Дон Мигель Руиз
Приручение и Планетарная Иллюзия
(продолжение)
Дети приручаются точно так же, как приручают собаку, кошку или
какое-то другое животное. Для того, чтобы научить собаку чему бы то
ни было, мы наказываем её и поощряем. И мы тренируем наших детей,
которых мы так сильно любим, точно так же, как любое другое домашнее
животное: по системе кнута и пряника, поощрения и наказания.
Нам говорят: "Ты хороший мальчик", или "Ты хорошая девочка", когда
мы делаем то, чего от нас хотят мама и папа. Когда мы не делаем то, чего
от нас хотят, мы - "плохая девочка" и "плохой мальчик".
Когда мы идём против установленных правил - нас наказывают; когда
мы следуем правилам - нас поощряют. На протяжении одного дня нас много
раз наказывают и много раз поощряют. И скоро мы начинаем бояться быть
наказанными, и также мы начинаем бояться, что не получим поощрения,
награды. Наградой является внимание, получаемое нами со стороны наших
родителей или других людей, братьев, сестёр, учителей или друзей. Вскоре
мы развиваем в себе потребность во внимании со стороны других людей
с целью получить награду или поощрение.
Когда мы получаем награду - мы чувствуем себя хорошо, и мы продолжаем
делать то, что другие требуют от нас, желая получать новые поощрения
и награды. Наполняемые этим страхом быть наказанными и страхом не
получить поощрение или награду, мы перестаём быть самими собой и
начинаем притворяться и быть теми, кем мы в действительности не являемся,
и всё это с одной целью - порадовать других, оказаться достаточно
хорошими для них. Мы стараемся понравиться маме, папе, мы стараемся
понравиться учителям в школе, мы стараемся умилостивить церковь,
и мы начинаем действовать. Мы перестаём быть самими собой и начинаем
притворяться, потому что мы боимся быть отвергнутыми. Страх оказаться
отвергнутым и не нужным опережает страх оказаться недостаточно хорошим
для кого-то. В результате мы становимся кем-то, кем мы в действительности
не являемся. Мы превращаемся в копию маминых установок и верований,
папиных "правильно" и "неправильно"; копию установок и норм,
исповедуемых обществом и религией.
Все наши нормальные и естественные тенденции развития оказываются
потерянными нами в процессе приручения. И когда мы становимся достаточно
взрослыми для того, чтобы понимать, мы узнаём новое слово нет.
Взрослые говорят: "Не делай этого и не делай того". Мы начинаем
бунтовать и говорим в ответ: "Нет!". Мы сопротивляемся, потому что
отстаиваем свою свободу. Мы желаем быть самими собой, но это получается
всё меньше и меньше, поскольку взрослые больше и сильнее. По истечении
какого-то времени мы начинаем бояться, потому что знаем, что каждый раз,
когда мы сделаем что-то не так - нас накажут.
Процесс приручения к новой среде оказывается настолько сильным,
что к какому-то времени в нашей жизни мы уже не нуждаемся ни в ком,
кто поддерживал бы его. Мы уже не нуждаемся ни в маме, ни в папе,
ни в школе, ни в церкви. Мы осваиваемся в этом процессе настолько хорошо,
что сами начинаем приручать себя. Мы теперь можем приручать себя в
соответствии с системой установок и правил, в которые мы верим,
той системой, которую нам передали, и мы используем ту же систему
наказания и поощрения. Мы наказываем себя, когда мы не следуем правилам,
которые соответствуют нашей системе установок; и мы поощряем себя,
когда мы являемся "хорошим мальчиком" и "хорошей девочкой".
Система установок или верований подобна Своду Законов, который
управляет нашим разумом. Мы не допускаем и тени сомнения к тому, что
заключено в Своде Законов, это есть наша истина. Мы основываем все наши
суждения и оценки на этом Своде Законов, даже тогда, когда эти оценки и
суждения начинают противоречить нашей внутренней природе. Даже законы
морали, такие как, например Десять Заповедей программируются в нашем
разуме в процессе приручения. Одно за другим, все эти соглашения
включаются в Свод Законов. И эти соглашения управляют нашей иллюзией.
Есть что-то в нашем разуме, что судит и оценивает всё и вся, включая
погоду, собаку, кошку, всё. Внутренний Судья использует содержание
Свода Законов для того, чтобы творить своё правосудие и выносить
приговоры. Оценке подвергается всё, что мы делаем и не делаем, всё,
о чём мы думаем и не думаем, и всё, что мы чувствуем и не чувствуем.
Всё живёт под тиранией этого Судьи. Каждый раз, когда мы делаем что-то,
что противоречит Своду Законов, Судья говорит, что мы виновны, что нас
требуется наказать, что нам должно быть стыдно. Это происходит помногу
раз на дню, день за днём, на протяжении всей нашей жизни.
В нас есть еще одна часть, которая получает все эти оценки, суждения
и приговоры, и эта часть нас называется Жертва. Жертва носит в себе
вину, обиды, стыд. Это та часть каждого из нас, которая говорит:
"Бедный я, я не достаточно хорош, я недостаточно умён, я недостаточно
привлекателен, я не достоин любви, бедный я". Большой Судья соглашается
с этим и говорит: "Да, ты не достаточно хорош". И всё это основано на
системе установок и представлений, которую мы никогда не выбирали,
но соглашение с которой было нам навязано. Эти установки оказываются
настолько сильными, что даже годы спустя, когда мы сталкиваемся с новыми
идеями и концепциями и стараемся принимать самостоятельные решения,
мы обнаруживаем, что эти установки и верования продолжают контролировать
нашу жизнь.
Всё, что противоречит Своду Законов проявляется в виде необычного
ощущения в области солнечного сплетения и называется страхом. Нарушение
правил Свода Законов открывает ваши эмоциональные раны и рождает
соответствующую реакцию - создание эмоционального яда. Поскольку всё,
что заключено в Свод Законов должно быть правдой, всё что подвергает
сомнению то, во что ты веришь, вызывает в тебе чувство небезопасности.
Получается так, что даже если содержимое Свода Законов не соответствует
действительности, оно всё равно позволяет чувствовать себя в безопасности.
Именно поэтому нам требуется недюжинная смелость для того, чтобы
подвергнуть сомнению и изучению наши установки. Ведь даже если мы и не
выбирали все эти установки и верования, мы всё же согласились когда-то
следовать всем им. Соглашение, принятое нами настолько сильно, что даже
когда мы понимаем, что реальность расходится с правилами Свода Законов,
мы продолжаем чувствовать вину, обиду и стыд, если мы действуем вразрез
с правилами Свода Законов.
С.С.:
У автора далее идет много интересных рассуждений о Боге, страхе,
справедливости, истине... Они, однако, уходят от темы рассылки и поэтому
мы на этом прекратим цитирование и повернем тему в другое русло.
Человеку с рождения присуща способность к самообучению.
Рожденный ребенок начинает познавать мир. Он делает первые действия
и мир отвечает ему. И ребенок учится. Если сильно наклониться вперед,
то можно упасть. Если кошку дернуть за хвост - она может оцарапать. Если
поднести руку к огню, то можно обжечься.
Но ребенок не всегда взаимодействует с миром непосредственно. Движимые
благими устремлениями родители внушают нам:
Не трогай огонь - обожжешься!
Будешь плохо есть кашу - большим не вырастешь!
Не будешь слушаться родителей - заберет дядя милиционер!
Чувствуете как от объяснения в первом случае мы переходим к обману
в третьем? А ребенок, не забывайте, верит всему, что мы ему говорим.
Для ребенка родители - единственный и высший авторитет. Ребенок,
конечно, время от времени пытается сделать по-своему, но в конце концов
смиряется с неизбежностью. Не все в мире можно попробовать, в некоторых
случаях приходится верить на слово родителям.
Вот так наши родители и воспитатели становятся первыми в нашей жизни
Посредниками между нами и окружающим миром.
Успеха вам!
Семинары по гипнозу в Москве
Александр Рунов, вице-президент Московской Школы Гипноза,
врач - психолог - гипнолог с 23-летним стажем, неоднократный участник
телепередач, посвященных проблематике гипноза, проводит семинары по
обучению практическому применению гипноза. Приглашаются все желающие
получить исчерпывающую информацию о гипнозе, научиться отличать
правду от мифов, научиться на практике проводить гипнотические сеансы.