Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Коучинг: технологии достижения целей" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Трансперсональная психология
Анонс тренинга
ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ 16-18 января 2009, Москва структура тренинга теория: введение в трансперсональную психологию картография внутреннего пространства роли холонавта и ситтера фокусированная работа с телом на сеансе холотропного дыхания ответы на вопросы просмотр тематических фильмов
практика: один общий вводный дыхательный процесс 4 процесса в классическом формате холотропного дыхания интеграция опыта (рисование мандал и обсуждение процессов) подробности и регистрация http://www.terton.ru/treningi/holotropnoe-dyihanie-moskva-16-01-09.html Синестетические переживания в холотропных состояниях сознания. Карельский Герман м.п, к.ф.н. В данной работе рассматривается эффект синестезии, возникающий в категории измененных состояний сознания (ИСС), не связанных с органическими психозами, вызванными повреждением центральной нервной системы, головного мозга, нарушением кровообращения и острыми инфекции. Эту категорию измененных состояний сознания Станислав Гроф назвал «холотропные состояния сознания». Холотропные состояния характеризуются особыми трансформациями сознания, связанными с изменениями во всех сферах восприятия, с сильными и зачастую необычными эмоциями, а также с глубокими переменами в мыслительных процессах. Термин «холотропные» буквально означает «ориентированные на целостность» или «движущиеся в направлении целостности» (от греч. Holos - «целое» и trepein - «двигаться в направлении чего-либо»). Термин указывает на то, что, находясь в других состоянии сознания, мы не целостны, а раздроблены и отождествляемся лишь с небольшим фрагментом того, что мы есть в действительности. Холотропные состояния сопровождаются множеством сильных психосоматических проявлений и неординарным поведением. В сознании происходят чрезвычайно глубокие качественные изменения, но в отличие от бредовых состояний в нем не наблюдается грубых нарушений. В холотропных состояниях мы переживаем вторжение других измерений бытия, которые могут быть очень интенсивными и даже ошеломляющими. Но при этом мы все же не теряем пространственно-временной ориентации и отчасти остаемся в контакте с повседневной реальностью, то есть мы одновременно присутствуем в двух разных реальностях. Важным и характерным аспектом холотропных состояний являются необычные изменения в чувственном восприятии. Если глаза открыты, формы и краски внешнего мира обычно резко преображаются, а когда мы закрываем глаза, нас захлестывают образы из нашей личной истории и из коллективного бессознательного. У нас могут возникать и видения различных природных явлений, космоса, мифологических сфер. Иногда все это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения. В случаях глубокого погружения в ИСС возможно синестетическое восприятие реальности. Человек, переживающий синестезию, может ощущать цвет звука, вкус и запах цвета. Такой эффект возможен при сенсорных перегрузках в измененных или холотропных состояниях сознания, когда в холотропном процессе человек одновременно получает интенсивную информацию по всем каналам восприятия. Метафорически можно сказать, что в процессе синестезии все органы чувств человека превращаются в один орган чувств Бога - "чувствилище", который воспринимает целостную информацию о мире. Для абстрактно-эстетических переживаний, возникающих в холотропных состояниях сознания, характерен эффект синестезии, т. е. распространения восприятия сенсорного сигнала на несколько сенсорных зон. Импульсы, приходящие в одну сенсорную область, вызывают очень ясную и отчетливую реакцию других чувств. Например, под влиянием психоделических препаратов или интегративных психотехнологий человек может «видеть музыку» или «ощущать на вкус цвета», - таким образом, возникает эффект синэстетического восприятия. Незначительные изменения восприятия окружающего, интерпретируются необычным эмоциональным путем. Окружающее пространство может представляться невыразимо прекрасным, чувственным, привлекательным или же комическим; очень часто оно описывается как магическое или сказочное. Таким же образом может изменяться и звуковое восприятие. Нередко испытуемые открывают в музыке такие сферы, которые они были не способны воспринимать раньше. Во время пребывания в ИСС оказывается возможным слушать музыку всем своим существом при совершенно новом подходе. Часто складывается впечатление, что музыка резонирует в различных частях тела и включает мощные эмоции. По мнению Грофа, одно из самых общих заявлений в отчетах испытуемых- о том, что в день сеанса работы в ИСС они впервые в жизни услышали музыку по-настоящему. Открытия аргентино-итальянского исследователя Хьюго Зукарелли распространили холографическую модель на мир акустики. После тщательного изучения и анализа механизмов, при помощи которых животные различных видов добиваются точной идентификации источников звука, он пришел к заключению, что существующие модели не учитывают важные характеристики человеческого акустического восприятия. Тот факт, что люди могут локализовать источник звука, не двигая головой и не меняя положения ушных раковин, доказывает, что механизмом, отвечающим за человеческие возможности в этой области, является отсутствие различий в интенсивности входного сигнала в правом и левом ухе. Люди, чей слух поврежден с одной стороны, могут локализовать источник звука. Чтобы адекватно объяснить все характеристики пространственного слуха, приходится постулировать, что человеческое акустическое восприятие использует голографические принципы. Это означает, что человеческое ухо является не только приемником, но и передатчиком. «Воспроизведя этот механизм при записи звука, Зукарелли развил технологию холофонического звучания, позволяющую получить эффект синестезии. Холофонические записи обладают поразительными возможностями воспроизведения акустической реальности со всеми ее пространственными характеристиками - до такой степени, что без постоянного визуального контроля практически невозможно отличить записанное от реальных событий трехмерного мира. Вдобавок, при прослушивании холофонической записи событий, стимулирующих и другие чувства, может возникать синестезия, т. е. соответствующее восприятие в других сенсорных зонах. Так, звук щелкающих рядом с головой ножниц вызовет реалистичное ощущение, что вам стригут волосы, шум электрического фена создаст ощущение потока горячего воздуха, обдувающего волосы, услышав, как кто-то зажигает спичку, вы явственно почувствуете запах серы, а шепот женщины вблизи уха заставит ощутить ее дыхание». (Гроф С. За пределами мозга. М., 1993, с.100) Г. Хант (1985) пишет о том, что опыт измененных состояний сознания можно рассматривать как 1) когнитивное развитие, основывающееся на абстрактном ре-комбинаторном символизме и 2) основной процесс, лежащий в основании всего специфически человеческого познания. Этой точке зрения противостоят две главных "ортодоксии". Во-первых, существует точка зрения, настаивающая на том, что эти феномены - основанные, как показал Дейкман (1971), на радикальной ориентации "не делания", "не мышления" - являются, в некотором смысле, непознавательными и неинтеллектуальными "чувствами". И далее у Г. Ханта: «Геометрические константы формы и светимости, галлюцинаторные трансформации и синестезии, встречающиеся в различных измененных состояниях сознания, нельзя адекватно объяснить представлениями о периферических эффектах восприятия или о филогенетически примитивном "единстве чувств". Также, они не описывают уровень символизма, который является необходимо примитивным с точки зрения онтогенеза. В частности, сложные синестезии представляют собой почти повсеместно встречающиеся в условиях измененных состояний сознания феномены, но из-за феноменальных свойств их также легко упустить из виду. Эти эффекты дают наиболее прямой доступ к процессам, лежащим в основе метафорически-презентационной стороны интеллекта и, развиваясь в качестве таковой, они составляют линию когнитивного развития, завершением которой являются межкультурно-общие формы религиозного мистицизма и шаманизма. Эта линия развития, судя по всему, основывается на экстериоризации семантических процессов, вовлеченных во всякий символизм и в норме подчиненных прагматически организованному интеллекту и маскируемых последним. Однако, прикладное, манипулятивное мышление в качестве исключительного образа мышления человека может быть в равной мере рискованным». (Хант Г. Взаимоотношения между феноменами религиозного мистицизма (измененными состояниями сознания) и психологией мышления: когнитивная психология состояний сознания и необходимость субъективных состояний для когнитивной теории. Санта Катарина 1985, с.911-961) Соответственно, изучение субъективных отчетов из различных ситуаций измененных состояний сознания имеет решающее значение для общей когнитивной теории, поскольку оно дает уникально прямой и близкий взгляд на межмодальные трансляции, которые делают возможным "оборачивание на схемы", играющее столь основную роль в различных подходах к познанию (Найссер, 1976; Гешвинд, 1965; Лурия, 1972; Вернер и Каплан, 1963) Соответственно, холистико-феноменологические когнитивные психологии (Бартлетт, 1932; Вернер и Каплан, 1963; Шильдер, 1942) - с их требованием изучать опыт в качестве части психологии разума - уникальным образом настроены на анализ феноменов измененных состояний сознания. Сферы зрения, слуха и осязания являются несоизмеримыми. Между ними существует удивительный разрыв, заключающийся в обычно не замечаемой нами произвольности того, каким образом в действительности соединяются вместе специфические впечатления от различных специализированных чувств. Нет ничего особенного в данном зрительном качестве, что бы давало начало специфическим осязательным или слуховым качествам, которые объединяются с ним в специфической ситуации, хотя мы познаем по опыту все эти качества как неизбежно "объединенные воедино", как "вещь". Это соединение чувств, предположительно, в большей степени связано с функционированием человеческих символических процессов, нежели с самим восприятием. Многие из субъективных жалоб пациентов-шизофреников, судя по всему, основываются на усиленном само-отнесении и интроспективной чувствительности - могут жаловаться как раз на эту произвольность в соединении и согласовании воедино разных сенсорных модальностей. Можно различать «простые синестезии», которые являются дискретной, последовательной трансляцией различных специализированных чувств, которые "идут вместе" в двух пунктах или на двух уровнях их отдельного микрогенеза; и "сложные синестезии", или "геометрические" трансляции. Первый тип трансляции, по-видимому, является межмодальной матрицей для символической коммуникации, а последний - межмодальной матрицей для мышления. Межмодальные способности могут быть организованы в две системы, одна из которых проявляется как обычный язык, а другая как презентационный символизм. Максимальная сложность и дифференциация обычного языка и "общего чувства" (или "здравого смысла") могут быть противопоставлены максимальной простоте и единству символического опыта в религиозном мистицизме. Обычный язык, с этой точки зрения, представляет собой "очень сложную" синестезию, поскольку его "понимание" по большей части является способностью порождать возможные образные последовательности для нормативных высказываний и различные нормативные высказывания из конкретно переживаемых и испытываемых ситуаций. Мы не замечаем разрыва между специализированными чувствами потому, что наши межсенсорные сочетания организованы в систему прагматического, последовательно направляемого интеллекта, который позволяет, чтобы вид чего-либо был "именем" этого чего-то, и чтобы это имя также включало в себя подчеркивание и выделение того, что это также телесно-позиционная готовность (поза готовности) к различным двигательным "деяниям". Максимально абстрагированной целью и равновесием презентационного интеллекта является синестетический опыт, который можно обозначить, как «свет пустоты». В то время как обычный язык подчеркивает и сохраняет чувство привычного, типичного и "неотмеченного", наша метафорически-презентационная способность обращена вовне к чувству всеобъемлющего неизвестного - к новому и "отмеченному". Обе ориентации являются в равной мере творческими, но в то время как человеческая рекомбинаторная способность используется для защиты и сохранения "типичности" повседневной жизни; она разворачивается по своим собственным законам в презентационном символизме, тем самым требуя той самой "негативной способности", которая столь важна в оценках творчества. Синестетическое "завершение" этой линии требует "воплощения" сияющего свечения и, таким образом, своего рода субъективных уничтожения и "смерти". Вдобавок, относительное завершение одной линии будет требовать завершения другой для своего уравновешивания. Об опыте «Сияющей пустоты» Г. Хант пишет следующее: «Несоизмеримость чувств и множество возможностей для синестетического слияния в соответствии с различающимися между собой направлениями "зрительной динамики" и "Осгудовской пульсации" помогает объяснить некоторые из особенностей метафоры, обсуждавшихся Рикером (1977). В частности, многозначность сложных метафор, по-видимому, следует из различных "динамик", которые могут "содержаться" в более общем паттерне. По Рикеру, метафоризация обращена на открытость потенциальностей и неопределенностей и создает эту открытость, которую она одновременно "вмещает в себе" и "наполняет", в то же время, тем не менее, подразумевая произвольность, которая допускает альтернативные формы. Это одновременно данное "есть-не есть" сходным образом следует из бесконечной множественности "воплощений" формы зрительного микрогенеза. Если метафора работает путем обнаружения общих физиогномий и динамики между средством выражения и референтом, сложные синестезии, судя по всему, показывают этот процесс "в натуре". Свет пустоты, или первичный свет в терминах юнгианского анализа можно уподобить самости, обретение которой есть цель процесса индивидуации или, менее конкретно, предельному Фрейдовскому пониманию термина «бессознательное». Поиск «сердцевины самости» заставляет невидимое "Я" отступать перед всеми прямыми "схватывающими" попытками познать его достоверно и несомненно. Каждая такая само-персонификация ("я") ухватывает одну сторону нашего опыта, в то же время, затуманивая все остальные. Все эти подходы к "самости" подразумевают удивительную уязвимость в нашем опыте именно в отношении его высшего значения, его основного контекста. Допространственное, довременное; "разливающееся свечение" становится наиболее широким из возможных контекстов понимания природы самости как сложных синестетических выражениях пространственного микрогенеза. Этот контекст не может быть "обесценен" или замещен, потому что, как это описывается в литературе по религиозному мистицизму, он переживается как включающий в себя любую возможную спецификацию в качестве "позитивного" развертывания самого себя. Едва ли найдется развитая духовная традиция, лишенная своей мистики света. В Восточном христианстве, например, она существует изначально, и на всем протяжении имеет единый стержень - новозаветное свидетельство, повторяемое и варьируемого всеми учителями традиции: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Новый Завет, 1 соборное послание Апостола Иоанна Богослова, 1 глава, стих 5), а также «Бог есть свет, и те, которые сподобляются увидеть Его, все видят Его как свет, и те, которые прияли Его, прияли как свет» (Богослов Симеон Новый, Преп. М.,1892, с. 318); «Бог... является всегда как свет и своим явлением вводит человека в свет вечного Божественного бытия» Между этими двумя тождественными выражениями одной и той же позиции - тысячелетие». (Хоружий С. К феноменологии аскезы. М, 1998) Также и в Ветхом Завете проходит череда явлений Бога, связанными со светом. Одним из древних эллинских постижений была онтологичность света, его бытийная роль: существовать есть то же, что выйти на свет, оказаться причастником свету. Так утверждают и Платон, и Плотин: «Видящее имманентно видимому... око не видело бы солнца, если бы само не пребывало солнцезрачным» (Плотин. Эннеады 1. 6, 9; цит. по: Лосев. А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980, с. 443). У С. Хоружего в его философском труде «К феноменологии аскезы», посвященном практике исихазма, в главе «Созерцание нетварного света», мы находим следующее обобщение опыта «видения Божественного света». Видение имеет свои градации. «Есть ощущение, есть видение и есть озарение. И кто имеет озарение, тот выше имеющего ощущение» Высшие ступени видения сопровождаются утратой обычного самоощущения и восприятия окружающего. Взамен приходит восприятие «нового образа бытия», в котором созерцающий «сам стал светом». Для видения характерно созерцание «простого света», «безвидного и безобразного»: «От века святые... видят не начертание или вид или отпечаток, но безвидный свет» (Богослов Симеон Новый, Преп. М.,1892, с. 203) Но не обязательно Свет созерцается безграничным, лишенным очертаний и форм; он может созерцаться облаком, шаром и т.п... Видению сопутствуют эмоциональные и другие психологические эффекты. Наиболее универсальны «наслаждение», «сладость» света, «изумление», «радость» Хотя конец, уход видения ... могут оставить созерцавшего «охваченным печалью и тяжкою болью», так что тот «катается по земле». (Хоружий С. К феноменологии аскезы. М., 1998, с. 167-168). «Полная реализация этой метафоры светимости-свечения, хотя и является редкой и в высшей степени трудной и требующей предельного использования человеческих способностей, в действительности, судя по всему "обходит затруднение" открытой рекурсивной рефлексивности, которое делает ее столь неустойчивой именно по отношению к основанию нашего опыта". (Г. Хант 1985) Таким образом, в синестетическом переживании открывается доступ к предельному трансперсональному опыту. Если «простые синестезии» относятся к группе абстрактно- эстетических переживаний, которые являются переходным моментом к более глубокому ИСС, то «видение света», являющееся «сложной синестезией», имеют абсолютную эстетическую значимость. Они обладают способностью предельного удовлетворения эстетической потребности человека, как потребности в совершенстве, гармонии, наслаждении. Высшая степень «градации переживания света», - «озарение», в отличии от «видения», объединяет два модуса сознания - холотропный и хилотропный, поскольку не сопровождается утерей чувства ориентации в реальности. Свет - не стихия растворения и утраты личности, но, напротив, источник ее обретения и роста, олицетворения», «...созерцания исихастов - новый тип мистического трансцензуса, соединяющий имперсональное световое обожение-растворение неоплатонической мистики и ветхозаветное Богообщение - личное, однако, отнюдь не означающее обожения» (Хоружий С. К феноменологии аскезы. М., 1998, с. 171). Переживания такого типа встречаются в практике трансперсональной психологии в чистом виде значительно реже, чем другие типы переживаний, но сами по себе обладают ярко выраженным интегрирующим эффектом и приводят к значительному позитивному терапевтическому эффекту. Пример1. Одна из участниц холотропной терапии выразила переживание абстрактно-эстетического характера в стихах: Сюжет бессмысленный и тонкий меня увлек калейдоскопом, Глотаю жадно цвет... Здесь грохот гонки за тем, чего здесь нет. И это трудно, всегда так трудно собирать крупицы, оттаявшие из-под снега весной, когда не спится. Безумная игра! Комментарий. В этом стихотворении употребляются характерные образы абстрактно-эстетического уровня переживаний: «калейдоскоп», «грохот гонки». Строка «глотаю жадно цвет» - яркий пример «простой» синестезии. Из общего контекста, а также оценки данного переживания метафорой «безумная игра», ясно, что исследовательница ИСС не считает данный тип переживаний значимым для раскрытия бессознательного содержания. Ясно, что если за данным переживанием не последует углубление состояния сознания, то это приведет к разочарованию, ощущению «трудной работы», которая не принесла желаемого результата, не создала ощущение законченности процесса. Пример2. Рассказ о сессии холотропной терапии. (Катя). Сложная синестезия - «видение белого света». Вначале сеанса на меня сильно действовала музыка, я воспринимала ее всем телом. Я попала в какое-то место, там было все-все белое, я просто почувствовала, что здесь - один белый свет, и больше ничего. Свет, несущий добро и спокойствие. Потом я почувствовала себя маленькой девочкой... Свет как будто отодвинулся. Начались неприятности, начало что-то болеть, какие-то непонятно откуда возникавшие воздействия... Надя (помощник в сессии холотропной терапии) все время была рядом и помогла с этим справиться. Потом белый свет пропал, и все вокруг стало темно, я начала куда-то погружаться. Внутри было неспокойно... Я стала змеей; сначала просто лежала, потом стала двигаться очень-очень медленно, даже не знаю, куда. Состояние внутри какое-то очень спокойное; одновременно спокойное и одновременно какая-то тревога... Я выползла, и все закончилось. Сейчас чувствую себя необычно: я ощущаю, что стала намного сильнее, и одновременно я думаю обо всей своей жизни целиком, и мне как-то неспокойно... Мое отношение к тому, что я знаю о себе, приобрело другой вкус. Это трудно выразить словами, и мне еще непонятно, как эта тревога может быть одновременно успокаивающей. Как будто появилась новая ясность... Комментарии. Мы видим, как сеанс начинается с синестетического телесного восприятия музыки. И следующим шагом становится сложная синестезия - переживание «себя в месте, где нет ничего, кроме белого света». Это переживание оказывает особенное влияние на весь сеанс, и продолжается после него в форме особого рода «прозрения» Кати, ее «нового видения всей своей жизни». Переживание «себя змеей», «тьмы» и «выползания» можно предположительно отнести к трансперсональному аспекту рождения, или сюжету «смерти-возрождения», который присутствует во многих духовных традициях, как и мистика света. В результате сеанса Катя обретает очень уравновешенное эмоционально-положительное состояние, которое она характеризует как «ясность», и «чувствование себя сильной». Обобщенный опыт исследований ИСС показывает, что не существует четких границ между различными типами переживаний; холотропный модус сознания нельзя разделить на отдельные компоненты. Поэтому разделение холотропных состояний на группы (абстрактно-эстетические, биографические, перинатальные, трансперсональные) является в большой степени условным. В момент наибольшей актуализации определенное переживание может быть описано как, например, специфически перинатальное или биографическое, но, во-первых, четкой границы между различными типами переживаний, как правило, не обнаруживается, они плавно переходят друг в друга; во-вторых, переживания в ИСС часто носят многоуровневый характер; например, перинатальные переживания одновременно имеют транспероснальную окраску, сопровождаясь биографическими воспоминаниями, и синестетическими эффектами; в-третьих, не существует строгой закономерности в последовательности переживаний, ее невозможно прогнозировать. Например, если начало переживаний обычно связано с явлениями "простой синестезии", то затем возможен "прыжок сознания" в изначальную точку «сложной синестезии» - «видение белого света», которая является наиболее глубоким из всех известных трансперсональных переживаний. Далее, когда индивид, не будучи готовым к длительному пребыванию в подобном состоянии, «западает» в более поверхностных перинатальных или биографических переживаниях, они одновременно продолжают сохранять «синестезийную окраску», и т.п. В ИСС в каждый момент возможны любые переходы из одного типа переживаний в другой. При этом поток переживаний является некоей целостностью, которую невозможно описать дискретным языком в виде строгой последовательности или четкой схемы. Отсюда следует, что часть системы категорий, описывающих холотропный модус сознания и выделяющий разные типы переживаний, носит условный характер. Эта система лишь помогает нам разобраться в происходящем, она может применяться для интеграции холотропного опыта в хилотропный модус сознания; но она отнюдь не является достоверным описанием реальности холотропного опыта. На этой стадии изучения эстетических переживаний холотропного опыта мы можем говорить не о системе, а, скорее, а мандале картографии внутреннего пространства, выражающую новую ступень их понимания как интегрированных в целостность. |
В избранное | ||