Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Магия и гипноз в эволюции человека


Информационный Канал Subscribe.Ru


Домой
Бесплатная психологическая консультация on-line

        Рассылка «Магия и  гипноз в эволюции человека»

 

Авторами рассылки являются Ирина и Тимур Тилляханович Турсуновы. Информацию о
нас вы можете получить на сайте www.webpsycholog.com    . 

Любые пожелания, замечания  по поводу рассылки отсылайте на адрес  tursunov_timur@rambler.ru

Выпуск 5

Тема: Научный и ненаучный подход в описании мира

 

Опираясь на идеи В.А. Светлова, Д.Д. Фрэзера, мы можем говорить о том, что картирование,
описание или моделирование окружающего мира и мира внутри нас, методы получения
данной модели всегда подчиняются каким-либо правилам. 

К примеру, если говорить о научном подходе, то способ построения модели основан
на законах сохранения, которым подчиняются объекты изучения:  

-         закон инерции в механике,

-          закон сохранения энергии, массы; 

-         золотое правило нравственности в этике; 

-         4-х основных законов «правильного» мышления в логике, 

научный подход использует следующие методы

-         общелогические методы 

o       Анализ – это расчленение целостного предмета на составляющие части  (стороны,
признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

o       Синтез – это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
Анализ и синтез являются наиболее элементарными и простыми приемами познания,
которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления. Вместе с тем они являются
и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм.

o       Абстрагирование – это особый прием мышления, который заключается в отвлечении
от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих
нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является
образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые
понятия и категории, так и их системы.

o       Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются
общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход
 от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.

o       Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в
котором общий вывод строится на основе частных посылок. Основой индукции являются
опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем,
анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих
в определённый класс. На этой  основе строится индуктивное умозаключение, в качестве
посылок которого выступают суждения о единичных объектах и явлениях с указанием
их повторяющегося признака,
и суждение о классе, включающем данные объекты и явления. В качестве вывода получают
суждение, в котором признак приписывается всему классу, (Н-р: изучая свойства
воды, спиртов устанавливают, что они обладают свойством упругости. Зная, что
вода и спирты принадлежат к классу жидкостей, делают вывод, что жидкости упруги).

o        Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок
с необходимостью следует заключение частного характера.  Дедукция противоположна
индукции. В дедукции опираясь на общее знание, делают вывод частного характера.
Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Большое познавательное
значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве посылки выступает
не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например
новая научная идея. В
этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической
системы.

o       Аналогия – это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов
в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Так, при изучении
природы света были установлены такие явления, как дифракция и интерференция.
Эти же свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы.
 На основе сходства Х.Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу. Умозаключения
по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах
на другие, составляют
гносеологическую основу моделирования.

o       Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования
его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание
Модель всегда соответствует объекту – оригиналу – в тех свойствах, которые подлежат
изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает
модель удобной для исследования интересующего нас. Модели, применяемые в обыденном
научном познании, можно разделить на 2 больших класса: материальные и идеальные.
Первые являются
природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законом.
Вторые представляют собой идеальные образования, зафиксированные в соответствующей
знаковой форме и функционирующие по законам логики, отражающей мир.

-         к  научным методам эмпирического познания относят:

o       наблюдение 

o        эксперимент;

-         к научным методам теоретического исследования относят:

o        формализация, который заключается в построении абстракно-математических
моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации
рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).
Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.

o       Аксиоматический. Впервые он был применен в  математика при построении
геометрии Евклида, а затем, в ходе исторического развития знаний, стал применятся
и в эмпирических науках. Однако здесь аксиоматический метод выступает в особой
форме гипотетико-дедуктивного метода построения теории. При аксиоматическом построении
теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих
доказательства. Эти  положения называются аксиомами, или постулатами. Затем из
них по определённым правилам
строится система выводных предположений. Совокупность исходных аксиом и выведенных
на их основе предположений образует аксиоматически построенную теорию.

o       гипотетико-дедуктивный. Суть гипотетико-дедуктивного метода заключается
в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, их которых в конечном
счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание
строится не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается
как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Метод построения такого знания
состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно
развертывается, образую
целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе
которой она уточняется и конкретизируется. В этом и заключается сущность гипотетико-дедуктивного
развертывания теории.

o       Метод восхождения от абстракного к конкретному позволяет любое явление
действительности представить как конкретное переплетение самых различных связей.
Теоретическое исследование выделяет эти связи и отражает их с помощью определённых
научных абстракций. Для того чтобы создать такое представление, необходимо мысленно
воспроизвести объект во всей полноте и сложности его связей и отношений. Применяя
этот прием, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого
объекта, а затем, прослеживая.
Как она видоизменяется в различных условиях,  открывает новые связи, устанавливает
их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого
предмета.

o       Также выделяют исторический и логический методы исследования. В основе
исторического метода лежит изучение реальной истории в её конкретном многообразии,
выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание
исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития.

o       Логический же метод выявляет эту закономерность, иным способом: он не
требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее
объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его
развития.

Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают
во взаимодействии. Их конкретная системная организация определяется особенностями
изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования.

 

Научный подход достаточно хорошо  показал свою значимость в реалиях нашей цивилизации.
 Говоря упрощенно, исследователь, опираясь на научный подход наблюдает морфологию
и динамику изучаемых объектов, процессов и явления; собирает факты, строит гипотезы
как  детерминированные, так и свободные; находит эмпирическое подтверждение или
отрицание какой-либо гипотезе, применяя законы формальной логики, используя интуитивные
феномены.  Данный способ получения знания можно назвать стандартным.

     Если говорить о процессе в целом, то, к примеру, исследователь, изучающий
пламя или плазму отмечает параметры процесса горения (температура, интенсивность
свечения и т.д.) собирает факты, строит гипотезы и умозаключения, которые позволяют
ему направлять процесс в нужное русло, прогнозировать события и регулировать
данный процесс. Все это можно назвать силой, вспоминая изречение «Знание – сила».

 

Наряду с научным или стандартным подходом к описания мира всегда параллельно
ему существовал магический метод получения знаний, который мы будем называть
нестандартным.

Хотелось бы  в данном контексте процитировать  Фрэзера ( по книге «Золотая ветвь»):

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное
производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу,
вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать
на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван
законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа,
а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое
действие
путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод,
что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность,
которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или
иначе).

 

    Симпатическая магия (закон симпатии) включает:

1)      закон подобия (гомеопатическая магия)

2)      закон контакта или принцип заразы (контагиозная магия).

 

Закон подобия, гомеопатическая магия.

Вероятно, наиболее привычным применением принципа "подобное производит подобное"
являются предпринимавшиеся многими народами в разные эпохи попытки нанести вред
врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению или уничтожению
последнего в полной уверенности, что человек, против которого направлены эти
магические действия, испытает при этом те же страдания или умрет.  Так  индейцы
Северной Америки верят, что, нарисовав чью-то фигуру на песке, золе или глине
или приняв за человеческое тело какой-то
предмет, а затем проткнув его острой палкой или нанеся ему какое-то другое повреждение,
они причиняют соответствующий вред изображенному лицу. Например, когда индеец
племени оджибвеев хочет навлечь на кого-то напасть, он изготовляет деревянное
изображение своего врага и вгоняет в его голову (или сердце) иглу или выпускает
в него стрелу в уверенности, что стоит игле или стреле пронзить куклу, как враг
почувствует в этой части тела острую боль. Если же он намеревается убить врага
на месте, он сжигает и хоронит
куклу, произнося при этом магические заклинания.

Перуанские индейцы изготовляли из жира, перемешанного с мукой, изображения людей,
которые им не нравились или наводили на них страх, а затем сжигали эти изображения
на дороге, по которой должна была пройти жертва. Это называлось "сжечь душу".


Малайское колдовство заключается в следующем. Берутся обрезки ногтей, волосы,
ресницы или слюна намеченной жертвы, так чтобы была представлена каждая часть
тела. Затем из воска, добытого в заброшенных пчелиных сотах, изготовляется кукла.
В течение семи ночей она медленно сжигается над лампой со словами: 

О, я не воск, не воск растапливаю тут,

А сжигаю печень, сердце и селезенку такого-то.

После седьмого раза куклу окончательно растапливают, и жертва "умирает". Это
колдовство сочетает в себе принципы гомеопатической и контагиозной магии, поскольку
в изображении, изготовляемом по образу и подобию врага, содержатся части тела,
некогда бывшие с ним в соприкосновении: ногти, волосы и слюна. 

Гомеопатическая магия, прибегающая к посредству изображений, обычно практиковалась
со злонамеренной целью отправить на тот свет нежелательных людей. Но она использовалась
(хотя куда более редко) и с благожелательными намерениями, например, чтобы оказать
помощь ближним. Она использовалась с целью облегчения родов или для дарования
потомства бесплодным женщинам. Другой пример использования гомеопатической магии
на благо людям – излечение и предупреждение болезней. Для излечения от желтухи
древние индусы совершали
тщательно разработанную церемонию, основанную на гомеопатической магии. Ее основная
цель – перенесение желтизны на существа и вещи желтого цвета, которым она по
праву принадлежит (например, на солнце), и передача больному от живого, сильного
существа (например, от рыжего быка) здорового, красного цвета. Для этого жрец
произносил следующее заклинание: "Пусть твоя сердечная боль и желтуха уйдут к
солнцу. Цветом красного быка оденем мы тебя! На долгую жизнь мы завернем тебя
в красные тона. Да пребудет этот человек
невредим и свободен от желтого цвета! Да преисполнится он силой бычьей, чьим
божеством является Рохини, кроме того, быки и сами красные (rohinih). На попугаев
и дроздов переводим мы твою желтуху, да еще на желтую трясогузку переводим мы
твою желтуху". Чтобы влить розовый цвет здоровья в желтушного пациента, жрец,
произнося эти слова, давал ему отхлебнуть воды, к которой была примешана шерсть
красного быка, поливал водой спину животного и заставлял больного выпить ее,
сажал его на шкуру красного быка и привязывал
к нему кусок кожи. Затем, чтобы улучшить цвет его кожи (до полного искоренения
желтого оттенка), жрец действовал так. Сначала он с головы до ног обмазывал больного
желтой кашицей, приготовленной из желтого растения куркума, и ставил его на кровать.
Затем он желтой веревкой привязывал к ножке кровати трех желтых птиц: попугая,
дрозда и желтую трясогузку. Затем он смывал желтую кашицу, поливая пациента водой;
вместе с кашицей на птиц, несомненно, переходила и желтуха. Чтобы окончательно
придать больному цветущий
вид, жрец завертывал в золотой лист несколько шерстинок красного быка и приклеивал
их к коже пациента. Древние также полагали, что стоит больному желтухой пристально
посмотреть на морского бекаса, а этой птице – остановить на нем свой взгляд,
и он вылечится. "Природа и темперамент этой птицы таковы, – писал Плутарх,* что
она выманивает болезнь наружу и посредством взгляда принимает ее как поток на
себя". Торговцам птицами это ценное свойство морских бекасов было хорошо известно.
Они выставляли этих птиц на
продажу тщательно закрытыми, чтобы какой-то человек, страдающий желтухой, не
посмотрел на них и не излечился бесплатно. У Плиния есть упоминание о другой
(а возможно, о той же самой) птице, которую греки называли желтухой, потому что,
если больной желтухой бросал на нее взгляд, болезнь покидала его и убивала птицу.
Тот же автор рассказывает о камне, который, как считали, лечит желтуху, потому
что по цвету он напоминает кожу больного этой болезнью. 

Закон контакта или принцип заразы (контагиозная магия 

Другая разновидность магии, которую мы назвали магией контагиозной (принцип заразы),
исходит из того, что вещи, единожды находившиеся в соприкосновении, должны, будучи
разъединенными, оставаться в симпатическом отношении. Что бы ни произошло с одной
из них, то же должно произойти и с другой. Логической предпосылкой как контагиозной,
так и гомеопатической магии является ассоциация идей. Ее физическая основа (если
о существовании таковой вообще можно говорить) – это материальная среда, которая
 соединяет отдаленные
предметы и передает их воздействия друг на друга. Самый привычный пример контагиозной
магии – магическая симпатия,  существующая между человеком и частями его тела,
волосами или ногтями. Тот, кто имеет у себя чьи-то волосы или ногти, может будто
бы на любом расстоянии навязать свою волю их владельцу. Приведем примеры. Многие
народы кладут вырванный или выпавший зуб в такое место, где его может найти крыса
или мышь, в надежде на то, что благодаря симпатической связи, продолжающей существовать
между зубами и
их прошлым владельцем, его зубы станут столь же крепкими и прочными, как зубы
этих грызунов. Почти все немецкие крестьяне придерживаются мнения, что вырванный
зуб нужно засунуть в мышиную нору. Считается, что если поступить так с выпавшим
у ребенка молочным зубом, то он на всю жизнь будет избавлен от зубной боли. Пли
же владельцу выпавшего зуба нужно зайти за печь и перебросить зуб через голову,
приговаривая: "Дай мне, мышка, твой железный зуб. На, возьми мой зуб костяной".
После этого у него будут отличные
зубы. Когда на острове Раратонга в Тихом океане у ребенка выпадал зуб, туземцы
произносили следующее заклинание:

Большая и малая крысы!

Вот он, старый зуб,

Прошу вас дать мне новый.

 

Многие верят, что с помощью магии можно симпатически воздействовать на человека
не только через одежду и остриженные волосы и ногти, но также через следы, оставленные
им на песке или на земле. По всему миру распространено, в частности, поверье,
согласно которому, повредив следы, вы наносите вред оставившим их ногам. Туземцы
в Юго-Восточной Австралии верят, что они могут, положив на отпечатки ног острые
куски кварца, стекла, кости или древесного угля, сделать человека хромым.»

Исходя из выше приведенного, исследователь,  практикующий магический подход в
познании мира, идентифицируется с объектом, явлением   или при помощи ритуала,
молитвы, медитации, транса, гипноза получает  прямое знание на уровне бессознательной
реакции (тепло-холодно, да-нет). Такое знание можно назвать безмолвным знанием.

К примеру, исследователь, практикующий данный подход, изучая пламя сам становится
пламенем и получает все знание о пламени непосредственно. Данное знание позволяет
ему наносить ожоги руками.

В следующим выпуске мы погорим о связи стандартного (научного) и нестандартного
(магического) подходов.

 

Ваши пожелания, просьбы, замечания, вопросы Вы можете отправлять на адрес   
tursunov_timur@rambler.ru

 



До свидания, С Уважением Тимур и Ирина Турсуновы 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.spectr.magic
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное