Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Память. Интеллект. Успех"

  Все выпуски  

"Память. Интеллект. Успех"


Выпуск
118

 

Электронная рассылка
"Память. Интеллект. Успех."

Память. Интеллект. Успех.

 

Здравствуйте!

Сегодня тема, которая время от времени всплывает в рассылке, статья на которую регулярно публикуется в разных вариациях, но просьбы всё равно приходят – рассказать о тактике и стратегии подготовки к экзаменам. И я сегодня опубликую уже выходившую статью, но в ней есть нюансы, которых не было раньше. Причём нюансы вроде и не очень большие и заметные, но весьма существенные в плане результативности.

Но сначала – новость.

НОВОСТЬ

Я уже писал, что в силу загруженности делами по новым проектам и решил приостановить ведение семинаров и тренингов. Решение верное, как показала практика, но всё же… Всё же я почувствовал, что держать форму надо и хоть изредка, но семинары и тренинги проводить.

Поэтому я решил проводить по два тренинга в год в Москве и Минске. И наметил дату московского тренинга.

Итак, тренинг по развитию памяти и интеллекта «Память. Интеллект. Успех» в Москве состоится 18-19-20 и 2-3-4 июля. Хочу отметить, что это не два семинара, а один, разбитый на два этапа.

И поскольку семинару веду редко, то уж поверьте – программа будет – ахнете! Уж выложусь, так выложусь. И перерыв в семинаре по этому поводу между циклами замыслил приличный.

Сроки выбраны из соображений, что экзамены уже пройдут, время появится для занятий. Но с другой стороны, летние уикенды с дачами, пикниками на природе и так далее могут помешать принять участие в семинаре. Посему даты обсуждаемы и мнения принимаются.

Более подробную информацию о семинаре, программе, условиях Вы можете получить, послав запрос на адреса pobeda@anitex.by и Mozart@anitex.by.

А теперь вполне логично перейти к статье

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УСВОЕНИЯ БОЛЬШИХ

МАССИВОВ ИНФОРМАЦИИ

Хочу сказать, что эта статья не предполагает какого-то системного курса, в рамках рассылки это просто нереально сделать, но на некоторые аспекты всё же обратить внимание следует. Как раз именно они могут привести к совершенно чудодейственным результатам.

1.      Психология.

У многих чувствуется некоторый страх перед предстоящим экзаменом и/или большим объемом информации. Этот страх в заметной степени может парализовать все усилия, сколь бы плодотворными они не казались. Мысль «Боже, это невозможно!» делает это на самом деле невозможным. Например, в беге на 400 метров все считали, что их пробежать быстрее, чем за 40 секунд, невозможно в принципе. Нашелся, правда, один безграмотный, который понятия об этом не имел. И пробежал за 39,5. Между прочим, после этого толпы бегунов стали легко преодолевать рубеж 40 секунд. Потому что ушел страх и мнение «это невозможно».

Что делать применительно к экзамену? Настраивать себя психологически.

Ранее я рекомендовал афирмации, психологические настрои и так далее. И хочу сказать, что за них мне не стыдно, они прекрасно работают.

Но сейчас я отошёл от этого благодаря тому, что после многолетних поисков открыл замечательную систему КЛЮЧ Хасая Алиева.

Хасай и я выпустили видеокурс «СверхОбучение и Творчество» по методу КЛЮЧ Хасая Алиева», который может послужить заметным подспорьём в решении проблемы, которая обозначена в заголовке статьи.

…Есть у Вас друг, с которым вы готовы пойти в разведку? Наверняка. Чувствует он о то, что Вы так к нему относитесь? Тоже наверняка. Платит ли он Вам взаимностью? Наверняка. Предположим, что Вы засомневались в нем. Пусть вы даже напрямую об этом не говорите, но друг это почувствует. И начнет потихоньку Вас подводить, что будет вполне логичным. А теперь на место друга поставьте свою память. Как она отреагирует на Ваши мысленные стенания насчет «Боже, я это не могу запомнить»?

Надеюсь, эта аллегория Вас убедила в важности серьёзной психологической подготовки Вашего интеллекта.

И даю ещё один маленький совет – отмечайте каждый свой пусть и небольшой, но успех. Запомнили формулу – сказали себе что-то приятное про себя же, поняли и запомнили раздел учебника – поощрили себя мороженым, не просто мороженым, а «мороженым за успех». Вроде мелочь, но мои наблюдения показали, что в случае регулярного применения чудесно срабатывает.

2. Обстановка.

Вот тут читайте внимательно. Обычно такой раздел проскакивают, так как там идут вполне понятные, но набившие оскомину, рекомендации проветривать, освещать, навести порядок и тому подобное. Правда, рекомендации эти верные и соблюсти их не мешает.

Я же назвал так этот раздел потому, что просто не придумал, как назвать по-другому. Сначала – краткие рассуждения.

Любая мысль – это движение. И вообще всё на свете – движение. Концентрация внимания – тоже движение. А что такое внимание в упрощённом виде, в том, как его обычно понимают? Способность удержать в поле зрения один объект. В то же время это означает отсутствие движения. Некоторые психологи даже считают, что высокая степень концентрации противоестественна. И как же быть? И почему всё же получается достаточно продолжительное время заниматься, скажем, химией или бухучётом?

Заниматься получается только тогда, когда начинается движение. Постоянные отвлечения, телодвижения в виде, например, покачивания ногой или ещё что-то в этом духе, жевательная резинка, попивание чайку во время занятий и так далее. Но это не повышает всё же КПД, вернее, хоть и даёт эффект от занятий, но не позволяет достичь максимума эффективности.

Я не буду больше теоретизировать, а просто приведу практическую рекомендацию, которая зарекомендовала себя очень хорошо.

Соединить умственную работу и физическую.

А теперь конкретно. Никто не говорит, что при изучении химии недурно было бы и посуду вымыть или огород вскопать. Правда, я уже писал не так давно о том, что при выполнении механической работы очень хорошо, например, у меня идут учебные аудиозаписи. Но всё же подготовка к экзамену или просто работа с информацией предполагает работу с книгой, конспектом, ведением каких-либо записей, просмотра справочников. И тут «тупая» механическая работа может и не пройти.

Следует поступить так. Плацдармом для умственной деятельности сделать Вашу комнату. Разложите учебники, конспекты, таблицы и так далее в разных местах комнаты. И передвигайтесь от «объекта» к «объекту». Но только в этом случае пауз на поиск материалов не должно быть, Вы не должны искать книгу, а сразу брать её на полке.

Предположим, я занимаюсь по одной книге. В таком случае я с книгой передвигаюсь по комнате. На одном месте нахожусь недолго. Прочёл пару абзацев, счёл нужным что-то записать – переход на новое место.

А лучше всего использовать «метод повышения интереса», который хорошо изложен в моём видеокурсе «Чтение и Конспектирование», и который (в смысле - метод) также имеет максимальную эффективность в случае включения в процесс физических движений.

Вообще эта тема меня увлекла – включение движения в процесс учёбы, поэтому дальнейшие более подробные публикации я не исключаю.

  1. Запах.

Не будем игнорировать этот инструмент помощи нашему интеллекту. Во время занятий распыляйте запах лимона. Вроде все просто, но японцы доказали, что это на 20% повышает мощь интеллекта. Немало, верно?

И не могу не сказать о «запаховых генераторах». Устроены они чрезвычайно просто – пластмассовая коробочка из-под фотопленки, в которую помещены кусочки губки. Небольшими кусочками, примерно наполовину. В каждую коробочку время от времени закапывать какие-либо эфирные масла.

Затем следует подумать – а можно ли как-то структурировать изучаемую дисциплину на несколько? Например, если это медицина, то скажем, на фармакологию, заболевания ЖКТ и так далее. Всего желательно получить примерно четыре-пять таких разделов. И при изучении каждого раздела время от времени «включать запаховый генератор», то есть просто вдыхать определенный запах. Само собой, что свой запах для каждого раздела и по ходу дела менять этот запах нельзя. На экзамене Вы используете «свой» запах при вспоминании ответа на вопрос из соответствующего раздела.

Тоже вроде все как-то несерьезно немного смотрится. А, между тем, многие студенты с удивлением отмечали, что полученный эффект намного превзошел все их даже самые смелые ожидания! Один парень, например, рассказывал, как «открыл я на экзамене коробочку, только запах учуял, как тут же моментально успокоился и знания чуть ли не сами из меня полились».

Если Вы боитесь, что батарею коробочек на экзамене Вам не дадут использовать, то тогда используйте на все случаи запах лимона. Но все же, если есть возможность, использовать разные запахи, то обязательно ею воспользуйтесь.

4.        График занятий.

Если Вы будете читать все подряд, то интерференция мозговой деятельности даст о себе знать и пойдет так называемое «затаптывание следов памяти». То есть нельзя однородный материал изучать слишком долго. Это первая предпосылка.

Вторая заключается в том, что человек на чем-либо может держать внимание в течение 40 минут, после чего уже ничего не поможет его удержать, скажем, на предмете изучения. Максимум внимания во время занятий достигается через 20 минут после начала занятий. Психологи установили, что оптимальный размер учебного часа – 30 минут. Внимание уже начинает уходить, но уровень его все же еще достаточен для плодотворной учебы. Это открытие, правда, полностью игнорируется при составлении графика занятий в институтах.

После тридцати минут перерыв в занятиях просто обязателен! Иногда спрашивают: «А что делать, если поймал кураж, все так и прёт, неужели все равно останавливаться?». Как говаривал Жириновский: «Однозначно!». Тут еще дело и в том, что даже, несмотря на то, что предмет Вам интересен, и Вы все понимаете, что читаете, уровень запоминания падает. Сколь было случаев, когда кто-либо, с упоением читавший учебник страниц на 300 безо всякого перерыва с ужасом замечал на 290 странице, что он почти ничего не помнит из прочитанного.

В общем, вот график занятий.

Первая серия. 30 минут занятий – 3 минуты перерыва - 30 минут занятий - 5 минут перерыва - 30 минут занятий - 10 минут перерыва - 30 минут занятий - 5 минут перерыва - 30 минут занятий - 3 минуты перерыва - 30 минут занятий - 5 минут перерыва – перерыв не менее часа. Изложим проще, в цифровом, так сказать, виде.

30 – 3 – 30 – 5 – 30 – 10 – 30 – 5 – 30 – 3 – 30 - 1 час.

И не вздумайте манкировать большим перерывом! Дорого обойдется!

Вторая серия - все то же самое, только перерывы увеличиваются вдвое. Да, да, и часовой до двух часов.

Третья серия – перерывы увеличиваются втрое. Четвертая серия может состояться только на следующий день! И не гоните прочь вредоносные соображения вроде «время нужно использовать по максимуму, потом отдохну». Загубите все дело.

Теперь о самих перерывах. Перерывы никак не должны быть связаны с учебой. Физические упражнения, забавы с домашним любимцем… Максимум отвлечения! Большие перерыв эффективнее всего, если они используются для сна. Эбингауз доказал, что если после занятий сразу же лечь спать, то уровень забывания минимальный. Кстати, о недосыпе тоже речи быть не может.

И последнее. Помните о разбиении материала, пусть даже условном? Так вот, постарайтесь сделать так, чтобы в соседних тридцатиминутках изучать материал разных разделов.

5.        Повторение.

Даже самый интересный материал, самые яркие образы через трое суток начинают стираться, если они, конечно, не вызвали сильного эмоционального потрясения или хотя бы впечатления. Не думаю, что учебный материал на это способен.

Тот же Эбингауз доказал, что скорость забывания изученного максимальна в первые 10-15 минут после окончания занятий. В чем, кстати, таится некоторый подвох, который многих подводит. Прочел человек параграф, все понял и во всем разобрался… И повторение через 10-15 минут ему кажется совершенно ненужным. Чего повторять, коли только что учил? А не спрашивает себя он во время сессии, почему пришлось перед экзаменом в течение трех суток без сна и отдыха устраивать штурмовщину? Нести осторожненько знания как сосуд драгоценный на экзамен, боясь расплескать, чтобы после вымученной оценки вздохнуть облегченно и этак лихо сказать: «Сдал – и забыл!», в некоторой степени даже бравируя этим?

Итак, через 10 минут после изучения темы, параграфа, раздела извольте повторить пройденное. Уровень запоминания резко увеличивается. Еще один повтор сделайте через примерно сутки-двое. Причем каждый последующий повтор должен быть короче предыдущего.

И ещё важнейший аспект. Никогда не повторяйте материал «одинаково». Прочли – при повторении меняйте интонации, меняйте место, где повторяете, меняйте скорость повторения.

Очень полезно повторить материал не в том порядке, в котором учили. Скажем, параграф в учебнике посмотреть не следуя по тексту, а в случайном порядке.

Запомните – без повторения материала он может у Вас выветриться до экзамена.

И никогда не занимайтесь повторениями в день экзамена, а лучше займитесь разделом первым этой статьи.

6.        Использование музыки.

Музыка может минимум втрое поднять эффективность запоминания и обучения. Не буду вдаваться в подробности, только позволю привести себе некоторые рекомендации.

Заниматься желательно под наши музыкальные программы серии «Музыка Интеллекта» - «СуперПамять» - 1 и 2, «ГиперВнимание и Концентрация».

В случае работы с особо однородным материалом используйте «200% КПД Ума».

В случае повторения материала или работы с хорошо известным или выученным ранее – программы «Музыка CверхОбучения» - 1 и 2.

В случае обдумывания материала, нахождения связей между новой информацией и хорошо известной, подготовки реферата и тому подобное – «Активное мышление» - 1 и 2.

Каждый день хоть раз, но обязательно прослушайте «Энергия Мозга» - 1 или «Энергия Мозга» - 2.

В перерывах, перед сном, после пробуждения – «Уроки Природы» согласно приведенным на обложке диска рекомендациям.

Только запомните, что эти программы должны быть фоном, не делайте их звучание громким. Поверьте, они в ситуации фона лучше сделают свое дело.

7.        Заучивание наизусть.

Если Вы полагаете, что многократное прочтение того, что нужно заучить наизусть, даст хорошее запоминание, то это заблуждение.

Лучше всего, если учебник у Вас имеется в электронном виде. Вы просто, например, удаляете все буквы, кроме крайних в словах, и пытаетесь вспомнить изученное по этим «подсказкам».

Например, фразу «Флуктуации электрического сопротивления кожи часто связаны с эмоциональными состояниями» нужно не тупо читать многократно, а прочесть один раз, а затем попытаться вспомнить ее с помощью «подсказки» «Ф…….и э………..о с……….я к…и ч…о с….ы с э………..и с………….и». Можно оставить букв и чуть побольше. Количество точек в словах с «выброшенными» буквами совершенно не обязательно должно совпадать с количеством этих самых букв. Точки просто примерно подчеркивают длину слова. Ведь все равно вы не будете считать точки во время повторения, да это и просто тяжело.

Если таковой «подсказки» нет или сделать ее сложно, то, просто прочтя раз, не начинайте сразу читать все по новой, а, прежде всего, постарайтесь припомнить что-либо, и только потом читайте еще раз.

Процесс заучивания и запоминания должен быть активным!

Для запоминания наизусть чаще всего используется программа «Музыка СуперПамяти» - 1 и 2.

8.        Ведите краткие конспекты.

Такие конспекты очень полезны для повторения материала. Только не старайтесь просто переписывать учебник, а только выписывайте ключевые слова и понятия. Делайте это аккуратно. Желательно вести такие конспекты тремя-четырьмя цветами на бумаге желтого цвета. Такое сочетание позволяет включить визуальные каналы и заметно облегчить как запоминание, так и вспоминание. Причем цвета ручки меняйте так, как Вам захочется, а не старайтесь впадать в раздумия «что каким цветом писать».

И ещё. Повесьте большой лист на стену и записывайте на нём формулы, ставьте оценки Вашему пониманию материала, пишите названия разделов и так далее. Сделайте такую художественную картину «Подготовка к экзамену». Между прочим, разглядывание этого «батального полотна» очень сильно способствует хорошему запоминанию материала. Сам проверял.

9. Услышьте себя!

Я уже много писал о пользе включения дополнительных каналов восприятия информации, в частности, много времени уделил одному приборчику – «Тренажёр памяти речеслуховой». Не буду описывать долго, лучше перейдите по ссылке http://trenajer-pamiati.com/default.htm.

Вот видите, целых девять пунктов. И все они позволяют заметно усилить Ваш интеллектуальный КПД. Но самое главное…

Впрочем, об этом в одном из следующих выпусков рассылки.

Удачи всем и во всём!

 

Иван Иванович Полонейчик

pobeda@anitex.by

Mozart@anitex.by

 

Наши разработки:

 

-  Видеокурс «Здоровый образ жизни по методу КЛЮЧ»

-   Видеокурс «Форсированное овладение иностранными языками»

-    Видеокурс «Эффективные психотехники. Часть 1»

- Видеокурс «Эффективные психотехники. Часть 2»

- Видеокурс «Чтение и конспектирование»

 

 

 

 

 



Станьте автором рассылок на Subscribe.ru! Это просто!


В избранное