"Фразы-настроения из методики настраивают на такое состояние, когда
мужчины оставляют работы и смотрят тебе вслед. Но самое главное! В
таких случаях обычно мужские взгляды сопровождаются скабрезными
шуточками, если не девушке вслед, то другу, который стоит рядом. А
сейчас нет – просто стоят в ступоре и провожают взглядом, сами не
понимая, почему они это делают".
Сегодня у меня в гостях моя давнишняя
знакомая Екатерина Мануковская, психолог и гештальт-терапевт. Тема
выпуска "Чему мы учим своих детей"
Екатерина отвечает на вопросы
читателей:
Ругать или не ругать за серьги?
Или...
(Вопрос от Марины) Здравствуйте, у меня есть сын, ему 14 лет, несколько
месяцев назад уговорил меня проколоть ему ухо, чтобы носить серьгу,
я согласилась, прокололи, вставили золотое колечко, которое взяли из
моих серёжек, а недавно когда он пришёл домой, я заметила, что у
него и во втором ухе тоже висит серьга! На мои расспросы он ответил,
что ухо проколола ему его подружка, ей так больше нравится, что так
моднее и т.д. Ещё оказалось, что вторую серьгу он взял у меня в
шкафу тайком, без спроса. Снять одну серёжку он категорически
отказался, говорит дырки в ушах зарастут. Очень не хочется
скандалить с сыном. Скажите пожалуйста, как мне поступить, ведь это
же по-женски, когда серьги вставлены в два уха, может быть сказать
ему, что он выглядит как женщина или всё таки не стоит, вдруг
обидится? Что можно сделать в этой ситуации?
(Екатерина Мануковская) Марина, Вы так боитесь обидеть, зацепить,
затронуть, что никак не решитесь, нужно ли говорить и что. У Вас сын
взял без разрешения кольцо. И им пользуется. А Вы размышляете, можно
ли что-то сказать, но так, чтобы его не обидеть. А если чужой
человек придет в дом и заберет Ваши вещи, что Вы будете делать?
Вы думаете, что учите сына чему-то ценному, вот так оставляя без
разговора?
Меня так часто спрашивают о кольцах в ушах. Но разве это важно?
Через пару лет Ваш сын забудет, что носил сережки. (может быть, и не
забудет:)))) А вот чему он научится в этой ситуации? Свободе выбора
- да, наверное. То, что у мамы можно брать ценные вещи, и она
спокойно к этому относится - тоже наверное. То, что здорово
выполнять женские капризы - и этому наверное, научится.
Чему бы Вы хотели его научить в этой ситуации, что останется с
ним на взрослую жизнь? За что в этой ситуации Вы могли бы похвалить?
А что отметить как то, что Вас расстроило, что доставило Вам
неприятные переживания?
***
Мы хотим научить детей многому. Например,
мы хотим, чтобы наши дети научились:
+ целеустремленности
+ творческому подходу к жизни и к работе
+ творческому и свободному мышлению
+ умению видеть возможности
+ самостоятельности
+ решительности
+ человечному отношению к людям или сопереживанию,
состраданию
+ умению находить информацию, знания, окружать себя
людьми, которые владеют этими и другими ресурсами, просить
помощи....
+ а также доверию к миру, при этом замечать
реальность, а не закрывать на нее глаза и т.д. и т.п.
И частенько ко мне
приходят родители и задают вопрос КАК? и ПОЧЕМУ? не получается. И
когда мы начинаем разбирать ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ родителя и ребенка, то
оказывается, что родители подкрепляют или поддерживают НЕ ТО.
"Я хочу, чтобы она понимала, что совершила
плохой поступок, поэтому я ее стыжу и ругаю за это" Верно ли
делает мама? Что она поддерживает? Желание ребенка так больше не
поступать? Извлечь опыт из ошибок? Или желание больше не
рассказывать, или тщательнее замести следы?
Еще один вопрос на ту же тему,
ставшую актуальной в последнее время для родителей подростков.
Уборка за серьги или кольцо?
(Вопрос от Ирины) Здравствуйте, мой сын осенью пойдёт в пятый класс,
дело в том, что полгода назад он стал уговаривать меня проколоть ему
уши, чтобы носить серьги, видно насмотрелся где или мода у них такая
и причём только оба уха, после беседы мы договорились с сыном, что
уши проколем летом, после окончания учебного процесса, это я твёрдо
ему пообещала, но надеялась, что он передумает и забудет. Но прошло
полгода, но он не передумал, пришлось выполнить своё обещание и
проколоть ему уши, купила ему серьги, которые он захотел.
Договорились с ним, что за это он будет хорошо себя вести: вовремя
убираться в своей комнате, не находиться очень долго у компьютера,
приходить с прогулки вовремя и т.д. Прошёл почти месяц, но он не
спешит выполнить свои обещания: может задержаться на улице, пока
десять раз не повторишь, в комнате не уберёт. К тому же стал
упрашивать купить ему золотое кольцо на палец, как у его какого то
музыкального кумира, тогда он будет всё выполнять точно. Прошу у вас
совета как мне поступить: купить ему кольцо или наоборот забрать у
него на время серьги из ушей, пока не выполнит свои обещания? А
может как-то по-другому можно на него повлиять?
(Екатерина Мануковская) Ирина, думаю, что не стоило
договариваться с сыном о том, что он будет убирать. Прокол ушей и
покупка серег не стоят на одном уровне с уборкой. Прокол ушей – это
разовая акция, которую можно осуществить, например, в качестве
награды за что-то. А уборка – это длительный, даже бесконечный
процесс, в котором действуют совсем другие регуляторы.
Не смешивайте одно с другим. Не требуйте и не ждите от сына того,
что он, скорее всего, не сможет дать. Скажем, отличный табель в
конце года и в награду кольцо – это да.
Я понимаю Вашу досаду и раздражение и все же – это не работает. Я
по поводу сережек и уборки. Думайте над другими мотиваторами. А
кольцо… Я не очень понимаю, для чего нужно 6-класнику покупать
золотое кольцо??? Чему Вы научите ребенка, сделав эту покупку?
Попробуйте исходить из вопроса: чему научит мой поступок ребенка?
Если ничему – не покупайте.
Я Вам могу предложить другой вариант, исходя из постановки
вопроса немного по-другому: чему я хотела бы научить своего сына?
Например: самому планировать покупку и накапливать на нее деньги,
достигать намеченных целей, быть терпеливым, уметь придумывать и
осуществлять различные способы дохода и т.д. Чему?
И после вместе сможете посмотреть, чему он научился. Чему
научились Вы в процессе обучения сына? При чем тут кольцо?:) Оно –
замечательный стимул, свет в конце тоннеля, куда будет стремиться
Ваш ребенок.
***
Информация для
родителей
Питера и окрестностей
Дорогие питерцы! Екатерина Мануковская10-11-12
августа проводит семинар и тренинг по взаимодействию с вашими
детьми! Информация от Катерины:
Услышьте его!!!
Нам, родителям, кажется, что ОН или ОНА не слышит то, о чем мы
ему говорим, кричим, просим, уговариваем. Ну, не слышит и все тут!
Так ли это?
Будем готовиться к учебному году! Вы помните, что сентябрь –
начало родительской страды по усаживанию детей за уроки, борьбы с
компьютером и ТВ, безответные просьбы об уборке в комнате и т.д. и
т.п.
Вас ждут: азы общения, основные принципы взаимодействия с
ребенком – как правильно хвалить, как слушать, как доносить
информацию, если хотите, чтобы услышал (а не запугать), как
правильно поддерживать, чтобы ему хотелось делать то, ЧТО ВЫ
СЧИТАЕТЕ ДЛЯ НЕГО ПОЛЕЗНЫМ и дальше и т.д.
Семинар «Как НЕ ОРАТЬ на ребенка?» 10 августа + Тренинг «Теория и
практика общения с ребенком» 11-12 августа 2012
года. Подробнее об этом на моём
сайтеhttp://manukovskaya.ru/archives/2150
***
В рассылке "Счастливы вместе"скоро закончится бесплатная раздача аудио-курса "Как
найти своё предназначение"
Если вы хотите узнать:
Что такое "ваше предназначение". Кто «отнял» у вас его, и как «вернуть»
ваше предназначение назад
Почему ваши мечты до сих пор не исполнились, и как сделать так, чтобы
они начали воплощаться в жизнь
Почему вы так часто опускаете руки и как это изменить?
Работающие инструменты для определения своего предназначения