Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Красота и здоровье - в Ваших руках!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Школа своего Здоровья Выпуск 164
Приглашаем всех, кто хочет разобраться в том, что же нужно знать и уметь, чтобы вырастить здоровых и счастливых ребятишек О нас и наших семьях можно прочитать и посмотреть здесь Члены Клуба Электронные книги и диски ШСЗ и КнНРПодробнее с содержанием книг, ценой, скидках можно познакомиться по адресу http://tmorozova.ru/books.shtml
|
Результаты психологического тестирования курсантов ШСЗ до и после начала обучения на курсе очищенияпсихологи: Татьяна Столпанова, Игорь tesx@mail.ru Смысл тестирования в диагностике личностных характеристик (в нашем случае это была диагностика параметров самосознания ), т.е. сами тесты – это всего лишь инструменты для измерения каких-либо параметров личности. С помощью тестов мы выявляли некоторые особенности самосознания личности и , при повторном тестировании, проверяли динамику их изменения. Мы сознательно рассматривали те характеристики, которые по нашему мнению должны были иметь наибольшую выраженность у курсантов школы и , которые должны были по нашему мнению претерпевать изменения в процессе прохождения курса. Безусловно, мы рассматривали динамику в позитивном направлении, но и, одновременно, проверяли негативную составляющую. Позитивные изменения реально обнаружены и подтверждены с помощью математических статистических методов. По негативным составляющим ничего не обнаружено и не подтверждается! Практически мы контролировали влияние курса Школы на некоторые
составляющие психики курсантов. Вывод по этим параметрам один – подтверждается
положительное влияние курса на такие составляющие личности , как самоотношение и
локус контроля, т.е., упрощенно говоря, воля (контроль над собственной жизнью и
отношение к окружающему миру). Литературный обзор1.1. Проблемы самосознания Современная психологическая наука – это в основе своей разновидность житейской психологии, специализирующейся на познавании сущности психического. Вместе с тем имеет место и менее тривиальный онтологический факт, заключающийся в том, что человек и мир, психическое и физическое, сознательное и бессознательное, "я" и "не-я" представляют собой целостность . Физически человек слит с миром. Психическое есть также свойство целостности. Взаимодействие человека с миром есть частный случай целостности человека и мира.. Во многих исследованиях затрагивалась тема особенностей самосознания личности, влияющих на выбор жизненной позиции по многим вопросам, в том числе по отношению к своему здоровью и образу жизни. Самосознание, согласно определению – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Авторы рассматривают личность с точки зрения индивидуальности, как структуры, в которую входит самосознание. Индивидуальность человека, поддерживающая его целостность, тождество самому себе, обеспечивает тем самым психологическую надежность человека, то есть его способность оставаться самим собой в различных ситуациях . Понятие психологической надежности включает компонент специфической структуры личности, ее временную (динамическую) устойчивость, «самоценность». "Психологическая надежность" оказывается соотнесенной с понятием психического настроя (настроения) личности , который может выражать и своеобразный ансамбль установок, и беспредметное (ненаправленное) психическое состояние индивида. Понятие надежности в данном случае характеризует определенную сторону психического настроя, включенность его в более масштабную структуру общественного настроения. Надежность личности, таким образом, выражает определенную социальную ориентацию. В более общем плане надежность выступает как способность личности функционировать и развиваться в соответствии с прогрессивными идеалами человечества, быть верной этим идеалам . Самосознание – это субъективный образ своего Я. В работах многих отечественных психологов доказано, что субъективные представления личности о себе формируются под воздействием социальной среды, представляют систему самовосприятий и связаны с влиянием оценочных отношений других людей, соотнесением своих мыслей и поступков, мотивов и целей с общественными нормами. Одна из функций самосознания – найти смысл своей собственной деятельности, смысл всей своей жизни. Другая функция самосознания – познание себя, понимание себя, принятие себя и обеспечение саморазвития личности. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не-Я". Некоторыми авторами так же отмечалось следующее. Действительность есть внутренний мир, самоотношение своего Я к своему Я. Самопознание через субъективность - вот свобода! Во внутреннем мире нет ничего такого, что не было бы свободой, во внешнем - ничего такого, что было бы ею. Позже эту мысль повторит Толстой: если ты чувствуешь себя несвободным, ищи причину в себе. Проблема индивидуальной свободы - самая горячая точка его мировоззрения. 1.2. Самосознание и здоровье Одной из потребностей может являться стремление к здоровому образу жизни. Восприятие, трактовка и оценка человеком своего тела, осознание его места и значимости; признание/ непризнание культуры тела как полноправной составляющей индивидуального и социального культурного пространства; «рейтинг» физического благополучия, здорового тела на общественной и личной шкале ценностей – все эти характеристики, от «соматических» ценностных ориентаций , установок, представлений, до реальной практики их осуществления/ неосуществления, образуют «зону ближайшего развития» феномена здоровья. Было замечено ,что установление контакта с телом открывает новый способ понимания себя, которое постепенно переходит в самопринятие. Эта перемена происходит тогда, когда время соприкосновения уступает место самому бытию в соприкосновении или контакте. В дальнейшем мы увидим, что любящий человек — это человек, живущий в контакте со своим телом и с самим собой. Здоровье — это интегральная оценка состояния и динамики всего живого существа. В определенном смысле эта оценка сродни эстетической, которая носит эмоциональный характер, включающий в себя различные оттенки положительных эмоций. Один из показателей ,ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС – общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность. Это говорит о неразрывной связи , целостности психологического и физического здоровья. В понятие целостности организма неотъемлемой частью входит взаимодействие человека с окружающей средой. В ходе социального прогресса происходит не ослабление, не разрыв, а обогащение связей человека с природой и социальной средой. Тем самым все более возрастает роль физического совершенствования человека. Физическое совершенство – понятие не только биологическое, но и эстетическое, и социальное. Физически совершенным мы называем человека, обладающего высокой дееспособностью и устойчивостью в служебной и повседневной (бытовой) деятельности. Его организм отличается наилучшим развитием и состоянием взаимосвязи его функций, органов и систем друг с другом и окружающей средой. Это наилучшее состояние определяется в связи с возрастом человека и имеет оптимальную характеристику для каждого периода его жизни. Физическое совершенство может быть достигнуто в том случае, если человек сохраняет здоровье в течение своей жизни. Еще теоретики даосизма заметили, что болезни, недомогания, физическое нездоровье создают препятствия на пути просветления, причем не только потому, что ослабляют человека, но и потому, что являются лишь формой проявления его духовных несовершенств. Некоторые авторы отмечают, что психическое здоровье личности связано и с окружающей его жизненной средой (жизненным пространством). Жизненная среда – совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье . Человек постоянно находится в жизненной среде. Многие авторы неоднократно отмечали связь психологического здоровья и физического . Так например, адаптация психики ведет только к привыканию, но не способна устранить последствия возникающего конфликта с подсознанием - отсюда болезни. Иначе говоря, это конфликт разновременных или разноразмерных аспектов я. Физическое здоровье неразрывно связано с доминирующими, все более и более ярко выраженными состояниями запирающегося в ограниченном объеме осознания сознания. "Не трогайте меня, и я не трону вас" становится лозунгом отчужденного общежития. Экспериментальные исследования показывают, что изменения, под влиянием внешних оценок, "образа Я", как и социально-нравственных установок, более значительны, если испытуемый думает, что значимые для него лица (например, товарищи по работе) единодушны в оценке его качеств или поведения, чем в тех случаях, когда их мнения расходятся. Наконец, разные люди неодинаково чувствительны и восприимчивы к чужим мнениям, начиная от полного безразличия и кончая полной перестройкой собственной "самости" в соответствии с желаниями других. 1.3. Здоровье и локус контроля В большом количестве работ рассматривается проблема зависимости локуса контроля и отношения к здоровью. Понятие "локус контроля", введенное в психологию в середине 60-х гг. XX в., описывает некоторое обобщенное представление человека о том, что является причиной событий его жизни и кто несет за них ответственность. Действия, контролируемые и регулирующиеся волей, бывают простыми и сложными. В зависимости от того, в какой мере индивид понимает значение своей волевой активности и приписывает ли ответственность внешним обстоятельствам или, напротив, собственным усилиям и способностям, определяют его локус контроля. Понятие локуса контроля обозначает, во-первых, представления субъекта о том, как вообще управляется мир (философским воплощением экстернальности можно считать механистический детерминизм, а интернальности – волюнтаризм) ; во-вторых, характерное для него чувство личного контроля (насколько он считает себя хозяином собственной жизни); в-третьих, связанную с этим склонность к само- или внешнеобвинительности при неудачах. Локус контроля тесно связан с многими другими психическими свойствами личности. Интерналы отличаются повышенным чувством социальной ответственности, более развитым сознанием смысла и целей жизни. У них сильнее выражены черты общительности, открытости, самоконтроля, принятия своего "Я", эмоциональной устойчивости. Экстерналам, напротив, больше свойственны подозрительность, тревожность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность и агрессивность. Интерналы обладают большей способностью отсрочить получение непосредственного удовольствия ради достижения долгосрочной цели, проявляют значительно большую стойкость в стрессовых ситуациях и в условиях группового давления. Поскольку интернальность ассоциируется с самостоятельностью, ее считают положительным, ценным качеством. В представлении людей "идеальный человек", как правило, наделяется более высоким уровнем интернальности, чем тот, которым обладают, по их самооценке, они сами. Напротив, "средний человек" кажется им более экстернальным. Иными словами, индивид склонен считать себя недостаточно самостоятельным по сравнению с идеалом, но более самостоятельным, чем другие. В этом проявляется типичная атрибутивная ошибка. Однако люди интернального типа не только кажутся другим, но нередко и чувствуют себя счастливее, нежели экстерналы. Но, как и в других случаях, самочувствие человека зависит здесь как от свойств его личности, так и от жизненной ситуации. Исследуемая в работе группа характерна так же высоким интересом к применению Интернет технологий (ИТ), т.к. все общение со школой проводится посредством Интернета и люди, учавствующие в программе, как правило, хорошо владеют ИТ. По некоторым данным, например, высокий интерес к применению ИТ связывается с высокой потребностью в достижениях. Для опытных игроков в компьютерные игры характерно наличие весьма дифференцированных представлений о себе, у них высокая самооценка, локус контроля сдвинут в интернальную область; отмечаются состояние поглощенности деятельностью и другие личностные и интеллектуальные особенности Влияние интернальности локуса контроля на другие характеристики личности весьма разнообразны. Возможно, самое главное условие творчества состоит в том, что местонахождение или локус источника оценки находится внутри индивида. Для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим. Удовлетворяет ли меня то, что я создал? Выражает ли это какую-то часть меня – моих чувств и мыслей, моей боли, моего восторга? Вот единственные вопросы, которые по-настоящему что-то значат для творческого человека или для любого человека, когда он занят творчеством. Это не означает, что он пренебрегает мнением других или не желает его понять. Обычно люди, имеющие внутренний локус контроля чувствуют себя скорее обладающими силой и возможностями, чем беспомощными и жертвами. В основном это оптимисты, те, кто соглашается, например, с таким утверждением: «Берясь за что-то новое, я ожидаю, что непременно добьюсь успеха». И они действительно более успешны, а кроме того, они более здоровы, счастливы и склонны к экстравертности. 1.4.Самосознание и деятельность Интерес к особенностям самосознания типов личностей подобным, изучаемым в этой работе связан еще и со следующим аспектом. Дело в том, что самоактуализирующиеся люди часто очень своеобразно понимают саму цель, их поступки зачастую нацелены не на достижение какого-то конкретного результата, хотя и он в конце концов не безразличен им. Как правило, причины их поступков кроются в самой деятельности и в переживаниях, связанных с этой деятельностью. Они умеют получать удовольствие от самого процесса, умеют чувствовать самоценность деятельности, и она важна для них не меньше, а быть может, и больше, чем результат. Они устремлены к цели, но и дорога любопытна им. Путешествие так же приятно для них, как и момент прибытия. Даже самая обыденная, самая рутинная работа в их руках становится веселой игрой, способом самовыражения. Этим они похожи на детей, как, впрочем, и многим другим. Одна из функций самосознания – найти смысл своей собственной деятельности, смысл всей своей жизни. Другая функция самосознания – познание себя, понимание себя, принятие себя и обеспечение саморазвития личности. Самосознание обладает совокупностью принятых индивидом знаний об окружающем и внутреннем мире, четким различением своего "Я" и "не-Я". Одной из составляющих самосознания является самоценность личности, которая понимается как совокупность оценочных и притязательных качеств человека . Самоценность человека, его личности имеет не только оценочную и притязательную области. Важным моментом является конгруэнтность . Человеку очень важно быть конгруэнтным (т.е. согласованным) с самим собой: он говорит то, что думает, чувствует, переживает открыто, не скрывая это от других. (Татьяна Морозова) Надеюсь, что после литературного обзора и предварительных пояснений психологов текст ниже будет восприниматься легче. Отчет о проделанной работеНами закончены и сданы два эмпирических исследования на основании тестирования курсантов ШСЗ. Результаты тестов курсантов сопоставлялись с результатами тестирования независимой контрольной выборки, состоящей из людей того же возрастного диапазона и социального статуса, что и курсанты Школы. Работы были выполнены по двум тематическим направлениям:
Локус контроля Шкала локуса контроля (Locus of control scale) предназначена для диагностики уровня субъективного контроля (УСК). УСК является характеристикой, которая определяет степень независимости человека, его самостоятельности, ответственности и активности в достижении целей. Методика нередко применяется в работе кадровых служб с целью отбора претендентов на должность руководителей. Понятие локуса контроля обозначает, во-первых, представления субъекта о том, как вообще управляется мир (философским воплощением экстернальности можно считать механистический детерминизм, а интернальности – волюнтаризм) ; во-вторых, характерное для него чувство личного контроля (насколько он считает себя хозяином собственной жизни); в-третьих, связанную с этим склонность к само- или внешнеобвинительности при неудачах. Локус контроля тесно связан со многими другими психическими свойствами личности. Интерналы отличаются повышенным чувством социальной ответственности, более развитым сознанием смысла и целей жизни. У них сильнее выражены черты общительности, открытости, самоконтроля, принятия своего "Я", эмоциональной устойчивости. Экстерналам, напротив, больше свойственны подозрительность, тревожность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность и агрессивность. Интерналы обладают большей способностью отсрочить получение непосредственного удовольствия ради достижения долгосрочной цели, проявляют значительно большую стойкость в стрессовых ситуациях и в условиях группового давления. Поскольку интернальность ассоциируется с самостоятельностью, ее считают положительным, ценным качеством. В представлении людей "идеальный человек", как правило, наделяется более высоким уровнем интернальности, чем тот, которым обладают, по их самооценке, они сами. Напротив, "средний человек" кажется им более экстернальным. Иными словами, индивид склонен считать себя недостаточно самостоятельным по сравнению с идеалом, но более самостоятельным, чем другие. В этом проявляется типичная атрибутивная ошибка. Однако люди интернального типа не только кажутся другим, но нередко и чувствуют себя счастливее, нежели экстерналы. Но, как и в других случаях, самочувствие человека зависит здесь как от свойств его личности, так и от жизненной ситуации. Полученные результаты подтвердили первоначально выдвинутые гипотезы. Вот их сокращенное изложение. 1) Заметен более высокий уровень общей интернальности (Ио) у группы курсантов ШСЗ по сравнению с контрольной группой. 2) Существенные отличия интернальности в области здоровья (Из) обращают на себя внимание, в первую очередь, из-за специфики изучаемой группы. Поскольку курс оздоровления в ШСЗ проводится каждым курсантом самостоятельно, лишь под удаленным руководством, которое скорее можно назвать консультированием, то, следовало ожидать наличие у данной категории людей высокой ответственности за состояние своего здоровья и организма. 3) Высокие показатели по шкале Ид (интернальность в области достижений) так же ожидалась, поскольку мотивировка личности на совершение определенных достижений, в том числе и на пути к изменению своего физического состояния, может быть рассмотрена с точки зрения высокой ответственности за свои поступки и радости, с которой человек воспринимает свои успехи. Возможно, что в выраженности данной шкалы может скрываться определенная тяга к преувеличению своих достоинств, но с точки зрения приобретения здоровья (как достоинства) это преувеличение нельзя рассматривать как негативное. 4) Высокая интернальность в производственной сфере (Ип) была несколько неожиданной, поскольку было известно изначально, что некоторые из курсантов, в отличие от контрольной группы, не работают в настоящий момент. Однако, как выяснилось из частного общения, многие из неработающих и работающих курсантов мотивированы на создание своего личного бизнеса под влиянием примера руководителей ШСЗ, которые так же оказывают в этом некоторое информационное содействие. 5) По шкале самоценности (№5 по МИС) заметна существенная разница между результатами контрольной и экспериментальной групп в пользу последней. Этот показатель являлся ожидаемым, поскольку изначально выдвигалось предположение о связи самоценности с мотивировкой на сохранение здоровья. 6) В контрольной группе за прошедший с первого тестирования период (около 3 месяцев) не произошло никаких существенных изменений самосознания по средним результатам выборки. Максимальное изменение наблюдалось лишь по шкале Самопривязанности. Надо отметить, что характеристика Самопривязанности по некоторым данным является легко изменяемой по сравнению с другими параметрами самоотношения. 7) В результатах экспериментальной группы заметны существенные изменения по сравнению с первоначальным тестированием, проведенным до начала курса ШСЗ. Изменились в сторону увеличения показатели по всем шкалам интернальности локуса контроля (УСК). Наиболее значительное изменение произошло по шкале Ио (общая интернальность) . Наименьшие изменения коснулись шкалы Из (интернальность в области здоровья) и, вероятно, это может быть связано во-первых, с изначально высоким уровнем интернальности по данной шкале у курсантов, во-вторых, с достаточно высокой мотивацией к здоровому образу жизни и поддержанию хорошей физической формы, не требующей дополнительного самовоздействия на сознание (убеждения себя в ответственности за происходящее в данной области). 8) Следует отметить, что наибольшие изменения в уровне интернальности замечены у курсантов с изначально низкими показателями. Естественно, что курсанты, имеющие изначально высокие показатели по всем шкалам интернальности, практически не изменили их в процессе прохождения курса, не имея практического ресурса к увеличению вышеуказанных показателей. 9) Некоторые изменения заметны так же по шкалам самоотношения. Наибольшие изменения произошли по шкале самоценность и шкале отраженного самоотношения (то, как меня воспринимают другие). Вероятно, данные изменения можно связать с реально возникающими у курсантов соответствующих чувств по отношению к себе, как к определенной ценностной величине и понимании своей ценности, как непременного атрибута самосознания. 10) Кроме вышеупомянутого увеличения параметров позитивных
характеристик, наблюдается так же снижение показателей по сравнению с
изначальным тестированием таких негативносодержательных характеристик, как
Внутренняя конфликтность и Самообвинение. Закономерно предположить, что эта
тенденция обратна тенденции на повышение Самоценности и Отраженного
самоотношения. С повышением сознавания собственной ценности и увеличением
позитива по отношению к себе со стороны окружающих, индивид перестает «бороться»
с собой и соглашается принимать себя таким, какой он есть, о чем может так же
свидетельствовать относительно небольшой рост по шкале Самопринятия. По материалам изложенной работы можно сделать следующие выводы:
|
Рекомендую подписаться
Рассылки
представителей, учеников и курсантов
|
Авторы этих рассылок - информационные партнёры Школы своего Здоровья |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Путь к здоровью через
болезнь:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условия размещения информации о дружественных проектах в рассылке и на сайте ШСЗ находятся здесь >>> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внимание! Избранное публикуется в журнале " Результат" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При создании выпуска использованы мысли многих мудрых людей, в том числе: Лууле Виилма, Лиз Бурбо, Луизы Хей, Геннадия Малахова, Мирзакарима Норбекова, Валерия Синельникова и многих, многих других читателей и писателей. Большое вам всем СПАСИБО!!! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Татьяна Морозова © 2003 -
2006 ВСЕ материалы
рассылки, за исключением подписанных прочими именами WEB-мастер Ольга Морозова © 2003 - 2006 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подписаться на рассылку службы Subscribe.Ru |
В избранное | ||