На карте изображен молодой человек в широких ниспадающих бело-красных одеждах. Он стоит возле квадратного стола, на котором разложены символы четырех мастей Таро: жезл, кубок, меч и диск. В поднятой над головой правой руке он держит скипетр (в ряде колод – кадуцей), а другой рукой указывает на землю – жреческий жест призывания благодати и соединения того, что вверху с тем, что внизу. Его одежда перепоясана змеей, кусающей себя за хвост, над головой Мага – горизонтальная «восьмерка» - лемниската,
символ бесконечности. Мага окружает цветущий сад, полный красных роз и белых лилий, но первых больше, чем вторых.
Ознакомимся подробнее с символами этого аркана Жезл (огонь, воля; власть, иерархия), Меч (воздух, мысль, логика; храбрость, отвага), Чаша (вода, эмоциональность; мудрость, знание) и Пентакль (земля, физическое тело; деньги, материальная поддержка) присутствуют здесь как символы мастей Таро, как символы стихий (огонь, воздух, вода и земля), или же как символы принципов (воля, мысль, эмоция и физическая сфера). Маг использует все четыре составляющие как инструменты в своей работе,
а квадратная форма стола указывает на равноправность и равноценность каждого из символов-инструментов, а также на стабильность и сбалансированность системы. Второй жезл, который Маг держит в руке, как и всякий другой магический жезл имеет оттенок значения стебля тростника, в котором Прометей принес небесный огонь людям – символ небесного блага. Однако иногда изображается и как Кадуцей Гермеса. Пояс-змея, уроборос – олицетворение вечной цикличности вселенной, непрекращающегося круговорота, неделимости
конца и начала (и, по сути, отсутствия таких понятий как «начало» и «конец») Горизонтальная восьмерка, знак бесконечности в данном случае указывает на бесконечность духовного совершенствования. Лилии и розы трактовались самим Уэйтом как полевые цветы (отсылка к «Песни песней»), превратившиеся в прекрасные садовые цветы в умелых руках Мага. Также розу можно трактовать как символ тайны и молчания, а лилию как символ душевной чистоты. Красный и белый цвета (это и цвет одежд Мага, и красные розы и белые
лилии) в алхимическом символизме могут обозначать солнечный и лунный (женский и мужской) принципы, а также ртуть и серу..
Маг Старших Арканов – молод. Он уже сумел проникнуть в тайны мироздания и научился управлять четырьмя стихиями, которые обозначены на карте символами мастей, он уже может творить чудеса, над его головой чудесный нимб, а змея покорно служит ему поясом, не жаля; Маг активен, эгоистичен и честолюбив, его воля тверда, разум – гибок и остр, и ему хватает сил для достижения поставленных задач, однако молодость пока накладывает отпечаток на его труды. Маг – сильная и волевая личность, но в силу
возраста он часто действует по принципу «Я хочу и так будет!», он пока не задумывается о равновесии мира, о побочных эффектах совершаемых им действий, об ощущениях и чаяниях других существ. Своей волей, своей силой и знанием, своим упрямством он делает то, что считает справедливым и правильным. Аркан Мага – безусловно мужская карта. Он обозначает доминирование рационального начала над иррациональным, над эмоциями и интуицией, преобладание Эго над Оно и т.п. Это как раз тот случай, когда гармония непременно
проверяется алгеброй, а все формулы, выведенные во время проверки, фиксируются в рабочей тетради для дальнейшего использования.
Маг как правило изображается в полный рост, он крепко стоит на ногах, он алертен – напряжен, собран и готов к действию, это поза скорее бойца, чем «философа-разговорника». И маг действительно символизирует непрерывное действие, созидание; это мужской аспект сотворяющей силы.
Аркан Мага как правило связывают с образом Гермеса (Меркурия) Жезл в его руках часто представлен кадуцеем – волшебным жезлом Гермеса, полученным им в свое время от Аполлона. Получение жезла от Аполлона, владыки законов и искусств, символизирует принятие Гермесом, изначально божеством воровства и трикстером (иррациональным шутником, проявлением хаоса в реальном мире – вспомним, кстати, одно из значений Аркана Шута, нулевой и/или замыкающей карты из ряда Старших Арканов), функций
покровителя тайных знаний, гадательных систем, а также пастыря-проводника душ между мирами. Если судить по мифам, до принятия жезла эти функции были Гермесу совершенно не свойственны. Таким образом, этот Аркан отсылает нас к герметическому учению, к принципам высшей магии и алхимии. Кстати эта карта, впрочем как и большинство карт колоды Райдера-Уайта, имеет в составе изображения и алхимические символы. Алые розы и белые лилии – частое обозначение двух первичных принципов ртути и серы (алый и белый
цвета соответственно), кроме того, семь лепестков лилии и семь рядов лепестков розы обозначали семь металлов и семь планет. Змея, кусающая себя за хвост, в свою очередь обозначала у алхимиков циклично протекающие процессы (испарение – конденсация – испарение), требующие многократного повторения. С другой стороны, те же розы и лилии могут обозначать негативные (эмоциональные, незрелые) и позитивные (проработанные, очищенные от «шелухи») психологические состояния, могут обозначать любовь земную и небесную,
плотское и духовное, приземленное и возвышенное, а Уроборос – это всегда символ цикличности, символ возвращения, повторения, символ вечности, состоящей из периодично повторяющихся моментов.
Трикстерный аспект Гермеса отчасти тоже проявлен в некоторых вариантах этого Аркана, где Маг выступает не столько в качестве мага, сколько в варианте ярмарочного шута, жонглера, фокусника. На первый план тогда могут выйти ловкость рук, обман, отвод глаз, шулерство, но кто из ярмарочной толпы поймет, чем был трюк этого ловкача – настоящим волшебством или ловким мошенничеством?
Продолжение разговора про Мага будет в следующем выпуске.