Периоды роста
В жизни нам часто приходится начинать что-то новое, обучаться. Обучение — это непрерывный и постоянный процесс балансирования между получением новой информации и приспосабливанием уже имеющихся знаний к новой информации.
Можно выделить четыре стадии в круге обучения между первоначальным знакомством с новым материалом (навыками, концепциями и пр.) и компетентностью.
-
Бессознательная некомпетентность: у тебя нет навыка, и ты не знаешь о его отсутствии или вообще о возможном существовании такового. Когда ты осознаешь недостаток навыка, ты переходишь на вторую стадию.
-
Сознательная некомпетентность: ты знаешь, что у тебя нет данного навыка. Понимание собственной некомпетентности, с одной стороны, может мотивировать тебя на приобретение недостающего навыка, а с другой стороны, может породить чувства неуверенности и дискомфорта, мешающие обучению.
-
Сознательная компетентность следует за процессом сознательного обучения навыку. Вначале эта стадия часто отмечена самоосознанием. Воспроизведение того или иного действия требует постоянного мысленного контроля и может выполняться хуже, чем до начала обучения.
-
Бессознательная компетентность — это заключительный этап обучения, когда навык полностью интегрирован в твое поведение. Твое бессознательное справляется с ним самостоятельно, а твое сознание свободно для обучения новому навыку. Эта стадия характеризует мастерство.
Но мало перечислить все эти стадии обучения, нужно еще знать подводные камни, которые встречаются на пути от незнания к мастерству.
А выявить подводные камни нам поможет Кривая Бандуры.
Кривая Бандуры
Кривая Бандуры названа так по имени Альберта Бандура, психолога стенфордского университета. Большое внимание он уделял исследованиям взаимоотношений между тем, что люди собираются сделать, и тем, как они это делают в действительности.
Графически кривая выглядит следующим образом:
Но сначала расскажем о ней в общих словах. Сценариев происходящего три.
Первый — это наши ожидания. Предположим, кто-то решил следить за собой и сбросить вес за счет новой диеты. И за первую неделю сбросил два килограмма. Тогда путем нехитрых расчетов человек получает, что через две недели будет четыре килограмма, через три — шесть, и так далее, пока он не достигнет своего результата. Логично? Конечно!
Но на самом деле все происходит немного по-другому. По сценарию номер два. Этот сценарий знаком каждому, кто с понедельника начинал новую жизнь. Например, делал зарядку. Сначала все шло как в сценарии номер один. Каждый день приносит одинаковую порцию успехов. Мы строим радужные планы.
Но потом что-то случается, и достигнутые результаты начинают отставать
от наших планов. Причем расхождение становится все больше и больше.
Через некоторое время рост достижений совсем останавливается и наступает
момент истины. Мы либо отказываемся от своего нового занятия, и через
некоторое время жизненная ситуация возвращается к исходному состоянию,
либо крепко задумываемся и ищем пути продолжать рост. Это сложнее,
результат не гарантирован, но если у нас получается, то прогресс
возвращается и оказывается даже больше, чем мы могли рассчитывать
сначала. Это сценарий номер три.
Для того чтобы процесс пошел по третьему варианту, в точке, где
произошла заминка, нужно привлечь дополнительные ресурсы. Они могут быть
самыми разными. Например, это может быть совет консультанта, прочитанная
книга для чайников, чужой опыт или увеличение интенсивности усилий. В
реальном мире возможностей масса.
Кривая Бандуры на примере достижения результатов участниками курса "Марафон Стройности"
Я проиллюстрирую кривую
Бандуры на примере нашего нового курса
"Марафон Стройности", так как на нем
иллюстрация получится наиболее
красочной.