Сегодня
мы
продолжим
рассматривать
тему влияния
стресса на
тело. Мы
поговорим
об источниках
стресса, и
более
подробно,
рассмотрим Ментальное
сопротивление.
2.
Ваши письма
и мои ответы
на них.
Так же
вы можете
почитать
ответы на
вопросы
людей желающих
получить
помощь в
вопросах
связанных с
Телом и не
только: Архив
консультаций.
Здравствуйте,
Мария.
Я являюсь
подписчиком
Вашей
рассылки и с
интересом
читаю ее.
В 33 выпуске
рассылки "Психология
и тело" вы
писали:
Еще один
способ
заключается
в том, что
можно унять
боль от
удара по
пальцу, повторив
несколько
раз само
движение, но,
не нанося
удара.
Многие люди используют
этот прием
неосознанно.
И далее:
В какой-то
момент он
вспомнил о
моем приеме
переигрывания
ситуации и
подмены ее
финала и
принялся
имитировать
удар по пальцу.
У меня к Вам
вопрос -
почему вы
называете
этот метод
своим? Этот
прием очень известен
как ассист
в дианетике
и саентологии.
С уважением,
Нелли.
Здравствуйте
уважаемая Нелли!
Ну
конечно же
это не я
создавала
его… и не
думаю что Дианетика
или Саентология
могут претендовать
на его
создание…
Я бы
сказала что
этот прием
известен с
древних
времен… Где
древние моделировали
действия и события
в ритуальном
танце… Где
предстоящая
охота
инсценировалась
и
обязательной
частью
действия
был удачный
ее исход, тем
самым
программируя
настрой на
результат. Так
же, известны
подобные
приемы в
шаманской
целительной
практике,
где события
приведшие к
травме и ли
болезни…
повторяются
в медитации
или в танце,
но
модифицированные…
А по
поводу
текста, если
вы обратили
внимание на
то, что внизу
я обычно
публикую ссылочку,
откуда
взяты
материалы…
Моя ошибка в
том, что не до конца
подправила
текст
автора… J
Да и
вообще тема
авторства
очень
спорная в наше
время… Идеи
так и витают
в воздухе и
одновременно
рождаются
методы,
которые
называются
по-разному… но по сути
про одно и то
же…
Извините,
что
оскорбила
вашу
приверженность
к дианетике
и саентологииJ Честное
слово, не
хотела! J
3.
Раскрытие
основной
темы
выпуска.
Источники
стресса.Ментальное
сопротивление.
Как мы знаем,
стресс
возникает
при сопротивлении.
Ментальное
сопротивление
отличается
от эмоционального
так же, как
оценка
отличается
от анализа.
Эмоциональное
сопротивление
происходит
из оценки
"это плохо",
а ментальное
- из оценки
"это
неправильно".
Сами по себе
они не
порождают
страха или
гнева, но
подрывают
чувство
собственного
достоинства
и
уверенность
в себе. Что, в
свою очередь,
так же
разрушает
здоровье,
как
маленький
ручеек
подтачивает
гору.
Ментальное
сопротивление
выражается
в
негативной
критике, а
каждая
попытка
критики
личности
воспринимается
нашим "Я" как
удар,
вызывая негативный
стресс. Его
можно легко
преодолеть,
если вы
расслаблены
или
находитесь
в полном
здравии. Но
если вы
напряжены
или еще не
восстановились
после
предыдущих
ударов, стресс
может
вызвать
значительные
последствия.
Негативная
критика
стала столь
привычной,
что мы даже
не замечаем,
как она
проскальзывает
в сознание. А
между тем
напряжение
возникает
независимо
оттого,
критиковали
вы мысленно
или вслух.
Самая
безумная
мысль,
укоренившаяся
в сознании
современного
общества,
состоит в том,
что критика
способствует
обучению. Но
все, чему
способствует
критика, - это
развитие
стресса и
усугубление
того, что вы
критикуете.
Акцентирование
внимания на
ошибках
препятствует
обучению,
поскольку
приводит к
их
запоминанию.
В детстве вы
учились
ходить - и
научились,
забыв об ошибках
и неудачах и
запомнив
лишь то, как
надо ходить.
Если кто-то и
научился
чему-нибудь
под гнетом
критики, то
произошло
это не благодаря,
а вопреки ей.
Сейчас
широко
применяется
так
называемый
метод
"критического
анализа". Но,
как всегда,
проблема не
в методе, а в
компетентности
специалистов,
его
применяющих.
Конструктивная
критика
сводится к
фразе:
"Неверно, а
надо вот так,
глупый!"
Критический
анализ
звучит
примерно так:
"Твои
действия не
принесли
желаемого результата.
Что ж,
попробуй
сделать вот
так, и ты его
получишь".
Разница
очевидна. В
данном
случае мы
выявляем
недостаток
и предлагаем
пути его
устранения.
И никакого
намека на
осуждение.
Естественно,
неуверенный
в себе
человек склонен
воспринимать
даже
положительно
заряженный
критический
анализ как
резкую критику
в
собственный
адрес, и,
скорее всего,
реакцией
все равно
будет
состояние
напряжения.
Согласно
моему опыту,
реакция на
критику
стимулирует
развитие
астмы, аллергии,
простудных
заболеваний
и головных
болей. А
привычный
критический
настрой
мыслей -
возможно,
из-за утраты
гибкости мышления
-
способствует
развитию
артрита.
Для
некоторых
людей
критика
стала столь
привычной,
что они даже
не
представляют
себе другого
способа
изменить
что-либо в
себе или в окружающих
их людях.
Если вы
относите
себя к этому
типу, не
отчаивайтесь
- вы
принадлежите
к
большинству.
Проблема
не в том,
критиковать
или нет. А в том,
как это
сделать, не
вызывая
стресса.
Прием
"перевертыш"
заключается
в изменении
последовательности.
Ведь, как
правило, мы
для начала
отмечаем
достоинства,
а потом уж
начинаем
критиковать.
Например,
говорим:
"Прекрасная
картина, но
вы дали
слишком много
красного
цвета, рисуя
небо". Для
достижения
нужного
эффекта
попробуйте
перевернуть
фразу.
Допустим так:
"Мне
кажется, вы
дали
слишком
много красного
цвета, рисуя
небо. И все же
картина прекрасна".
Цель
"перевертыша"
- закончить
фразу комплиментом.
Потому что,
как это следует
из механики
процессов
напряжения
и расслабления,
комплимент
нейтрализует
действие
критики.
Хотя это
прежде
всего
касается
говорящего,
все-таки в
значительно
большей
степени это
относится к
слушателю,
ведь в
результате
он становится
более
открытым к
сотрудничеству.
Прием
"сандвич"
аналогичен
только что
описанному,
за
исключением
того, что вы
должны
начать с
комплимента,
затем
высказать
критическое
замечание,
после чего
следует закончить
новым
комплиментом.
Например, так:
"Картина
просто
прекрасна.
Мне кажется,
что в небе
получилось
слишком
много
красных
тонов, зато
волны
написаны
превосходно".
Таким
образом,
реакция на
критику будет
более
сглаженной,
слушатель
получит
больший
стимул к
изменению, а
главное, вы его
ничуть не
травмируете.