Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продвинутая психология для совершеннолетних.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Vital P'Art - Продвинутая психология для совершеннолетних.

Выгодный свет вещей.

Некоторое время назад психологи были бедными и несчастными людьми. Жизнь их
была трудной, им постоянно приходилось преодолевать препятствия и бороться с
обстоятельствами. А все почему? А все потому, что их профессия требовала исполнения
определенного ритуала под названием психотерапевтический процесс. Ритуал этот
был весьма сложен и требовал достаточно четкого алгоритма действий. И если клиент,
который приходит к психологу на сеанс, начинал капризничать или избегать определенных
элементов этого ритуала, то психолог чувствовал себя весьма неуютным образом.

Пришел, предположим, человек на сеанс гипноза. Гипнотерапевт в этом случае создает
ему определенные условия, чтобы он, значит, как следует загипнотизировался.
В кресло его посадит, маятник начнет раскачивать, говорить начинает медленно
и печально: "ваши руки наливаются свинцовой тяжестью, ваши ноги наливаются свинцовой
тяжестью, тяжесть разливается по всему вашему телу, веки тяжелеют и закрываются...
закрываются... закрываются..." На что пациент неожиданно сообщает терапевту:
"слушайте, а у меня, напротив, тело становится легким и воздушным". У терапевта
в уме немедленно открывается книга Фрейда или еще кого-нибудь, где черным по
белому написано, что руки обязательно должны тяжелеть, и ноги тяжелеть, и веки
тяжелеть, и вообще пациент давно должен быть в гипнозе, а он, вон, сидит на
кушетке, болтает ногами, хихикает и говорит, что у него все воздушное и легкое.
Так! Клиент неправильный попался. И гипнотизер продолжает уговаривать вредного
клиента: "все равно они сейчас потяжелеют, потяжелеют и потяжелеют... и не спорьте
со мной, пожалуйста, и не делайте тут вид, что вам легко и воздушно"! А про
себя думает - совершенно невозможно работать. Маятник, наверное, плохой, надо
приобрести повнушительней и помассивней, и с улицы ужасный шум - невозможно
работать, и чего-то у меня изжога - видимо, яблочный пирог не пошел мне на пользу,
и вообще клиент негипнабельный и гипнозу совсем не поддается".

Так появилось, как минимум, два специальных термина, которые объясняли эту ситуацию:
негипнабельность и сопротивление. В первом случае это означало, что клиент не
поддается гипнозу, и раскачивать перед ним маятник - занятие бесполезное и даром
потраченное время. Во втором случае предполагалось, что клиент противится полезным
и гуманным действиям могучего гипнотизера, не хочет проявить добрую волю и выразить
доверие гипнотическому процессу, и поэтому вступает на путь противоборства,
сопротивляется воздействию терапевта. Так как начиналась психология с психоанализа,
то психоаналитик, естественно начинал пытать клиента: давайте, мол, как следует
проанализируем ваше недоверие и сопротивление. Посмотрите на меня - видите,
какой я важный, умный, с бородой и много книжек прочитал. Почему бы вам мне
не довериться? Может причина лежит в вашем детстве, когда родители приучали
вас к горшку, а вам это не нравилось? Не ассоциируется ли у вас горшок с гипнозом,
или гипноз с горшком?.. И так далее, и тому подобное.

Вот так им, бедным, и было трудно - преодолевать бесконечные недоразумения с
клиентами. То им холодно, то жарко, то руки воздушными становятся, то еще какая-нибудь
оказия. Невозможно работать с таким клиентом! Невозможно работать в таких условиях.
Эх, что там ни говори, а жизнь у психолога незавидная: лежат на их пути разного
рода трудности и усложняющие работу обстоятельства. В виде неправильных клиентов,
шума на улице, изжоги и прочих неблагоприятностей.

Однако прошло некоторое время, и обнаружилось, что совершенно не обязательно
упрямо следовать инструкции восемьдесят шестой страницы руководства по гипнозу,
потому как она совершенно не дает ответа - что делать, если клиент вместо нужного
состояния испытывает ненужное, или если в действие вмешивается какой-то ненужный
фактор вроде шума на улице. Согласитесь: клиент, скорее всего, не читал это
самое руководство по гипнозу и не догадывается, что руки должны обязательно
и всенепременно тяжелеть. Поэтому, в вопросах гипноза и маятников он полностью
доверяется гипнотизеру: ну раз сказал - тяжелеть, значит - тяжелеть. И если
руки вместо этого начинают расслабляться, то не только гипнотизер, но и сам
клиент может запаниковать - он неправильный, у него не получается, хотя он и
старается испытать эту самую тяжесть, о которой бубнит терапевт. Ну а дальше
пойдут вопросы о том, - а почему, собственно, вы противитесь моему влиянию,
уважаемый, - и пошли копать от столба и до обеда про детство, горшки и роли
отца в первые годы жизни... Сегодня же терапевт на сообщение клиента - дескать,
у него руки расслабились, - немедленно ему скажет (в переводе с гипнотического
языка на русский): "О-о-о, батенька, это говорит о том, что вы особенно гипнабельный
и если у вас расслабляются руки, ноги и прочие полезные для расслабления места,
то можно продолжать расслабляться и чувствовать себя превосходно, и все больше
и больше погружаться в транс". И так как, как я уже говорил, клиенту неизвестно,
что на самом деле должно случаться с руками и ногами, ему остается все также
довериться гипнотизеру и следовать его инструкциям. И здесь же клиент в очень
выигрышной позиции - как оказалось, у него особенный гипноз и он очень правильно
в него входит.

Клиент может демонстрировать и другие, самые разнообразные реакции, а не только
тяжесть или легкость рук, ног и век. Допустим, он начал раскачиваться на стуле,
от чего этот стул стал предательски скрипеть. Раньше бы гипнотизер напрягся
и начал думать, что - ой, ой, надо бы стул заменить, работать невозможно, отвлекает
и меня, и клиента! Его можно понять: в руководстве ничего не написано о том,
что делать, если стул начал скрипеть. Сегодня же хитрые терапевты просто-напросто
заявляют, что скрипение стула благоприятно сказывается на вхождении в транс:
"...и мой голос, и окружающие вас звуки, помогают вам все больше и больше погружаться
в транс..." Видели, что делают? Ни один Фрейд бы не додумался утверждать, что
скрипение стула благоприятно сказывается на гипнозе. Сегодня же это - обычное
и очень распространенное явление: включать любой непредвиденный фактор в контекст
коммуникации и выдавать наличие этого фактора в выгодном и полезном свете!

Этот прием получил название утилизации и поначалу относился, в основном, к области
гипнотической коммуникации между терапевтом и клиентом, при которой любое непредвиденное
событие (шум, стуки, звуки) или любые неординарные реакции клиента (допустим,
он начал дергать ногой, или руки сами собой поднимались вверх - так называемая
левитация руки) немедленно включались в контекст монолога терапевта и выдавались
за очень положительные и полезные для скорейшего и глубокого погружения в транс.
Если несколько утрировать, то хоть потолок обвалится - гипнотизер и это выдаст
за благоприятное обстоятельство для гипнотических переживаний. В дальнейшем
же значение термина расширилось: утилизацией можно назвать любую ситуацию в
вашей жизни, в которой вы используете неожиданное событие или поворот дела в
собственных целях и выдавая происходящее за нечто такое, что либо иллюстрирует
вашу мысль, либо доказывает вашу правоту, либо является дополнительным аргументом
в ваших рассуждениях.

Речь продолжалась уже минут двадцать, как вдруг на трибуну взбежал курьер и
подсунул оратору бумажку. Тот развернул ее и прочел, не переставая говорить.
Ничто не изменилось ни в голосе его, ни в повадке, ни в содержании речи, но
имена вдруг стали иными. Без всяких слов по толпе прокатилась волна понимания.
Воюем с Остазией!... Задним числом Уинстон поразился тому, как оратор сменил
линию буквально на полуфразе, не только не запнувшись, но даже не нарушив синтаксиса.
[Дж. Оруэлл, 1984].

Вот блестящий пример утилизации - оратор немедленно включил в контекст своего
выступления новые данные, как только они появились. Если вы не читали Оруэлла,
которого я, как вы заметили, люблю цитировать и делаю это с удовольствием, то
поясню: некоторая сверхдержава четыре года воюет с другой сверхдержавой. По
этому поводу был организован грандиозный митинг протеста, в процессе которого
оратору сообщили, что планы партии и правительства изменились, и теперь наш
враг - это наш друг, а наш союзник стал врагом. Как видите, оратор бесподобно
справился с такой, казалось бы, невероятной, задачей.

В сущности, утилизация - это умение интерпретировать новые и неожиданные события
в выгодном для себя свете. Это требует некоторой психологической гибкости, однако,
немного потренировавшись, можно обнаружить, что помехи оказываются вашими союзниками,
и вы можете использовать их себе на благо. Как правило, хорошо умеют утилизировать
те люди, которые склонны говорить "да" окружающей действительности - то есть
не отрицать действие или событие, а, напротив, соглашаться с ним и придавать
ему самоочевидное значение. Делается это, в сущности, все с той же целью, которую
преследует гипнотизер, говоря о том, как правильно обвалился потолок и как своевременно
скрипит стул. Ведь оппонирующий вам мир не слеп и не глух, и если вы видите
нечто, слышите нечто и чувствуете нечто, то и все остальные испытывают те же
чувства. Поэтому утилизацию почти всегда можно узнать по словам: "все правильно",
"вы совершенно правы", "это действительно так", "так и должно быть", "верно",
"это правильно", "я согласен с вами", и ряд других. Вспомните известную избирательную
кампанию под лозунгом "Ты прав" - с вами соглашаются как бы заранее, даже не
зная, с чем именно. Делается это по очень простой причине: напряжение автоматически
спадает, критичность и сомнения в большей мере утрачиваются - зачем напрягать
умственный мышцы, когда конфликт наполовину исчерпан? Это отлично известно каждому
хорошему любителю поспорить: сначала он говорит, что "абсолютно с вами согласен,
но..." - и продолжает гнуть свою линию. Вот пример неудачной реакции на аргумент
или факт, который противоречит системе ваших доводов - заявить: "вы совершенно
неправы, все совсем иначе, и сейчас я попробую объяснить, в чем тут дело...".
А вот пример утилизации довода оппонента: "вы совершенно правы, и сейчас я попробую
объяснить, в чем тут дело..."

Согласие с тем, что действительность такова, какой она представляется окружающему
миру - неотъемлемый атрибут хорошо проведенных переговоров, успешной пресс-конференции,
или выступления политического деятеля. Этому обязательно нужно учить менеджеров
по продажам и менеджеров по рекламе. Наиболее распространенная ошибка последних
- говорить примерно следующее: "нет, ну что вы, все совсем не так, как вы говорите",
что, в переводе на язык бессознательного, звучит: "вы, батенька, полный идиот,
и сейчас я вам в совершенности это докажу". Кому понравится чувствовать себя
идиотом? Грамотный же менеджер сначала соглашается с высказыванием клиента,
а затем начинает модифицировать его по своему усмотрению.

Итак, утилизация в своей сути происходит по следующей формуле: сначала вы говорите
событию "да" - не отрицаете его, не закрываете на это глаза и, разумеется, не
думаете о том, что вокруг одни дураки - и лишь вы правильно понимаете происходящее.
Далее вы даете понять окружающему миру, что все именно так и есть на самом деле,
и вы согласны с этим. А, согласившись, начинаете интерпретировать происходящее
для достижения своих целей. В случае с менеджером по рекламе это будет звучать
примерно вот таким образом:

"Действительно, вы совершенно правы - иногда людям кажется, что реклама не столь
эффективна, как хотелось бы. Я согласен с вами, что хочется получить гораздо
больший отклик и больший интерес у потребителя. И мы сделаем все необходимое,
чтобы вы получили желаемый результат и остались полностью удовлетворены полученным
эффектом".

Если вы надумаете поупражняться в этом крайне полезном занятии, то на первом
этапе тренировки вы можете обнаружить: уверенно и легко воспроизвести вышеприведенную
последовательность действий - не самое простое занятие. В таком случае попробуйте
формировать навык по этапам. На первых порах тренируйтесь исключительно в уме
- соглашайтесь с окружающей реальностью, с ее многообразием проявлений и событий,
учитесь говорить ей "да" и "так оно и есть на самом деле". Можете даже продолжать
говорить своему близкому человеку вслух: "да ла-а-адно, подумаешь - голова болит,
ничего тут страшного нет, у всех болит - и ничего", но хотя бы про себя попробуйте
думать, что болит она именно так, как об этом говорит другой человек, а не так,
как об этом думаете вы. И как только вы научитесь видеть и слышать то, что говорят
окружающие и то, как они действуют - самое время попробовать с ними согласиться.
Согласие гипнотизирует ум, ласкает слух, ослабляет внимание, подавляет критичность.
Потренируйтесь в общении. Говорите: "ты прав", "все верно", "я полностью согласен",
- и из вашей жизни может исчезнуть добрая треть конфликтов и недоразумений.
И, наконец, активная, творческая часть - изменяйте реальность по своему усмотрению.
Придавайте ей желаемый вид, любую форму и нужное вам содержание.

В завершение нашей темы - яркий пример того, как крайне негативное событие (трехлетний
ребенок на глазах у родителей упал с лестницы, рассек губы и вогнал передний
зуб обратно в десну) полностью реформируется на положительное, где каждый травматический
элемент утилизируется и ему придается крайне выгодный положительный контекст.

"...Затем мы дали Роберту понять, что благоприятное заключение о его крови надо
еще подтвердить, рассмотрев кровь на белом фоне раковины в ванной комнате. К
этому моменту Роберт перестал плакать, и его боль и страх отступили на задний
план. Вместо этого он явно проблемой качества крови. Мать помогла ему встать
и пройти в ванную комнату, где умыла его, чтобы посмотреть "правильно ли вода
смешивается с кровью", придавая ей при этом "правильный розовый цвет". Затем
мы снова внимательно проверили кровь на красноту с последующим благоприятным
заключением, а воду после умывания - на розовость, к выраженной радости Роберта
по поводу того, что его кровь была настолько хорошей, красной и здоровой, и
при смешивании с водой придавала последней правильный розовый цвет.

Затем очередь дошла до вопроса о том, правильно ли кровоточит его рот и правильно
ли он опухает. Тщательный осмотр к нашему с Робертом удовлетворению снова показал,
что все, что происходит во рту, является хорошим и правильным, и доказывает,
что имеет место реакция здорового организма. Затем встал вопрос о сращивании
губы. Поскольку это легко могло вызвать негативную реакцию ребенка, контекст,
в котором это было преподнесено, тоже был негативный, предотвращая, таким образом,
его возможную негативную реакцию. Вместе с тем, это позволяло получить еще один
важный результат, и я с сожалением сказал, что вряд ли при сращивании губы ему
удастся получить много швов, и к сожалению, он даже сможет их сосчитать. Похоже
на то, что он не получит даже и десяти швов, а он умел считать до двадцати..."

И далее:

"...К разочарованию Роберта, потребовалось всего семь швов, но хирург сказал
ему, что для сшивания была использована нить из новейшего и лучшего материала,
который был недоступен его братьям и сестрам, и, кроме того, хирург сообщил
ему, что шрам будет иметь необычную форму буквы W, то есть первой буквы названия
папиного колледжа. Таким образом, недостаточное количество швов было компенсировано..."[Дж.
Хейли, "Необычайная психотерапия"].

 .....................................................................
P.S. Друзья мои! С вашей легкой руки и вашими молитвами - благополучно сдал
аттестационный экзамен по специальности. Так что большое вам спасибо за ваши
добрые слова и моральную поддержку! Надеюсь, что в ближайшее время я столь же
благополучно сдам оставшиеся два экзамена, и вернусь к вашим письмам и более
содержательной работе над сайтом. Вас ждет много нового и интересного. В частности
- психология лжи и обмана, это теперь моя дипломная работа. Так что до скорой
встречи!

С уважением, Вит Ценев.

URL: http://novocybersk.ru/vital/index.php3
e-mail: stomenov@mail.ru
ICQ: 69391896


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное