Всем привет, и продолжаем рассказ об истории Таро, начатый в предыдущем выпуске.
Из существующих тогда орденов воинствующих монахов, Рыцари Храма более других были увлечены духовно-философской и религиозной проблематикой, многие из них занимались алхимией, магией и прочими науками, и именно они вполне могли создать на основе игральных карт систему для посвящения и гаданий.
В защиту тамплиерской теории говорит и то, что «в массы» в Европе колода попала в начале XIVвека, именно тогда, когда орден Рыцарей Храма подвергся гонениям и был уничтожен. Вполне в духе этого ордена было, дабы тайное знание не потерялось, ввести моду на колоду карт, годную и для азартной игры, и для развлечения, и для предсказания, и для постижения тайн. Кроме того, карты одновременно появляются в северной Италии, как «тароччи»
и в Германии, как «тарок», а в обеих этих странах у тамплиеров было довольно много собственных земель.
Кстати, и духовные преемники тамплиеров – масоны и розенкрейцеры, - придавали картам Таро большое значение. Мэнли П. Холл в одной из своих работ указывает, что в ранних публикациях братства Розы и Креста встречается термин ROTAMUNDI («колесо мира» или «изменчивость мира»). Учитывая любовь членов европейских тайных обществ к кодам, загадкам и шифровкам, можно предположить, что ROTA– не что иное, как анаграмма слова TARO.
К концу XIVвека карты приобрели огромную популярность и именно тогда осуществилось окончательное разделение на гадательную систему Таро и на игральные карты Тарок.
Изобретение одной из самых популярных игр на Таро – болонского тарочина – приписывается Франческо Фабиа, принцу Пизы. В этой игре Старшие Арканы считались козырями, а «магичность» игры подчеркивалась тем, что игроки ходили только против часовой стрелки, и никак иначе )
В символику игральных карт вносилось множество произвольных изменений. Так, монеты или диски за время существования карточных игр успели побывать львами, солнечными ликами, щитами, бубенцами, лампадами, грошами; жезлы – трилистниками, желудями, крестами; чаши – яблоками и сердцами, мечи – копьями, дубовыми листьями, виноградными гроздьями. Менялся и состав колоды – со временем из классической игровой колоды исчезли рыцари и специфические козыри-арканы.
Еще мне хотелось бы добавить вот что: практически в любой современной колоде Таро на каждой карте можно увидеть ее название, порядковый номер, некоторые каббалистические и астрологические символы, буквенные обозначения (как, к примеру, в колоде Этейллы). Так и хочется думать, что это выверенные столетиями параллели, которые гадатели древности после долгих раздумий наносили на свои карты.
Так вот, хочу расстроить всех приверженцев этой теории: на самых ранних картах, изображения которых дошли до наших дней, на колоде Висконти-Сфорца (колода была создана художником Бонифацио Бембо в качестве подарка к свадьбе, соединившей семейства Сфорца и Висконти) – нет вообще никаких обозначений. Только картинки (самые любознательные могут взглянуть на изображение карт колоды здесь: http://www.taro.ru/Visconti-Sforza/describe.htm
). Астрологические же параллели были проведены только в XVIII веке Куртом де Геббелином, а кабалистические – и вообще в середине XIXвека, французским оккультистом Элифасом Леви (Альфонсом Луи Констаном).
Окончательная обработка Таро была совершена в конце XIX века английским Герметическим орденом «Золотой рассвет». Именно в их среде была создана самая популярнаяна сегодняшний день колода – Таро Райдера-Уайта. Эта колода удобна для работы с нею тем, что, в отличие от существовавших до нее версий колод Таро, состоявших из 22 козырей-картинок и 56 очковых карт, в Таро Райдера-Уайта все семьдесят восемь карт представлены символическими
и аллегорическими рисунками, облегчающими запоминание и помогающими в трактовке карт. Именно по этой колоде я (Шеллир) и буду вести рассылку.