На карте изображен золотоволосый
Ангел с бесстрастным лицом, в белых одеждах, с огненно-красными крыльями, одной
ногой стоящий в воде, а другой – на земле. В традиционных колодах Ангел
андрогинен, обозначая гармоничное слияние мужского и женского. На лбу Ангела –
солярный символ, золотой диск с точкой посередине, на груди – знак
семерицы, треугольник в квадрате. В руках он держит две золотые чаши (в
некоторых колодах – золотую и серебряную или синюю и красную), переливая из
одной в другую некую жидкость. Справа от Ангела растут желтые ирисы, слева –
начинается дорога, уводящая к горизонту и проходящая между двух гор. Фон карты
– серый, в небе – восходящее солнце в форме короны, находящееся уже несколько
выше, чем на предыдущем Аркане, Смерти.
Рассмотрим символы этого Аркана:
Солнечный знак на лбу Ангела указывает на его роль проводника к
поднимающемуся на горизонте солнцу.
Семерица: Треугольник, вписанный в квадрат – распространенный символ. Квадрат тут обозначает материю,
треугольник – стремящийся ввысь дух; тройка и четверка дают в сумме семерицу,
знак божественности.
Красные крылья Ангела – знак духовной подвижности и активности.
Чаши. Серебряная (синяя) чаша в левой руке – символ подсознания,
золотая (алая) чаша в правой руке – символ сознания, что указывает нам на то,
что в подсознании заключен источник, вечно питающий сознательную сторону
человеческой личности. Кроме того, чаша вообще является символом вместилища
божественного духа.
Жидкость течет непрерывным потоком, но не переполняет чашу, что
указывает на постоянную сбалансированную связанность сознательного и
бессознательного.
Желтые ирисы. Сами по себе ирисы являются символом света и надежды.
Желтый цвет (цвет золотой середины) показывает, что эту надежду даст только
гармоничное единство подсознательное и сознательного. Кроме того, ирисы –
частый символ вестника богов или же психопомпа, проводника душ. Надо сказать,
что в некоторых колодах вместо ирисов изображаются асфодели, что напоминает нам
о том, что, несмотря на светлые и чистые краски этой карты, сюжет ее относится
все же к происходящему на ночной, подземной части пути по Арканам.
Тропа, уходящая к горизонту, означает, что цель еще не достигнута.
Две горы, между которыми проходит дорога, напоминают нам о грядущих
опасностях на пути (прохождение между Сциллой и Харибдой), а также о
необходимости равновесия и умении не впасть в крайности – пройти по лезвию
бритвы между добром и злом.
Фигура, которую мы видим на этой
карте не оставляет ощущения статичности – создается впечатление, что краснокрылый
Ангел движется навстречу, очень плавно и неторопливо: легкое движение воздуха
от крыльев, всплеск воды, шорох одежды... Это неудивительно: вестник, который
встречает нас на полях асфоделей – Психопомп, «душеводитель», сопровождающий в
дальнейшем пути души, вышедшие из вод Смерти 13-го Аркана. Психопомп –
один из эпитетов Гермеса, который, кроме прочих своих функций, отводил души
умерших в подземный мир. Этот бог – хранитель границ и порогов,
покровитель троп и дорог, и в силу этого он может свободно бродить по обе
стороны от разделяющей черты, связывая мир живых и мир мертвых, небо и землю.
Нельзя забывать, что в
алхимической традиции Гермес – символ гармоничного соединения
противоположностей: материи и духа, металла и жидкости, холода и пламени, яда и
лекарства. Черты этой двуединости во множестве представлены в рисунке Аркана.
Алхимический символ Гермеса – ртуть, которая, по убеждениям алхимиков, вступает
в реакцию только с благородными металлами. Аллегорически это означает, что
Гермес указывает ищущему путь к внутреннему духовному сокровищу.
В юнгианской психологии тоже есть
термин «психопомп», обозначающий проводника между ясным и логичным миром
сознательного и иррациональным миром подсознательного – эту функцию принимает
на себя Анима/Анимус, персонификация женского образа в психике мужчины и,
соответственно, мужского в психике женщины. Как и Гермес алхимиков, внутренняя
женщина и внутренний мужчина указывают человеку путь к его конечному
предназначению, к его судьбе, основной жизненной цели, к внутреннему сокровищу.
Если обратиться к мифологическим сюжетам, то мы увидим, как вела Персея Афина,
Тесея – Ариадна, как сопровождала Энея в мире мёртвых кумская сивилла. Анимус в
аналогичных женских мифах представлен преимущественно не как проводник и
помощник, но как ускользающий образ: Психею ведет исчезнувший Амур, Герду –
украденный Кай, Гретель уводит Гензеля от злой ведьмы и т.п.
(Продолжение рассказа про аркан Умеренность читайте в следующем выпуске рассылки)