Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Толкование сновидений

  Все выпуски  

Толкование сновидений


   В сегодняшнем выпуске мы публикуем рассказ о том, чем отличается подход к работе со сновидениями в трансперсональной психологии, от классического подхода. Подробнее (с картинками) ту же работу можно прочитать здесь.

    А 24-25 марта в Подмосковье пройдет уникальный шаманский тренинг-ритуал «Создание Ээрена-помощника». В тувинской шаманской традиции Ээрен-Помощник - это дух-помощник, который помогает помогает человеку в каком-либо деле. (Подробнее о том, как в Туве изготовляют Ээренов этом можно прочитать здесь). У шаманов десятки таких Ээренов, и не один шаман не начинает практику без Ээрена. При этом Ээрен может создаваться на самые различные задачи - и как дух-помощник, приносящий удачу, и на какую-либо конкретную задачу (например, на исцеление от конкретной болезни, на охрану от напастей, на бизнес, на привлечение в жизнь Любви). Ограничений два: Ээрен нельзя создавать на причинение вреда кому-либо, и Ээрен нельзя создавать, если он нарушает свободную Волю другого человека. Например, можно создать Ээрен на то, чтобы в мою жизнь вошла ЛЮБОВЬ, но нельзя создавать на то, чтобы ИМЯРЕК полюбил меня любимого.

   Тренинг столь же иррациональный, сколь и эффективный. Дух-помощник помогает всегда, вопрос, готов ли человек к тому, чтобы его желания исполнились. Подробнее о тренинге можно прочитать здесь.


   С 27 апреля по 1 мая мы ждем всех в Небуге - самом, наверное, увлекательном и интересном общетрансперсональном проекте, который организуется нашей командой. Фестиваль «Психология Будущего-3» - это Фестиваль, к которому готовятся задолго!

Павел Ушаков «Сновидения: от классики до трансперснальной психологии»



Тайна сновидений: психологический взгляд

   Давайте вспомним, как изменялись представления о роли сновидений в современной психологии. Ведь недаром идея Зигмунда Фрейда о том, что сновидения могут служить «царской дорогой в бессознательное», привела к тому, что сновидение стало центральной темой глубиной психологии.

   Свою книгу «Истолкование сновидений» Зигмунд Фрейд опубликовал в 1900 году. По мнению Фрейда, содержание сновидений связано с тем фактом, что определенные переживания оказываются неприемлемыми для сознательного ума. Следовательно, используя методы психоанализа, можно справиться с психологическими проблемами, с которыми сталкивается человек в обыденной жизни.

   При этом не стоит забывать, что Фрейд жил в викторианскую эпоху, в эпоху, когда даже упоминание о сексе находилось под запретом, поэтому большая часть психоаналитических интерпретаций сводится к подавленной сексуальности.

   К.Г.Юнг заметил, что сновидения обладают качеством «финальной причинности», скрывая за собой определенную цель. Он полагал, что многие образы и истории сновидений компенсируют ограничения нашего повседневного ума. Кроме того, Юнг впервые выдвинул идею, что существуют практические аспекты сновидений, которые можно интегрировать в повседневную жизнь.

   В 60-е годы в Институте Эсален в Биг Суре Фриц Перлз изменил представления о работе со сновидениями, показав, что каждый персонаж сновидения переживается в том, что он называл «здесь и сейчас». Иначе говоря, если Вам снится, что за Вами гонится маньяк с топором, то и Вы, и маньяк, и даже топор - все это Вы, различные части Вашего бессознательного ума, и чтобы понять, что несет сон, нужно отождествиться с персонажами сна.

   Резюмируя, можно сказать, что большинство психологов, работавших со сновидениями, обычно полагали, что в снах проявляется вытесненный материал или содержатся архетипические образцы, либо и то, и другое вместе. Терапевты, как правило, сосредоточивались на усилении содержания путем построения ассоциаций — исследования архетипических тем и разыгрывания ролей персонажей сновидения. Результатом такого рода работы обычно бывают рекомендации относительно того, что сновидцу следует изменить в своей повседневной жизни — добавить или убавить.
Сновидения: трансперсональный взгляд

   Однако далеко не все психологи соглашались с тем, что в сновидениях нужно искать тот смысл, который они имеют для сознательного ума - «эго». Прежде всего, это касается психологов, работающих в гуманистической и трансперсональной парадигме.В своей классической книге «Сновидение и нижний мир» Хиллман (1979) предостерегает, что работа со сновидениями должна «ограждать те глубины, из которых поднимаются сновидения... сферу души и все скрытое и невидимое, что управляет нашей жизнью».

   Пэт Берри (1974 и 1978) выдвинул идею, что сновидение обладает самодостаточностью: «Цель сновидения находится внутри самого сновидения», и его не всегда нужно «соотносить с сознательной установкой сновидца». Хотя Берри не рассматривает Сновидение как живое присутствие в моменте настоящего, он подчеркивает, что причину сновидения не следует всегда искать только в содержании личной жизни сновидца.

   Стивен Лаберж (1991) возродил интерес к осознанному сновидению, разработав методику, позволяющую обучать сновидящих сигнализировать во сне о начале сновидения. Патриция Гарфилд (1997) впервые связала работу со сновидениями с возможностью общения с умершими.

   Самой же эффективной (и самой современной) трансперсональной техникой работы со сновидениями является процессуальный подход Арнольда Минделла, являющийся синтезом идей квантовой физики с одной стороны, шаманизма, даосизма, буддизма и других духовных традиций - с другой стороны и юнгианского анализа - с третьей.

   Началом процессуальной психологии можно считать тот момент, когда квантовый физик Арнольд Минделл обратился к ближайшей ученице К.Г.Юнга, Мария Луизе Фон Франц, с просьбой помочь разобраться со своими очень яркими и необычными снами. Их общение привело к тому, что Арнольд Минделл стал классическим психологом юнгианского направления.

   Работая в качестве психолога Арнольд Минделл расширил юнгианскую работу со снами, дополнив ее методами работы с телом, движением, чувствами, и связав с проявлением телесных симтомов. Как он сам рассказывает в своей книге «Ученик создателя Сновидений», многие из идей, используемых в процессуальной работе, являются необубликованными идеями самого Юнга и его последователей. Так, базовая парадигма процессуального подхода имеет своим источником как современную физику, так и юнгианский анализ и древние духовные практики.

   К.Г Юнг умер 7 июня 1961 года. Его чрезвычайно интересовало взаимоотношение между сновидениями и физической реальностью. Последние годы своей жизни Юнг посвтил исследованию связей между психологией и физикой вместе с лауреатом Нобелевской премии, Вольфгангом Паули. Незадолго до смерти Юнг просил Марию Луизу фон Франц продолжить его исследования. И многие идеи процессуального подхода родились в результате бесед фон Франц и Арнольда Минделла о структуре реальности, числах, синхронности, психологии и физике. (Сама Мария Луиза фон Франц опубликовала в 1974 году книгу о единой основе физики и психологии «Число и Время».)

Ваджраяна, Абхидхармекоша, Дао, Кастанеда, квантовая физика:
один вкус


   Существует много подходов к глубочайшим уровням сознания, дающего начало обыденной реальности. В то время, как Юнг и Фрейд изучали сновидения и формулировали теории неизвестного субстрата человеческой личности, называя его «подсознанием» или «бессознательным», туземные культуры и даосы древнего Китая сосредотачивались на чувственном, дословесном уровне, на неясных чувствах и ощущениях.

    Австралийские аборигены называли это «Временем сновидения»; первые алхимики использовали термин «Unus Mundus» — Один Мир. Даосы говорили о «Дао, которое нельзя выразить словами». Физики говорят о непознанном на языке квантовой механике, где считается, что реальность возникает в результате наблюдения. Из квантовой механики следует, что до акта наблюдения субстанция материальной частицы распределена по всему пространству-времени.

   В современной квантовой физике есть много теорий доказывающих, что все что мы видим как в дневной реальности, так и в сновидческой является просто отражением вовне различных внутренних состояний, имеющих один источник. При этом проявления могут быть безгранично разнообразны по форме. Описание подобных современных теорий можно встретить и в древних текстах Ваджраяны и в знаменитом сборнике текстов буддийской метафизики Абхидхармекоше, откуда этот подход и взят представителями интегративного направления.

   Согласно процессуальному подходу, есть нечто, которое можно называть Глубиной, Душой, бессознательным, подсознанием, Пустотой, Дао, Путем, квантовой волновой функцией, Эманациями Орла, Источником, Сновидением Большого Кенгуру, Большим «Я», да, в общем, не имеет значения, как... которое пытается творчески выразить себя посредством нас. Это нечто - недуально, в нем нет конфликтов, разделений на «Я» и «Не-Я», «добро» и «зло».

   Проходя через фильтры нашего восприятия, нашего сознания, послания этого Источника сначала преобразуются в неясные чувства, заигрывания, сны (то, что Минделл называет Страной Грез), а затем транслируется на уровень повседневной реальности - в виде событий, отношений, телесных симптомов и прочее. В отличие от классического психологического подхода, и сны, и заболевания, и конфликты в отношениях, и зависимости - все это лишь веточки на одном и том же дереве Глубинного Послания.

   Причем поначалу, когда наша Глубина только пытается донести нам весть, она начинает мягко и нежно нашептывать нам на ухо, в виде снов и неясных посланий, предчувствий и ощущений. Но мы - люди умные и рациональные, и поскольку склонны понимать только послания вида «Топор в спину» или «Камень по голове», дожидаемся когда гром на дворе грянет. Гром обычно гремит в виде заболеваний и конфликтов в отношениях, хотя бывают и варианты.

   Если ОСОЗНАТЬ послание Глубины и привнести его в обыденную жизнь, то «гром перестает греметь».

   Послания Глубины можно сравнить со стремительной рекой: если запрудить реку, она просочится и найдет другое русло или, того хуже, снесет ближайшее поселение и что-нибудь разрушит. При этом эту реку нельзя назвать плохой или хорошей - она просто есть. Ее можно использовать и на орошение пустыни, и для создания оазиса. И каждый сам для себя выбирает, слушать или не слушать послание Глубины.

   Если перевести метафору на уровень обыденной реальности, то можно описать это следующим образом:
  • Сначала человек начинает ощущать послания Глубины в виде неясных предчувствий, намеков, заигрываний. Чаще всего, поскольку люди в современном обществе УМНЫЕ, и пользуются только 10% своего ума (рациональным сознанием), отмахиваясь от чувств и переживаний как от назойливой мухи, на эти переживания человек просто не обращает внимания.

  • Затем послания начинают проявляться в виде снов. При этом ГЛУБИННЫЙ смысл снов, подводная часть находится в чувственной сфере, в эмоциях и ощущениях, которые испытывает сновидец переживая видения различных образов. Стандартная интерпретация в виде сонников не работает, да и работать не может, поскольку образы - лишь склеивающий материал в ткани сновидений, и подбираются из личной истории сновидца. При этом одно и то же послание для одного и того же сновидца в разные моменты времени будет сновидится с использованием различных образов, и, наоборот, в разных посланиях могут использоваться одни и те же символы и образы.

  • Если человек не слышит посланий (не обращает внимания на знаки, заигрывания, отгораживается от посланий снов с помощью сонников и т.д.), то послание начинает прорываться по другим «руслам». Чаще всего, это каналы отношений и телесных симптомов.

  • Обычно и этих посланий человек не понимает. Далее следует распад отношений (или потеря той глубокой, тонкой нити, которая связывает две некогда близкие души) и физические заболевания. Чаще всего, и то, и другое. Например, ни для кого не является секретом, что огромная часть женщин имеет проблемы в области женского здоровья. Обычно это напрямую связано с нерешенными ситуациями во взаимоотношениях.

В избранное