Этим выпуском я (Шеллир) продолжаю свой цикл заметок о Таро. И, думаю, целесообразно будет начать знакомство с системой Таро с истории колоды.
Самая красивая легенда о происхождении колоды гласит, что примерно в XVIвеке до нашей эры стране Та-Кем, Египту, грозило нашествие гиксосов, которые к тому времени уже захватили несколько египетских городов в дельте Нила. И жрецы Тота-Ибиса, опасавшиеся, что царство фараонов уже не возродится, собрались на совет, чтобы решить, как сохранить тайное знание, копившееся у них столетиями. Тогда на 78 золотых пластинок
была нанесена квинтэссенция сакральных жреческих знаний ибыла создана Книга 78 Золотых страниц, или «Та-Рош» («Дорога Царей»), которая чудом пережила пожар Александрийской библиотеки, устроенный халифом Омаром и была вывезенаиз Египта греками. Картинки, изображенные на 22 Старших Арканах представляли собой копии 22 барельефов, находившихся в одном из подземных коридоров Храма Тота, где жрецы и фараоны получали посвящение, переходя от изображения к изображению, а символы,
располагающиеся на картах вокруг картинок, несут в себе зашифрованное тайное знание.
К сожалению, египетская версия хоть и красива, но не выдерживает никакой критики. Она была сформулирована только в 1781 году Куртом де Гебеллином в его работе «LeMondePrimitiff» и активно поддерживалась господином Джузеппе Бальзамо, который никогда не упускал возможности при гадании с помощью Таро намекнуть, что эта гадальная система
самая древняя из тех, что дошли до наших дней, и, разумеется, самая верная )) Кроме того, попытки провести параллели между египетской мифологической и/или изобразительной системой и символическими фигурами Старших Арканов, всегда выглядят «притянутыми за уши» - они слишком разные.
Еще одна версия, о китайском происхождении, тоже не вызывает у меня доверия. Она рассказывает, что в средневековом Китае на бумажные деньги наносились портреты императора, императрицы, придворных и военачальников, и подданные Поднебесной использовали эти денежки не только для взаиморасчетов, но и для азартных игр.
Ну что тут сказать… Поднебесная шла на выпуск бумажных денег только в случаях глубоких финансовых кризисов, и мне кажется сомнительным, чтобы на этом «позоре Империи» еще и портреты Сына Неба печатали.
Самой убедительной кажется версия об индийском происхождении колоды. Во-первых, в Индии примерно с 9-10 вв. нашей эры существовала игра, осуществлявшаяся с помощью пластинок, на которые были нанесены изображения богов и царей. В игре могло быть четыре, восемь, девять или двенадцать мастей, но в каждой из мастей обязательно присутствовали десять очковых карточек и две старшие – Король (шах, раджа) и Министр (визирь, мантрин). Мастями могло служить фактически что
угодно – от сторон света (четырехмастная игра) до аватар бога Вишну (девяти- или двенадцатимастная игра). Игра называлась Ганджифа, и, вероятнее всего, была собственным индийским изобретением - об этом свидетельствует в своей книге "Айн-и-Акбари" Абул Фазал (он же Абул Фазл, Абул-Фузил), историограф при дворе императора Акбара, который, кстати, упоминает и о существовании неигровой версии этих же карт, использующейся для прорицаний.
Позже карты перекочевали с купцами и путешественниками западнее, в Аравию и Палестину.А после крестовых походов, видимо, были привезены в Европу тамплиерами, которые, похоже, видели в колоде некую сакральную систему, или же просто заинтересовались новым предсказательным оракулом.
Кстати, в пользу того, что карты имели индийское происхождение, говорит и то, что первые попавшие в Европу карты, были исполнены на тонких пластинках слоновой кости и сандалового дерева – традиционных индийских материалах.