для красного словца приврал, но
есть умные люди, которые умеют производить сложные расчеты, обнаруживая, сколько
стоит, например, слаженная деятельность пятнадцати сотрудников (или тридцати
сотрудников, или ста тысяч сотрудников), на которых с аппетитом поглядывает
инвестор.

Так вот, психология - это хоть наука, а хоть профессия, которая на сто процентов
подчиняется загадочным воздушно-капельным законам новой экономики: начиная от
того, что вы наконец-то решаетесь потратить сто, двести, триста рублей и посетить
кабинет психолога, и заканчивая тем, что крупная компания берет на работу штатного
психолога. И в том, и в другом случае вы платите деньги за нечто, что, на первый
взгляд, не поддается никакому экономическому расчету. И, правда, а как считать?
Если вы отправились к доброму стоматологу и он удалил вам не очень добрый зуб,
который вас беспокоил, то это явно стоит вполне конкретные деньги. Перечень,
чего можно удалить и чего вылечить - составить просто. А вот у психолога (если
исключить избавление от одной наркомании, одного алкоголизма, одного табакокурения
и еще одного лишнего веса, где постоянным клиентам - скидки) прайс-лист вроде
бы как отсутствует. Вы видели где-нибудь объявление: мол, лечу ид и суперэго,
цены низкие? Или - даю уроки холотропного дыхания, три рубля за один холотропный
поддых? И я не видел... Вот в чем загадка!

За некоторыми исключениями в виде последователей НЛП, которые просто лечили
(и лечат, наверное) любую фобию за 50 долларов вне зависимости от того, чего
вы боитесь - квашеной капусты или летучих мышей, - покупка психологии - это
покупка воздуха: вы покупаете нечто сроком на один час или несколько часов в
виде цикла терапевтических сеансов. С одной стороны, это крайне привлекательно:
а вдруг вам за час разрешат семнадцать психологических проблем? Умножьте семнадцать
на (допустим) сто рублей, и будет - ой-ой-ой! Так что вы выгадали. С другой
стороны, вполне может оказаться, что за час вам вылечили только одну четвертую
либидо, а три четвертых придется лечить без наркоза за дополнительную оплату,
и вы не ожидали, что все оно так сложно и дорого. То есть - идем, покупаем нечто,
и совершенно не знаем: то ли выгадали, а то ли переплатили. И более того: не
знаем, чего нужно знать - сколько у нас там психолог психологических кариесов
отыщет и сколько терапевтических рентгенов пропишет?

Для более отчетливого понимания всех наших выгод и растрат я предложил бы вам
пользоваться абсолютно вымышленной, но, тем не менее, вполне правдоподобной
формулой новой психологической экономики. Формула такая: один правильно затраченный
психологический рубль приносит три рубля потенциальных дивидендов. И я не зря
говорю о том, что рубль правильный: правильность вложения каждого психологического
рубля (или психологического доллара, как хотите) определяется двумя вещами.
Первая: вы идете к психологу решать такую проблему, которая создает вам преграды
и препятствия на вашем пути. Вторая: вы вкладываете деньги в того психолога,
который вам нужен для достижения тех целей, которые вы перед собой ставите.
Если оба эти правила работают, значит, каждый ваш рубль (доллар, марка или даже
фунт стерлинга) принесет вам в самом ожидаемом реальном будущем три рубля, то
есть вернет вам вложенное с двумя сверху чистой прибыли. Скажите, какой банк
вам даст столько?

Если перевести это на язык инвестиций, которые получает команда, то плохой вложенный
рубль был бы такой: заполучив команду, инвестор первым делом сообщает об инновационных
изменениях при работе с коллективом - все, фигу вам, а не отпуск, премий больше
не будет, зарплату снижаем в два раза, льготы аннулируем, количество рабочих
часов увеличиваем. Естественно, что через неделю отличный коллектив разбежится
от инвестора, который - да, купил слаженную и эффективную команду, но не людей
по отдельности, и если он ухудшил их условия, то они вправе развернуться и уйти,
оставив его самоудовлетворяться инвестиционной привлекательностью в одиночестве.
Факсы и дверные ручки ничего не стоят, помните? То же самое и с посещением психолога:
если некто приходит к психологу, бросает на стол звонкую монету и просит чего-нибудь
угадать по его позе или узлу на галстуке, а потом это психически расталдычить,
то и результат будет инвестиционно соответствующий.

Если же инвестор покупает команду как качественный инструмент, как прекрасно
настроенный инструмент для зарабатывания денег, чтобы дать создать ему еще более
идеальные условия для еще большего их зарабатывания, то и деньги, безусловно,
заработаются. Коллектив работает, коллектив сработался, коллектив спаянный,
крепкий, уверенный - он не разбежится, он будет двигаться дальше к всеобщему
удовольствию и шелесту дополнительно заработанных денег. Психологический инвестор,
обращающийся к психологу, фактически делает то же самое - он приходит, чтобы
они вместе решили все проблемы и заработали больше потенциальных рублей. Психологу
хорошо, потому как это его работа, и она ему нравится, а инвестору психолога
- отлично, потому как он обретает дополнительные резервы, второе дыхание для
новых достижений.

Психологический рубль новой экономики трудно привязать к некоторому явному материальному
объекту. Вы покупаете не товар, а ресурс, который сможет принести вам дополнительные
дивиденды в перспективе. Но, если хотите, можно попробовать перевести и в живые
деньги. Возьмем труд программиста. Допустим, он получает один условный доллар
в час. Рабочий день - восемь часов, или восемь долларов, умножить на 20 рабочих
дней, и получаем 160 долларов в месяц. Это - идеальный вариант. На самом деле
наш программист уходил три раза после обеда из-за скандалов с женой - долой
12 часов. Два дня он болел непонятно чем, какое-то недомогание, еще 16 долларов.
В пятницу он теряет час, так как жена отказывается в пятницу вести ребенка в
детский сад, еще четыре доллара. Итого в месяц он теряет непонятно на чем 32
часа, или 32 доллара, или пятую часть всей своей зарплаты.

Недовольный такой ситуацией, программист отправляется к психологу, чтобы он
помог ему справиться с конфликтами в его семье. В принципе, он даже не думал
о том, что это скажется на его зарплате, потому как мало кому нравятся конфликты,
это понятно. Заплатил в общей сложности что-то около 50 долларов за психотерапию.
Вроде бы как еще долой 50 баксов от зарплаты. Но на самом деле он инвестировал
деньги в психологическую новую экономику: уже на следующий месяц он закрыл полное
количество часов (ни разу не заболев, потому как это была психосоматика, то
есть физическое заболевание, вызванное психологическими причинами) - прибавляем
32 доллара, возврат инвестиций. А со следующего месяца у него вообще поперла
чистая прибыль, как можно догадаться. Вот такая арифметика.

Разумеется, далеко не все психологические инвестиции поддаются столь прозрачной
бухгалтерии. Я даже скажу, что большая их часть неявна и неочевидна. Но, тем
не менее, принимая нашу формулу, вы всегда можете помнить: воздух, который вы
покупаете у психолога, оказывается целебным, и каждый ваш шаг назад (в материальном
смысле) позволяет вам сделать три шага вперед, и в дальнейшем все время делать
три шага вперед - до тех пор, пока вы не накопите новый багаж психологических
проблем, с которыми нужно идти к объекту инвестиций. Один вложенный рубль дает
вам ресурсов на три рубля. Именно ресурсов. Как бренды или команды, отличное
психологическое самочувствие - это потенциал, который дает вам возможность достигнуть
много большего, чем вы имеете сейчас. Это не рыба, которую можно съесть или
продать, но удочка, которой можно ловить и ловить рыбу, и, следовательно, быть
сытым или при деньгах.

Сообразительные компании, которые раскусили секреты психологической экономики,
давно обзаводятся штатными психологами. Не столько для того, чтобы препарировать
сотрудников разными тестами, сколько для того, чтобы сглаживать острые углы
в коллективе, делать его работу более гармоничной, снижать конфликты и препятствовать
их зарождению, вести переговоры, помогать отдельным сотрудникам, давать психологические
консультации тем, кто в них нуждается, и так далее. Если кто-нибудь когда-нибудь
попробует перевести зарплатные расходы на психологическое благополучие в коллективе
(измеряя их деньгами в сложных экономических расчетах), то эффект может оказаться
ошеломляющим. Кстати, к слову сказать, практически любая фирма держит в своем
штате зарплатного психолога, только не знает об этом. Как это, - можете спросить
вы? А вот так! Различные исследования обнаружили, что в любом коллективе есть
так называемый "славный парень", который вообще-то имеет свою работу, но справляется
с ней не очень убедительно: он больше вертится в кругу сотрудников, разговоры
разговаривает, со всеми перешепчется, для каждого найдет нужное слово - в общем,
занимается не тем, что ему положено. Так вот, если такого "славного парня" выгнать
из коллектива за плохое и очень недобросовестное исполнение к своим рабочим
обязанностям, то коллектив начинает лихорадить до тех пор, пока в нем не организуется
новый "славный парень", который опять же - больше в курилках толчется, чем в
язык программирования вникает. Такой славный парень необходим любому коллективу,
и он организуется там стихийно. Сообразительные компании, которые включают в
штат психологическую единицу, просто переводят "славного парня" в разряд должности
и берут профессионала. И получают отличные результаты. Так что, если среди ваших
подчиненных есть такой "славный парень" - не жалейте денег ему на зарплату.
Он нужен коллективу. И один Бог знает, сколько денег он вам приносит на самом
деле!
--------------------------------------------------------------------------
New! Оставить комментарий к этой публикации:

http://psyberia.ru/psyhodiary/economics/comments
--------------------------------------------------------------------------
Тем временем на сайте Vital P'Art в рубрике "Ассортированное":

(Убей Бэндлера) Просьба не пугаться, ничего крамольного!

http://psyberia.ru/misc/004

Кесарево сечение: психологические штрихи на разные темы.

http://psyberia.ru/misc/005
--------------------------------------------------------------------------

С уважением, Вит Ценев.

URL: http://psyberia.ru
E-mail: forvit@yandex.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное